Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение разных слоев обществаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
К интеграции инвалидов
Социально-психологический мониторинг В последние годы, несмотря на неблагоприятную социально- экономическую ситуацию в стране, наметилась положительная динамика в изменении отношения общества к инвалидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связана со степенью информированности общества о проблемах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих ценностей, милосердия, гуманизма; с переход от государствоцентристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в педагогике гуманистической. В связи с изменением отношения общества и государства к людям с проблемами, ростом активности общественных объединений родителей детей-инвалидов и сам их инвалидов отмечается улучшение социального самочувствия инвалидов, в том числе инвалидов-опорников. С целью подтверждения этих положений выпускником Института, специальной педагогики и психологии С. Б. Федоровым (2000) под нашим руководством (Л.М.Шипицына) был проведен социально-психологический мониторинг по проблеме социальной ицтерации. Исследование проведено, чтобы оценить уровень интеграции инвалидов-опорников (в частности детей, страдающих церебральным параличом) в общество, представить картину отношения некоторых групп населения к инвалидам, выявить взаимосвязь между информированностью населения о проблемах инвалидов и готовностью принять их в качестве полноправных членов общества, проанализировать изменение отношения к людям с отклонениями в развитии. В качестве объекта исследования были выбраны следующие социальные группы: — подростки и молодые люди, страдающие церебральным параличом (I группа); - специалисты (II группа); — обыватели (III группа). Третья группа была представлена тремя подгруппами, которые были условно названы: — молодежь (граждане в возрасте до 30 лет); — интеллигенция (люди с высшим образованием); — пенсионеры (лица пенсионного возраста).
Каждую из перечисленных Групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть охарактеризована многочисленными внешними и внутренними связями, из которых нами были^учтены лишь Наиболее важные. Целостность групп (подгрупп) определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного исследования:. - молодежь и пенсионеры, кдк представители нового (приходящего) и старого (уходящего) поколений, живущие и жившие при разном общественном управлении (тоталитарном и демократическом); — специалисты — люди, Наиболее ицформированные о проблемах инвалидов, знающие положение дел изнутри; — интеллигенция.:— наиболее образованная часть общества отражающая сбоим мнением вектор изменения отношения к интеграции инвалидов в социум. В первую группу вошли учащиеся 9-11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и детским церебральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, проживающие в Санкт-Петербурге. Всего опрошено 100 человек. Возрастной диапазон опрашиваемых — от 15 до 20 лет. Вторая группа включала в себя людей, связанных по роду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее составили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудники психолого-медико-педагогических центров, представители общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их родителям, студенты вечернего отделения Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы — 180 человек. В третью группу вошли представители пяти государственных и семи частных организаций и предприятий различных форм собственности, студенты десяти учебных заведений различного профиля, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем материального достатка. Количественно группа обывателей выглядит следующим образом: — молодежь — 130 человек; — интеллигенция — 100 человек; — пенсионеры — 170 человек.
Процедура исследования Проведение мониторингового исследования в пределах для одного города по проблеме социальной интеграции инвалид опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выборочно. Выбору ное исследование также может дать реальную картину результа ' при соблюдении определенных требований к совокупной выбоЩ Главными критериями корректности выборки в нашем исследовании являются: — случайность отбора респондентов; — формирование групп в соответствии с общей возрастно-М-ловой структурой населения. Основой исследования явились анкеты, разработанное Л.М. Шипицыной. Вопросы, предлагаемые в анкетах, били составлены так, чтобы удовлетворять следующим основным требованиям: 1. Однозначность формулировок и смысла вопросов. 1. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок и единиц измерения. 3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не более пяти). 4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений к положительному или отрицательному полюсу шкалы.) 5. Исключение непосильных требований к памяти опрашиваемого. Анкетирование инвалидов-опорников проводилось организатором в форме индивидуальных бесед. Индивидуальный подход использован для исключения влияния опрашиваемых друг на друга. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкетирования. Целью проведения анкеты 1 (см.приложение 1) является оценка информированности общества об инвалидах. Анкета включает в себя вопрос о достаточности освещения проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМИ) с последующим уточнением источников информации^ где предоставляется возможность выбора из перечисленных источников и возможность указания другого варианта ответа. Качественный вопрос о наличии в России законов, защищающих права инвалидов, служб и организаций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой перечислить известные организации. Вопросы анкеты носят содержательный характер и позволяют^ выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемые респондентом источники информации.
Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отношения общества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами проблем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педагогической интеграции детей-инвалидов. Вторая часть анкеты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоустройства инвалидов. Вопросы,2 и 3 анкеты, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяснить возможные причины того или иного отношения к инвалидам. Вопросы 4-6 позволяют определить место в обществе, которое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе достаточно высокую степень социального давления, их можно считать основцой частью анкеты. Перечисленные вопросы дают возможность оценить уровень готовности респондента к интеграции с инвалидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвалиды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка. В целом анкета 2 построена на использовании прямых вопросов, т. к. они психологически нейтральны к личности респондента. Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих инвалидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороньГобщества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о трудностях общения и психологической устойчивости при контактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями и посторонними людьми. Сюда включены также вопросы о значении образования в жизни респондента, о готовности к интеграции, о трудоустройстве — как важнейшем элементе социальной реабилитации. Заканчивается анкета оценкой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства. Выявление трудностей в общении позволяет сделать выводы о степени социализации подростков, страдающих церебральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, т. к. при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопроса 5, определяющего частоту конфликтов, с вопросом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмоциональной устойчивости респондентов.
Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд опрашиваемого на окружающий мир и ощущение своего положения в нем. Седьмой возрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми. Заключительные вопросы анкеты 9 и 10 позволяют оценить уровень тревожности. Значимыми являются причины неуверенности в будущем, которые предлагается указать респонденту.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.181 (0.01 с.) |