Нарушение двигательных функций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушение двигательных функций



Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является то, что они существуют с рождения, тесно связаны с сенсорными рас­стройствами, особенно с недостаточностью ощущений собствен­ных движений. Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом представляют собой своеобразное отклонение мотор-

 

 

 

ного развития, которое без соответствующей коррекции оказывав неблагоприятное влияние на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка.

У детей с ДЦП задержано или нарушено формирование всех двигательных функций: удержание головы, навыки сидения, стояния, ходьбы, манипулятивной деятельности. Большие вариации в сроках развития двигательных функций связаны с формой и тяжестью заболевания, состоянием интеллекта, с временем начал; систематической лечебно-коррекционной работы.

Для развития произвольных движений, навыков и умений нужна согласованная работа мышц. Мышцы всегда работают в определенных схемах, регуляцию которых осуществляем ЦНС. Примеро нормального движения может быть присаживание из положения лежа на спине: сгибание головы на грудь происходит одновременно со сгибанием и округлением спины, что позволяет сесть из положения лежа. Если в положении на спине прижать голову к подушке, спина выпрямляется, напрягается и присаживание становится невозможным. Подобное нарушение схемы:движения имеет место у детей с церебральным параличом.

Таким образом, поражение ЦНС при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что и определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков.

Неправильные схемы движений у детей с ДЦП могут закреп­ляться и приводить к формированию патологических поз положе­ний тела и конечностей. Наиболее часто встречаются следующие неправильные позы:

а) Голова поднята вверх и откинута назад, руки и ноги напряженны и разогнуты, спина разогнута. Эта поза затрудняет возможность сесть из положения лежа на спине, тормозит развитие прямостояния, ходьбы, манипулятивной деятельности, что препятствует ов­ладению самообслуживанием, учебными и трудовыми навыками.

б) Голова повернута вправо, правые рука и нога разогнуты, а ле­вые — согнуты; или наоборот: голова повернута влево. Левые рука и нога разогнуты, а правые-согнуты.

Эти неправильные позы приводят к тому, что ребенок не может согнуть руку, к которой обращено лицо, т.е. он не в состоянии рас­смотреть взятый в руку предмет. У него не формируется важнейшая для психического развития совместная деятельность руки и гла­за — зрительно-моторная координация. Это препятствует разви­тию как произвольных движений, навыков самообслуживания, письма, так и познавательной деятельности.

в) Голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты. Эта поза зат­рудняет развитие прямостояния, ходьбы, манипулятивной дея-

 

 

тельности, препятствует развитию произвольных движений ребен­ка. В школе ребенку крайне трудно овладеть навыками учебной и трудовой деятельности.

Все указанные неправильные позы препятствуют развитию движений и навыков самообслуживания у детей с ДЦП. Они также могут мешать ребенку в овладении предметно-практической дея­тельностью.

Иногда неправильные позы и схемы движений выражены нерезко, и их влияние на произвольные движения начинает прояв­ляться только в процессе развития более сложных двигательных функций. Однако во всех случаях характерной особенностью двига­тельных расстройств при ДЦП является зависимость нарушений движений в конечностях от положения головы ребенка.

У некоторых детей при нерезко нарушенном мышечном тонусе отмечаются явления апраксии (неумение выполнять целенаправ­ленные практические действия). Такие дети с особым трудом осваивают навыки самообслуживания: одевания, раздевания, застеги­вания пуговиц, зашнуривания ботинок и т.п. Многие-затрудняют­ся в рисовании, конструировании и т.д. Необходимо отметить, что целенаправленные практические действия формируются в процес­се двигательного опыта.

Основными проявлениями ДЦП являются замедленность и не-сформированность двигательных навыков и умений, необходимых в учебной и трудовой деятельности. У некоторых учащихся, осо­бенно на первых этапах обучения, отмечаются неустойчивая ходь­ба, плохая координация движений, несформированноеть реакций равновесия, необычные позы тела, конечностей и головы. У от­дельных детей нарушения моторики осложняются насильственны­ми движениями (гиперкинезами) головы, рук, плечей, гримасами лица и т.д., которые особенно усиливаются при волнении и испуге, неожиданном обращении к ребенку, а также при попытках выпол­нять те или иные целенаправленные действия.

Остановимся более подробно на тех трудностях, которые дети могут испытывать при овладении навыком письма, самообслужи­вания и трудовыми навыками. В качестве примера приведем осо­бенности овладения навыком письма детей с церебральным пара­личом.

Трудности при овладении навыком письма у учащихся с цереб­ральным параличом связаны, прежде всего, с несформированностью или нарушением хватательной функции кисти, затрудняю­щими захват и удержание предмета.

Сам акт письма, требующий плавного движения кисти, нарушен за счет слабости мышц, расстройств мышечного тонуса в кис-

 

 

ти, насильственных движений, отсутствия возможности последовательного сокращения и расслабления мышц кисти. Такие учащиеся при письме обычно держат ручку неправильно, часто в кулаке, письмо выполняется за счет движений кисти, а иногда используются дополнительно движения всей рукой. Пальцы при этом резко напряжены, неподвижны и плотно сжимают ручку Это приводит к тому, что дети пишут очень медленно, неразборчивым почерком, буквы как бы прыгают по строке, неравномерны по величине, не соблюдаются строчки. Особенно затруднено соединение отдельных элементов букв в целое, резко нарушена плавность письма. Можно выделить два основных типа неправильного письма. В одном случае, ученик начинает писать как бы с достаточной силой и нормальными по величине буквами, затем их размер изменяется, строки спускаются вниз, разборчивость письма заметно нарушается. В другом, наоборот; ученик начинает писать мелкими буквами почти без нажима, затем размеры букв и сила нажима увеличиваются.

Неравномерность письма особенно выражена у учащихся с гиперкинезом, так как насильственные движения мешают работе пальцев в момент письма. Вот почему у этих детей при хорошем начале строчки внезапно письмо обрывается и идет волнистая, прерывистая линия вверх или вниз, часто с прорывом страницы тетради.

Акт письма у детей с церебральным параличом формируется крайне медленно. Вместе с тем и при уже сформированном акте письма, но при больших объемах письменных работ в старших классах, при увеличении скорости письма все эти дефекты моторики руки могут проявиться вновь в большей или меньшей степени.

При формировании трудовых и бытовых навыков значительно проявляются также дефекты моторики рук. На уроках труда такие дети без специальной коррекции затрудняются работать с пластилином: не могут его раскатать, разделить на части, слепить различные фигурки. Особые трудности они испытывают при работе с природным материалом и бумагой. Несформированность функции дифференциации захвата и удержания предмета, насильственные движения и невозможность соразмерять мышечные усилия с двигательной задачей обуславливают невозможность и большую трудность выполнения трудовых операций с природным материалом и бумагой.

Особенности двигательных нарушений у учащихся с церебральным параличом выражаются в их затруднениях на уроках физической культуры. Выполнение упражнений затруднено за счет того, что учащиеся не могут воспроизвести правильно;исходные положения,

 

 

 

сохранить устойчивость в статической позе, выполнить упражне­ния в нужной амплитуде движений, осуществить движения слитно и в нужном темпе, согласовать движение рук, туловища и ног.

У этих учащихся могут отмечаться трудности при упражнении с различными предметами: затруднен захват и удержание предме­тов различной формы и величины, нарушена точность передачи и броска предметов и т.п. Нарушение двигательной сферы затрудня­ет, а порой делает невозможным выполнение упражнений, требую­щих бега, прыжков, лазанья и т.д. Нередко у детей с церебральным параличом при выполнении упражнений отмечается нарушение дыхания; оно становится поверхностным, аритмичным, что еще более затрудняет выполнение упражнений. На начальных этапах обучения выделяется значительная группа учащихся, которые из-за двигательных нарушений не могут в заданном темпе пройти по залу в общей шеренге, выполнить элементарные упражнения с предметами, на скорость и координацию движений.

Таким образом, двигательные расстройства у детей с ДЦП от­рицательно влияют на весь ход их психического развития, форми­рование навыков самообслуживания, учебной и трудовой деятельности.

 

Нарушение сенсорных функций

Патогенез нарушения познавательных процессов у детей с ДЦП чрезвычайно сложен. Вместе с патологией двигательно-кинестетической функциональной системы существенную роль в недоразви­тии восприятия играют сенсорные, интеллектуальные и речевые расстройства, наблюдаемые у этих больных (26, 41, 42 66, 103).

Сенсорное восприятие включает развитие зрительного, слухо­вого, тактильного и кинестетического восприятия (восприятия движений). Сенсорное восприятие имеет-большое значение для становления познавательной деятельности ребенка, для формиро­вания у него высших психических функций, что является необхо­димой предпосылкой для обучения в школе.

У детей с ДЦП наблюдаются существенные трудности про­странственного анализа и синтеза, нарушения схемы тела, трудно­сти словесного отражения пространственных отношений. Без организованного специального обучения дети с ДЦП не могут ус­воить отдельные признаки формы и величины предметов. Сравни­тельные исследования особенностей осязательного и зрительного восприятия у дошкольников с церебральным параличом показали, что в основе нарушений восприятия и отображения фигур у детей с ДЦП лежит дефицит интегративной функции мозга. Степень

 

 

тяжести двигательного дефекта не всегда является определяющимфактором в недоразвитии сенсорно-перцептивной деятельностиу этих детей (44).

 

3.2.1. Тактильное восприятие

У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Ощущения от касания кончиками пальцев какого-либо предмета у таких детей нечеткие, они сравнимы с впечатлениями, которые испытывает человек, когда берет предмет в плотных перчатках. Недостаточность тактильного восприятия может значительно затруднять усвоение навыков письма. Поэтому необходимы специальные игровые упражнения на тренировку тактильных ощущений.

Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, в связи с чем у ребенка не формируются правильные представления о движении.

Слабое ощущение своих движений и затруднения действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь (стереогноза). Это препятствует становлению предметных действий; что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития детей с ДЦП.

 

3.2.2. Слуховое восприятие

При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функ­ций имеет место нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблю­дается при наличии гиперкинезов. Особенно характерны сниже­ние слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастот­ные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроиз-ношения.

Ребенок, который не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, ш), затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отме­чаются трудности при обучении чтению и письму

Для некоторых детей характерна недостаточность фонемати­ческого слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова как коза-коса, дом-том и т.д. В некоторых случаях, когда нет снижения остроты слуха, может иметь место недостаточность слухового восприятия и слуховой памяти.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях — к недоразвитию речи.

 

 

Очень важно выявить нарушения слуха при-ДЦП. Большую по­мощь в этом могут оказать родители. Ранняя диагностика даже незначительного снижения слуха у ребенка с ДЦП имеет важное значение для предупреждения у него отставания в психическом развитии.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствительность к звуковым сигналам, они вздрагивают при любом неожиданном звуке, но дифференцированное восприятие звуков у них недоста­точное. Специальными педагогическими приемами ребенок по­степенно преодолевает страх при восприятии неожиданных звуко­вых раздражителей.

 

3.2.3. Зрительное восприятие

Необходимо обращать внимание на развитие ощущений мла­денца, тонкость и точность которых неразрывно связаны с разви­тием его движений. К коменту рождения ребенка наблюдается не­согласованное движение глаз, но к концу третьей недели у здоро­вого младенца наблюдается согласованный поворот обоих глаз и сведение их осей на фиксируемом предмете. Прослеживание предмета, движущегося перед глазами младенца оказывается дос­тупным ему на 30-32 дни.

Уже к концу второго месяца жизни здоровый младенец может следить за предметами движущимися в разных направлениях. Дви­жущиеся предметы, особенно яркие и красочные привлекают мла­денца, больше, чем бесцветные.

Зрительное восприятие у ребенка с ДЦП может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остроты зрения и т.п., поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и про­слеживать его перемещение.

Длительное, вынужденное положение в постели, нарушение движений глаз ограничивают поле зрения у таких детей. Недоста­точное развитие предметного восприятия в значительной степени зависит от отсутствия у больных детей предметных действий.

Известно, что действия с предметами формируются по мере со­вершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать предметами, когда хорошо держит голову, устой­чиво сидит.

Тяжелые нарушения зрения (слабовидение и слепота) встреча­ются примерно у 10% детей с ДЦП.

У детей с ДЦП (примерно в 20-30% случаев) отмечаются ко­соглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко (птоз), непроизвольные движения

 

 

глазных яблок (нистагм). Такие особенности зрительного анализа­тора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному! восприятию предметов и явлений окружающей действительности,.

Некоторые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя его наружные поля. Например, при большом поражении моторного аппарата левого глаза ребенок может выработать привычку игно­рирования левого поля зрения. При конструировании из кубиков или палочек он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне листа, при рассматривании картинок видит также только изображение справа. Те же нарушения отмеча­ются и при чтении. С такими детьми в дошкольном возрасте необ­ходимо проводить специальные занятия по развитию движений глазных яблок и целостного восприятия предмета.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.69.45 (0.031 с.)