Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко Формирование перцептивных механизмов и предметных образов на основе внешних ориентировочно-исследовательских операций и действий субъекта

Поиск

1. В чем заключается различие между сенсорными и перцеп­тивными процессами? Чем результаты сенсорных процессов — ощущения — отличаются от результатов перцептивных про­цессов — предметных образов?

В отличие от сенсорных данных («чувственной ткани», сенсорного потока ощущений) процессы восприятия и их

243 16*


результаты характеризуются рядом специфических призна­ков (критериев).

• Отнесенность результатов перцептивных процессов к
предметным ситуациям и предметам во внешнем мире
(предметность, предметная отнесенность).

• Механизмы восприятия и их результаты (образы) являют­
ся продуктами процессов научения, которые возникают во
взаимодействиях живого организма с внешней предмет­
ной средой.

2. Что выступает в качестве основных причин формирова­ния перцептивных механизмов?

Перцептивные процессы детерминируются потребностя­ми, мотивами и задачами деятельности. Поэтому исходные формы организации процессов восприятия следует искать в практических действиях (взаимодействиях) живого организ­ма с предметной средой, а не в нервной системе.

• Механизмы восприятия исходно формируются во внеш­
них предметно-практических действиях, в которых на
основе организации развернутых в реальном пространстве и
времени (сукцессивных) ориентировочно-исследовательских
операций порождается и развивается образ окружающего
мира на основе активного «уподобления» движений органов
чувств предметному окружению.

• По мере своего формирования образ, в свою очередь, на­
чинает во многом предопределять протекание действий и
ориентировать их в процессе реализации.

Какова функциональная структура механизмов перцепции?

Процессы и механизмы восприятия включают ряд опера­ций и действий, которые формируются и совершенствуются на протяжении индивидуальной жизни:

• операции и действия обнаружения объектов;

• операции и действия различения объектов на основе фор­
мирования сенсорных эталонов (оперативных единиц вос­
приятия);


• операции и действия опознавания и идентификации объек­
тов — одномоментное (симультанное) нахождение в объек­
те свойств путем уподобления объекта определенному сен­
сорному эталону посредством викарных (сокращенных)
перцептивных действий.

При этом следует различать два основных класса движе­ний органов чувств, которые обеспечивают перцептивные механизмы и процессы и построение образа:

• движения поисковые, установочные и корректирующие
установку органа чувств;

• собственно перцептивные операции, выполняющие ряд
функций: а) построение образа объекта; б) опознание зна­
комого объекта; в) измерение пространственных характе­
ристик объекта; г) контроль и коррекция адекватности
процессов восприятия.

Как формируются перцептивные процессы и механизмы восприятия?

Процессы восприятия (перцептивные действия) пред­ставляют собой способы преобразования сенсорных дан­ных, которые возникают в результате включения живого ор­ганизма в выполнение новых предметно-практических дей­ствий и приобретения новых форм поведения.

• В любом практическом действии выделяется система ори­
ентировочно-исследовательских (перцептивных) опера­
ций, направленных на ознакомление со свойствами объек­
тов.

• Ознакомительные операции и действия, исходно опираю­
щиеся на развернутый «моторный алфавит» движений ор­
ганов чувств, начинают опережать действия исполнитель­
ные и превращаются в ориентировочные операции и дей­
ствия.

• Развернутые во времени (сукцессивные) ориентировоч­
ные действия и операции, сокращаясь и автоматизируясь,
преобразуются в целостные, «одномоментные» (симуль-


тайные) способы обследования и ориентировки — форми­руются сенсорные эталоны.

5. Как по мере развития перцептивных механизмов изменя­ются и совершенствуются способы восприятия и формируют­ся сенсорные эталоны?

Сенсорные эталоны, представляющие собой обобщен­ные способы обследования определенной группы объектов, совершенствуются и изменяются:

• путем переориентировки на новые признаки объектов;

• путем преобразования развернутых во времени сукцессив-
ных ориентировочных операций и действий в симультан­
ные схемы перцептивных операций;

• путем образования все более сложных целостных структур
из выделенных признаков.

При этом сенсорные эталоны могут иметь разные типы функционально-структурной организации ориентировоч­ных операций, которые фиксируют и организуют в предмет­но отнесенные образы различные по сложности предметные признаки.

• Простые предметные признаки, возникающие путем орга­
низации исходных сенсорных данных («чувственной тка­
ни», ощущений) в простые предметно отнесенные образы
предметов и их свойств.

• Сложные предметные признаки, возникающие на основе
организации простых предметных признаков.

• Интегральные предметные признаки, возникающие на
основе организации сложных признаков, но воспринимае­
мые как целостные перцептивные структуры.

Как перцептивные операции и действия включаются в состав других типов человеческих действий?

Одинаковые перцептивные операции и действия могут включаться в разные виды действий и формы поведения; одинаковые виды действий и формы поведения могут обслу-


 


живаться различными перцептивными операциями и дейст­виями.

7. Как перцептивные операции и действия включаются в
процессы решения разнообразных типов человеческих задач?

Процесс уподобления ориентировочно-исследователь­ских движений органа чувств физическим, а позднее пред­метно отнесенным характеристикам объектов может осуще­ствляться с различными целями:

а) в соответствии с задачами построения адекватного об­
раза объекта;

б) в соответствии с предметно-практическими или умст­
венными задачами, стоящими перед субъектом и тре­
бующими трансформации образа — «уподобления об­
раза решаемым задачам» (образ включается в практи­
ческие действия и процессы мышления).

• При этом образ предстоящего действия: а) имеет обобщен­
ный характер; б) достраивается в условиях конкретной
предметной ситуации путем внешних двигательных, пер­
цептивных или умственных операций на основе сенсор­
ных коррекций (А. Н. Бернштейн).

• Обобщенные симультанные схемы перцептивных опера­
ций в последующем образуют функционально-содержа­
тельную основу — «моторный алфавит» для формирова­
ния и развития умственных действий (В. П. Зинченко).

8. Каковы механизмы актуализации представлений (вто­
ричных образов, репрезентаций), возникающих у субъекта в от­
сутствие объекта?

Представления (вторичные образы) являются продуктом ранее выполняемых субъектом ориентировочно-исследова­тельских действий и операций.

• Ориентировочно-исследовательские действия и операции
органов чувств, выполняемые по отношению к объекту яв­
ляются средством и механизмом исходного формирования
(построения) образа.


 


• Образы и представления фиксируются в нервной системе
как последовательности выполнения различных операций
и действий, направленных на исследование объектов.

• Актуализация образа в форме представления — это про­
цесс сокращенного и преобразованного выполнения тех
перцептивных операций, которые исходно лежали в осно­
ве построения образа. Но такие операции выполняются в
отсутствие объекта.

• Использование представлений в процессе решения раз­
личных задач происходит путем включения их в то или
иное действие в качестве ориентировочной основы.

А. Н. Леонтьев

Теория организации чувственного познания человека

На основе формирования образа мира

В теории формирования образа мира А. Н. Леонтьев кон­кретизирует причинно-следственные и функциональные от­ношения между объективным миром, перцептивными опе­рациями и действиями субъекта и субъективным образом мира. При этом вновь подчеркивается, что исходно психиче­ские функции носят внешний характер и образуются на внеш­них материальных действиях, которые обеспечивают взаимо­связи между субъектом и объектом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 390; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.200.180 (0.008 с.)