ТОП 10:

Классический бихевиоризм. Теория личности



1. Личность — опыт, который человек приобретает в тече­
ние жизни путем воздействия на него внешнего окружения
по схеме 5 — К.

2. Развитие личности (и ее изучение) есть установление
взаимоотношений между поведением организма и результа­
тами, последствиями поведения, которые выступают в каче­
стве подкрепления. Последующее поведение становится
обусловленным.


3. Существует два типа обусловливания (научения):

классическое обусловливание (научение) — ситуационные
стимулы приобретают характер сигналов, которые свиде­
тельствуют о вероятном (возможном) получении подкреп­
ления или удовлетворения определенной потребности в
данной ситуации;

оперантное обусловливание (научение) — определяется со­
бытиями, которые являются следствиями поискового и
пробующего поведения. Последствия собственного пове­
дения действуют как подкрепляющие стимулы, повышая
частоту предшествующего поведения.

4. Существует ряд основных характеристик подкрепле­
ний, которые лежат в основе научения и определяют лично­
стные особенности и поведение разных людей.

Режимы подкрепления: а) непрерывное подкрепление,
б) прерывистое, частичное подкрепление.

Параметры режимов подкрепления: а) в зависимости от
временного интервала (временное подкрепление) с посто­
янным интервалом или с вариативным интервалом (более
эффективно); б) в зависимости от количества реакций
(пропорциональное подкрепление) с постоянным соотно­
шением или с вариативным соотношением.

Два типа подкрепления: а) первичное — само по себе обла­
дающее подкрепляющими свойствами; б) вторичное — ас­
социируется с первичным на основе прошлого опыта.

Существуют негативные и позитивные подкрепления и на­
казания.

Средства Позитивное Негативное
Подкрепление Предъявление положительного стимула Удаление отрицательного (аверсивного) стимула
Наказание Предъявление отрицательного (аверсивного) стимула Удаление положительного стимула

• Наказание — неэффективное средство контроля поведе­
ния, т. к. поведение возобновляется при возможности из­
бежать наказания в других условиях.

5. Существует возможность формирования поведения пу­тем последовательно подкрепляемого приближения к требу­емому образцу.

Альберт Бандура (1925—1988) Необихевиоризм. Теория социального научения

1. Существует взаимный детерминизм между поведени­
ем, личностными особенностями и социальными воздейст­
виями.

2. Большая часть новых форм поведения приобретается
человеком в отсутствие внешнего подкрепления путем науче­
ния через наблюдение за образцами поведения других людей.

• Быстрота и эффективность научения зависят от психоло­
гической доступности предмета подражания и эффектив­
ности словесного кодирования наблюдаемого поведения.

3. Человек активно организует свое поведение, опираясь на
когнитивные процессы, важнейшими из которых являются:

а) ожидание и прогнозирование субъектом эффективно­
сти (неэффективности) собственного поведения, уве­
ренность в том, что он может (не может) осуществить
определенное поведение — самоэффективность;

б) ожидание и прогнозирование возможного результата
при реализации определенного типа поведения или
неуверенность в возможности получить желаемый ре­
зультат.

• При высоком ожидании результата и высоком ожидании
самоэффективности субъект реализует уверенные адекват­
ные действия при социально направленной активности.

• При высоком ожидании результата и низком ожидании са­
моэффективности поведение субъекта характеризуется са­
мообесцениванием и отчаянием.


 


 

• При низком ожидании результата и высоком ожидании са­
моэффективности поведение субъекта характеризуется
протестами, жалобами или стремлением изменить условия
своей жизни.

• При низком ожидании результата и низком ожидании са­
моэффективности поведение субъекта характеризуется
пессимизмом и апатией.

4. Индивидуальные особенности прогнозирования и
ожидания возможных результатов и последствий поведения
складываются на основе:

• косвенных наблюдений за социальными моделями пове­
дения других людей, которые могут: а) вести к успеху или
неудаче; б) наказываться или поощряться другими людьми;

• следования вербальным правилам и инструкциям, кото­
рые задаются другими людьми;

• самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач.

5. Представления личности о самоэффективности в вы­
полнении различных действий и организации собственного
поведения (уверенности, что «я могу») зависят:

• от самонаблюдения и опыта собственных успехов и неудач
при выполнении действий в определенных ситуациях;

• характера используемых субъектом речевых самоинструк­
ций;

• текущего эмоционального состояния;

• наблюдения образцов такого поведения у других людей.

5. Субъект способен самостоятельно планировать и со­здавать благоприятные условия для реализации определен­ного типа поведения:

• путем установления и изменения «планки достижений» (уро­
вень притязаний), зависящей от особенностей самооценки;

• путем самопоощрений или самонаказаний, которые могут
служить: а) избавлением от внутреннего дискомфорта;

б) средством уменьшения негативных реакций других;

в) целью получения похвалы от других.


Джордж Келли

Когнитивная психология. Теория личностных конструктов

1. Люди активно формируют представления о явлениях и
событиях путем их истолкования на основе выдвижения ги­
потез, которые позволяют предвидеть, прогнозировать и
контролировать будущие события.

• Любое осознаваемое человеком явление или событие в
окружающей действительности всегда является предметом
для многочисленных альтернативных истолкований («кон-
структный ольтерштивизм»}.

2. Индивидуальное поведение структурируется и опреде­
ляется тем, как человек прогнозирует и истолковывает собы­
тия, опираясь на личностные конструкты — устойчивые спо­
собы когнитивной категоризации событий и явлений.

• Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысле­
ние событий и явлений по различным основаниям.

• Личностные конструкты биполярны и дихотомичны (име­
ют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).

• Конструкты имеют ряд характеристик: а) диапазон приме­
нимости — широта.ситуаций, где конструкт может исполь­
зоваться; б) фокус применимости — ситуации, в которых
субъект всегда опирается на данный конструкт; в) «прони­
цаемость» («непроницаемость») для преобразований при
объяснении и предсказании новых явлений.

3. Психологические характеристики личности зависят от
индивидуальных особенностей личностных конструктов,
опираясь на которые человек прогнозирует события. Чело­
век организует свое поведение не столько путем реагирова­
ния на воздействия внешних событий, сколько опираясь на
свои способы интерпретации событий и явлений.

• Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретиру­
ют события, опираясь на личностные конструкты.


• Система конструктов меняется в соответствии с успешно­
стью (неуспешностью) прогнозирования и интерпретации
повторяющихся событий и явлений.

4. Каждый человек уникальным образом развивает и ор­
ганизует ранговые отношения между конструктами.

• Чем более сходны личностные конструкты и интерпрета­
ция опыта на их основе у двух людей, тем более сходным
будет их поведение и личностные особенности.

• Межличностное понимание присутствует в той мере, в ка­
кой один человек способен анализировать интерпретаци­
онные процессы другого, и наоборот.

• Мотивационные утверждения в большей степени характе­
ризуют того, кто их высказывает, чем того, чьи мотивы ха­
рактеризуются или обсуждаются.

5. Психически развитая личность имеет ряд характери­
стик.

• Стремление оценивать свои конструкты и проверять пра­
вильность своих интерпретаций поведения и отношений.к
другим людям.

• Установка на изменение конструктов в случае их прогнос­
тической неэффективности.

• Желание расширять диапазон, объем и охват своей конст-
руктной системы.

• Хорошо развитый репертуар ролей.

Абрахам Маслоу (1908—1970)







Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.225.194.144 (0.006 с.)