Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нейропсихологическое исследование познавательных процессов

Поиск

Двигательные расстройства у детей с ДЦП редко носят изоли­рованный характер, как правило, они сопровождаются нарушени­ем развития интеллектуальных, речевых, перцептивных и комму­никативных функций.

В научно-терапевтическом центре профилактики и лечения детской неврологической инвалидности (Москва) разработаны и апробированы формализованные карты психологического обсле­дования и динамического наблюдения за крупной и мелкой мото­рикой, экспрессивной и импрессивной речью, полимодальным восприятием, социальным и интеллектуальным развитием, игро­вой деятельностью у детей различных возрастов (включая грудной период жизни), позволяющие судить о «парциальной» или «гармо­нической» недостаточности в «психологическом профиле» ребенка и степени ее выраженности в определенном возрастном периоде.

В работе Н.А. Ермоленко, И.А. Скворцоваи А Ф. Неретина (18) проведен комплексный клинико-психологический анализ форми­рования симптомов нарушения развития у детей от 3 мес. до 3 лет с пренатальным и перинатальным поражением ЦНС в средней и тяжелой степени нарушения.

Было установлено увеличение с возрастом новых неврологи­ческих симптомов с углублением имеющихся, что отражает нарас­тание несоответствия возможностей нервной системы требова­ниям, предъявляемым внешней средой к растущему организму. Изучение формирования ВПФ.показало, что все дети существенно отставали от возрастной нормы по всем исследованным психичес­ким функциям.

При обследовании и лечении детей с ДЦП в возрасте от года до 15 лет выявлено, что недостаточность ВПФ по типу психического недоразвития и ЗПР отмечена в среднем в 40,7% случаев, из них:

 

 

 

- от 1 года до 3-х лет — 53,4%;

- от 3 до 6 лет — 33,7%;

- от 6 до 15 лет — 16,7%

У детей до 3-х лет при спастической диплегии нарушение ин­теллекта и речи выявляются в 5,4% случаев; при гиперкинетичес­кой форме — в 5,0% случаев; при атонически-астатической — в 9,3%; при гемипарезах — в 1,1%.

С возрастом уменьшается нарушение ВПФ в связи с направ­ленными медицинскими воздействиями.

Приведем пример. Дима К. со спастико-гиперкинетической формой ДЦП обследован в 2 г. Змее, и спустя 5 мес. После получения курсового лечения стимуляцией психоречевых и двигательных функций (рис. 7) При первичном осмотре отмечается выраженная задержка моторного развития и экспрессивной речи; социальное

 


 

 

общение, самообслуживание, интеллект страдают вторично. По­нимание обращенной речи сохранено. Через 5 мес. наблюдается положительная динамика в развитии мелкой моторики: ребенок научился захватывать и удерживать предметы в обеих ручках, стал больше повторять слоги за взрослым четче произносить звуки, лучше понимать бытовые инструкции, начал заучивать сказки, по­явились перенос с объекта на образ, начальные навыки самообслуживания, стал узнавать7 предметы на картинках, ориентироваться в пространстве, появились новые игры.

В работе X Н. Осипенко с соавт. (59) проведено нейропсихологическое обследование с применением адаптированного нейропсихологического теста детей с разными формами ДЦП в возрасте от 3 до 6 лет. На рис. 8 представлена графически факторная недо­статочность ВПФ у детей с ДЦП.

Можно видеть недостаточность гностико-праксических, ин­теллектуально-речевых и мнестических функций. С большой час­тотой выявляется кинестетическая (64%) и зрительно-простран­ственная (32%) диспраксия. Последняя часто сочеталась с зеркаль-

 

 


 

 

ной графической деятельностью, поэтому можно предположить единый фактор их происхождения —нарушение пространствен­ного диализа и синтеза.

Высокая частота нарушений производственной регуляции движений (40%) отмечается у детей с разными формами ДЦП, и явля­ется «факторов риска» дисфункций поведения и мышления. Нару­шения сенсорных функций отмечались по типу пространственной (18%) и слуховой (12%) и в редких случаях (3%) по типу зрительной дисгнозий. Нарушения памяти отмечались с меньшей частотой, чем дисфункции праксиса, но с большей частотой iio сравнению с дисфункциями восприятия.

Нарушение мыслительных процессов (9%) зарегистрированы с большей частотой по невербальному типу и с меньшей — по вербальному. Нарушение конструктивной деятельности отмечено в 15% случаев.

Таким образом, у детей с ДЦП выявлены «факторы риска» дисграфии (различные виды нарушений праксиса), Дискалькулии (дисфункции пространственных представлений), дислексии (ре­чевые нарушения), которые, безусловно, влияют на будущую школьную успеваемость ребенка.

Анализ топической локализации мозговой недостаточности (рис. 9) у детей, перенесших перинатальные вредности и развива-

 

 
 

 

52

ющихся в условиях ДЦП, демонстрирует дисфункцию всех отделов коры больших полушарий, в равной степени лобно-теменно-височных его отделов, которые более уязвимы на ранних этапах нейроонтогенеза. Недостаточность функций затылочных долей отмечается у меньшего числа обследованных детей.

Вместе с тем, срединные структуры мозга, обеспечивающие межполушарные взаимодействия, также отличает высокий процент поражения, что отрицательно влияет на развитие нормальной доминантности полушарий и их деятельности как единой функциональной системы.

У детей с ДЦП отмечено левшество, что еще раз подтверждает аномалию в межполушарном доминировании. Причем, с 4 до 7 лет имеет место заметный рост «скрытого» и явного левшества (соответственно до 56 и 15%).

Представляет значительный интерес для дифференциальной диагностики степени нарушения познавательных процессов и возможной локализации поражения в головном мозге проведение нейропсихологического исследования у детей при разных формах ДЦП, чему и посвящены результаты, изложенные ниже.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.165.234 (0.006 с.)