Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Оценка отношения общества к инвалидамСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Картина общественного отношения к инвалидам определяется множеством факторов, из которых наиболее важными являются: - информированность об инвалидах и их проблемах; - исторические предпосылки к интеграции; -
- экономическое положение страны и ее отдельных граждан; - развитость демократических институтов общества; - наличие законодательных актов, защищающих права инвалидов. При проведении опроса выявлено положительное отношение большей части населения (рис. 17) к инвалидам; Специалисты, работающее детьми, страдающими церебральным параличом, относятся без неприязни и к другим группам людей с проблемами: инвалидам по зрению и слуху — 91%, людям с психическими нарушениями — 88%. У остальной части опрашиваемого населения положительное отношение превалирует над равнодушным и отрицательным. Например, положительно относятся к инвалидам детства 64% молодежи, 71% интеллигенции и 68% пенсионеров. Аналогичная картина наблюдается (рис. 17) и по отношению к другим группам инвалидов. >Следует также отметить, что безразличие высказано чаще, нежели негативизм. Однако по отношению к людям с психическими нарушениями отрицательные чувства преобладают над иными. Негативное отношение к лицам с психическими отклонениями выказали 51% молодых людей, 46% интеллигентов и 54% пенсионеров. Причины полученной картины отношений раскрывает ответ на вопрос о положительных и отрицательных качествах инвалидов (рис. 18, рис. 19).Данный вопрос явился единственным, при ответе на который точки зрения специалистов и обывателей не слишком разнятйЯ;: Среди положительных качеств чаще всего отмечается терпение (в среднем в 49% ответов). Так считают 42% специалистов, 33% молодежи, 54% интеллигенции и 66% пенсионеров. Отмечая основным положительным качеством людей с особыми нуждами терпение, обыватели косвенно подчеркивают,-что в стране не созданы условия, при которых инвалиды чувствовали бы себя в обществе комфортно. Реже других положительным качеством инвалидов называется работоспособность (в среднем в 13% ответов). Раскладка мнений об отрицательных качествах инвалидов Достаточно равномерна (рис 19). Разброс наблюдается лиш£ понеко-торым позициям. Специалисты не отмечают у людей с проблемами значительного недоверия к окружающим (16%), считая главным недостатком инвалидов чрезмерное чувство жалости к себе (43%). Объяснение здесь, возможно, кроется в специфических условиях, созданных для инвалидов во многих специальных (коррекцион-ных) учреждениях, при которых формируется иждивенческая позиция. Многие дети-инвалиды считают нормой получаемые от государства льготы и обеспечение, называя к тому же их недостаточ-
ными. Воспитатели пенсионного возраста, количество которых достаточно велико, часто поддерживают их в этом вопросе. Оптимальным местом для обучения детей-инвалидов большинство респондентов считает специальную школу (рис. 20). Такой выбор обусловлен двумя основными причинами: — лучшие условия для обучения «особых» детей; - «забота» о здоровых детях. Даже большинство специалистов, работающих с инвалидами-опорниками (52%), являются сторонниками специальных учебных заведений, т. е. выступают за педагогическую дифференциацию (раздельное обучение). С целью конкретизации отношения к людям с проблемами респондентам предложено было высказать свое мнение к различным социальным ролям инвалидов (рис. 21). Аналогичный опрос проводился в 1992 году Лабораторией психологических проблем реабилитации инвалидов при ЦИЭТИНе (рис. 22). Сравнение диаграмм по трем группам респондентов показывает незначительное изменение к лучшему в отношении к инвалидам. При этом в одинаковой степени учитывались мнения групп: специалисты, молодежь, интеллигенция. При подсчетах не учитывались мнения респондентов, которые выказали равнодушное отношение. Ухудшение отношения к инвалидам — соседям по квартире, наверное, вызвано ростом негативного отношения к коммунальным квартирам в целом или психологической несовместимостью с посторонним человеком-инвалидом. По прочим социальным ролям инвалидов, значившимся в перечне вариантов, процент респондентов, выказавших положительное отношение, в 2000 г. был большим, чем в 1992 г. Следует отметить, что подавляющее большинство респондентов (87%) согласно на проживание в одном доме с инвалидами, но возражает против соседства по квартире (26%). Наибольшее единодушие респонденты проявили во мнениях о возможности инвалиду быть подчиненным. Максимальная полярность суждений (от полного одобрения до категорического неприятия) прослеживается во мнениях возможности инвалида быть учителем ребенка. Результаты опроса о необходимости предоставления льгот инвалидам показывали, что почти все респонденты согласны с необходимостью льгот при проезде в общественном транспорте, при лечении, считают уместной пенсию по инвалидности. Однако при поступлении в вузы и техникумы, при приеме на работу льготы го-
тово предоставить гораздо меньшее число опрошенных. Некоторые респонденты заявляют о нежелании делиться «своими» рабочими и учебными местами, что является элементом социальной дискриминации по отношению к инвалидам. Парадоксально, но при этом большинство респондентов высказываются за принятие государственной программы трудоустрой- § ства инвалидов. По всей видимости, они имеют в виду создание закрытых предприятий, на которых будут трудиться одни инвалиды. Современное отношение общества к инвалидам можно в целом охарактеризовать как положительное. С предубеждением обыватели относятся лишь к лицам с психическими нарушениями. Отмечая в качестве наиболее часто встречающейся в характере инвалидов такую черту как терпение, здоровые люди тем самым косвенно признают огромное количество трудностей, с которыми инвалидам приходится сталкиваться в повседневной жизни. Признавая множественность проблем инвалидов, общество готово предоставить людям с особыми нуждами ряд льгот, что свидетельствует о гуманном отношении к инвалидам. Права инвалидов и предоставляемые им льготы закреплены законодательно. Большая часть общества согласна с необходимостью государственной программы трудоустройства инвалидов. Такая программа действительно должна быть разработана и принята. Вместе с тем, готовность общества к интеграции с инвалидами еще достаточно низка. Многие из опрошенных людей считают, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных школах, не согласны с предоставлением льгот инвалидам при поступлении в высшие учебные заведения и приеме на работу, т. е. здоровые граждане, выказывая необходимость заботы об инвалидах, зачастую не готовы признать их полноправными членами общества. Закон РФ «Об образовании» предоставляет родителям детей-инвалидов возможность выбора учебного заведения. Многие дети-инвалиды действительно способны обучаться в массовой школе, но процесс интеграции тормозится недостаточной информированностью родителей таких детей о своих правах и неготовностью массовой школы к обучению детей с отклонениями в развитии Отношение к людям с проблемами может служить индикатором развитости общественного сознания. В последние годы это отношение несколько улучшилось, увеличилось количество социальных ролей, отводимых инвалидам. Можно констатировать, что мы находимся на этапе перехода от благотворительности по отношению к инвалидам к подлинному равенству и участию.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 515; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.12.236 (0.01 с.) |