Психодиагностика в системе психологической реабилитаций



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психодиагностика в системе психологической реабилитаций



Психологическая реабилитацияпри ДЦП подразумевает проведение системы специальных мероприятий, направленных восстановление (развитие, формирование) психических функций процессов, свойств, способностей, позволяющих ребенку усваивать и выполнять различные социальные роли, адаптироваться в обществе, то есть направленных на восстановление (развитие психологических механизмов социальной интеграции (30).

Система психологической реабилитации состоит из следующих составляющих: психодиагностики, психокоррекции, психологического сопровождения и психологической профориентаций Целесообразность психологической реабилитации, ее приоритетные направления, оптимальные методические приемы определи

 

 

 

ются, прежде всего, тем, какие сферы психической деятельности оказались нарушенными и тем, какие психические функции сле­дует восстанавливать и развивать в первую очередь.

Для этого необходимо проведение психодиагностического об­следования.

Психодиагностика позволяет определить особенности актуаль­ного психического состояния и потенциальных возможнос­тей психического развития (зоны ближайшего развития)* ребенка сДЦП.

В процессе психологической диагностики детей и подростков с ДЦП необходимо соблюдать ряд основных принципов;

1. Деятельностныйпринцип, направленный на проведение психологического обследования в контексте деятельности доступ­ной ребенку с ДЦП: предметно-практической, игровой, учебной.

2. Принцип качественного анализаполученных данных пси­хологического обследования. Это принцип, построенный на кон­цепции Л.С. Выготского (11, 12) об определяющей роли обучения в процессе развития ребенка, является чрезвычайно важным при психологической диагностике нарушений развития. Для психо­лога важен не только конечный результат выполнения тестового задания, а также способ работы ребенка, умение его переносить усвоенные навыки на новое задание, отношение ребенка к зада­нию, собственная оценка его результатов.

3. Принцип личностного подходав процессе диагностики психолог анализирует не отдельный симптом, а личность ребенка в целом.

4. Принцип сравнительного подходапри изучении нарушен­ного развития психолог должен правильно ориентироваться в осо­бенностях психического развития здорового ребенка.

5. Принцип комплексного подходак диагностике психичес­кого развития ребенка включает в себя учет множества факторов, лежащих в основе нарушений развития ребенка с ДЦП: клиничес­ких, педагогических, психологических, социальных.

По результатам психодиагностики должны быть:

- выявлены нарушения психической деятельности, их меха­низмы для определения перспектив реабилитации;

- выявлены наиболее сохранные психические функции, чтобы «задействовать» компенсаторные механизмы, что крайне важно, особенно тогда, когда нарушенная функция не подлежит восста­новлению;

- осуществлена оценка тех особенностей психической деятель­ности, которые будут способствовать успешной социальной интег­рации ребенка на разных этапах возрастного развития.

 

 

В качестве объекта психологической реабилитации выступает не только сам ребенок с ДЦП, но и его ближайшее окружение, в первую очередь, родители, семья, поэтому необходима психоди­агностика семьи для оценки той системы отношений, в которой развивается ребенок, формируется его личность. Психологическое обследование семьи особенно актуально на ранних этапах онтоге­неза ребенка с ДЦП, так как проведение психологической реаби­литации с детьми до 3-5 лет без активного участия их родителей организационно затруднено. Кроме того, позиция родителей пре­допределяет возможность адекватного и активного «включения» ребенка в реабилитацию. И наконец, родители тяжело больно­го ребенка сами нуждаются в психологической помощи в силу дистресса, вызванного болезнью ребенка.

У детей, страдающих церебральным параличом, могут наблю­даться многообразные нарушения психического развития. Тем не менее, можно выделить типичные феноменологические особенно­сти развития детей, страдающих ДЦП. Они выражаются:

— в нарушениях психомоторных функций, когда страдают как крупная, так и мелкая моторика;

— в нарушениях речевых функций, когда страдают как экспрес­сивная, так и импресссивная речь;

— в нарушениях сенсорно-перцептивных функций, когда су­щественно затрудняется пространственная ориентация;

— в нарушениях функции памяти и внимания, которые наибо­лее отчетливо проявляется в отношении произвольной (активной) памяти и активного внимания;

— в разнообразных нарушениях функций вербального и невер­бального мышления, когда наиболее ощутимый дефект наблю­дается в отношении процессов обобщения и абстрагирования, индуктивного, концептуального и пространственного мышления, практического математического мышления;

— в «заторможенности» умственной деятельности, повышен­ной истощаемости, крайне неустойчивой динамике ее продуктив­ности;

— в неустойчивости эмоционального тонуса, повышенной (ре­же пониженной) эмоциональной возбудимости, частых перепадах настроения;

— в повышенной тревожности, чувствах страха;

- в невротизации, которая может проявляться в различ­ных формах, в преимущественном доминировании астенической или депрессивно-ипохондрической симптоматики (невротичес­кая симптоматика может быть крайне разнообразной);

— в снижении толерантности к фрустрациям, склонности к аг­рессивным реакциям или аутизму;

 

 

 

- в психопатоподобном развитии личности и тенденциях к асоциальному поведению.

У детей с ДЦП также часто наблюдаются некоторые психоло­гические особенности, не относящиеся прямо к патопсихологи­ческим, которые могут существенно препятствовать их успешной социальной интеграции. К ним относятся:

— низкий уровень самокритики, неадекватные (часто завышен­ные) самооценка и уровень притязаний;

- недостаточное усвоение коммуникативных навыков;

— своеобразное избирательное принятие социальных норм и правил поведения, отрицание многих из них;

— недостаточная социальная опосредованность ценностных ориентации и ведущих мотивов, общий социальный инфанти­лизм;

- узость круга интересов, «размытость» иерархии структуры мотивов.

Как правило, у детей, страдающих ДЦП, наблюдается харак­терная динамика проявления расстройств психического развития. Так, уже на ранних этапах онтогенеза (первые недели, месяцы жиз­ни) у них могут выявляться психомоторные, сенсорно-перцептив­ные и речевые расстройства, нарушения функций внимания (в виде неадекватной двигательной активности, дискоординации моторных актов, отсутствии поведенческих и эмоциональных ре­акций на сенсорные и речевые стимулы и т.п.). На относительно ранних этапах развития могут обнаруживаться различные наруше­ния интеллектуальных функций. В то же время эмоционально-мотивационные расстройства, нарушения на уровне личности прояв­ляют обычно, к 4-5 году жизни. При этом в ходе возрастного раз­вития наблюдается недостаточно позитивная динамика общего состояния «психического здоровья» детей с ДЦП. В первую оче­редь это относится к эмоционально-мотивационным расстрой­ствам, нарушениям на уровне личности и характерологическим дисгармониям. Это приводит к тому, что в ряде случаев даже при относительно успешном восстановлении, например, интеллекту­альных и двигательных функций, ребенок оказывается неспособ­ным усваивать необходимые виды деятельности, «включаются» в разнообразные системы социальных и межличностных отно­шений.

Подавляющее большинство родителей в первые годы жизни ребенка, страдающего ДЦП, ориентировано на обеспечение мак­симально полного, интенсивного лечения, проблема же обеспе­чения психического развития оказывается для них не столь акту­альной.

 

 

 

Осознается она, как правило, к 5-7 году жизни ребенка, когда он оказывается некомпетентным в условиях детских коллективов (дошкольных или школьных учреждений), то есть, когда правила и нормы социума ставят перед ребенком условия, выполнение которых для него затруднительно во многом в силу психологических причин.

Исходя из этого, углубленное психодиагностическое обследование ребенка, страдающего ДЦП, должно обеспечивать:

а) оценку психомоторного развития (особенно на относительно ранних этапах развития ребенка);

б) всестороннюю оценку интеллектуального развития (от оценки состояния отдельных интеллектуальных функций до интегральной оценки уровня умственного развития и структуры интеллекта);

в) оценку эмоционально-мотивационной сферы;

г) оценку характера и особенностей личности в целом;

д) оценку поведения и психологических механизмов его регуляции.

Психологическое обследование семьи, родителей детей с ДЦП: должно обеспечивать:

а) оценку состояния психического здоровья родителей, характера общей психолог ческой атмосферы в семье;

б) оценке психолого-педагогической, медицинской грамотности родителей, оценку их реабилитационной компетентности;

в) оценку стиля взаимоотношений в семье в целом, в диадах «мать — ребенок» «отец — ребенок», в частности;

г) оценку адекватности установок родителей в отношении пер­спектив ребенка.

В соответствии с вышесказанным производится выбор спосо­бов, методических приемов, тестов, посредством которых можно решить данные психодиагностические задачи.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.130 (0.007 с.)