Нарушение коммуникативных функций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение коммуникативных функций



Общение следует рассматривать в качестве специфической формы деятельности человека и одного из главных регуляторов его социального поведения. Общение оказывает решающее влияние на формирование личности, ее содержательных и формальных ха­рактеристик, психических процессов, свойств и состояний.

Обязательным компонентом общения является гностический компонент — познание людьми друг друга в совместной жизни и деятельности. Способность к общению складывается из умения разбираться в людях и верно оценивать их психологию, адекватно эмоционально откликаться на состояние и поведение окружаю­щих, умения выбора способа обращения с окружающими, адекват­ного с точки зрения, как общественной морали, так и индивиду­альных особенностей общения.

Общение— это многоплановый процесс установления и раз­вития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Он включает в себя обмен информаци­ей, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и по­нимание другого человека.

В первые годы жизни речь ребенка возникает и развивается в процессе общения. Общение у новорожденных и у детей раннего возраста подразумевает способность останавливать внимание на лице, речи, зрительных и слуховых раздражителях. Уже в доречевом периоде формируются разные способы общения.

М.И. Лисиной (1974-1981) были выделены три основных этапа в процессе овладения речью как средством общения: довербальный, этап возникновения речи и этап развития речевого общения. Эмоциональное ситуативно-личностное общение со взрослым, доминирующее в первом полугодии жизни ребенка, является не­обходимой предпосылкой для формирования речи. При этом важ­ное место в развитии общения играют его невербальные формы: крик, плач, улыбка, взгляд.

Крик протекает на фоне отрицательных эмоций и является ак­тивным средством коммуникации. Плач становится средством об­щения постепенно.

Плач детей с церебральным параличом в возрасте нескольких месяцев жизни значительно отличается от плача здоровых детей. Характер плача ребенка, его выразительность, тональность, инто­национная окраска, сила, продолжительность и ритм, позволяет установить характер расстройств. Плач больных детей обычно за­тухающий, монотонный, аритмичный, быстро прерывающийся, фрагментарно однотипный (54).

 

 

Речь как основное средство общения, развивается через движе­ние и в социальном контакте, и ее основа закладывается еще на первом году жизни ребенка. Когда у ребенка при ДЦП имеются отклонения сенсомоторной сферы, управления мимикой лица и жестами, кинестетического восприятия, контроля за дыханием и передвижением, артикуляции, звукопроизношения исчезает воз­можность детей самостоятельно реализовывать себя в окружающем мире. Все это оказывает непосредственное влияние на развитие коммуникативной деятельности и психическое развитие в целом.

У детей с ДЦП функция общения развивается неравномерно, в отличие от здоровых детей. Наиболее развитыми при ДЦП в 2-3 года оказываются мотивы, формы и потребности общения, Пос­леднее место занимают средства общения. Нарушение артикуля­ции и координации движений неблагоприятно отражается на про­цессе общения со взрослым. Также отрицательно сказывается на общении неспособность выразить собственное эмоциональное со­стояние (16).

В отличие от здоровых детей первых трех лет жизни дети с ДЦП ведут себя пассивно и не проявляют особого желания к сотрудниче­ству со взрослым. Они не стремятся по собственной инициативе к общению, но при настойчивом побуждении и поддержке, устанав­ливают контакты. При обращении к ним взрослого, дети обменива­ются впечатлениями и периодически ищут поддержку и внимание взрослого. Экспрессивно-мимической речью, в отличие от здоро­вых детей пользуются крайне редко, чаще употребляют жесты.

Детям, страдающим ДЦП, требуются побуждения взрослого, для того, чтобы принять участие в процессе общения. Их действия с игрушками и предметами носят единоличный характер, редко появляется желание действовать, совместно со взрослым или под­ражать его действиям. Дети не обращают внимание на взрослого, игрушка или какое-нибудь новое занятие интересуют их больше, чем вступление в контакт со взрослым. Не наблюдается активного стремления разделить игру с партнером или обратиться к нему.

В процессе общения дети 2—3 лет с ДЦП крайне редко пользу­ются речью. Экспрессивно-мимические средства общения, ожив­ленный взгляд, двигательные спонтанные реакции появляются не сразу и являются кратковременными, монотонными и маловыра­зительными. В процессе общения дети с ДЦП предпочитают ис­пользовать жесты, сопровождают их резкой мимикой и гримасами подчеркнуто восклицательного характера, выражая таким образом свои эмоции (например, вместо слова «дай» дети используют гри­масы, как бы разговаривая сами с собой). Установление контакта со взрослым происходит только при его инициативе и поддержке.

 

 

 

Слабо проявляется эмоциональное состояние или желание поде­литься впечатлениями.

Таким образом, у детей с ДЦП в возрасте первых 3-х лет форми­руются те же мотивы и формы общения, что и у здоровых детей. Однако потребность в общении выражена менее интенсивно. Это можно объяснить как естественной гиперопекой взрослых по отно­шению к больному ребенку, так и недостаточной познавательной активностью детей, обусловленной сенсомоторной недостаточнос­тью и социальной изоляцией в домашних условиях. Отставание в развитии средств общения связано также с малой коммуникатив­ной активностью ребенка с ДЦП, и с недостаточным развитием функций, включающих моторные компоненты.

Дети ведут себя однообразно и пассивно, не стремятся к уста­новлению контактов со взрослым. С возрастом у детей с ДЦП раз­витие общения отличается неравномерностью, хотя его уровень выше, чем у детей первых лет жизни с ДЦП, они нуждаются в на­стойчивых побуждениях к проявлению инициативы со стороны взрослых, недостаточно активно пользуются речью и экспрессив­ными средствами общения (16).

Дети с церебральным параличом в дошкольном и школьном возрасте обычно не так многословны, и их ответы менее разнооб­разны.

Хаупт (27) выделяет пять типов коммуникативных нарушений при ДЦП:

- связанных с нарушением движений;

- связанных с повреждением мозга;

- из-за длительной госпитализации;

- из-за социально-эмоциональных проблем;

- в связи с физическим дефектом.

Нарушение дыхания, работы мышц гортани и горла, артикуляторных мышц отрицательно влияют на формирование плача, гуле­ния и лепета в доречевой период. Ослабленная когнитивная дея­тельность и отсутствие коммуникативного опыта, — основные фак­торы, влияющие на формирование коммуникативных навыков.

Когда ребенок с двигательными нарушениями пытается завя­зать разговор, ему приходится сталкиваться с разными сложнос­тями. Кроме того, ему сложно зачастую установить контакт, т.к. нередко его взгляды, движения, слова бывают неверно поняты. После неудач в контактах у детей с ДЦП редко появляется желание брать инициативу на себя.

Двигательные нарушения влияют и на невербальное общение. Если руками невозможно делать понятные жесты, передача сооб­щений усложняется. Навыки невербального общения будут разви-

 

 

ваться только тогда, когда окружающие встретят подобные попыт­ки пониманием.

Впервые в специальной психологии понимание развития лич­ности ребенка с дефектом было дано Л.С. Выготским (10). Он убе­дительно показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате дает «социальную ненормальность поведения». Следовательно, психологическим фактом двигательный недостаток при ДЦП становится только тогда, когда человек вступает в общение с отличающимися от него здоровыми людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклоне­ний в формировании личности у детей патологией опорно-двигательного аппарата и при отсутствии или недостаточно квалифи­цированной психолого-педагогической коррекции могут вызвать появление негативных черт характера.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.004 с.)