Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория самовосприятия и самоатрибуции причин своего поведения

Поиск

1. Повседневное поведение субъекта не всегда является результатом предварительных внутренних рассуждений, ко­торые строятся на осознании собственных мотивов, ценно­стей, переживаний и установок.

 


 


 

2. Неуверенность в собственных ценностях и установках
заставляет нас делать о них выводы посредством «наблюде­
ния за собой» — отслеживая свое поведение в различных си­
туациях.

3. Субъект часто узнает, каковы его ценности, мотивы и
установки (или какими они должны быть), на основе про­
цессов самовосприятия и самоатрибуции, вспоминая свое
поведение в прошлом и ситуативные факторы, которые на
него в то время воздействовали.

 

• Процессы самоатрибуции более вероятны, когда собствен­
ное поведение субъект не может объяснить влиянием
внешних побуждающих факторов.

• Процессы самоатрибуции и самовосприятия запускаются
в тех ситуациях, когда внутренние установки не осознаны,
не упорядочены или слабы.

4. Самоатрибуция выступает одним из механизмов фор­
мирования и изменения установок.

• Эффект «сверхоправданности» поведения: если изначаль­
но привлекательные для субъекта действия высоко возна­
граждаются, то снижается внутренний интерес к таким
действиям.

Деятельностиый подход к объяснению процессов мотивации

В. А. Иванников

1. Потребность следует понимать не как внутреннее свойство самого организма, а как характеристику отношений живого существа с условиями жизни в окружающей среде

(нужду организма во внешних предметных условиях).

Естественные врожденные потребности — это результат
эволюционного развития живых организмов, приспособ­
ления их к меняющимся условиям окружающей среды.


Человеческие потребности — результат исторического фор­мирования и развития человеческих форм деятельности и человеческих взаимоотношений.

2. Определенные условия жизнедеятельности становятся
для организма потребностями, когда по мере развития (фи­
логенетического или онтогенетического) живого организма
формируется: а) программа сохранения и поддержания
своей целостности б) в новых непостоянных или неопреде­
ленных условиях существования.

3. Отношения живого существа с условиями окружающей
среды складываются на разных уровнях, которые определя­
ют разные уровни существования потребностей.

• Базовые потребности и соответствующие им механизмы
поддержания жизнедеятельности:

— отношения «организм — биохимическая и биофизи­
ческая среда» обеспечиваются базовыми программа­
ми физиологического самосохранения и самовосста­
новления живого существа;

— отношения «вид живых организмов — другие виды и
экологическая ниша» обеспечиваются базовыми про­
граммами поддержания вида.

• На основе базовых потребностей и соответствующих им
программ поддержания жизнеспособности формируются
производные потребности, мотивы и качественно новые
механизмы их удовлетворения:

— отношения «природный субъект — природное этоло-
гическое (поведенческое) поле его действий»;

— отношения «социальный, культурный субъект — дру­
гие люди, пространство жизни общества»;

— отношения «личность, нравственный субъект — про­
странство нравственных и ценностных отношений с
другими личностями».

4. Потребность может иметь сложное «вертикальное» строение и быть представлена одновременно на нескольких уровнях.


А, Н. Леонтьев

1. Источником формирования и развития мотивацией -
ной сферы человека являются изменения в его деятельности.
Формирование нового мотива одновременно есть возникно­
вение новой деятельности.

Мотив — «опредмеченная потребность» — предмет (вос­
принимаемый, представляемый), который удовлетворяет
потребность и на который направляется деятельность.

2. Развитие мотивационной сферы человека подчиняется
ряду закономерностей.

• Исходно к активности субъекта побуждают естественные
потребности, которые запускают врожденные формы не­
направленного поискового поведения.

Обнаружение предметов, удовлетворяющих потребно­сти, ведет к преобразованию потребностей в мотивы, кото­рые в дальнейшем начинают направлять деятельность.

• В человеческом обществе новые мотивы формируются и
развиваются через овладение с помощью других людей
разнообразными видами человеческих действий и деятель-
ностей, через овладение способами производства различ­
ных предметов и способами их использования.

3. Мотивы выполняют побудительную, направляющую и
смысл ообразующую функции.

• Процесс деятельности направляется определенным моти­
вом и реализуется посредством ряда действий, каждое из
которых подчиняется промежуточной цели.

• Всякое действие и всякая цель могут рассматриваться: а) в
объективных связях и отношениях — как значения; б) по
отношению к мотивам (со стороны мотивов) человека —
как личностный смысл.

• По отношению к любому текущему действию человека
различные мотивы выстраиваются в иерархические отно­
шения и связи друг с другом.


 


4. Мотивационное значение предметов, действий, собы­
тий для субъекта (личностный смысл) не всегда осознается,
но всегда представлено в форме положительных или отрица­
тельных эмоциональных переживаний.

5. По мере овладения субъектом определенными действи­
ями сами действия, их отдельные результаты и цели могут
приобретать для человека самостоятельный личностный
смысл. Такие цели и действия преобразуются в самостоятель­
ный мотив — формируется новая деятельность (механизм
сдвига мотива на цель).

6. Формирующиеся мотивы упорядочиваются в иерархи­
ческую систему, которая образует основу личности человека
и которой подчиняются поведение и деятельность субъекта
(см. выше: теории личности).

Психологические теории эмоциональных

Явлений

Эмоциональные явления представляют большую слож­ность для теоретического анализа и объяснения. Это связано с тем, что эмоции носят характер субъективных пережива­ний и не имеют никакого сходства с объективными явления­ми. Если познавательные составляющие психики (образ, по­нятие) могут верифицироваться путем соотнесения с внеш­ними объектами и явлениями (соответствия между образом и объектом, между понятием, действиями и результатом), то по отношению к эмоциям такой возможности не существует. Поэтому до настоящего времени не существует достаточно ясных ответов на исходные вопросы. Например: эмоция — это исходно физиологическое или психическое явление? Если психическое, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов и как их регистрировать? Регистрация субъектом собственных эмоциональных пере­живаний является продуктом развития познавательных пси­хических процессов или существуют самостоятельные меха­низмы субъективного фиксирования эмоций? Как связаны


эмоциональные и познавательные процессы? Перечисление таких вопросов может быть продолжено.

Предположения о значении эмоций и их связях с физиологическими и психическими функциями

Уильям Джеймс, 1884 —Карл Ланге, 1896 Периферическая теория эмоций

Воздействия на организм внешних стимулов вызывают органические (вегетативные), вазомоторные и нервно-мы­шечные изменения.

Переработка в ЦНС импульсов о всевозможных измене­ниях в организме, поступающих от внутренних органов и ор­ганов движения, ведет к возникновению эмоций и эмоцио­нальных переживаний.

Кеннон, 1927—Бард, 1934 Таламическая теория

После регистрации различных раздражителей рецептора­ми нервные импульсы поступают в таламус, откуда одновре­менно направляются:

• в кору больших полушарий, где возникает субъективное
переживание эмоции;

• в гипоталамус, который вызывает вегетативные изменения
в организме.

 

Стэнли Шехтер, Джером Сингер

Когнитивная теория атрибуции эмоционального

Возбуждения

Воздействующие на живой организм стимулы приводят к общему возбуждению вегетативной нервной системы — со­стоянию недифференцированной активации, которое опре­деляет интенсивность эмоционального реагирования, но не его знак и модальность.


 

Недифференцированная эмоциональная активация приоб­ретает форму специфического эмоционального переживания после осмысления и когнитивной оценки ситуации на основе: а) имеющегося опыта, б) актуальных мотивов и интересов.

Л. М. Веккер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.41.200 (0.01 с.)