Нарушение формирования эмоционально-волевой сферы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение формирования эмоционально-волевой сферы



Уже с 4-х месяцев здоровый ребенок реагирует общим комп­лексом оживления на появление матери, на ее голос, улыбку. Одна­ко до 4 месяцев его реакции могут быть недифференцированными, ребенок одинаково положительно может встречать как близких, так и чужих людей. В 9-10 месяцев младенец радостно тянется к матери, выражая свое удовольствие в ее присутствии. Появление чужого человека может вызвать у него настороженность, удивле­ние, а при попытке постороннего приблизиться к ребенку или взять его на руки, малыш отвечает оборонительными движениями головы, рук, громким плачем. С 6 месяцев у ребенка начинают проявляться позитивные эмоциональные реакции при восприятии различных игрушек и действий с ними.

У детей с церебральным параличом наблюдается задержка в развитии эмоциональных реакций. У них не выражен комплекс оживления при появлении матери, на ее голос или на улыбку. Матери обращали внимание, что дети не отличают их от других взрос­лых. Кроме того, у этих младенцев наблюдаются негативные эмо­циональные проявления: частый плач или смех без соответству­ющей внешней стимуляции. Позитивных эмоциональных реакций не вызывают и предметы. Нарушение эмоциональных реакций особенно на близкие и знакомые предметы является важным про­гностическим показателем наличия у ребенка отставания в психи­ческом развитии.

Независимо от степени двигательных дефектов у детей с ДЦП встречаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Они прояв-

 

 

ляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чув­ствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечается беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив, — вялость, пассивность, безыници­ативность и двигательная заторможенность.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подмечают изменения в настроении окружаю­щих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.

Для большинства детей с ДЦП характерно наличие страхов. Страх может возникнуть при простых тактильных раздражениях (например, в ходе массажа), при изменении положения тела и ок­ружающей обстановки. У некоторых детей отмечается боязнь вы­соты, закрытых дверей, темноты, новых предметов. Страх вызыва­ет резкие изменения в общем состоянии ребенка.

Дети с церебральным параличом растут пугливыми, нереши­тельными и неуверенными в себе, они теряются в новых условиях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным от­ветом, нередко у них возникает заикание или появляются насиль­ственные движения. Они ничем не увлекаются, все свободное вре­мя тратят на приготовление уроков, стремятся заучить заданное наизусть. Все это препятствует развитию их интеллекта.

В школьном возрасте у таких детей нередко возникает страх за свое здоровье. Чаще это отмечается у детей, которые воспитывают­ся в семье, где все внимание сосредоточено на болезни. В доме го­ворят только о болезни, малейшее изменение в состоянии ребенка вызывает у родителей не только тревогу, но и панику. В его присут­ствии ведутся разговоры о болезнях близких. Все это приводит к тому, что ребенок сосредотачивает внимание на своей болезни, на собственных болезненных ощущениях. Правильное воспитание в семье может предупредить подобное состояние.

Известно, что страх у маленького здорового ребенка возникает тогда, когда он сталкивается с незнакомыми явлениями. У ребенка с церебральным параличом представления об окружающем край­не ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять его кругозор, знакомить с различными предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем ребенку показать каких-либо домаш­них животных, необходимо рассказать о них, показать их на кар­тинках.

Особый подход требуется к ребенку, у которого болезненно вы­ражено чувство страха. Родители должны очень осторожно знако-

 

мить его с предметами, которых он боится, помогать ему постепенно преодолевать свой страх.

Важное значение для предупреждения страха и развития таких отрицательных черт характера, как неуверенность, боязливость имеет воспитание у ребенка активности. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить с учетом его двигательных возможностей самостоятельно есть, одеваться привить элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ребенок не только обслуживал себя, но и постоянно имел определенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих, помочь накрыть на стол, убрать посуду и т.д. В результате у него появляется интерес к труду, чувство радости, что он может быть полезен старшим, уверенность в своих силах.

В ходе деятельности расширяется кругозор ребенка, развивается его интеллект. Многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденется, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это приводит к тому, что он растет пассивным, вялым. Он отказывается от выполнения задания не может соблюдать правила коллективных игр. Таким образом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Терпение, организованность и выдержка — главные условия воспитания ребенке в семье.

Для больного ребенка вредны частые посещения гостей, эмоциональное возбуждение перед сном. Вечером, когда вся семья собирается дома, он перевозбуждается, быстро устает, у него усиливаются насильственные движения, нарастает общее беспокойство! Чтобы успокоить ребенка, полезна пойти с ним погулять, переключить его на более спокойную деятельность. Только постоянной соблюдение режима и правильное воспитание способствуют укреплению нервной системы больного ребенка.

Психодиагностика эмоциональной сферы у детей и подростков с диплегической и гемипаретической формами ДЦП при нормали ном интеллекте (44) выявляет высокие показатели эмоциональной нестабильности, что свидетельствует о неуравновешенности эмоциональной неустойчивости, легкой возбудимости, повышенной лабильности у больных детей.

Применение личностного опросника Кеттела показывает более низкие интеллектуальные возможности при ДЦП в связи с эмоциональной дезорганизацией мышления. У этих детей отмечается сдержанность, повышенная озабоченность, склонность к пессимизму. Наблюдается также доминирование тревожно-деп-

 

рессивного фона настроения, высокая степень фрустрированности, повышенная зависимость от окружающих, конформность.

У детей с ДЦП отмечается высокий уровень тревожности как характерологический признак и главный индикатор нарушений в эмоциональной сфере.

В психологии тревожность рассматривается как отрицательно окрашенные переживания внутреннего беспокойства, озабочен­ности. Известно, что уровень тревожности существенно Зависит^от обстоятельств, однако каждый человек имеет свои личностный уровень тревожности. У детей с ДЦП высокий уровень тревожнос­ти обусловлен рядом патогенных факторов: церебрально-органи­ческая недостаточность, частая госпитализация, переживания по поводу физической недостаточности.

У детей с ДЦП отмечается недостаточность интеллектуального контроля над поведением. Высокая эмотивность поведения прояв­ляется в неустойчивости поведения во фрустрационных ситуациях, в сниженной способности решать возникающие задачи. Снижение эмоциональной вовлеченности в ситуацию является индикатором формирования у ребенка более адекватного поведения.

Особенностью личностного профиля детей с ДЦП является эмоционально-волевая неустойчивость. Это проявляется в высо­кой степени фрустрированности и тревожности личности, в неста­бильности нервных процессов. Отмечаются также такие стойкие характерологические особенности, как повышенная зависимость-от окружающих, неактивность, социальная робость, чувствитель­ность.

Изучение фрустрационных реакций у детей с церебральным параличом показало наличие у них большого числа безобвини­тельных реакций, т.е. восприятие ими ситуации как нечто фаталь­ного, неизбежного. Такую направленность реакций больных детей можно рассматривать как своеобразную психологическую защиту — уход от конфликта. Повышенная фиксация на имеющихся пре­пятствиях, на трудностях нахождения оптимального; рациональ­ного выхода из конфликта, их внутренняя беспомощность, неспо­собность самостоятельно справиться с жизненными трудностями, пассивность, несамостоятельность в разрешении конфликта — ха­рактерны для больных с ДЦП.

У здоровых детей тип и направленность реакций в ситуации фрустрации определяются такими личностными характеристика­ми, как самостоятельность, настойчивость в достижении цели, са­моконтроль поведения и ответственность. У больных с ДЦП осо­бенности реакций фрустрации связаны с эмоционально-волевыми характеристиками личности, а именно с эмоциональной неустой-

 

 

 

чивостью, тревожностью, недостаточной общительностью. Все это снижает социальную адекватность их поведения.

С возрастом детей с ДЦП значимость эмоционально-волевых; компонентов личности увеличивается. Преобладание безобвини­тельных и препятственно-доминантных реакций на фрустрацию указывает у них на неадекватные способы психологической защи­ты. Это проявляется в тенденции ухода от конфликта с целью уменьшения эмоционального дискомфорта. Такие защитные механизмы являются иррациональными и в значительной степени не­гативно отражаются на особенностях поведения больного ребенка.

 

 

Глава 8.



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.215.183.251 (0.008 с.)