ТОП 10:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОЙ



ПСИХОЛОГИИ: МНОГООБРАЗИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ

 

В настоящее время в психологии можно обнаружить мно­жество как взаимно дополнительных, так и альтернативных теорий, которые претендуют на объяснение одних и тех же психических процессов или образований. Вместе с тем в об­ласти психологических исследований пока не сложилась традиция четкого изложения и формулировки объяснитель­ных теоретических оснований и принципов, на которые опирается исследователь при анализе и объяснении психи­ческих процессов. Поэтому, наряду с многообразием спосо­бов построения объяснений, продолжает существовать и множество различных интерпретаций одних и тех же психо­логических теорий.

В психологии отсутствуют конвенциональные средства формального фиксирования психологических теорий. Са­мые известные психологические теории излагаются в доста­точно объемных монографических текстах. В учебной лите­ратуре по психологии, как правило, можно встретить только отдельные теоретические положения или ссылки, на основа­нии которых трудно получить целостные представления о соответствующих теориях.

Психологические теории, как правило, фиксируются в форме более или менее развернутых тезисов, в которых изло-


жены гипотезы и объяснительные принципы (теоретические положения) о предполагаемом составе, структуре психиче­ских явлений, а также о генетических и функциональных за­кономерностях, которым психические явления подчиняют­ся. При анализе теорий, излагаемых в таких текстах, можно указать на два основных подхода к фиксированию объясни­тельных принципов в целостном, достаточно обозримом виде. Во-первых, извлекать из авторских текстов тезисы, в которых фиксируются теоретические положения, и, пользу­ясь аппаратом ссылок, объединять их в единую теоретиче­скую систему. Например, вариант такого анализа использо­ван в монографии А. А. Леонтьева «Деятельный ум». Во-вто­рых, опираясь на тексты теоретических работ и уясняя их содержание, самостоятельно формулировать основные тео­ретические положения в форме тезисов, с которыми, вероят­но, мог бы согласиться автор соответствующей теории. В данной работе мы опирались на последний из указанных способов фиксирования теорий.

В связи с этим хотелось бы подчеркнуть, что все неточ­ности, неверные формулировки и интерпретации объясни­тельных принципов психологических теорий, которые из­лагаются ниже, следует приписывать автору данного текста и не относить на счет авторов анализируемых теорий.

Главная задача второй части пособия — познакомить с те­оретическим содержанием современного культурно-истори­ческого деятельностного подхода к анализу и объяснению психических явлений. При этом противопоставить этот под­ход различным теоретическим направлениям, на которые опираются психологи при объяснении одних и тех же психи­ческих феноменов и фактов. Поэтому большая часть излага­емых психологических теорий, моделей и гипотез представ­ляет собой изложение теоретических объяснительных прин­ципов, разделяемых широким кругом отечественных 104


психологов-теоретиков, которые опираются на категории культурно-исторического и деятельностного подходов. Дру­гие теоретические направления представлены не в полной мере и выступают как иллюстративный материал для сопо­ставления разных теоретических подходов к анализу и объя­снению психических явлений.

Излагаемые объяснительные принципы не могут рас­сматриваться как альтернатива чтению оригинальной лите­ратуры. В большей степени это обобщенные ориентиры, ко­торые могут обеспечивать большую осмысленность, органи­зованность и целенаправленность чтения психологических текстов, а также возможные образцы анализа объяснитель­ных позиций, которые могут занимать разные авторы.

В процессе анализа излагаемых теорий и теоретических позиций полезно овладеть навыками постановки ряда во­просов и решения задач, которые кратко сформулированы ниже.

• Указать, на какой ряд теоретических вопросов отвечают
объяснительные принципы в составе теории. Сформули­
ровать такие вопросы.

(С конкретными образцами выполнения такой работы можно познакомиться ниже, где в такой форме изложено множество различных теорий.)

• Для объяснения каких психических явлений может быть
использована данная система теоретических принципов?

• Указать (определить) основной диапазон объяснительных
терминов и понятий, на которые опирается теория.

• Указать, какие предположения заложены в основу тео­
рии — о структуре, функциях, генезисе психических яв­
лений?

• На каких отношениях и связях строится теоретическое
объяснение явлений — причинно-следственных или теле­
ологических?

• Указать другие предположения, гипотезы, теории, направ­
ленные на объяснение тех же психических явлений. Какие


 


 


из объяснений признаются более обоснованными? Поче­му?

Указать известные научные факты, которые выступают убедительным подтверждением теории или ее отдельных объяснительных оснований.

Указать известные явления, события, факты, феномены, которые вступают в противоречия с теорией и могут слу­жить ее возможным опровержением.

Глава 4

Теории эволюции живых организмов. Эволюция и психика

Альтернативные теории эволюционирования живых организмов

Хорошим примером альтернативных теорий, направлен­ных на объяснение одной и той же группы явлений, могут служить теории Ж. Б. Ламарка и Ч. Дарвина. Обе общебио­логические теории направлены на объяснение многообразия различий в формах живых организмов, а также способов их приспособления к среде обитания путем формулирования и указания предполагаемых причин и законов.

В биологии теория эволюции Чарльза Дарвина пришла на смену теории Ж. Б. Ламарка. В последующем теория эволюции постоянно конкретизировалась. До настоящего времени не существует достаточно обоснованной научной альтернативы теории эволюции, которая обеспечивала бы объяснение того же диапазона биологических явлений. При этом в рамках теории сохраняются вопросы, по отно­шению к которым у ученых существуют разные позиции. Например: протекает ли процесс эволюции медленно или возможны скачкообразные формы видообразования (саль-тационизм)? Носит ли эволюционный процесс случайный 106


или же направленный характер (телеологизм)? Возможно ли обратное влияние особенностей фенотипа на генотип или невозможно?

На основе законов биологической эволюции строятся и современные научные теории формирования и функциони­рования психики.

Ж, Б. Ламарк (1744-1829)

Теория эволюции живых организмов

1. Движущей силой развития органического мира является
врожденное стремление живых организмов к прогрес­
сивному развитию различных функций.

2. Новые признаки у живых организмов формируются при­
жизненно, в процессах приспособления к меняющимся
условиям среды.

3. Сформированные в онтогенезе у родительских организ­
мов морфологические, физиологические, поведенче­
ские признаки закрепляются и передаются по наследству
потомкам.

4. Приобретая различные признаки, разные особи одного и
того же вида животных постепенно дифференцируются в
новые виды.

Ч. Дарвин (1809-1882)

Теория эволюции живых организмов путем

Естественного отбора

1. Принцип наследственности: существуют высокие кор­
реляции в степени сходства по различным признакам у
родительских организмов и их потомства.

2. Принцип изменчивости: в любой популяции организмов
существует межиндивидуальная изменчивость по анато­
мическим особенностям, физиологии и поведению.

3. Принцип отбора: каждое поколение живых организмов
оставляет потомство, по численности превосходящее
популяцию родительских организмов. При этом только
некоторые вариантные формы организмов в каждом по-


колении выживают и оставляют потомство чаще, чем другие формы.

4. Объяснение (принцип борьбы за существование): при­чина того, что некоторые формы организмов в любой по­пуляции выживают и имеют возможность оставить по­томство, заключается в том, что ресурсов для выживания в среде обитания недостаточно и некоторые формы жи­вотных в популяции превосходят другие в средствах и возможностях их получения.

Современная «синтетическая теория эволюции»сложи­лась на основе классического дарвинизма, дополненного данными теоретической генетики, биохимии, биологиче­ской экологии и других наук. В настоящее время выявлено достаточно много законов, которые дополняют и конкрети­зируют основные положения классической теории эволю­ции Ч. Дарвина.

• Эволюция протекает на уровне популяций, а не на уровне
одной особи и может обеспечиваться: а) процессами пре-
адаптации (накопления мутаций); б) дрейфом генов.

• Эволюция протекает с разной скоростью: а) в различные
геохронологические периоды, б) у разных видов (таксоно­
мических групп) животных.

• В процессе эволюции виды живых организмов: а) чаще
возникают на основе относительно мало специализиро­
ванных групп животных; б) чаще вымирают в силу высо­
кой (узкой) специализированное™.

• Эволюция может протекать в направлении: а) морфологи­
ческого и функционального усложнения, б) морфологиче­
ского и функционального упрощения животных.







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.170.81.210 (0.008 с.)