Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дизартрия при гиперкинетической форме

Поиск

Среди церебральных параличей у детей особо сложный харак­тер имеют гиперкинетические формы. Их отличают большая рас­пространенность поражения двигательной сферы и лучшая со­хранность интеллекта.

Гиперкинетическая форма ДЦП связана с поражением подкор­ковых отделов мозга. Нарушения общей и артикуляционной мото­рики определяются: меняющимся характером мышечного тонуса (дистонией), наличием непроизвольных насильственных движе­ний, отсутствием эмоциональной выразительности двигательного и речевого акта. Отмечается выраженная недостаточность про­содической стороны речи. Как в двигательной, так и в речевой мо­торике отмечается недостаточность удержания статических поз и положений. Двигательные нарушения и речедвигательные рас­стройства утяжеляются за счет наличия тонических спазмов, кото­рые могут распространяться на артикуляционную, дыхательную мускулатуру и на мышцы гортани, обуславливая своеобразные рас­стройства голосообразования и дыхания. При гиперкинетической форме ДЦП отмечается экстрапирамидная или, иначе, подкорко­вая дизартрия. Для гиперкинетической формы паралича характер­но частое (от 5 до 20%) снижение слуха преимущественно на высо­кие тона.

 

 

Трудности понимания речи часто зависят от необходимости точного восприятия некоторых фонем, в связи с чем у детей неред­ко наблюдаются вторичные нарушения понимания атрибутных конструкций, окончаний единственного и множественного числа и т.д. Они не могут показать на предъявленной картинке, где одна собака, а где несколько. В этих случаях отмечается недостаточ­ность фонологической дифференцировки. Иногда имеет мес?то трудность в дифференциации близких по звучанию фонем, что проявляется прежде всего в заданиях на их дифференциацию. Это приводит к нестойкости лексических единиц и нарушениям деко­дирования значений отдельных слов. Трудности декодирования речевого сообщения относятся ко всем грамматическим структу­рам при относительной сохранности понимания глубинного смыс­ла высказывания подтекста речевого сообщения.

Кроме того при гиперкинетической форме ДЦП расстройства связной речи определяются общими двигательно-тоническими нарушениями в виде отсутствия плавности речи, ее замедленнос­ти, остановках, трудностях в переходе от фразы к фразе.

При гиперкинет^ческой форме дизартрии ведущим расстрой­ством является асинхронность между подачей дыхательной струи, включением голоса, сокращением мягкого неба и нужными дви­жениями губ и языка.

Коррекция речи при,этом тесно связана с общими меропри­ятиями по снижению гиперкинезов и по восстановлению произ­вольных движений, поскольку гиперкинезы артикуляторного ап­парата являются проявлением общего заболевания.

Гиперкинетическая форма дизартрии наблюдается у больных гиперкинезами в 25-30% случаев. При этом сравнительно редко встречаются дети с чистой гиперкинетической формой без явле­ний спастичности и парезов мышц артикуляторного аппарата. При попытке к речи или при выполнении намеренных движений орга­нами артикуляторного аппарата гиперкинезы усиливаются не только в самом аппарате, но и в других частях тела.

Речь у таких детей толчкообразная, с голосовыми и дыхатель­ными спазмами, с отсутствием дифференцированных движений губ и языка. Локализация гиперкинезов в артикуляторном аппара­те определяет особенности экспрессивной речи. Так, гиперкинезы дыхательной мускулатуры и голосовых связок делают голос преры­вистым, затухающим, ребенок вынужден сделать вдох для произ­несения отдельных слов, слогов, а иногда и звуков.

Голос у такого ребенка может несколько раз пропадать не толь­ко при произнесении какой-то короткой фразы, но даже и одного слова, что обуславливается гиперкинезами голосовых связок. При

 

 

гиперкинезах в области мягкого неба голосо-дыхательная струя пе­риодически попадает в носовую полость, и произношение в этом случае сопровождается резким носовым оттенком. При гиперки­незах в различных отделах языка страдает произношение соответ­ствующих групп звуков (переднеязычных, заднеязычных, средне­язычных). Гиперкинезы в губной мускулатуре приводят к наруше­нию всех губных звуков.

Характерно, что у детей, страдающих гиперкинетической дизартрией, довольно легко можно добиться правильного произ­ношения изолированного звука, но в речевом потоке резко нару­шается переключение звуков, и произношение получается с гру­быми дефектами. К тому же эти больные в процессе речевого акта быстро утомляются.

У больных с легкой степенью гиперкинетической формы дизартрии наблюдаются элементы гиперкинезов в мягком небе и в кончике языка. В артикуляционном аппарате несколько затрудне­но переключение. Речь у этих больных внятная, но в речевом потоке наблюдается нечеткое произношение отдельных звуков при правильном изолированном их произнесении.

При средней степени гиперкинетической дизартрии количе­ство гиперкинезов увеличивается, они распространяются на все отделы артикуляционного аппарата и на мимическую мускулатуру. У этих больных искажено произношение примерно одной трети звуков, что делает их речь трудной для понимания.

У больных с тяжелой степенью гиперкинетической дизартрии интенсивность гиперкинезов резко возрастает, речь невнятная, ис­кажены почти все звуки. При попытке к речи возникают гиперки­незы мимической мускулатуры, а также мускулатуры конечностей и туловища.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.97 (0.008 с.)