Нарушение формирования образа «Я»



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение формирования образа «Я»



Становление личности предполагает осознание самого себя как существа, отличного от других, как некоторой субъективно замкнутой реальности. Все это проявляется в факте именования себя «Я». Поэтому феномен «Я» есть центральный пункт формиро­вания личности и ее структуры. В известном смысле можно утвер­ждать, что личность — это и есть «Я» или прежде всего «Я». По­этому многие психологи полагают, что узкое понимание личности должно включать только ее ядро, т.е. «Я» — концепцию и направ­ленность личности (мотивация, ценностные ориентации).

«Я» — концепция — это совокупность всех представлений ин­дивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составля­ющую «Я» — концепции часто называют образом «Я» или картиной «Я». Составляющую, связанную с отношением к себе или отдель­ным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. В сущности, «Я» - концепция определяет не просто, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает и как смотрит на свои настоящие возможности развития в будущем.

Вопрос о связи физического недостатка и образа «Я» привлека­ет внимание многих специалистов. В отдельных работах установ­лено, что лица с двигательными нарушениями добивались мень­ших успехов, чем здоровые. Особенно негативно на образ «Я» у молодых людей влияет ДЦП.

Система «Я» применяет различные системы защиты. В чрезвы­чайной она может ситуации полностью закрыть важную информа-

 

 

цию, т.к. возбуждает страх. Например, некоторые отрицают свой физический недостаток. Однако, таким образом, система «Я» изо­лируется от остальной личности и не позволяет человеку учиться на основании приобретенного опыта.

Карл Роджерс утверждает, что «Я» развивается в контакте со средой. При этом «Я» стремится к цельности. Переживания, не со­ответствующие «Я», либо игнорируются, либо символически игно­рируются, либо символически отрицаются или преобразуются.

Кроме того, человек имеет потребность быть позитивно оце­ненным, чувствовать, что его уважают. Инвалидность может ус­ложнить восприятие человека окружающими, из-за него он может почувствовать недостаток позитивной оценки, под влиянием чего развивается негативный образ «Я». С.Дж. Роджерс подчеркивает отличия в социальных переживаниях ребенка с физическими не­достатками. Он считает, что из-за этого, в основном, у детей и воз­никают сложности эмоционального и поведенческого плана. Вза­имоотношения родители — дети выглядят иначе, чем в семьях, где дети здоровы. Также по-иному ^проявляются реакции родных, со­циальные контакты в школе, реакции окружающих на хорошее или плохое поведение.

Семья, имеющая одного или нескольких членов семьи с физи­ческими нарушениями, встречается с большими трудностями. Рождение ребенка с физической аномалией — часто только начало длительного процесса, в ходе которого ребенок (либо дети) и роди­тели переживают это событие и адаптируются к нему. Рождение ребенка — это лишь первый кризисный момент, и подобных моментов будет не мало. Райт указывает на пять таких кризисных периодов:

- рождение ребенка с физической аномалией;

- потребность самоутверждения;

- планы получения образования;

- переходный возраст, сексуальность;

- подготовка к взрослой жизни.

Сам процесс приятия взрослой жизни ребенка неоднократно становился предметом исследований. Так, Райт (27) выделяет шесть этапов этого процесса для родителей: шок, отрицание, вина и гнев, стыд и мученичество, депрессия, а затем приятие. Дункан (27) пишет о пяти этапах: отрицание, ведение переговоров, гнев, депрессия и приятие. Дрокар (цит. по 27) выделяет четыре этапа: шок, отрицание, печаль — гнев — стыд, приятие.

Мейхеузен-Де Регт (цит. по 27) описывает «социально-эмоци­ональные проблемы» с двигательными нарушениями. Он пишет об амбивалентности родителей в отношении к своему ребенку с огра-

 

 

ниченными физическими возможностями и их склонности из­лишне его опекать. Если это происходит, может случиться, что ре­бенок слишком сильно будет зависеть от окружающих его людей (несамостоятельность), из-за этого он не будет иметь социальных контактов, попадет в изоляцию, что, в свою очередь, негативно скажется на формирование образа «Я».

Калхоун и Хавишер (цит. по 27) пишут о «растерявшихся» ро­дителях. Родители могут прийти в замешательство из-за того, например, что их ребенок испытывает сложности при сосании и глотании. Внешность младенца, также как и отсутствие у него улыбки, лепета, может мешать проявлению родительской ласки. Все это может повлечь за собой возникновение модели отноше­ний, в которой у родителей нарушена ответная реакция. Таким об­разом, перед ребенком встает еще одно препятствие: отсутствие полноценной связи с родителями.

Другая опасность — чрезмерная опека. Многие дети, подрост­ки и взрослые люди, с ограниченными физическими возможнос­тями подвержены этой опасности, из-за чего социальные навыки и опыт самостоятельности проходит мимо них.

Гиперопека родителей создает почву для возникновения у де­тей таких нежелательных черт характера, как капризность, упрям­ство, пассивность, безразличие и безучастность ко всему происхо­дящему вокруг. В этих случаях у детей резко снижается потреб­ность в речевом общении, в овладении навыками самообслужива­ния, желание заниматься игровой и любой другой деятельностью. Таким образом, родители, имея самые добрые побуждения — мак­симально помочь больному ребенку, гиперопекая его, приносят ему зачастую непоправимый вред.

Некоторые родители занимают неоправданно жесткую пози­цию в воспитании ребенка с церебральным параличом. Эти роди­тели требуют от ребенка неукоснительного выполнения всех зада­ний, упражнений, распоряжений, не учитывая при этом его двига­тельных и речевых возможностей. Нередко при невыполнении ребенком этих требований прибегают к наказаниям. В результате подобного поведения родителей у детей возникают излишняя плаксивость, раздражительность, повышенная возбудимость, что еще больше ухудшает физическое и психическое состояние. Как следствие этого у детей отмечается расстройство сна, недержание мочи, подергивания в различных частях тела и даже возникнове­ние судорог.

Правильное отношение к больному ребенку родителей и со­блюдение ими вышеперечисленных требований имеет огромное значение на формирование у детей с церебральным параличом

 

 

адекватной самооценки, правильного отношения к дефекту и раз­витие у них необходимых в жизни волевых качеств. По отношению к дефекту и оценке своих возможностей детей с церебральным па­раличом можно условно разделить на две группы.

Одни дети осознают, что у них тяжелое заболевание, не позво­ляющее им двигаться, бегать, овладевать речевыми и двигательны­ми навыками в той мере, в какой это делают их здоровые сверстни­ки. Такие дети отчетливо понимают, что их успешное развитие, преодоление речевых и двигательных затруднений находятся в прямой зависимости от их настойчивости. Невзирая на физичес­кий дискомфорт, болевые ощущения, они охотно ходят на заня­тия лечебной физкультурой, принимают физиотерапевтические процедуры, занимаются с логопедом. Дома эти дети выполняют все рекомендации специалистов. Их также отличает постоянное стремление овладеть все более сложными навыками и умениями, им свойственна адекватная оценка достигнутых успехов.

Другая группа детей, также ясно осознает тяжесть своего забо­левания, однако, проявляет крайний негативизм и не стремится преодолеть свой недуг. Для включения их в активную деятельность требуется большое участие взрослых. Родители должны умело фор­мировать мотивационную сторону поведения и интерес к заняти­ям по овладению двигательными и речевыми навыками, другими видами деятельности. Формирование активных качеств личности в условиях семьи следует начинать с таких видов деятельности, как игра и элементарный труд. Включение труда в жизнь ребенка после 3—4 лет и систематическое развитие трудовых навыков положи­тельно сказывается на всем образе жизни больного ребенка фор­мирует его умственные, физические и моральные качества. Посте­пенное усложнение задач, доступных ребенку, воспитывает в нем упорство и настойчивость. При этом для формирования у Детей адекватной самооценки взрослые должны постоянно оценивать результаты их деятельности, особенно в случаях, когда ребенок очень старался и приложил много усилий.

Оптимально организованные условия жизни в семье создают больному ребенку предпосылки для его успешного развития, обучения и дальнейшей социальной адаптации.

Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возрас­та, прежде всего, должен научиться некоторым общим правилам поведения. Доброе отношение близких в сочетании с требователь­ностью помогают ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него посте­пенно развивалось правильное отношение к своей болезни, к сво­им возможностям. Ведущая роль в этом принадлежит родителям:

 

 

именно у них ребенок будет заимствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рассматривать или как или как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни, или, наоборот, как человека, вполне способного достичь каких-то успехов. Роди­тели должны понять сами и внушить ребенку что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае родители не должны стыдиться больного ребенка, тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, не будет уходить в себя, в свое оди­ночество. Такой больной будет лишен эгоцентризма, направлен­ности только на себя, он будет с удовольствием выполнять посиль­ную работу и радоваться тому, чего достигает. Это даст ему возмож­ность вести спокойную богатую впечатлениями и положительны­ми переживаниями полноценную жизнь.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.236.13 (0.012 с.)