Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Мотивы человека и их формированиеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В рамках мировой научной психологии существует множество теоретических подходов к объяснению процессов мотивации человека. Наилучшее представление об их многообразии можно получить из работы Хайнца Хекхаузена «Мотивация и деятельность». Так, в психодинамических, теориях присутствуют гипотезы об инстинктивной и врожденной природе потребностей и мотивов. Например, у У. Макдаугалла в основе различных мотивов лежат инстинкты. При этом отмечается, что каждому инстинкту соответствует: а) определенная эмоция, составляющая «ядро инстинкта»; б) определенная предрасположенность к избирательному восприятию различных факторов среды, которое зависит от состояния организма (диспозиция); в) определенный тип двигательной (поведенческой) активности. У 3. Фрейда в качестве движущей силы поведения выступает две группы инстинктов: а) инстинкты жизни, продолжения рода, связанные с переживанием удовольствия, — либидо; б) инстинкты разрушения, связанные с преодолением препятствий на пути к достижению удовольствий, переживанием гнева и стремлением к энтропии, — танатос. • Каждый из инстинктов характеризуется: а) наличием по У А. Адлера главный врожденный мотив человека — стремление к превосходству и совершенству, которое может приобретать как конструктивный, так и деструктивный характер. При этом предполагается, что: • зависимость в раннем детстве от родителей вызывает чув • в ответ на комплекс неполноценности может появляться: а) гиперкомпенсация — преувеличенное стремление к преодолению неполноценности; б) комплекс превосходства — высокомерие, хвастовство, эгоцентричность. У К. Юнга полагается, что человек мотивирован интрапси-хической, врожденной, диффузной, творческой жизненной силой, которая может проявляться и реализовываться различными путями. При этом центральную роль в способах удовлетворения мотивов и организации поведения играют наследуемые субъектом архетипы — образы, происхождение которых уходит в глубь истории и эволюции человечества. В гуманистических теориях мотивации присутствуют гипотезы о наличии «основных, базовых, собственно человеческих» мотивов. Например, у К. Роджерса главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к самоактуализации. У В. Франкла (экзистенциальное направление) главным мотивом поведения человека является врожденное стремление к поиску смысла своей жизни, своего существования. У А. Маслоу развитие личности связано с проявлением потребности (мотива) в самоактуализации, которая приобретает относительную самостоятельность и независимость от других потребностей и мотивов (см. выше: теории личности). 9.1.1. Поведенческие и когнитивные теории мотивации Классический бихевиоризм 1. Внешняя активность организма исходно побуждается 2. Существует совокупность врожденных первичных по 3. Все новые формы направленной предметной активно тают на основе научения в соответствии с механизмами классического и оперантного обусловливания. Когнитивная психология. Теории когнитивной организации мотивационных процессов человека Лион Фестингер Теория когнитивного диссонанса 1. Человек стремится к тому, чтобы его система знаний и • При наличии согласованности в имеющейся системе зна 2. Состояние когнитивного диссонанса возникает тогда: • когда человек воспринимает самого себя в качестве причи • когда действия субъекта основаны на свободном выборе и • когда люди чувствуют личную ответственность за свои «не • когда такие действия и поступки имеют серьезные послед 3. При возникновении когнитивного диссонанса человек • путем изменения одного из элементов системы своих зна • путем добавления в противоречивую структуру знаний но
• путем уменьшения значимости для человека не согласую 4. Когда свои действия или поступки, которые вызывают Оправдания. 5. Существуют различные типы ситуаций, в которых воз • логическое несоответствие: человек осознает, что принял • несоответствие культурным образцам: человек, действуя в • несоответствие нового знания более обобщенной системе • несоответствие новых знаний прошлому опыту. Фриц Хайдер, Харольд Келли Теория каузальной атрибуции 1. Как наблюдатель и участник событий каждый человек причины. 2. От характера используемого объяснения зависят осо 3. Способы приписывания причин зависят от качества и • В ситуации неопределенности люди склонны приписывать такие причины событиям и действиям людей (осуще- 14. Заказ №4624.
ствлять атрибуцию причин), которые соответствуют их убеждениям и предрассудкам (Э. Аронсон). • Субъект, опираясь на здравый смысл, может приписывать 4. Существует три фактора, которые влияют на то, чему мы припишем поведение — внешним или внутренним причинам (Г. Келли): '§?-' • фактор нормативности: ведет ли человек себя в определен • фактор постоянства (последовательности): повторяется ли • фактор различия (дифференцированности): ведет ли чело Наиболее типичные ошибки и феномены каузальной атрибуции: люди склонны объяснять свои успешные, этически приемлемые, социально одобряемые действия собственными личностными факторами, а неуспешные и социально не одобряемые действия — внеличностными факторами (случайность, обстоятельства, давление ситуации). • Фундаментальная ошибка атрибуции: а) тенденция наблю В случае, когда наблюдатель находится с людьми в отношениях сотрудничества, появляется склонность причинно объяснять их поведение так же, как и свое собственное. 210 '
• Прогнозируя поведение других людей, человек считает, • Человек допускает, что если обстоятельства в дальнейшем Объяснение: когда действуем мы, то нашим вниманием управляет окружение; когда мы наблюдаем за действиями другого, то человек попадает в центр нашего внимания, а ситуация становится менее очевидной (фигура — фон). Гипотезы В. Вайнера Существует три «измерения» в приписывании причин действиям и поведению других людей (каузальной атрибуции). • Приписываемый источник причины: а) внутренний — • Приписываемые возможности контроля, которыми обладает • Приписываемая степень стабильности причины, устойчи А. Если результат приписывается стабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с большей уверенностью. Б. Если результат приписывается нестабильной причине, то в будущем он будет антиципироваться с меньшей уверенностью или будет ожидаться другой результат. Джулиан Роттер Теория локализации субъективного контроля: Локус контроля 1. Притязание на успех, стремление субъекта к достижению успеха зависят: 14* • от частоты успехов, испытанных субъектом ранее в сход • от уверенности в том, что успех находится (не находится) 2. В процессе индивидуального развития формируется два типа мотивационных установок, в соответствии с которыми люди различаются по характеру объяснения событий, происходящих с ними: • экстернальный тип личности (мотивационных установок): • интерналъный тип личности (мотивационных установок): 3. Люди с внутренним локусом контроля сильнее изменяют свои ожидания и поведение под влиянием успеха или неудачи. • Экстернальный тип личности характеризуется установкой • Интервальный тип личности характеризуется установкой Дерил Бем
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.68.196 (0.006 с.) |