Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

На какие общенаучные методы познания явлений окружающего мира могут опираться ученые в своей деятельности.

Поиск

В зависимости от того, на что направлена познаватель­ная деятельность ученого — на анализ единичных, уникаль­ных явлений или на обобщение явлений на основе установ­ления законов, выделяют два подхода в научном познании яв­лений:

• направленность познания на наблюдение и описание уни­
кальных, неповторяющихся событий и явлений, а также на
регистрацию их особенностей. Это идеографический подход,
на который опираются, например, историографические на­
уки. Такой подход может использоваться и в психологии для
описания уникальных явлений или результатов неповторя­
ющихся клинических наблюдений (Лурия, 1996);

• направленность познания на обобщение и поиск законо­
мерностей, которым подчиняется множество событий и


явлений в мире. Это номотетический подход, который наиболее характерен для естественных наук (например, современная физика).

При реализации номотетического подхода в исследова­нии явлений полезно различать ряд общенаучных логи­ко-гносеологических методов научного познания.

Индуктивный метод естественно-научного познания был разработан и сформулирован Ф. Бэконом. Суть метода — по­следовательное максимально широкое получение опытных данных с их последующим обобщением. Этот метод получе­ния научных знаний позволяет зафиксировать и описать ре­зультаты наблюдений, измерений, экспериментов, но не по­зволяет указать внутренние, скрытые от непосредственного наблюдения причины событий и явлений.

С того момента, когда ученые в определенной области знаний начинают ставить вопросы, направленные на объяс­нение наблюдаемых событий и явлений, требуется другой метод познания — гипотетико-дедуктивное познание.

Гипотетико-дедуктивный метод естественно-научного познания и его эффективность были продемонстрированы научному сообществу Галилео Галилеем и Исааком Ньюто­ном. Метод опирается на ряд процедур: а) выдвижение ги­потез (и построение моделей), позволяющих объяснять и прогнозировать наблюдаемые события и явления; б) пла­нирование и проведение экспериментальных исследова­ний, позволяющих проверять прогнозы, которые вытекают из сформулированных гипотез; в) интерпретация получен­ных данных, на основе которых делается вывод о подтверж­дении или опровержении гипотез. Подтвердившиеся гипо­тезы приобретают статус научных теорий.

В точных науках (математика, геометрия, логика) исполь­зуется аксиоматический метод познания, который основан на умозрительном конструировании (постулировании) симво­лических объектов с последующим приписыванием им опре­деленных свойств и на разработке правил их преобразования (см. ниже).


 


В современных исследованиях ученые могут в той или иной степени опираться на все методы получения научного знания, использование которых зависит от поставленных задач.

В настоящее время ученых сплачивает в научное сообще­ство не только следование какой-либо теории или идее, но и приверженность единой системе методов получения нового знания. При этом требуется:

• четко фиксировать цель, предмет, объект и результаты ис­
следования;

• четко фиксировать средства исследования: методологию,
теории, гипотезы, методы, методики;

• ориентироваться на потенциальную воспроизводимость
полученных другими исследователями результатов при ор­
ганизации исследований в аналогичных условиях или при
создании определенных экспериментальных ситуаций.

Структура современного научного знания

Какие типы знаний имеются внутри каждой научной области?

Научное познание необходимо опирается: а) на непосред­ственно-чувственные данные восприятия событий и явле­ний в мире, получаемые на основе индивидуальных наблю­дений; б) на рациональные формы (способы) фиксирования чувственных данныхк их последующее объяснение. Рациональ­ные знания фиксируются посредством языка и различных знаково-символических средств и, в силу этого, приобрета­ют обобществленный, обобщенный и конвенциональный (совместно верифицируемый и согласуемый) характер.

В качестве результатов научного познания выступают:

а) факты — результаты эмпирического (опытного) научно­
го познания;

б) теории — результаты построения научных объяснений
известных фактов.


 


Научные теории и факты фиксируются: а) в исследова­тельских процедурах; б) в знаково-символических средст­вах.

Что такое научный факт?

Научные факты представляют собой область описатель­ных научных знаний. Это фиксированные в знаково-сим­волических средствах (зарегистрированные и описанные) непосредственно наблюдаемые или регистрируемые с по­мощью приборов события и явления. Явления и события могут выступать перед наблюдателем как объекты и про­цессы. В свою очередь, и у объектов, и у процессов могут быть выделены состав и структура, свойства, связи, отно­шения, зависимости (Ильясов, 1986).

Следует различать научные, достоверно установленные, и ненаучные факты. Научные факты обычно регистрируются с помощью измерительных средств или приборов и подверга­ются тщательной проверке по критериям надежности, ва-лидности, статистической значимости и т. д. (см. курс экспе­риментальной психологии). Ненаучные факты выступают результатом случайных или неорганизованных наблюдений. Современные научные факты часто зависят от методов их получения. Научный факт есть функция (зависит) от свойств объекта и операций с ним.

Что такое научная теория?

В качестве наиболее обобщенной формы научного зна­ния выступает теория — внутренне непротиворечивая систе­ма знаний о части реальности.

Основные функции теории в научном познании: объясне­ние и предсказание явлений и событий. Производная функциятеоретическое обобщение фактов и явлений. В этой связи сле­дует различать разные типы научных обобщений. Эмпириче­ское обобщение — объединение предметов и явлений по эм­пирическим, наблюдаемым или измеряемым основаниям. Теоретическое обобщение объединение предметов и явле-


ний с позиций единого способа объяснения их структурных, функциональных или генетических особенностей.

В состав научной теории включаются логически взаимо­связанные компоненты:

• исходная эмпирическая основа: факты и эмпирические за­
кономерности. Такое эмпирическое основание есть пред­
метная отнесенность теории',

• множество исходных условных допущений в форме гипо­
тез, предположений, законов, аксиом, постулатов, а также
моделей, которые фиксируют идеализированный объект
(предмет) теории. Указанные компоненты входят в со­
став современных научных теорий и выступают в качест­
ве оснований для объяснения эмпирических фактов и
закономерностей. Это объяснительные принципы теории.
При этом особо следует отметить, что законы, формули­
руемые в теории, описывают не реальность, а идеализи­
рованный теоретический объект;

логика теории, которая представляет собой правила вывода
следствий и построения объяснений. В логически не строгих
теориях (биология, психология) задаются образцы способов
объяснения, которые допустимы в рамках теории. В зависи­
мости от логической строгости следует различать неформали­
зованные
(качественные) и формализованные теории.

Исходно научные теории строятся на основе выдвижения гипотезнаучных предположений, которые в последующем либо подтверждаются, либо опровергаются в процессе эмпи­рических исследований. При этом теоретическая гипотеза направлена на объяснение каких-либо предметов или явле­ний. В связи с этим следует различать:

 

• теоретические предположения, которые входят в структу­
ру теории в качестве объяснительных принципов и подле­
жат опосредствованному (косвенному) подтверждению
или опровержению;

• эмпирические предположения, которые подлежат эмпирической, опытной проверке.

.

 


 


Для объяснения любого события или явления потенци­ально может быть предложено множество различных объяснений на основе разнообразных гипотез. Поэтому сле­дует различать научные и ненаучные гипотезы и объяснения. Гипотеза признается научной, если существует принципи­альная возможность ее подтвердить или опровергнуть в процессе организации научных исследований. В случае несоблюдения этого условия гипотеза (предположение) становится недостаточно обоснованным предметом веры. Такие гипотезы не рассматриваются в качестве научных.

Любая теоретическая научная гипотеза о ненаблюдае­мых причинах явлений подтверждается или опровергается не прямыми исследованиями, а косвенно — через наблю­даемые и регистрируемые факты и явления. Наряду с тем что теоретическая гипотеза позволяет объяснить определенный диапазон явлений и фактов, она обеспечивает прогнозирова­ние, предсказание множества сходных явлений и фактов в определенных условиях. Если такие предсказания в последу­ющем регистрируются учеными в качестве научных фактов в процессах наблюдений и организации экспериментов, то тео­ретическая гипотеза считается подтвержденной и получает статус научной теории.

По содержанию гипотезы можно разделить на предполо­жения: а) о наличии явления и его свойств; б) о составе и структуре явлений; в) о разнообразных связях между явлени­ями и их свойствами: пространственно-временных, функци­ональных, генетических связях; связях корреляционных или причинно-следственных и т. д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.130.113 (0.01 с.)