НАРУШЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НАРУШЕНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ



Теоретические предпосылки нейропсихологического

Исследования

Изучение многоуровневой иерархической организации психи­ческих процессов и функций при дизонтогенезе требует не только возрастного, но и тщательного структурного анализа. Разработан­ный отечественными учеными подход к психическим процессам как к сложно организованным функциональным системам, рабо­тающим в результате взаимодействия высокодифференцированных мозговых структур, где каждая из них вносит свой вклад в ди­намическое целое, является важной теоретической предпосылкой при анализе дизонтогенеза.

Еще в исследованиях Л. С. Выготского (10, 12) подчеркивалось, что в эволюционном развитии высших центров низшие (более ста­рые) центры не утрачивают своего назначения, но начинают функционировать в новом режиме под управлением высших центров. Эти теоретические предпосылки чрезвычайно важны в анализе психических функций при раннем поражении мозга, когда функ­циональные структуры еще не сформированы, например при

ДЦП.

В нейропсихологических исследованиях взрослых больных с органическими поражениями головного мозга были выявлены вы­раженные изменения межполушарных взаимодействий. Установ­лено, что поражение правополушарных структур приводит к изме­нению психосенсорных процессов, обусловливая нарушения чув­ственного познания внешнего мира и самого себя. При поражении левого полушария в большей степени страдают психомоторные и речевые процессы, что негативно влияет на абстрактные функции.

Исследования детских нейропсихологов проводились в двух основных направлениях: изучение очаговых поражений мозга у де­тей на различных этапах онтогенеза (68) и изучение комплекса нарушений высших психических функций, складывающегося из дизонто-генетических симптомов (33, 43, 45, 46, 57, 84).

Э.Г. Симерницкой (68) на основе обобщения результатов ней-ропсихологического исследования психических процессов при повреждениях головного мозга-в детском возрасте были подтверж-

 

 

дены положения Л. С. Выготского (12) о том, что мозговые механизмы, обеспечивающие осуществление психических функций,у детей являются иными, чем у взрослых, ив процессе онтогенетического развития изменяется не только структура психическойфункций, но и ее Мозговая организация. Функциональная неравнозничность различных отделов головного мозга в детском возрасте отчетливо выступает как на межполушарном, так и на внутри- полушарном уровнях.

Мозговая организация психических процессов не остается неизменной в онтогенезе и претерпевает ряд существенных перестроек. С наибольшей отчетливостью возрастная динамика функциональной организации мозга, проявляется при анализе механизмов межполушарного взаимодействия. При поражении левого полушария у детей правое полушарие не испытывает тормозящего влияния со стороны патологического очага, оно имеет у детей больше возможностей для пластичности и компенсации речевых расстройств, чем у взрослых (84).

В процессе онтогенеза изменяются механизмы и внутриполушарного взаимодействия. Проводя нейропсихологический анализ памяти у детей с очаговыми поражениями мозга, Э.Г. Симерницкая (68) выявила высокую корреляцию снижения объема слухоречевой памяти с поражением левой височной доли, В перцептивной сфере были отмечены связи нарушения зрительного восприятия с поражением затылочной доли и нарушения зрительно-конструк­тивной деятельности с поражением теменной доли.

Нейропсихологический подход при изучении высших психи­ческих функций у детей с очаговыми поражениями головного моз­га позволил приблизиться к решению важнейших вопросов, свя­занных как с общими принципами мозговой организаций психи­ческих процессов, так и с закономерностями ее формирования в онтогенезе. Развитие высших корковых функций предполагает не столько дифференциацию, сколько интеграцию различных от­делов головного мозга, обеспечиваемых формированием межполу-шарных и внутриполушарных связей.

С позиций концепции межполушарной асимметрии мозга обычно рассматривается лишь нарушения высших психических функций (ВПФ), причем без их соотносительного анализа с резуль­татами клинического, морфологических и функциональных иссле­дований.

Вместе с тем, знание особенностей мозговой организации ВПФ, а также формирование в онтогенезе функциональной асим­метрии мозга в условиях его раннего поражения чрезвычайно важ­но Для понимания пластичности и восстановительных способнос-

 

 

тей мозга при коррекции и реабилитации детей с различной пато­логией мозга.

И. Ф. Марковская (46, 47) провела нейропсихологическое ис­следование детей с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Ею были выделены две группы детей: в пер­вую группу вошли дети с преобладанием незрелости морфо-функциональных структур, во вторую группу — дети с более выраженной симптоматикой органического повреждения мозговых структур. В первой группе наблюдался синдром психического инфантилиз­ма, а во второй — психоорганический синдром с преобладанием нарушения интеллектуальных предпосылок в виде органической дефицитарности высших корковых функций. Нейродинамические нарушения в первой группе характеризовались истощаемостью и нестойкостью психического тонуса, а во второй повышенной истощаемостью и инертностью психических процессов.

В последующих нейропсихологических исследованиях неуспе­вающих младших школьников были выделены две причины, обусловливающие недостаточную сформированное отдельных функ­циональных систем психики ребенка (57). Первая из них обознача­ется авторами как «иррегулярность психического развития ребен­ка», т.е. отклонение от нормы, неподчиненность определенному порядку, неравномерность, возникающая в силу индивидуальных особенностей онтогенеза ребенка и не связана с какими-либо орга­ническими нарушениями. Второй причиной неуспеваемости считаются «минимальные мозговые дисфункции», при которых про­исходит изменение функционирования отдельных мозговых структур или мозга в целом, С учетом этих особенностей разрабо­таны специальные методы нейропсихологической коррекции.

Нейропсихологические исследования детей с отклонениями в сенсорном и интеллектуальном развитии показали, что с увели­чением тяжести сенсорного и психического дефекта возрастает функциональная активность правого полушария, и гиперфункция правого полушария компенсирует дефицит функциональной ак­тивности левого полушария (84).

Т.Б. Глезерман (13) изучала минимальные мозговые дисфунк­ции у детей и их родственников с целью выявления генетического наследования некоторых форм нарушения высших корковых фун­кций, связи между нейропсихологическими синдромами и структурно-уровневыми характеристиками интеллекта. Было выявлено, что нейропсихологические особенности оказывают специфичес­кое влияние на структуру интеллектуальных функций и опосредо­ванно воздействуют на общий уровень умственного развития. Пря­мой связи между показателем интеллекта и характером дефекта

 

 

 

у взрослых больных не наблюдается, при одинаковом развитии ин­теллекта могут быть различные по локализации и степени тяжести нарушения.

Использование психометрических методов в сочетании с ней-ропсихологическими, предложенное Т.Б. Глезерман (13), имеет, на наш взгляд, важное значение при исследовании нейропсихологических синдромов у детей. Такой подход позволяет выявить не только уровневые, но и структурные характеристики интеллекта у каждого обследуемого, определить значимость изучаемых функ­ций в общей структуре интеллекта, выделить характер нарушения и его локализацию.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.152 (0.016 с.)