Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вильгельм Вундт (1832—1920) Психология элементов сознания

Поиск

1. Существует два типа психических процессов, требую­
щих разных методов исследования:

• простейшие психические процессы — ощущения, вос­
приятия, переживания; следует использовать экспери­
ментальные методы;

• высшие психические процессы — мышление; следует ис­
пользовать исторические и социологические методы.

2. Психика представляет собой содержание сознания че­
ловека. Задачи психологии:

• описание элементарных составляющих сознания — эле­
ментов психики;

• определение характера связей, способов организации пси­
хических элементов;

• раскрытие механизмов, обеспечивающих соединение пси­
хических элементов.

3. Психология изучает непосредственный сознательный
опыт человека путем метода интроспекции. При этом следу­
ет различать:


 

• опосредствованный опыт, который зависит от прошлого
опыта и фиксируется в общепринятых понятиях и словах,
отнесенных к предметам внешнего мира;

• непосредственный опыт внутренних ощущений и пережи­
ваний, который очищен от всякого рода интерпретаций и
не зависит от предыдущего опыта.

Данный нам опыт един, но может быть интерпретирован с двух позиций, с двух точек зрения: 1) как данное нам содер­жание явлений и 2) как наше субъективное восприятие тако­го содержания.

• Опыт, «идущий от объектов»: ощущения, которые различа­
ются по интенсивности, продолжительности, модально­
сти.

• Опыт, «идущий от субъекта»: элементарные чувства, кото­
рые имеют три субъективных качества: а) удовольствие —
неудовольствие; б) напряжение — расслабление; в) воз­
буждение (подъем чувств) — успокоение (угасание чувств).
Из соединения таких элементарных чувств складываются
эмоции.

4. Образ предмета возникает в сознании на основе слия­
ния последовательно меняющихся, следующих друг за дру­
гом элементарных ощущений.

• В результате суммации ощущений формируются про­
странственные и временные образы объектов и процессов.

5. Сознательный опыт субъекта организуется на основе
механизмов апперцепции (внимание и воля) — активный,
осуществляемый субъектом процесс «творческого синтеза»
элементов психики.

• При этом сложное психическое явление нельзя свести к
простой сумме составляющих его элементов.

Сознание человека имеет сложную структурную органи­зацию: а) центральную, отчетливо воспринимаемую часть (фокус внимания до шести элементов); б) периферическую,


неотчетливо воспринимаемую часть; в) внутреннюю грани­цу, которая отделяет центральную часть и определяется ме­ханизмами («силами») апперцепции; г) внешнюю границу, которая определяется механизмами перцепции.

• Элементы в фокусе сознания (около шести) становятся яс­
ными и отчетливыми.

• Элементы в фокусе сознания могут укрупняться, составляя
все более сложные структуры.

Макс Вертгеймер (1880—1943),

Курт Коффка (1886-1941),

Вольфганг Келер (1887—1967)

Гештальттеория и закономерности организации образов

1. Психические явления невозможно разложить на эле­
менты и собрать из элементов. Любые психические явления
представляют собой целостную структуру, не разложимую на
элементы.

2. Существует феноменальное поле — особая психологи­
ческая реальность, моделирующая физический мир своими
средствами и не являющаяся его прямым слепком.

• Например: «фи-феномен» — представление движения све­
та, возникающее при восприятии последовательно зажи­
гающихся источников света через краткосрочные времен­
ные интервалы.

3. Структурная организация элементов физического
поля, нейродинамические структуры мозга и структуры фе­
номенального поля изоморфны друг другу.

4. Формирование образов в процессе восприятия осущест­
вляется путем целостного структурирования, которое обеспе­
чивает появление специфических качеств образа, несводи­
мых к простому слиянию меняющихся ощущений.

• Внешние стимулы не воспринимаются изолированно друг
от друга, они с самого начала воспринимаются как взаимо­
связанные и взаимодействующие друг с другом.


 

• Разграничение между ощущениями и восприятиями не
имеет оснований.

• Обр 13 сразу строится как целостная структура, как «фигу­
ра» на некотором «фоне».

5. Организация перцептивного образа (феноменального поля) подчиняется «принципу прегнантности» — тенденции воспринимать «хорошие», «простые», «стабильные», «не­противоречивые», «симметричные» образы предметов и яв­лений. Существует ряд феноменологических закономерно­стей организации воспринимаемых физических стимулов в гештальты (структурно организованные феномены, образы):

а) восприятие пространственных характеристик объек­
тов:

• фактор близости: чем ближе в зрительном поле располага­
ются элементы друг к другу, тем с большей вероятностью
они объединяются в единый образ;

• фактор однородности: чем выше сходство элементов, тем
больше тенденция к их объединению;

• фактор хорошей формы: элементы, выступающие как час­
ти знакомых субъекту фигур, контуров и форм, с большей
вероятностью в сознании объединяются именно в эти фи­
гуры, форму и контуры, чем в другие;

• фактор замкнутости: существует тенденция объединять в
сознании воспринимаемые элементы в целостные, зам­
кнутые изображения;

б) восприятие движущихся объектов:

• фактор совместного движения: восприятие совместно и
однонаправленно перемещающихся элементов имеет тен­
денцию к их объединению;

• движущимися воспринимаются предметы, которые лока­
лизуются на некотором другом предмете и смещаются по
отношению к его поверхности (закон «фигуры и фона»);

16. Заказ №4624.


 


• при изменении пространственного расположения двух
изолированных предметов обычно движущимся кажется
меньший;

• движущимся кажется тот предмет, который претерпевает
наибольшие количественные и качественные изменения.

Джеймс Дж. Гибсон (1904—1979) Экологический подход к процессам восприятия Элеонора Гибсон. Теория потенциальных возможностей

1. Процессы восприятия, как и все другие функции орга­
низма, складываются в процессе эволюции и зависят от спо­
собов жизнедеятельности и условий обитания животного.

2. Вся необходимая информация о глубине, удаленности,
перемещении объектов содержится в изменении ретиналь-
ных изображений, которых достаточно для их непосредст­
венного восприятия и которые не требуют последующей
когнитивной обработки.

• Восприятие следует описывать как взаимодействия живо­го организма и его органов чувств с объектами внешней среды: в терминах непосредственно воспринимаемых жи­вым организмом поверхностей, форм, величин, свойств, а также их изменений, которые проецируются на рецепторы (сетчатку), а не в абстрактных физических и физиологиче­ских величинах и закономерностях.

3. Восприятие обусловлено определенными структур­но-динамическими связями и отношениями между сенсор­ными стимулами, идущими от предметов, а не абсолютными свойствами стимулов. Основными отношениями между сен­сорными стимулами, обеспечивающими восприятие про­странственного расположения, глубины, удаленности, пере­мещения объектов, выступают:

• градиенты изменений структуры фона и текстуры поверх­ностей с увеличением расстояний;


 

• изменение градиентов текстуры и структуры динамиче­
ской перспективы изображения на сетчатке во время пере­
мещения наблюдателя;

• изменение пространственных отношений между объекта­
ми при их движении или при перемещении субъекта.

Теория потенциальных возможностей. Элеонора Гибсон

4. Восприятие — это процесс активного извлечения и на­копления субъектом сведений о заложенных возможностях потенциального использования предметов и явлений в ре­шении разнообразных жизненных задач.

• Объекты не строятся из сенсорных качеств, они восприни­
маются субъектом как разнообразные возможности и огра­
ничения, исходно располагающиеся в окружающей среде.

• Воспринимаемые потенциальные возможности среды
зависят от текущих потребностей субъекта, а также от его
опыта и наличного знания о назначении и способах ис­
пользования конкретных предметов и явлений.

Деятельностный подход к анализу

И объяснению сенсорных и перцептивных

Процессов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 261; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.203.129 (0.011 с.)