ТОП 10:

Теория контрфактов в процессах мышления



1. Вслед за уже реально произошедшими событиями
(фактами) человек часто конструирует альтернативные по
своим результатам воображаемые сценарии развития собы­
тий (контрфакты).

2. Мысленные сценарии контрфактов могут конструиро­
ваться в двух противоположных направлениях:

• рассматривать реальные события, свое поведение и свои
действия как худшие по сравнению с тем, что могло бы
быть («идущий вниз контрфакт»);

• рассматривать реальные события, свое поведение и свои
действия как лучшие по сравнению с тем, что могло бы
быть («идущий вверх контрфакт»).

3. Стиль (направление) контрфактического мышления
оказывает влияние на последующую деятельность и эмоцио­
нальное состояние.

• «Идущие вниз контрфакты» ухудшают эмоциональное
состояние, но позитивно влияют на будущую деятель­
ность.

• «Идущие вверх контрфакты» улучшают эмоциональное
состояние, но могут негативно влиять на будущую деятель-


ность (см. также: теории мотивации в когнитивной психо­логии).

11.3. Теории мышления в отечественной психологии Структурная организация процессов мышления

1. Основная функция процессов мышления — ориенти­
ровка субъекта в окружающем мире посредством установле­
ния межпредметных связей и отношений на основе исполь­
зования различных средств и способов: путем воздействия
предметов друг на друга, путем использования орудийных
средств и средств измерения, путем включения в организа­
цию мышления знаков и символов.

2. Процессы установления межпредметных связей и от­
ношений могут протекать на нескольких взаимосвязанных
уровнях. Это мыслительные операции на уровнях нагляд­
но-действенного, наглядно-образного (конкретно-образно­
го), отвлеченно-образного, понятийного (словесно-логиче­
ского) мышления.

 

• Каждый новый уровень установления межпредметных
связей и отношений развивается на основе нижележащих
уровней.

• Развитие идет в направлении от наглядно-действенных к
понятийным формам мышления.

 

3. На каждом уровне мышления установление межпред­
метных связей и отношений реализуется посредством ряда
универсальных обратимых операций: анализ и синтез; абст­
рагирование — обобщение и конкретизация и др.

4. На словесно-логическом уровне в качестве средств ор­
ганизации мышления выступают знаки и символы, которые
позволяют: а) фиксировать результаты мыслительной деяте­
льности человека в логических формах понятий, суждений,
умозаключений; б) организовывать и осуществлять предва­
рительную ориентировку в реальности на основе выполне­
ния умственных операций и действий.


Функциональные теории мышления. Психологические механизмы мышления

С. Л. Рубинштейн

Механизм анализа через синтез

• Познаваемые явления и предметы включаются в новые
связи, отношения, взаимодействия с другими явлениями и
предметами (синтез).

• Благодаря этому обнаруживаются, абстрагируются и уста­
навливаются новые свойства исследуемых предметов и яв­
лений (анализ).

• Новые свойства и способы их выявления могут фиксиро­
ваться с помощью знаково-символических средств в каче­
стве новых обобщений и понятий.

Л. С. Выготский

Механизм абстрактного синтеза

• В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез)
устанавливаются, абстрагируются и фиксируются сущест­
венные признаки предметов и явлений.

• Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по
различным основаниям (синтез), что обеспечивает форми­
рование не только эмпирических обобщений, но и теоре­
тических понятий, направленных на объяснение предме­
тов и явлений.

• Полученные путем мыслительного конструирования по­
нятия фиксируются в знаково-символических средствах.

Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин Механизм интериоризации

Существует два взаимосвязанных направления формиро­вания и развития произвольных, преднамеренных ориенти­ровочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений.


1. Первое направление развития: от разделенного (совмест­
ного) действия к действию произвольному и индивидуальному.

• Развитие умений подчинять свои действия, направленные
на установление межпредметных связей и отношений, ре­
чевым указаниям другого человека (взрослого).

• Развитие у субъекта умений организовывать с помощью
речи процессы установления межпредметных связей и от­
ношений с другими людьми.

• Межфункциональное объединение обоих умений в одну
функцию — формирование произвольности в процессах
установления межпредметных связей и отношений. Овла­
дение собственными процессами мышления (см. ниже).

2. Второе направление развития: от внешних произволь­
ных действий с предметами к внутренним умственным фор­
мам выполнения действий.

• Доречевое развитие мышления в процессах практического
установления межпредметных связей и отношений.

• Межфункциональное объединение доречевых форм мыш­
ления и речевых функций. Овладение внешними развер­
нутыми формами речевой организации процессов уста­
новления межпредметных связей и отношений — процес­
сов мышления.

• Преобразование внешних форм речевой организации
мышления (через эгоцентрическую речь) во внутренние
формы речевой организации.

• Последующее сокращение и автоматизация внутренних
речевых форм организации и произвольного выполнения
умственных (мыслительных) действий.

А. Н. Леонтьев

Теория мышления человека

1. Каковы эволюционные источники формирования процес­сов мышления у живых организмов ?

Исходной основой формирования и развития мышления как особой психической функции выступают формирующи-


 


еся в процессе эволюции у высших животных способы ори­ентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях (Леонтьев, 1965).

2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных
законов развития психики животных к культурно-историче­
ским законам развития психики человека, а также законам
развития человеческих форм мышления?

Прямые предки человечества эволюционировали в на­правлении объединения в сообщества, которые характери­зовались:

• совместным выполнением общей деятельности при рас­
пределении действий между членами сообщества — специ­
ализации в выполнении отдельных действий;

• развитием и совершенствованием способов использования и
изготовления орудийных и знаково-символических средств,
которые обеспечивают более высокую эффективность в рас­
пределении, организации и выполнении совместных дейст­
вий.

Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой дея­тельности и поведения, а также служит основой для совер­шенствования механизмов мышления.

3. В чем заключается основная отличительная особен­
ность мышления человека от мышления животных?

Особенностью мыслительных действий является непол­нота условий, в которых они реализуются. Способ достиже­ния в определенных условиях цели, которую следует обнару­жить или построить, составляет основу любой мыслитель­ной задачи.

Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) откры­тие новых межпредметных отношений и связей в определен­ных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).


 


 

• У животных подготовительный и исполнительный этапы
никогда полностью не отделяются друг от друга.

• У человека подготовительный этап — собственно познава­
тельный, ориентировочный — отделяется от исполнитель­
ного этапа и начинает существовать самостоятельно и
фиксироваться как продукт познавательной деятельности
в форме значений с помощью языка и знаково-символиче­
ских средств.

Опосредствованные языком мыслительные формы ори­ентировочных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельно­го вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель.

4. Как фиксируются и транслируются способы и результа­ты человеческого мышления?

Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы вы-полнения действий и операций, а также диапазон возмож­ных результатов, которые получаются благодаря исполь­зованию орудий. Орудия выступают первыми материаль­ными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эф­фективно начинают выполнять язык и различные знако-во-символические средства.

• Фиксирование способов установления все новых межпред­
метных отношений и связей с помощью языка и других зна­
ково-символических средств в процессе общественно-ис­
торического развития обеспечивает формирование собст­
венно человеческих, имеющих общественно-историческую
природу, психологических механизмов мышления.

• Человеческие способы мышления формируются в процес­
сах включения ребенка в совместные формы деятельности
и опосредствованные языком формы общения с другими

18. Заказ №4624.


людьми, в которых задаются образцы ориентировки в спо­собах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей.

5. Как процессы мышления включаются в состав человече­ской деятельности?

Процессы мышления включаются в состав любого че­ловеческого действия или любой человеческой деятельно­сти в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать ха­рактер мотивов-целей. В результате формируется самосто­ятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить:

• мыслительные операции — не осознаются; служат автома­
тизированными способами установления межпредметных
связей, отношений и выполнения разнообразных мысли­
тельных действий;

• мыслительные действия — обеспечивают процессы осоз­
нанного и целенаправленного установления межпредмет­
ных связей и отношений;

• мыслительную деятельность — подчинена познавательно­
му мотиву, который направляет активность субъекта на ре­
шение определенного диапазона проблем и задач.

Мыслительный процесс как система операций и дейст­вий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процес­сах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей — операциями; д) результатами.

6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувст­венного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств?

Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного по-


знания предметов и явлений в процессе использования че­ловеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств.

• То, что непосредственно не регистрируется органами
чувств человека, познается путем воздействий с помощью
одних предметов на другие предметы.

• Результаты взаимодействий между предметами сохраня­
ются на предметах и регистрируются органами чувств как
свойства предметов.

• Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым резуль­
татам действий заключать о явлениях и свойствах, недо­
ступных непосредственному восприятию.

7. В чем заключается основной критерий, позволяющий вы­делять процессы мышления в качестве особого психического процесса?

Мышление — это особый способ психической ориенти­ровки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически орга-низовнных взаимно подчиненных операций и действий (А. Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин).

Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (опера­ции) в качестве средства достижения цели другого дейст­вия.

• Целью первого действия выступает такое преобразование
предметных условий, которое делает возможным реализа­
цию другого действия, которое необходимо для достиже­
ния следующей цели.

• Мышление осуществляется в процессах ориентировоч­
но-исследовательского поиска и обнаружения таких отно­
шений и связей между действиями в определенных пред­
метных условиях (задача), которые обеспечивают достиже­
ние определенной конечной цели.


 



 


18*



• Цель, способ достижения которой необходимо обнару­
жить и построить в определенных предметных условиях,
составляет мыслительную задачу (задача — цель, данная в
определенных предметных условиях).

'8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей — умст­венные формы мышления человека?

Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, поня­тий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умствен­ные действия над значениями.

• Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исход­
но представляют собой обобщенную ориентировочную
основу практических предметных действий.

• Такие обобщенные способы ориентировочных операций
и действий (представления и понятия) начинают актуали­
зироваться в психике субъекта не только под воздействи­
ем предметных условий в конкретных ситуациях (как у
высших животных), но и надситуативно — в результате
использования соответствующих языковых и других зна-
ково-символических средств.

Преобразование сукцессивных форм внешних, разделен­ных с другими людьми ориентировочных компонентов дей­ствий, направленных на установление межпредметных от­ношений и связей, в симультанные формы умственных опе­раций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека.

9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении чело­века?

По мере развития человеческого общества и совершенст­вования познавательной деятельности развиваются все бо-


лее сложные последовательности ориентировочных дейст­вий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начина­ют фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации; позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства.

• Увеличивающееся пространственно-временное отделе­
ние в человеческой деятельности умственных ориенти­
ровочных компонентов выполняемых действий от прак­
тических внешне исполнительных компонентов ведет к
развитию различных видов умственных ориентировоч­
но-познавательных и исследовательских действий и дея-
тельностей.

• При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на
знаково-символические средства межпредметные связи и
отношения могут приобретать сколь угодно большую про­
тяженность.

• По мере увеличения протяженности таких последователь­
ностей мыслительных операций и действий, а также их по­
стоянного повторного воспроизведения выделяются,
обобщаются и фиксируются закономерные способы уста­
новления определенных типов межпредметных отноше­
ний и связей с помощью языковых грамматических и логи­
ческих операций.

• Позднее для целей строгого фиксирования определенных
способов установления межпредметных отношений и свя­
зей начинают разрабатываться искусственные логически
организованные знаково-символические системы.

10. Б каких формах фиксируются результаты мыслитель­ных действий человека?

Результаты формирования и развития процессов мышле­ния представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отноше-


ний. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятий­ных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символи-ческие средства.

• Формирование обобщений есть процесс переноса опера­
ций и действий в новые ситуации. Процесс речевого обще­
ния есть частный случай переноса и обобщения — перено­
са и обобщения значений слов.

• Субъективно обобщения могут воспроизводиться и реф­
лексивно анализироваться в форме феноменов различной
степени ясности, сложности, абстрактности.

П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салминаидр. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека

1. Что исходно заложено в основу психического развития че­
ловека, его сознания и личности? Каков состав человеческих
действий?

Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действи­ями в соответствии с теми образцами, которые задаются дру­гими людьми в совместных взаимодействиях. Любое дейст­вие включает:

• ориентировочную, исходно психологическую составляю­
щую. Ориентировочные составляющие действия включа­
ют операции ориентировки, планирования, контроля;

• исполнительную (мышечно-двигательную) составляю­
щую. Исполнительная часть действия включает исполни­
тельные операции и операции коррекции действия по ходу
исполнения.

2. Какие основные функции реализуются разными типами
операций, входящих в состав действий?

Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции.


 

• Функции ориентировки исходно обеспечиваются ориен­
тировочно-исследовательскими операциями органов
чувств, которые ведут к построению перцептивного образа
ситуации.

• Операции планирования предстоящих действий предпо­
лагают установление межпредметных связей и отношений
в процессе ориентировки (мышление).

• Исполнительные операции обеспечивают реализацию
действия в соответствии с планом.

• Операции контроля обеспечивают сопоставление реально
получаемого результата с предполагаемым (запланирован­
ным) результатом.

• Операции коррекции обеспечивают исправления действия
по ходу его выполнения.

По мере сокращения и автоматизации такие операции превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований.

3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов
мышления?

Процессы мышления человека исходно представляют со­бой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимые во внутренний умствен­ный план. В качестве единицы мышления выступает отдель­ное действие, направленное на установление межпредметных отношений или связей.

4. В чем заключаются основные особенности формирования
и развития человеческих форм мышления?

Мыслительные действия формируются на основе разде­ленных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к дейст­виям индивидуальным и умственным. Превращение исход­но внешнего совместного предметного действия в самостоя­тельное и умственное действие включает несколько этапов:

• прослеживание действия, выполняемого другим челове­
ком, в плане восприятия;


 

.


• включение в выполнение разделенного с другими людьми
действия, которое может представлять собой: а) предмет­
но-практическое материальное действие с реальными объек­
тами; б) «материализованное» действие, выполняемое с
изображениями или знаково-символическими объектами;

• самостоятельное выполнение предметно-практического
или материализованного действия с опорой на внешнюю
громкую речь, а затем с опорой на внутреннюю разверну­
тую речь «про себя»;

• уровень самостоятельных действий над представляемыми
предметами, изображениями, схемами, моделями с опо­
рой на развернутую речь «про себя»;

• уровень сокращенных и автоматизированных умственных
действий во внутреннем умственном плане.

5. Какова роль языка в развитии познавательных возмож­
ностей человека?

По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентиро­вочных и исполнительных составляющих действий обеспе­чивается их фиксирование в форме значений.

• Языковые средства начинают обеспечивать процессы ак­
туализации в психике человека определенных значений, а
также организацию действий по их преобразованию. Фор­
мируется внутренний план умственных действий.

• По мере овладения разнообразными знаково-символиче­
скими системами и способами их использования человек
совершенствует способы произвольной организации и
расширяет функциональные возможности собственного
внутреннего плана умственных действий (сознания).

6. Что выступает в качестве результата ориентировоч­
но-исследовательской активности субъекта, который интег­
рирует все познавательные психические функции?

По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировоч-


ных и исполнительных компонентов разнообразных пред­метных действий формируется, уточняется и совершенству­ется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировоч­ной основой для организации разнообразных действий.

7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий?

Внутренний план умственных действий включает преоб­разования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средства­ми.

• Для организации умственных действий над представлени­
ями и понятиями могут использоваться: а) внешние мате­
риальные (например, графические или речевые) знако-
во-символические средства; б) интериоризированные
субъектом внутренние способы использования знаков и
символов (внутренняя речь, а также представляемые зна-
ково-символические схемы, модели различной степени
обобщенности и абстрактности).

• Интериоризированные знаково-символические изобра­
жения, схемы, модели, в свою очередь, могут становиться
предметом преобразования в умственном плане с исполь­
зованием других знаково-символических средств (внеш­
них и внутренних). Возникают иерархические и гетерархи-
ческие отношения между различными уровнями организа­
ции умственных действий.

• Любые виды исходно развернутых во времени (сукцес-
сивных) умственных действий по мере овладения ими
субъектом сокращаются, автоматизируются, приобрета­
ют симультанный характер и преобразуются в умствен­
ные операции, которые обеспечивают условия для выпол­
нения других, все более сложных умственных действий.
Так формируются сложные иерархические отношения
между умственными действиями и умственными опера­
циями.


Исследования, проводимые в русле поэтапного форми­рования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления.

П. Я. Гальперин







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.214.113 (0.019 с.)