ТОП 10:

Закономерности онтогенетического развития



Человеческой психики и личности

1. Что лежит в основе формирования и развития человече­
ской психики?

В основе развития человеческих форм психики лежит присвоение человеческой культуры путем овладения различ­ными видами человеческих действий и деятельностей.

• Все виды человеческих действий и деятельностей по свое­
му происхождению имеют общественный характер и меня­
ются по мере развития человеческого общества.

2. Каково основное значение детства в формировании и раз­
витии психики человека?

Ребенок рождается без каких-либо естественных средств и способов удовлетворения индивидуальных потребностей. Детство является необходимым этапом развития человека, в течение которого ребенок овладевает средствами и способа­ми выполнения разнообразных человеческих действий, что обеспечивает в последующем возможность включиться в ре­ализацию различных видов человеческих деятельностей.


 


 


13. Заказ №4624.


• По мере исторического развития человеческого общества,
человеческой культуры и человеческих видов деятельно-
стей изменяются и преобразуются требования к психиче­
скому развитию ребенка. Поэтому закономерности возра­
стной периодизации психического развития человека,
в отли­
чие от закономерностей биологического созревания
организма, имеют конкретно-исторический характер.

3. В чем заключаются отличительные особенности^ зако­
номерности формирования и развития человеческой психики?

Овладение новыми видами человеческих действий пред­полагает усвоение ориентировки в общественно-мотиваци-онных и операционально-технических особенностях их ор­ганизации, что обеспечивает формирование и развитие у субъекта личностно-смысловых и интеллектуальных состав­ляющих психики. При этом психическое развитие человека имеет ряд особенностей.

• Биологическое созревание мозга является только необхо­
димым условием для формирования и развития психики.
Причиной формирования и развития психических функ­
ций выступают взаимодействия субъекта с внешним пред­
метным миром.

• Формирование и развитие человеческой психики детер­
минировано присвоением (усвоением) общественно-ис­
торического опыта в совместной деятельности и общении
с людьми. Социальная среда (культура) и взрослые, явля­
ясь носителями различных видов человеческих действий
и деятельностей, выступают главными источниками раз­
вития.

• «Движущими силами» развития выступают противоречия
в процессе усвоения общественно-мотивационных и пред­
метно-операциональных компонентов деятельностей, ко­
торыми овладевает ребенок.

4. Каковы особенности человеческих действий, способами
организации и выполнения которых необходимо овладеть ре-

Бенку?

 
 

 


В основе организации человеческих действий лежат два типа ориентировочных составляющих: а) ориентировка в социальных, общественно-мотивационных особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие эмо­ционально-личностной сферы ребенка; б) ориентировка в предметных операционально-технических особенностях действия, овладение которыми обеспечивает развитие по­знавательно-интеллектуальной сферы психики ребенка.

• Познавательно-интеллектуальная ориентировка в свойст­
вах предметов у человека включена в ориентацию на обра­
зец, который задается другими людьми, — включена в ори­
ентировку на действия другого человека и на последствия
действия для другого человека.

• Человеческие действия, которыми овладевает ребенок,
определяются не только (и не столько) конкретной целью
или предметными условиями, а значением и смыслом дей­
ствия и его последствий в человеческих взаимоотношени­
ях.

• Человеческое действие становится общественно опосред­
ствованным благодаря возникновению особой формы
психической ориентировки на смысл и значение действия
в разнообразных отношениях с другими людьми.

5. Б каких типах отношений формируются мотивацион-но-смысловые и интеллектуальные, операционально-техниче­ские формы человеческой психики?

С момента рождения младенца усвоение человеческой культуры протекает во взаимодействиях с другими людьми (взрослыми). Развитие выражается в системе двух типов от­ношений с предметным миром и людьми:

• в овладении способами организации взаимоотношений с
другими людьми, овладении способами ориентировки в
системе социальных отношений, которые опосредствова­
ны предметами и знаково-символическими средствами
(ребенок предмет — взрослый). Формируются и развива-

195 13*


ИШ5Я

ются преимущественно мотивационно-смысловые, лич­ностные составляющие психики человека;

 

• в овладении способами организации и реализации дей­
ствий с предметами и знаково-символическими средст­
вами, образцы которых задаются (опосредствованы)
другими людьми (ребенок — взрослый предмет).
Формируются и развиваются преимущественно операцио­
нально-технические и интеллектуальные составляющие
психики человека.

 

6. Что лежит в основе периодизации психического развития
человека?

 

Психическое развитие ребенка осуществляется в процес­сах овладения и закономерной смены разных типов ведущей деятельности, в которые необходимо включается ребенок и которые определяют возрастную периодизацию психиче­ского развития.

 

• Ведущий тип деятельности задается социальной ситуацией
развития
теми формами отношений с предметным ми­
ром, взрослыми и социальной средой, в которые необхо­
димо включается ребенок, овладевая человеческой культу­
рой и человеческими действиями.

 

• Внутри ведущего типа деятельности вызревают, диффе­
ренцируются другие, все более сложные виды действий и
деятельностей.

 

• На каждом возрастном этапе развития внутри ведущего
типа деятельности формируются и переструктурируются
психические функции человека.

 

• Ведущий тип деятельности обеспечивает формирование
характерных для каждого возраста психических новооб­
разований как в личностной, так и в познавательной сфе­
ре.

 

7. Какова периодизация психического развития ребенка в со­
временном обществе?

 

В психическом развитии человека наблюдается чередова­ние двух типов периодов:


 

• в течение которых происходит преимущественно освоение
социальных задач, мотивов, норм и правил отношений
между людьми — развитие потребностно-мотивационной
сферы;

• в течение которых происходит преимущественно овладе­
ние способами и средствами выполнения действий, овла­
дение способами использования предметно-орудийных и
знаково-символических средств — развитие операцион-
но-технических и интеллектуально-познавательных спо­
собностей.

Такие взаимосвязанные периоды составляют «эпохи» в психическом развитии человека.

• Первая эпоха — формирование и переход: а) от деятельно­
сти непосредственно-эмоционального общения — младен­
ческий возраст;
б) к предметно-манипулятивной деятель­
ности — возраст раннего детства.

• Вторая эпоха — формирование и переход: а) от игровой де­
ятельности (предметное моделирование, ролевая игра,
игра по правилам) — дошкольный возраст; б) к учебной дея­
тельности — младший школьный возраст.

• Третья эпоха — формирование и переход: а) от интимно-лич­
ностного общения — подростковый возраст; б) к учебно-про­
фессиональной деятельности — юношеский возраст.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.005 с.)