Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория контрфактов в процессах мышленияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Вслед за уже реально произошедшими событиями 2. Мысленные сценарии контрфактов могут конструиро • рассматривать реальные события, свое поведение и свои • рассматривать реальные события, свое поведение и свои 3. Стиль (направление) контрфактического мышления • «Идущие вниз контрфакты» ухудшают эмоциональное • «Идущие вверх контрфакты» улучшают эмоциональное ность (см. также: теории мотивации в когнитивной психологии). 11.3. Теории мышления в отечественной психологии Структурная организация процессов мышления 1. Основная функция процессов мышления — ориенти 2. Процессы установления межпредметных связей и от
• Каждый новый уровень установления межпредметных • Развитие идет в направлении от наглядно-действенных к
3. На каждом уровне мышления установление межпред 4. На словесно-логическом уровне в качестве средств ор Функциональные теории мышления. Психологические механизмы мышления С. Л. Рубинштейн Механизм анализа через синтез • Познаваемые явления и предметы включаются в новые • Благодаря этому обнаруживаются, абстрагируются и уста • Новые свойства и способы их выявления могут фиксиро Л. С. Выготский Механизм абстрактного синтеза • В процессах эмпирического анализа (анализа через синтез) • Выявленные признаки абстрагируются и объединяются по • Полученные путем мыслительного конструирования по Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин Механизм интериоризации Существует два взаимосвязанных направления формирования и развития произвольных, преднамеренных ориентировочно-исследовательских действий, направленных на установление межпредметных связей и отношений. 1. Первое направление развития: от разделенного (совмест • Развитие умений подчинять свои действия, направленные • Развитие у субъекта умений организовывать с помощью • Межфункциональное объединение обоих умений в одну 2. Второе направление развития: от внешних произволь • Доречевое развитие мышления в процессах практического • Межфункциональное объединение доречевых форм мыш • Преобразование внешних форм речевой организации • Последующее сокращение и автоматизация внутренних А. Н. Леонтьев Теория мышления человека 1. Каковы эволюционные источники формирования процессов мышления у живых организмов? Исходной основой формирования и развития мышления как особой психической функции выступают формирующи-
еся в процессе эволюции у высших животных способы ориентировки и организации поведения в окружающем мире на основе установления межпредметных связей и отношений в конкретных ситуациях (Леонтьев, 1965). 2. Какие факторы обеспечивают переход от эволюционных Прямые предки человечества эволюционировали в направлении объединения в сообщества, которые характеризовались: • совместным выполнением общей деятельности при рас • развитием и совершенствованием способов использования и Все это принципиально меняет характер психической ориентировки, организации и реализации человеческой деятельности и поведения, а также служит основой для совершенствования механизмов мышления. 3. В чем заключается основная отличительная особен Особенностью мыслительных действий является неполнота условий, в которых они реализуются. Способ достижения в определенных условиях цели, которую следует обнаружить или построить, составляет основу любой мыслительной задачи. Мыслительные задачи реализуются в два этапа: а) открытие новых межпредметных отношений и связей в определенных условиях (подготовительный этап); б) включение их в процесс решения (исполнительный этап).
• У животных подготовительный и исполнительный этапы • У человека подготовительный этап — собственно познава Опосредствованные языком мыслительные формы ориентировочных операций и действий человека отделяются от предметно-практических исполнительных составляющих деятельности и могут приобретать характер самостоятельного вида познавательной деятельности, которая образуется по механизму сдвига мотива на цель. 4. Как фиксируются и транслируются способы и результаты человеческого мышления? Изготовление, использование и совершенствование орудий позволяет объективно фиксировать способы вы-полнения действий и операций, а также диапазон возможных результатов, которые получаются благодаря использованию орудий. Орудия выступают первыми материальными средствами обобщения объективных свойств окружающего мира и средствами фиксирования таких обобщений. В последующем эту функцию наиболее эффективно начинают выполнять язык и различные знако-во-символические средства. • Фиксирование способов установления все новых межпред • Человеческие способы мышления формируются в процес 18. Заказ №4624. людьми, в которых задаются образцы ориентировки в способах решения различных задач на основе установления разнообразных межпредметных отношений и связей. 5. Как процессы мышления включаются в состав человеческой деятельности? Процессы мышления включаются в состав любого человеческого действия или любой человеческой деятельности в форме внешних и умственных действий и операций. При этом обобщенные цели мыслительных действий по механизму «сдвига мотива на цель» могут приобретать характер мотивов-целей. В результате формируется самостоятельная мыслительная деятельность. В этой связи следует разводить: • мыслительные операции — не осознаются; служат автома • мыслительные действия — обеспечивают процессы осоз • мыслительную деятельность — подчинена познавательно Мыслительный процесс как система операций и действий в составе человеческой деятельности характеризуется: а) наличием мотива; б) целями, которые формулируются и достигаются в определенных предметных условиях в процессах реализации действий; в) наличием средств; г) способами достижения целей — операциями; д) результатами. 6. Как преодолеваются границы непосредственно-чувственного познания в процессах установления межпредметных отношений и связей путем использования орудийных средств? Границы непосредственной перцептивной ориентировки человека постепенно перестают выступать границами его познания. Они расширяются за счет опосредствованного по- знания предметов и явлений в процессе использования человеком разнообразных орудийных, а позднее и знаковых средств. • То, что непосредственно не регистрируется органами • Результаты взаимодействий между предметами сохраня • Это позволяет по ощущаемым и воспринимаемым резуль 7. В чем заключается основной критерий, позволяющий выделять процессы мышления в качестве особого психического процесса? Мышление — это особый способ психической ориентировки, обеспечивающий выделение и фиксацию субъектом разнообразных межпредметных отношений и связей в процессе планирования и реализации иерархически орга-низовнных взаимно подчиненных операций и действий (А. Н. Леонтьев, Запорожец, Гальперин). Основным критерием появления мышления является установление межпредметных связей и отношений путем функционального использования одного действия (операции) в качестве средства достижения цели другого действия. • Целью первого действия выступает такое преобразование • Мышление осуществляется в процессах ориентировоч
18* • Цель, способ достижения которой необходимо обнару '8. Как формируются умственные сокращенные формы установления межпредметных отношений и связей — умственные формы мышления человека? Установление межпредметных отношений и связей с опорой на язык и знаково-символические средства ведет к относительному отделению значений (представлений, понятий) от ситуативной, конкретно-предметной отнесенности слов и знаков. В результате формируются особые умственные действия над значениями. • Значения фиксируются в языке, знаках, символах и исход • Такие обобщенные способы ориентировочных операций Преобразование сукцессивных форм внешних, разделенных с другими людьми ориентировочных компонентов действий, направленных на установление межпредметных отношений и связей, в симультанные формы умственных операций и действий является одним из фундаментальных законов развития мышления и мыслительных способностей человека. 9. Какова роль грамматической и логической организации языковых и знаково-символических средств в мышлении человека? По мере развития человеческого общества и совершенствования познавательной деятельности развиваются все бо- лее сложные последовательности ориентировочных действий, которые направлены на установление межпредметных отношений и связей. Такие способы ориентировки начинают фиксироваться в языковых средствах путем развития грамматических и логических способов их организации; позднее для этих целей начинают создаваться специальные искусственные знаково-символические средства. • Увеличивающееся пространственно-временное отделе • При этом фиксируемые и устанавливаемые с опорой на • По мере увеличения протяженности таких последователь • Позднее для целей строгого фиксирования определенных 10. Б каких формах фиксируются результаты мыслительных действий человека? Результаты формирования и развития процессов мышления представляют собой обобщенные способы организации ориентировочно-исследовательских операций и действий, которые актуализируются и используются субъектом для установления различных межпредметных связей и отноше- ний. Они фиксируются в разных допонятийных и в понятийных обобщениях с опорой на языковые и знаково-символи-ческие средства. • Формирование обобщений есть процесс переноса опера • Субъективно обобщения могут воспроизводиться и реф П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Н. Г. Салминаидр. Закономерности формирования внутреннего плана умственных действий, обеспечивающего организацию мышления, поведения и деятельности человека 1. Что исходно заложено в основу психического развития че Психическое развитие человека исходно обеспечивается овладением внешними предметно-практическими действиями в соответствии с теми образцами, которые задаются другими людьми в совместных взаимодействиях. Любое действие включает: • ориентировочную, исходно психологическую составляю • исполнительную (мышечно-двигательную) составляю 2. Какие основные функции реализуются разными типами Каждый тип операций в составе действия обеспечивает свои специфические функции.
• Функции ориентировки исходно обеспечиваются ориен • Операции планирования предстоящих действий предпо • Исполнительные операции обеспечивают реализацию • Операции контроля обеспечивают сопоставление реально • Операции коррекции обеспечивают исправления действия По мере сокращения и автоматизации такие операции превращаются в образы, представления, понятия, а также в способы их умственных преобразований. 3. Что выступает в качестве единицы анализа процессов Процессы мышления человека исходно представляют собой действия практического установления межпредметных связей и отношений, переносимые во внутренний умственный план. В качестве единицы мышления выступает отдельное действие, направленное на установление межпредметных отношений или связей. 4. В чем заключаются основные особенности формирования Мыслительные действия формируются на основе разделенных с другими людьми внешних практических действий установления межпредметных связей и отношений к действиям индивидуальным и умственным. Превращение исходно внешнего совместного предметного действия в самостоятельное и умственное действие включает несколько этапов: • прослеживание действия, выполняемого другим челове
. • включение в выполнение разделенного с другими людьми • самостоятельное выполнение предметно-практического • уровень самостоятельных действий над представляемыми • уровень сокращенных и автоматизированных умственных 5. Какова роль языка в развитии познавательных возмож По мере овладения субъектом действиями и операциями обозначения и замещения языковыми знаками ориентировочных и исполнительных составляющих действий обеспечивается их фиксирование в форме значений. • Языковые средства начинают обеспечивать процессы ак • По мере овладения разнообразными знаково-символиче 6. Что выступает в качестве результата ориентировоч По мере непосредственно-чувственного знакомства с предметами окружающего мира и овладения способами их преобразования на основе интериоризации ориентировоч- ных и исполнительных компонентов разнообразных предметных действий формируется, уточняется и совершенствуется на протяжении жизни субъекта образ мира, который фиксируется в памяти субъекта и выступает ориентировочной основой для организации разнообразных действий. 7. Каковы основные направления развития и особенности организации внутреннего плана умственных действий? Внутренний план умственных действий включает преобразования представлений и понятий, которые в различной степени организованы знаково-символическими средствами. • Для организации умственных действий над представлени • Интериоризированные знаково-символические изобра • Любые виды исходно развернутых во времени (сукцес- Исследования, проводимые в русле поэтапного формирования умственных действий и умственных операций в контексте теории интериоризации, позволили установить некоторые механизмы, лежащие в основе интуитивного и творческого мышления. П. Я. Гальперин
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.195 (0.013 с.) |