Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Законы в составе научного знанияСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Что такое научный закон? Закон — объективно существующая причинно-следственная связь между явлениями, которая в определенных услови-
ях необходимо воспроизводится. Выявляемые в научном исследовании законы могут носить эмпирический (опытный) и теоретический (гипотетико-дедуктивный) характер. Эмпирические законы часто называют закономерными связями (закономерностями), которые наиболее строго устанавливаются и регистрируются в экспериментальных исследованиях. Теоретические законы исходно формулируются как теоретические гипотезы и косвенно верифицируются путем экспериментального подтверждения следствий. При этом следствия — это прогнозируемые явления и опытно регистрируемые эффекты, которые дедуктивно выводятся из теоретических гипотез (см. выше). Теоретический закон — предполагаемая связь между гипотетическими предметами («сущностями») и явлениями, наличие которой можно эмпирически проверить, регистрируя следствия, которые дедуктивно выводятся из такой связи. В настоящее время в естествознание, наряду с причинно-следственными законами, начинают вводиться законы телеологические (см. ниже: телеологические объяснения в психологии). Что такое причинно-следственная (каузальная, закономерная) связь? Причинно-следственная (каузальная) связь между предметами и явлениями устанавливается при наличии ряда условий. • Действие одного строго определенного предмета или явле • Такая связь между предметами или явлениями носит • При установлении такой связи отсутствуют влияния дру В основе установления эмпирических причинно-следственных связей лежит индуктивный метод научного познания (см. выше). Этот метод опирается на два правила, которые были сформулированы Дж. Миллем. Эти правила лежат в основе организации научного эксперимента. • «Правило согласия»: если два различных комплекса фак • «Правило различия»: если группа факторов при наличии Следует различать типы каузальных связей: • физическая, физиологическая причинность — наличие мате • экономическая, социологическая, информационная причин • психологическая причинность предполагает установление Как в науке формулируются новые теоретические законы? В развитых теориях законы могут формулироваться в математической форме, где свойства абстрактных гипотетических предметов и моделей выражаются в виде математических Переменных, а отношения между признаками — в фор- 3. Заказ №4624. ме связей между их величинами, входящими в формулу (уравнение). Формализованные теоретические законы необходимо предполагают обращение к теоретическим объяснительным принципам и моделям для интерпретации получаемых посредством вычислений результатов. Интерпретация уравнений обеспечивается: а) их связью с теоретической моделью; б) отображением теоретических моделей на природные объекты, объекты практической деятельности или на экспериментальные ситуации. Как в науке формулируются новые теоретические законы? А. Пуанкаре (1990), отвечая на этот вопрос, указывает, что закон может быть разложен на принцип и собственно закон. В случае достаточного опытного подтверждения соотношения между двумя фактами А и В (предполагаемого закона) субъект может занять две возможные позиции: 1) подвергать такое соотношение последующим непрерывным проверкам, уточнениям и пересмотрам; 2) возвысить закон в ранг принципа путем введения между А и Б некоего гипотетического С (например, сила тяготения между физическими телами. _у Ньютона). В таком случае отношение между А и С считается строго точным, не требует опытной проверки и представляет собой принцип, а отношение между Си В продолжает существовать как закон, могущий быть пересмотренным. К. Поппер (1992) отмечает, что в теоретических или обобщающих науках основной интерес представляют универсальные законы или гипотезы, а также их подтверждение или опровержение. При этом конкретные события, явления, факты представляют интерес как средства с помощью которых можно проверить универсальные законы. В прикладных науках интерес представляют предсказания конкретных событий, а универсальные законы используются как средства решения таких задач и принимаются без доказательств. Причинное объяснение какого-либо события заключается в выведении (дедуцировании) фиксирующего такое событие высказывания из посылок, которые представляют собой: 1) некоторые универсальные высказывания, фиксирующие законы природы в форме определенных гипотез (теорий); 2) сингулярные высказывания, фиксирующие исходные условия (допущения), относящиеся к отдельным случаям или конкретным событиям. При этом нельзя говорить о причине и следствии в абсолютном смысле: в причинно-следственном объяснении одно конкретное событие выступает причиной другого конкретного события, являющегося следствием первого в соответствии с некоторым универсальным законом (Поппер, 1992; Рузавин, 1997). Как связаны научные теории и представления людей о Вселенной? Таким образом, современное научное знание основывается не только на «твердых», эмпирически верифицируемых фактах. Факты и особенно их интерпретация во многом зависят от применяемой для объяснения системы теоретических объяснительных принципов. Теории не всегда выводятся из фактов, а вводятся в науку в форме объяснительных гипотез. Это, в свою очередь, часто ведет к радикальному изменению представлений о строении окружающего' мира (Вселенной). Например, с момента подтверждения выдвинутой Альбертом Эйнштейном теории относительности, представления естествоиспытателей о свойствах пространства и времени радикально изменились. В настоящее время не только научные, но и стихийные представления современного человечества о строении вещества и структуре Вселенной во многом складываются на основе различных научных теорий и гипотез. По мере подтверждения новых теоретических гипотез у человечества изменяется научная картина мира. При этом изменяется и содержание обыденных представлений о мире каждого человека, которые стихийно формируются по мере включения ребенка в человеческую культуру (образ мира). Знакомясь с научными знаниями, ребенок овладевает определенной картиной мира как чем-то истинным, не вызывающим сомнений. Интересно, что стихийно усвоенные с детства обыденные, наивные представления о мире с большим трудом поддаются научно обоснованным преобразованиям. Так как в последние десятилетия научно обоснованные представления о мире все более быстро меняются, то современному человеку все чаще приходится отказываться от «очевидных истин», которые начинают закладываться в дошкольном возрасте, а затем расширяются в период школьного обучения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 667; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.95.170 (0.006 с.) |