Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Деятельностный подход к объяснению сознания↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 31 из 31 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Человека 1. Переход предков человека к жизни в обществе, осно 2. Исторически (и онтогенетически) сознание развивает 3. Рефлексия становится возможной благодаря отделе • Сначала возникают общественные формы сознания как • Позднее возникают индивидуальные формы сознания как
4. Формирование и развитие функций сознания обеспечива • Исходные представления о предполагаемых результатах • Такое соотнесение осуществляется актами означивания — • Формируется предметная отнесенность речи, выделяю • Формируется язык, который служит: а) средством органи • Вещественные свойства предметов и продуктов совмест • Овладение субъектом способами использования знаков 5. Индивидуальное сознание в развитом виде имеет слож «Чувственная ткань» — образы воспринимаемой и (позднее) представляемой реальности: а) различаются по модальности, устойчивости, ясности, б) порождаются в процессе деятельности; в) ориентируют субъекта в объективном предметном Объективные значения — фиксированные в языке исторически выработанные способы выполнения различных форм деятельности и действий, которые: а) существуют объективно, выражают результаты позна б) не зависят от индивидуальных, субъективных пред в) усваиваются человеком в ходе «распредмечивания» г) характеризуют предмет через его отношения к другим Личностные смыслы — пристрастные, эмоционально-ценностные отношения субъекта к объективным обстоятельствам жизни и деятельности (к значениям), определяемые индивидуальными мотивами: а) не имеют надындивидуального существования (час б) выступают для субъекта в виде непосредственных в) производны от реальных жизненных отношений г) характеризуют предмет через его отношения к инди 6. Исходная чувственно-практическая, деятельностная 7. Сознание выполняет множество функций: • иерархически объединяет и служит планированию, вос • обеспечивает функциональную организацию внутренних • обеспечивает над ситуативные, произвольные, преднаме Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым сознание рассматривается как результат включения человека с момента рождения в человеческие виды деятельностей и в человеческие формы общения, которые опосредствованы человеческими способами использования орудий и языка. Сознание рассматривается как особый уровень функциональной организации психики человека, который возникает на основе овладения субъектом разнообразными способами использования языка, а позднее и других знаково-символических средств. При этом знаково-символические средства в человеческих формах их функционального применения, с одной стороны, имеют четкую предметную отнесенность и, с другой стороны, выступают средствами произвольной актуализации (репрезентации) сходных значений в сознании у разных людей. Между тем в теоретическом подходе А. Н. Леонтьева понятие «сознание» приобретает широкую и обобщенную содержательную наполненность. Это обеспечивает возможность объяснения исторического генезиса сознания, его состава и структуры, но при этом теряется психологическая конкретность его функциональной организации в поведении и деятельности человека. Заметим, что в 70-х гг. А. Н. Леонтьев начал разрабатывать функциональную теорию чувственного познания на основе формирования образа мира, которая в настоящее время во многом структурно и содержательно дублирует ранее построенную теорию сознания. Эта теория изложена выше, в главе «Психологические теории ощущений и восприятий», как система взаимосвязанных объяснительных принципов и гипотез (Леонтьев А. Н., 1983, 2000). Теория образа мира и функциональной организации перцептивных процессов человека в последующем была конкретизирована в работах С. Д. Смирнова (1985). Так как понятия «сознание» и «образ мира» используются в одних и тех же понятийных контекстах, то возникает необходимость теоретического разведения понятий «сознание» и «образ мира». Такое разведение можно обнаружить в работах В. К. Ви-люнаса. Анализируя психологические механизмы эмоциональной и мотивационной регуляции деятельности человека, он выдвигает ряд объяснительных принципов, которые позволяют достаточно определенно наметить такое разведение. 1. Главной детерминантой, определяющей содержание 2. Внешние по своей форме процессы деятельности с в процессы, протекающие в умственном плане, в плане сознания. При этом они подвергаются специфической трансформации, обобщаются, вербализуются, сокращаются (интериоризируются) и становятся способными к дальнейшему развитию, которое переходит границы внешней деятельности. 3. Система присваиваемых человеком на протяжении Сознание есть свернутая форма когда-то освоенных действий, которые обеспечивают произвольную локализацию и идентификацию отражаемых явлений в образе мира. Конкретно-психологическую основу осознанного характера психического отражения у человека составляет локализация отражаемых явлений в образе мира, обеспечивающая автоматизированную рефлексию человеком того, что, где, когда и зачем он делает. 4. Вооружение человеческой психики образом мира и спо 5. Если животное пытается учесть все возможности конк Если различные формы жизненного опыта у животных (включая и особенности поведения приматов) актуализируются (репрезентируются в психике) всякий раз воздействием конкретной предметной ситуации извне, то у человека характер репрезентаций определяется еще и знаково-символи-ческими средствами, которые порождаются либо другими людьми, либо самим субъектом. Поэтому поведение животных всегда привязано к текущей ситуации и носит ситуативный характер, а поведение человека по мере формирования и развития сознания приобретает все большую отвлеченность от текущей ситуации — надситуативность. Опираясь на контекст генезиса научной логики построения объяснительных принципов и теоретических понятий, полезно противопоставить термины «образ мира» и «сознание». Отметим, что такое разведение имплицитно присутствует в работах А. А. Леонтьева: «Образ мира — это отображение в психике человека предметного мира, опосредованное предметными значениями и соответствующими когнитивными схемами и поддающееся сознательной рефлексии» (Леонтьев А. А., 2001. С. 115). В отличие от образа мира, сознание — это особый уровень функциональной организации психики человека, обеспечивающий произвольность в организации поведения и умственной деятельности человека на основе овладения субъектом разнообразными способами использования знаково-символических средств (см. выше). При этом различные формы рефлексии являются функциями, производными от степени развития сознания. Сознательные формы психической ориентировки и организации психики возникают с того момента, когда между субъектом и объективной реальностью «помещаются» различные знаки и символы. В первом приближении можно выделить три основных аспекта, связанных с применением субъектом языка, знаков, символов. Знаково-символиче-ские средства (исходно жестовые и языковые) в процессах установления разнообразных отношений и связей могут функционально «располагаться»: а) между субъектом и другими людьми; б) между субъектом и предметным миром; в) между субъектом и его собственными функциями (поведением, целями, психическими процессами, состояниями и т. д.). Последний из выделенных аспектов использования языка лежит в основе развития самосознания. Аналогичное деление в психологической литературе существует при характеристике основных функций языка и речи: а) коммуникация и организация совместных взаимодействий; б) организация познавательно-ориентировочной деятельности в предметном мире; в) самоорганизация на основе рефлексивного самоконтроля (Лурия, 1979; Салми-на, 1988). В заключение хотелось бы заметить, что в соответствии с указанными позициями знаково-символических средств, а также способами их использования субъектом могут наблюдаться различные формы рефлексии (сознательной, рефлексивной ориентировки субъекта в мире). Через использование знаков рефлексивными могут становиться: а) отношения субъекта с другими людьми; б) отношения субъекта с предметами и явлениями объективного мира; в) отношения субъекта с самим собой, с различными особенностями своего поведения и психики. И по своей организации это формы сознательной ориентировки субъекта, опирающиеся на разные способы функционального включения в жизнедеятельность человека знаково-символических средств. ..- »! - ; -.. •: -
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.34.237 (0.007 с.) |