Отношение разных слоев общества



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отношение разных слоев общества



К интеграции инвалидов

 

 

Социально-психологический мониторинг

В последние годы, несмотря на неблагоприятную социально- экономическую ситуацию в стране, наметилась положительная динамика в изменении отношения общества к инвалидам. Изменение отношения к людям с особыми нуждами связана со степенью информированности общества о проблемах инвалидов, а также с развитием общечеловеческих ценностей, милосердия, гуманизма; с переход от государствоцентристской к детоцентристской образовательной политике, с вытеснением коммунистической парадигмы в педагогике гуманистической. В связи с изменением отношения общества и государства к людям с проблемами, ростом активности общественных объединений родителей детей-инвалидов и сам их инвалидов отмечается улучшение социального само­чувствия инвалидов, в том числе инвалидов-опорников.

С целью подтверждения этих положений выпускником Инсти­тута , специальной педагогики и психологии С. Б. Федоровым (2000) под нашим руководством (Л.М.Шипицына) был проведен социально-психологический мониторинг по проблеме социаль­ной ицтерации.

Исследование проведено, чтобы оценить уровень интеграции инвалидов-опорников (в частности детей, страдающих церебраль­ным параличом) в общество, представить картину отношения не­которых групп населения к инвалидам, выявить взаимосвязь меж­ду информированностью населения о проблемах инвалидов и го­товностью принять их в качестве полноправных членов общества, проанализировать изменение отношения к людям с отклонениями в развитии.

В качестве объекта исследования были выбраны следующие со­циальные группы:

— подростки и молодые люди, страдающие церебральным па­раличом (I группа);

- специалисты (II группа);

— обыватели (IIIгруппа).

Третья группа была представлена тремя подгруппами, которые были условно названы:

— молодежь (граждане в возрасте до 30 лет);

— интеллигенция (люди с высшим образованием);

— пенсионеры (лица пенсионного возраста).

 

Каждую из перечисленных Групп можно рассматривать как часть общества и как некое единое целое, состоящее из отдельных представителей. Следовательно, каждая группа может быть оха­рактеризована многочисленными внешними и внутренними свя­зями, из которых нами были^учтены лишь Наиболее важные.

Целостность групп (подгрупп) определялась их значимостью (отводимой ролью) для данного исследования: .

- молодежь и пенсионеры, кдк представители нового (прихо­дящего) и старого (уходящего) поколений, живущие и жившие при разном общественном управлении (тоталитарном и демократи­ческом);

— специалисты — люди, Наиболее ицформированные о пробле­мах инвалидов, знающие положение дел изнутри;

— интеллигенция.:— наиболее образованная часть общества от­ражающая сбоим мнением вектор изменения отношения к интег­рации инвалидов в социум.

В первую группу вошли учащиеся 9-11 классов школы-интерната для детей с последствиями полиомиелита и детским цереб­ральным параличом; инвалиды-опорники, уже имеющие общее (полное), общее специальное или высшее образование, прожива­ющие в Санкт-Петербурге. Всего опрошено 100 человек. Возраст­ной диапазон опрашиваемых — от 15 до 20 лет.

Вторая группа включала в себя людей, связанных по роду своей деятельности с инвалидами-опорниками. Ее составили учителя, воспитатели, медицинские и социальные работники соответствующих учебных заведений, сотрудники психолого-медико-педагогических центров, представители общественных организаций, оказывающих помощь и поддержку детям-инвалидам и их роди­телям, студенты вечернего отделения Института специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребенка имени Рауля Валленберга. Численность группы — 180 че­ловек.

В третью группу вошли представители пяти государственных и семи частных организаций и предприятий различных форм соб­ственности, студенты десяти учебных заведений различного про­филя, неработающие пенсионеры, люди с различным уровнем ма­териального достатка. Количественно группа обывателей выглядит следующим образом:

— молодежь — 130 человек;

— интеллигенция — 100 человек;

— пенсионеры — 170 человек.

 

 

Процедура исследования

Проведение мониторингового исследования в пределах для одного города по проблеме социальной интеграции инвалид опорников является дорогостоящей и долговременной процедурой. В связи с этим исследование проведено выборочно. Выбору ное исследование также может дать реальную картину результа' при соблюдении определенных требований к совокупной выбоЩ Главными критериями корректности выборки в нашем исследова­нии являются:

— случайность отбора респондентов;

— формирование групп в соответствии с общей возрастно-М-ловой структурой населения.

Основой исследования явились анкеты, разработанное Л.М. Шипицыной. Вопросы, предлагаемые в анкетах, били со­ставлены так, чтобы удовлетворять следующим основным требова­ниям:

1. Однозначность формулировок и смысла вопросов.

1. Отсутствие непонятных респонденту терминов, оценок и единиц измерения.

3. Ограничение количества вариантов ответа на вопрос (не бо­лее пяти).

4. Сбалансированность шкал оценок. (Отсутствие смещений к положительному или отрицательному полюсу шкалы.)

5. Исключение непосильных требований к памяти опрашивае­мого.

Анкетирование инвалидов-опорников проводилось организа­тором в форме индивидуальных бесед. Индивидуальный подход использован для исключения влияния опрашиваемых друг на дру­га. Мнение представителей остальных групп выявлено в процессе индивидуального и группового анкетирования.

Целью проведения анкеты 1 (см.приложение 1) является оцен­ка информированности общества об инвалидах. Анкета включает в себя вопрос о достаточности освещения проблем инвалидов в средствах массовой информации (СМИ) с последующим уточне­нием источников информации^ где предоставляется возможность выбора из перечисленных источников и возможность указания другого варианта ответа. Качественный вопрос о наличии в Рос­сии законов, защищающих права инвалидов, служб и организа­ций, оказывающих им помощь и поддержку, конкретизируется просьбой перечислить известные организации.

Вопросы анкеты носят содержательный характер и позволяют^ выяснить осведомленность, мнение и предпочитаемые респонден­том источники информации.

 

Анкета 2 (приложение 2) позволяет дать оценку отношения об­щества к инвалидам. Опрашиваемому предлагается выказать свое отношение к людям с различными видами проблем здоровья, отметить положительные и отрицательные качества инвалидов, определить позицию по вопросу педагогической интеграции де­тей-инвалидов. Вторая часть анкеты позволяет выявить готовность респондента к социальной интеграции с инвалидами, предлагая различные ситуации социальных отношений; выясняет мнение о необходимости льгот и государственной программы трудоуст­ройства инвалидов.

Вопросы,2 и 3 анкеты, предлагающие назвать положительные и отрицательные качества инвалидов, позволяют выяснить воз­можные причины того или иного отношения к инвалидам.

Вопросы 4-6 позволяют определить место в обществе, которое опрашиваемый отводит инвалидам. Эти вопросы несут в себе дос­таточно высокую степень социального давления, их можно считать основцой частью анкеты. Перечисленные вопросы дают возмож­ность оценить уровень готовности респондента к интеграции с ин­валидами. Если, например, респондент считает, что дети-инвали­ды должны обучаться только в специальных учреждениях и при этом «разрешает» инвалиду быть не более чем соседом по дому, то степень его готовности к интеграции чрезвычайно низка.

В целом анкета 2 построена на использовании прямых вопро­сов, т. к. они психологически нейтральны к личности респондента.

Анкета 3 (приложение 3) предназначена для самих инвалидов-опорников. Им предлагается качественно оценить отношение к себе со стороньГобщества, свою жизнь и жизнь здоровых людей. Анкета позволяет сделать выводы о трудностях общения и психо­логической устойчивости при контактах с родителями, учителями, воспитателями, друзьями и посторонними людьми. Сюда вклю­чены также вопросы о значении образования в жизни респондента, о готовности к интеграции, о трудоустройстве — как важнейшем элементе социальной реабилитации. Заканчивается анкета оцен­кой уровня тревоги о своей будущей жизни и работе с указанием причин беспокойства.

Выявление трудностей в общении позволяет сделать выводы о степени социализации подростков, страдающих церебральным параличом, и круге их общения. Отсутствие трудностей в общении далеко не всегда говорит о высоком уровне социализации, т. к. при узком круге общения, зачастую, трудностей тоже нет. Очевидна взаимосвязь вопроса 5, определяющего частоту конфликтов, с воп­росом 4. По совокупности ответов на эти вопросы можно судить об эмоциональной устойчивости респондентов.

 

 

Вопрос 6 о значении образования показывает взгляд опрашиваемого на окружающий мир и ощущение своего положения в нем. Седьмой возрос выясняет готовность детей с ДЦП обучаться вместе со здоровыми детьми. Заключительные вопросы анкеты 9 и 10 позволяют оценить уровень тревожности. Значимыми являются причины неуверенности в будущем, которые предлагается указать респонденту.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.206.177.17 (0.006 с.)