Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Некоторые расхождения в теоретических позицияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В отечественной психологии можно встретить упоминания о «принципиальных» расхождениях во взглядах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина. Такие расхождения обнаруживаются только в том случае, если «вырывать» позиции, которые занимали авторы теорий в разное время, из контекста развития единого общепсихологического теоретического подхода. В настоящее время большая часть таких противоречий преодолена, но их место занимают другие противоречия и трудности. Это естественный путь развития любой «живой», развивающейся системы теоретических знаний в науке. При этом принципиальных методологических расхождений, которые бы требовали радикального пересмотра деятельностного подхода, между указанными авторами теорий нет. Укажем некоторые из расхождений, ссылки на которые можно обнаружить в психологической литературе. А. Н. Леонтьев о необходимости изменения единицы анализа психических явлений, используемой в работах Л. С. Выготского (Леонтьев А. Н., 1998) Л. С Выготский: внутри «практического» процесса жизни ребенок сталкивается с особым историческим продуктом — с общественным сознанием и мышлением, овеществленными в языке, орудиях, продуктах человеческой культуры. • Единицей сознания выступает значение, которое лежит за • Овладение значением есть результат общения, в ходе кото А. Н. Леонтьев: положение Л. С. Выготского о том, что сознание есть продукт речевого общения ребенка в условиях его деятельности по отношению к окружающей его вещной действительности, необходимо обернуть: сознание ребенка есть продукт его человеческой деятельности по отношению к объективной действительности, совершающейся в условиях языка, в условиях речевого общения. • Единицей анализа психики становится действие, в кото
• Слишком преувеличена роль внешних причин формиро • Интериоризация ведет не от материальной внешней дея • Не следует в качестве предмета психологии рассматривать Проблема содержательно-теоретической интерпретации и конкретизации психологического механизма интериоризации четко обозначена И. И. Ильясовым (1986). Механизм интериоризации имеет две альтернативные (взаимодополнительные?) теоретические трактовки в зависимости от особенностей решения психофизиологической проблемы: а) психика формируется как результат формирования ориентировочно-исследовательских операций и действий; б) психика есть продукт функционирования нервной системы и мозга. В первом случае механизм интериоризации трактуется как исчерпывающее объяснение порождения психического на основе ориентировочно-познавательных компонентов внешних предметно-практических действий. С этим можно согласиться, если предположить, что все, даже элементарные, психические аналитико-синтетические процессы и способы ориентировки младенца формируются в онтогенезе сразу после рождения на основе активных сенсомоторных движений, а затем действий, направленных на предметное окружение. Альтернативное предположение заключается в том, что элементарные аналитико-синтетические психические процессы, организующие и ориентирующие сенсомоторные движения младенца в раннем постнатальном периоде, представляют собой врожденные естественные психические функции. В этом случае объяснительный потенциал процесса интериоризации следует ограничить следующим образом. Превращение непсихических явлений в психические обеспечивается работой мозга и остается до сегодняшнего дня центральной нерешенной проблемой психологии. Способность мозга порождать психическое из непсихического возникает не в онтогенезе, а в филогенезе. Таким образом, правильно будет говорить о процессах эволюционного развития условий для формирования у живых организмов более сложных психических процессов на основе более простых. Отсюда следует, что интериоризация есть переход от одной формы существования естественных психических функций в составе внешних предметно-практических действий к другой форме психического — формированию внутренних форм умственных действий. Такая система предположений ведет к необходимости разводить: а) процессы преобразования объектов и б) собственно познавательно-ориентировочные процессы отражения явлений в их предметных свойствах, связях, отношениях, которые исходно осуществляются на основе врожденных элементарных аналитико-синтетических психических операций. Предполагаемые изначально психические элементарные аналитико-синтетические операции не являются следствием внешних действий, а только совершенствуются и развиваются на основе функционирования преобразовательных операций с объектами. Содержание же внутренних преобразовательных операций, приобретающих форму умственных действий во внутреннем плане сознания, порождается в онтогенезе путем интериоризации внешних преобразовательных операций с объектами (Ильясов, 1986). В настоящее время указанная теоретическая альтернатива преодолевается путем разведения: а) психофизиологических механизмов, которые, очевидно, имеют врожденные компоненты и выступают необходимым условием для построения потенциально различных по содержанию образов; б) конкретного, индивидуального «образа мира» как результата активных ориентировочно-исследовательских действий субъекта в окружающем мире. Теоретическое уточнение и конкретизация выделенного А. Н. Леонтьевым предмета исследования психологии в работах П. Я. Гальперина А. Н. Леонтьев: психология должна исследовать скрытые за психической феноменологией реальные предметные и идеальные формы действий. Психология — наука о порождении и функционировании в деятельности индивида психического отражения реальности — «образа мира», обеспечивающего ориентировку субъекта в предметном мире и организацию деятельности. П. Я. Гальперин: предмет изучения психологии — ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и составляют психический образ. Петр Яковлевич Гальперин Психические явления как ориентировочные Составляющие действий и деятельности Необходимо радикальное изменение методологии психологического исследования. • Исследование психического развития человека следует осуществлять от анализа объективно-заданной общественно-историческим опытом конечной формы поведения (результатов действий и способов их получения) к ее становлению у ребенка. • От констатации и фиксирования уже сформированных Объяснительные принципы 1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро • Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется • Точность действий может быть обеспечена только путем их 2. Предмет изучения психологии — ориентировочная осно • Психический образ обеспечивает ориентировку в неповто • Задача психологии — изучать строение, законы, особенно 3. Генеральными функциями ориентировочных операций и • построение образа, который включает: — ориентировку во внутренней среде организма, которая — ориентировку во внешней среде жизнедеятельности
• уточнение значения взаимосвязанных элементов такого • построение плана решения стоящей проблемы; • контроль над реализацией принятого решения и коррек • оценка результатов. 4. Физиологические процессы в человеческом мозге по • Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детер 5. Коренное отличие психики животных и психики чело
• животное свободно лишь в выборе конкретного пути удов • в процессе онтогенетического развития человек должен: • ориентировочные и исполнительные составляющие чело 6. Побуждения, переживания, образы и действия в плане представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, которая включает: • интеллектуальные функции — от восприятия до мышле • потребности — побуждают к выделению в ситуации объек • чувства, эмоции — возникают при решении задач с такими • воля — представляет особую форму ориентировки субъекта тивной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях — в ситуациях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений (см. ниже). 7. Психические феномены, «идеальные» явления и процессы есть совокупность умственных действий и образов, которые являются результатом многоплановых функционально-генетических изменений ориентировочных компонентов внешних предметных действий.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.136.210 (0.009 с.) |