Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Торндайк, Уотсон Бихевиоризм

Поиск

1. Мышление есть совокупность навыков — двигатель­ных реакций организма в ответ на внешние раздражители (связи «стимул — реакция»), которые представляют собой:

• преимущественно скрытые речевые реакции, у которых исчезает внешняя звуковая форма (вербальные реакции «речь минус звук»);

17. Заказ №4624.


 

скрытые, сокращенные реакции рук (мануальные реак­ции); скрытые висцеральные, вегетативные реакции.

2. Мышление формируется путем научения на основе:

классического обусловливания, когда ситуационные сти­мулы приобретают характер сигналов, которые свидетель­ствуют о вероятном (возможном) получении подкрепле­ния или удовлетворения определенной потребности и вы­зывают определенную реакцию;

оперантного обусловливания, когда следствия собствен­ного поискового поведения случайно приводят к биологи­чески полезному результату и действуют как подкрепляю­щие стимулы, повышая частоту такого поведения в буду­щем.

Теории мышления в современной зарубежной психологии

Дж. Гилфорд

Структурная теория интеллекта и интеллектуальных

Способностей

1. Интеллект — это совокупность множества относитель­
но самостоятельных способностей.

2. Любой мыслительный акт может быть представлен в си­
стеме отношений между тремя составляющими: а) содержа­
ние — то, о чем мыслит субъект; б) операции — как субъект
мыслит; в) что субъект получает в качестве результата.

Содержание материала интеллектуальной деятельности:

конкретный — реальные предметы или их изображения;

символический — буквы, знаки, цифры;

семантический — значения слов;

поведенческий — поступки другого человека и свои собст-

венные.

 


Тип выполняемой умственной операции:

опознание и понимание определенного материала', узнать
предмет по неопределенному силуэту;

память — запоминание и воспроизведение информации: за­
помнить и назвать ряд цифр;

конвергентная продуктивность — поиск решения в одном на­
правлении с целью получения единственного правильного от­
вета:
обобщить одним словом несколько понятий;

дивергентная продуктивностьпоиск в разных направлени­
ях при получении нескольких в равной мере правильных отве­
тов:
назвать возможные способы использования знакомо­
го предмета;

контроль и оценка — суждение о правильности, логичности
заданной ситуации:
найти фактическое или логическое не­
соответствие на изображении.

Разновидности конечного продукта:

единицы объектов: вписать недостающие буквы в слова;

классы объектов: разложить предметы на группы;

отношения: установить связи между объектами;

системы: выявить правило организации множества объек­
тов;

трансформации: изменить и преобразовать заданный мате­
риал;

импликации: прогноз результата в рамках ситуации «что
произойдет, если...».

Жан Пиаже

Генетическая теория развития интеллектуальных

Функций человека

1. Живой организм (субъект) наделен функциональной активностью, направленной на приспособление к внешним условиям. Приспособление обеспечивается двумя процесса-

ми.

 

17*

Организация это структуры организма, на которые опи­
раются биологические функции. Структуры складываются
при жизни, зависят от содержания опыта и качественно
различаются на разных стадиях индивидуального разви­
тия.

Адаптация наследственно закрепленные динамические
аспекты реализации функций приспособления. Адаптация
включает процессы ассимиляции и аккомодации (см.
ниже).

2. Основными факторами развития выступают координа­
ция и уравновешивание между:

• биологическим созреванием, которое заключается в появ­
лении новых органических структурно-функциональных
возможностей для развития. Такие возможности реализу­
ются на основе эмпирического опыта и воздействий соци­
ального окружения;

• эмпирическим опытом, который включает: формирование
двигательных навыков путем упражнения, извлечение ин­
формации из опыта взаимодействия с физическим миром,
логико-математический опыт организации и координации
познавательных действий;

• воздействием социального окружения.

3. Поведение есть функциональный обмен (в противопо­
ложность физиологическому материальному обмену) между
организмом и средой. Такой обмен реализуется на больших
расстояниях в пространстве и во времени по весьма слож­
ным траекториям. Функциональный обмен организма со
средой имеет два аспекта:

энергетический — аффективный, побуждающий, мотива-
ционный;

интеллектуальный — пространственно-временной, опре­
деляющий пути, по которым реализуются связи субъекта с
объектом.


4. Взаимодействие субъекта и объектаэто источник
любого знания,
который складывается из двух типов опыта:

• координации действий и операций, которые строятся,
конструируются субъектом в процессах взаимодействия с
физическим миром. Абстрагируются отношения (логи­
ко-математические) между действиями и операциями;

• установления качественных особенностей физических
объектов, а также отношений между ними (путем органи­
зованных и координированных действий и операций). Аб­
страгируются свойства самих предметов и явлений.

5. Интеллект это одна из составляющих биологиче­
ского функционирования организма, позволяющая адапти­
роваться
к условиям окружающего мира; это уровень функ­
циональной организации,
обеспечивающий гибкое и устойчи­
вое структурное равновесие и приспособление поведения к
изменяющейся окружающей среде.

• Критерием интеллекта выступает дифференциация цели и
средства ее достижения.

• Природа интеллекта двойственная: одновременно логиче­
ская и биологическая. При этом логика является способом
описания и способом организации интеллекта.

6. Интеллектуальная активность производна от практиче­
ских материальных действий. Интеллектуальные операции —
это интериоризированные практические действия.

• Производные от действий интеллектуальные операции ко­
ординируются между собой и образуют обратимые, устой­
чивые, целостные структуры.

• Интеллектуальное развитие человека заключается в фор­
мировании и прогрессивной дифференциации познава­
тельных операций путем объединения их в схемы.

Схема это обобщенная познавательная структура, обес­
печивающая реализацию класса сходных действий (пер­
цептивных, двигательных, речевых) в разнообразных ситу­
ациях.


 


 


• Интеллектуальные схемы возникают на основе предмет­
но-практических и перцептивных действий и образуют
функциональную иерархию.

7. Интеллектуальная адаптация обеспечивается равнове­
сием между двумя процессами:

аккомодацией — формированием качественно новых схем
в онтогенезе, в результате чего меняется организация ин­
теллекта и, следовательно, способы адаптации индивида к
окружающему миру;

ассимиляцией — функционированием схем в ходе индиви­
дуальной жизни путем наполнения их содержанием. Асси­
миляция позволяет адаптироваться в окружающем мире на
основе уже имеющихся познавательных схем, без измене­
ний организации интеллекта.

8. В зависимости от качественных особенностей развития
интеллектуальных схем могут быть выделены периоды и ста­
дии интеллектуального развития.

Период сенсомоторного интеллекта', на основе координа­ции самых ранних перцептивных и двигательных форм пове­дения появляются сенсомоторные схемы.

• Позволяют выполнять прямые и обратные внешние дейст­
вия с предметами и частично выходить за пределы «пер­
цептивного поля».

а) Стадия центрации ребенка на своем собственном теле

(до 7—9 месяцев)

0—1 мес. — упражнение рефлексов.

1—4,5 мес. — простые навыки и первые круговые реак­ции.

4,5—8—9 мес. — координация зрения и хватания; вторич­ные круговые реакции.

б) Стадия объективации схем практического интеллекта

во внешнем пространстве.

8—9 — И—12 мес. — дифференциация средств и целей; появление практического интеллекта.


И—12 — 18 мес. — дифференциации схем действий, по­явление третичных круговых реакций.

18—24 мес. — начало интериоризации схем решения не­которых проблем путем дедукции.

Период репрезентативного интеллекта, в ходе которого формируются конкретные операции, соотносимые с пред­метами.

а) Стадия дооперационалъного интеллекта

Формирующиеся после двух лет «интуитивные» (образ­ные) схемы с одновременным развитием знаково-символи-ческих функций позволяют обращаться к отсутствующим объектам в плане представлений.

Формируются символические функции, позволяющие отличать обозначаемое от обозначающего и на этой основе использовать средства обозначения для мысленного воспро­изведения обозначаемого.

Образная репрезентация в этот период не имеет коорди­нации, которые позволяли бы произвольно регулировать протекание представлений (отсутствует обратимость опера­ций; речевые действия ребенка в этот период следуют за об­разными представлениями).

2—4 года — появление символической функции, начало интериоризации схем действий.

4—6 лет — интуитивное мышление, опирающееся на вос­приятие.

6—8 лет — интуитивное мышление, опирающееся на бо­лее расчлененные представления.

б) Стадия конкретных операций

Постепенное развитие знаково-символических функций ведет к разделению обозначаемого и обозначающего и к их логической упорядоченности. Это обеспечивает развитие конкретных операционных схем. Последние позволяют группировать образные схемы в обратимые операции, пере­ходить от одной «точки мыслительного пространства» к дру­гой в плане представлений. Группировка — закрытая обрати-



 


 


мая целостная система операций, которая подчиняется пяти формальным законам: комбинативность, обратимость, ассо­циативность, общая и специальная идентичность.

8—10 лет — простые операции: классификация, сериа-ция, установление взаимно-однозначного соответствия.

9—12 лет — система операций: система координат, проек­тивные понятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.113 (0.008 с.)