Патохарактерологические и невротические проявления



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Патохарактерологические и невротические проявления



Влияние различных патохарактерологических (психопатических или психопатоподобных) и невротических (неврозоподобных проявлений, довольно часть встречающихся у детей (примерно у трети детей), имеющих выраженные двигательные расстройства на процесс обучения чрезвычайно велико (56).

Указанные расстройства, существенно затрудняют как процесс! обучения, так и социально-трудовую адаптацию в целом. Причин нами этих расстройств являются, с одной стороны, патологические изменения со стороны центральной нервной системы и организм в целом, связанные с остаточным заболеванием, и дефекты процесса воспитания, допущенные по вине взрослых (родителей; педагогов и др.) — с другой.

Поэтому коррекция и реабилитация указанных нарушений также должна идти по двум параллельным направлениям, меди­цинская и психолого-педагогическая коррекция.

Медицинская коррекция,включает в себя три аспекта:

— лечебно-воспитательные мероприятия, направленные на ус­транение или уменьшение общесоматических расстройств и де­фектов (двигательных, речевых, сенсорных и т.д.), являющихся зачастую мощным фрустрирующим фактором, повышающим уро­вень невротизации и психопатизации больного ребенка;

— медикаментозное лечение органической мозговой патоло­гии, являющейся благоприятной почвой для возникновения и раз­вития указанных расстройств;

 

 

- психотерапевтическое лечение, воздействующее непосред­ственно на личность больного ребенка.

Психолого-педагогическая коррекцияпроводится педагогом на основании конкретных рекомендаций психолога и в тесном контакте с ним. Основными направлениями данной коррекции являются:

- воздействие на систему отношений личности ребенка с целью формирования адекватного отношения к окружающим, к себе, к учебе, к труду и т.д.;

- воздействие на мотивационную сферу личности с целью по­вышения ее подвижности и пластичности, переориентации лич­ностных установок на достижение реальных, доступных целей формирования четкой ближайшей и отдаленной жизненной перс­пективы, и также развития и укрепления общепринятых мораль­но-этических норм поведения в социальной среде.

Для достижения указанных целей необходимо учитывать имеющуюся у большинства этих детей эмоциональную лабильность, не­уравновешенность и склонность к истероидным или депрессивным, реакциям. Редкая декомпенсация психопатических Проявлений и невротических расстройств чаще всего наступает при попадании таких детей из среды себе равных в общество физически здоровых сверстников. Обычно, чувство собственной ущербности и дефект­ности способствует быстрому формированию «комплекса непол­ноценности», что в свою очередь, приводит к неосознанной защит­ной реакции ухода личности на более низкий, инфантильный уровень с резким заострением эгоцентрических черт, У детей экстравертированных, с возбудимым типом психической деятельности это проявляется в усилении раздражительности, озлобленности, истероидности, требовании повышенного внимания к себе со сто­роны окружающих. У интравертов же с чертами тормозимого круга происходит усиление психоастенических и депрессивных проявле­ний с идеями самоуничижения, ущербности и нежелания жить.

В связи с этим, очень важным моментом в работе педагога с та­кими детьми является стремление выявить те способности, которые имеются у ребенка, добиться успехов в их развитии, пусть даже небольших, и обязательно акцентировать его внимание на этих успехах. Тем самым в ребенке пробуждается чувство самоудовлет­ворения и желание трудиться в данном направлении, появляется новая эмоциональная установка, с одной стороны являющаяся противовесом но отношению к указанному «комплексу неполно­ценности», а с другой — способствующая формированию в созна­нии ребенка положительной перспективы в плане дальнейшей ре­ализации основных жизненных потребностей.

 

 

Убирая как внешние, так и внутренние аутопсихологические препятствия на пути реализации этих потребностей, мы тем самым ликвидируем основные психопатирующие и невротизирующие начала и создаем благоприятную почву для целенаправленного совершенствования, а в дальнейшем и самоусовершенствование личности. Поскольку потребности и установки личности во многом зависят от ее шкалы ценностей, задачей: педагога является вывести на первое место в этой шкале те ценности, которые бы способствовали ориентации личности ребенка на достижение реальных, доступных для него целей (например, учебы, приобретение профессии, занятия любимым и полезным делом, решение какой! либо творческой задачи и т.п.) и формированию адекватного уровня притязания.

Для повышения эффективности проводимых мероприятий по медико-психолого-педагогической коррекции необходимо привлекать на свою сторону родителей учащихся, разъяснять им цели и задачи этой работы и вырабатывать общую тактику поведения в отношении их детей.

Таким образом, сложность и неординарность нарушений двигательной сферы и центральной нервной системы, наличие сочетанных форм с отклонениями в высшей психической деятельности, интеллекте, речи, сенсорном развитии, — обуславливают необходимость создания разных моделей психолого-педагогиче­ской и медико-социальной реабилитации детей с ДЦП, начиная с самого раннего возраста.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.171.164.78 (0.007 с.)