Гуманистическая психология. Мотивационный подход. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гуманистическая психология. Мотивационный подход.



Теория личности

1. Человек рождается с потенциально заложенными по­
требностями в добре, нравственности, доброжелательно­
сти... которые он должен реализовать.

2. В процессе индивидуального развития человека после­
довательно формируется иерархия потребностей. Формиро­
вание и развитие такой иерархии в течение жизни образует


основу личности (от потребностей нужды к потребностям развития):

• потребности физиологические (органические): голод,
жажда, половое влечение и др.;

• потребности в безопасности;

• потребности в принадлежности и любви: принадлежать к
сообществу, быть вместе с людьми, быть принятым и при­
знанным;

• потребности в уважении и признании: быть компетент­
ным, успешным и получить одобрение, приобрести авто­
ритет;

• познавательные потребности: познавать, уметь, понимать;

• эстетические потребности: гармония, симметрия, поря­
док, красота;

• потребность в самоактуализации: реализация своих пози­
тивных целей и способностей, развитие собственной лич­
ности.

 

3. Для формирования более высоких уровней потребно­
стей в течение жизни необходима удовлетворенность по­
требностей на нижележащих уровнях.

4. Основная человеческая потребность — потребность в са­
моактуализации, которая по мере индивидуального развития
может приобретать функциональную автономность (независи­
мость от степени удовлетворения других потребностей).

Виктор Франкл

Гуманистическая психология. Экзистенциальный

Подход. Теория личности

1. Стремление человека к поиску и реализации смысла
своей жизни — врожденная мотивационная направленность
человека, которая выступает основным двигателем поведе­
ния и развития личности.

2. Смысл находится в объективном мире; человек должен
не выбрать или «изобрести» его, а найти путем реализации
себя в жизни и деятельности.


 


3. Смысл жизни уникален для каждого человека. Человек
может сделать свою жизнь осмысленной, реализуя три
основных пути своего развития и ориентируясь на три груп­
пы ценностей:

• путем того, что человек может дать жизни, — творческую
деятельность (ценности творчества);

• путем того, что человек включается в переживание ценно­
стей, которые находит в мире (ценности переживания);

• посредством позиции, занимаемой по отношению к судьбе
и обстоятельствам своей жизни, которые он не может из­
менить (ценности отношения).

 

4. Обретенный смысл требует от человека своего посто­
янного осуществления, что ведет к самоактуализации лич­
ности.

5. Человек свободен найти и реализовать смысл жизни, сво­
боден взять на себя ответственность за свою судьбу, даже если
его свобода объективно ограничена обстоятельствами. Это воз­
можно благодаря фундаментальным человеческим качествам.

 

• Способность к самотрансцендентности — возможности
мысленного выхода человека за пределы самого себя, в на­
правленности на что-то, существующее вовне.

• Способность к самоотстранению — возможности в любой
ситуации подняться над собой и над ситуацией, посмот­
реть на себя со стороны.

6. Необходимым условием психического здоровья лично­
сти является определенный уровень напряжения, возникаю­
щий между человеком и локализованным во внешнем мире
объективным смыслом, который человек должен осуществить.

• Отсутствие смысла порождает у человека состояние «экзи­
стенциального вакуума», которое выступает причиной са­
мых разнообразных неврозов.

7. Не существует смысла жизни «вообще» — существует
конкретный смысл жизни данной личности в данный мо­
мент. Смысл жизни меняется от ситуации к ситуации.


Человеку невозможно охватить «сверхсмысл» мира, но та­кой «сверхсмысл» существует. Он осуществляется незави­симо от жизни отдельных индивидов.

Теория личности в деятельностном подходе к анализу и объяснению психических явлений

А. Н. Леонтьев

Теория развития личности в человеческой деятельности

1. Личность человека есть формирующееся и развиваю­
щееся в течение индивидуальной жизни человека психоло­
гическое образование.

• Основой личности является совокупность общественных
отношений к миру, в которые включается человек.

• Такие отношения формируются в реализуемых человеком
деятельностях и связях с людьми.

 

2. Процесс развития личности — это путь от осуществле­
ния деятельности, обеспечивающей поддержание существо­
вания, жизни, к поддержанию своего существования для
осуществления, реализации определенной деятельности.

3. В ходе формирования и развития личности происходит
ряд преобразований.

На внешнем уровне реализации действий и деятельно­стей:

• деятельности и действия, реализуемые субъектом, органи­
зуются в иерархические отношения;

• иерархические отношения между разными видами дея­
тельностей приобретают относительную независимость
от физиологических состояний организма (органиче­
ских потребностей);

• развитие деятельностей ведет к их центрированию вокруг
немногих главнейших (ведущих). Этот процесс опосредст­
вуется сознанием и самосознанием.


На скрытом, психологическом уровне:

• за соотношением деятельностей формируются и изменя­
ются соотношения мотивов;

• иерархия мотивов образует основу личности — сферу лич­
ностных смыслов.

4. Основу индивидуальных личностных особенностей че­
ловека составляет иерархическая организация потребност-
но-мотивационной сферы человека, которая определяет
сферу индивидуальных личностных смыслов.

• Отдельные жизненные отношения, которые реализуются
человеком в действиях, могут отчуждаться, теряя или при­
обретая негативный личностный смысл.

5. Осознание мотивов — это акт установления отношений
мотива данной конкретной деятельности к мотивам деятель­
ности более широкой.

6. Существует два важнейших этапа в становлении лично­
сти человека:

 

• этап формирования иерархических отношений в мотива-
ционной сфере (после 3 лет);

• этап частичного осознания субъектом собственных моти­
вов (обычно с подросткового возраста).

Смысл и его формирование

1. Смысл представляет собой индивидуальное отношение субъекта к предметам потребности, которое возникает в про­цессе эволюции вместе с возникновением психической ори­ентировки организма в окружающей среде.

• На низших ступенях развития психики животных биологи­
ческий смысл
приобретают отдельные ощущаемые свойст­
ва предметов (стадия сенсорной психики).

• На более высокой стадии развития психики животных био­
логический смысл
приобретают отдельные целостные пред­
меты (стадия перцептивной психики).


 


• Еще на более высокой стадии развития психики биологиче­
ский смысл
приобретают межпредметные связи, целостные
ситуации (стадия интеллекта).

2. Биологический смысл характеризуется:

• отсутствием постоянного, устойчивого отношения к од­
ним и тем же предметам;

• наличием смысловых отношений не ко всем предметам в
окружающем мире.

3. У человека в процессе общественного развития биоло­
гический смысл предметов приобретает относительную
устойчивость и преобразуется в частично осознаваемые
смысловые отношения (личностные смыслы) через меха­
низмы и элементы общественного и индивидуального со­
знания (см. теорию сознания).

• В общественном сознании фиксируется значение предме­
тов, обеспечивающих устойчивые способы удовлетворе­
ния общественных потребностей.

• Значения отделяются от актуально воспринимаемых пред­
метов и преобразуются в значения слов.

• Такое фиксирование значений в слове исходно реализует­
ся в формах общественного сознания. Значение — катего­
рия общественного сознания.

• Значение связано с операциональной стороной деятельно­
сти, а смысл — с интенциональной.

• С возникновением индивидуального сознания (выделени­
ем «Я») формируются индивидуальные отношения к зна­
чениям — личностные смыслы.

4. Индивидуальные реальные жизненные отношения вы­
ступают для человека как смысл.

• Развитие реальных отношений с миром происходит через
включение человека в новые виды деятельности, которые
определяются объективно-историческими условиями
жизни.


 

• Включение в различные деятельности ведет к развитию
мотивов.

• Изменения мотивационной сферы ведут к развитию и из­
менению личностных смыслов.

5. Исходно динамика смысла обусловлена динамикой развития деятельности. Смысл порождается включением че­ловека в деятельность и, в свою очередь, начинает ориенти­ровать и направлять деятельность.

• Изменение смысла деятельности — это всегда изменение

личности.

• Чувства есть смысловые обобщения так же, как понятия
есть обобщения значений.

Д. Б. Эльконин



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.253.93 (0.015 с.)