Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джон Бродус Уотсон (1878—1958) Бихевиоризм

Поиск

1. Научная психология должна изучать объективные яв­
ления. Предметом психологии должно быть только наблю­
даемое поведение и объективно регистрируемые двигатель­
ные и физиологические реакции организма на разнообраз­
ные стимулы из внешней среды.

2. Основные задачи психологии:

•' выявление и описание различных типов реакций на внеш­ние стимулы;

• исследование процессов (законов) образования новых ре­
акций и их комбинаций.

3. Реакции организма на различные раздражители могут
быть:

• врожденными и приобретаемыми;

• явными — внешними, непосредственно наблюдаемыми;
неявными — происходящими внутри организма, скрыты­
ми от непосредственного наблюдения, но регистрируемые
с помощью различных приборов.


'ГГП.ТГТГВ'ЯГ


4. Решающее значение в развитии человека играют про­
цессы научения и воспитания. Развитие человека полностью
основано на процессах обусловливания.

• Формирование поведения человека может быть полностью
контролируемо путем организации внешних условий и фак­
торов обусловливания.

5. Эмоции человека есть специфические реакции орга­
низма на раздражители, которые проявляются в вегетатив­
ных изменениях, изменении частоты сердечных сокраще­
ний, показателей кровяного давления, кожных и мимиче­
ских реакций, тонуса мышц.

• Имеется три врожденные эмоциональные реакции: гнев,
страх, удовольствие.

6. Мышление человека представляет собой неявные, ре­
дуцированные речевые и мышечные (преимущественно ма­
нуальные) реакции, а также висцеральные реакции.

Б. Ф. Скиннер (1904-1990) Радикальный бихевиоризм

1. Психология должна отказаться как от ментализма, так
и от физиологизма.

• Воспринимать предмет или мыслить о нем — значит вести
себя по отношению к нему определенным способом. При
этом поведение контролируется свойствами предметов —
различительными стимулами.

• Знания представляют собой либо действия, либо правила
для выполнения действий.

2. Связь «стимул — реакция» в поведении нельзя тракто­
вать только как причинно-следственную; причины форми­
рования поведения могут заключаться и в обратной связи
«реакция — стимул». Следует различать респондентное и
оперантное поведение.


 

Оперантное поведение: может быть не связанным с ка­
ким-либо наблюдаемым раздражителем; осуществляется
как активное спонтанное воздействие на среду; подкреп­
лением выступает обнаружение стимула — стимульный
контингент подкрепления.

Респондентное поведение: всегда запускается определен­
ным стимулом; осуществляется как ответная реакция на
стимул; подкреплением выступает «контингент подкреп­
ления реакций».

3. Поведение организма в процессе научения преимуще­
ственно носит оперантный характер и подчиняется закону
подкрепления:
сила оперантного поведения возрастает, если
поведение сопровождается подкрепляющим стимулом.

• Поведение организма в значительной степени определяет­
ся его прошлым поведением.

• Сложный акт поведения не сводится к последовательности
определенных реакций; одно и то же подкрепление может
быть добыто животным за счет последовательности раз­
личных реакций, объединенных в разные структуры ••—
паттерны.

• Паттерны поведения детерминируются условиями среды.

4. Существуют разные схемы (режимы) подкрепления:

а) подкрепление с фиксированным интервалом времени;

б) подкрепление с фиксированной частотой реакций.

5. Для формирования определенных форм поведения
наиболее эффективным способом является модификация
поведения — использование положительного подкрепления
в момент, когда живой организм совершает нужные движе­
ния в нужном направлении. Процедура научения обеспечи­
вается рядом факторов:

• наличие достаточно сильного для данного животного под­
крепляющего стимула;

• наличие у животного определенного уровня актуализации
потребности (депривации);


последнее время начинают объяснять и интерпретировать результаты психологических исследований с теоретиче­ских позиций когнитивной психологии.

• время между желательным поведением животного и под­
креплением должно быть минимальным;

• наиболее эффективно положительное подкрепление;

• подкрепляться должно малейшее движение животного,
направленное к цели;

• нежелательное поведение должно угашаться путем отсут­
ствия подкрепления;

• после обусловливания части сложного поведения под­
крепляться должно требуемое движение, следующее за
обусловленной частью.

6. Вербальное поведение (речь) у человека формируется и развивается путем оперантного научения.

Информационно-кибернетический подход

К анализу и объяснению психических явлений

В когнитивной психологии

Современная когнитивная психология как научное на­правление исследования психики с собственной методоло­гией сложилась в США на основе достижений бихевиориз­ма, необихевиоризма, развития информационно-киберне­тических технологий, а также европейских психологических исследований в гештальтпсихологии и в школе Ж. Пиаже. В основу этого подхода заложено предположение о том, что психические явления можно анализировать и объяснять как систему сложных процессов и механизмов обработки ин­формации, имеющихся у живого организма.

Понятие «когнитивная психология» ввел Ульрик Найс-сер, который считается одним из основателей данного на­правления. В настоящее время когнитивная психология становится популярным направлением исследований и в России. Так, Л. М. Веккер (1998) является создателем ори­гинальной общепсихологической отечественной теории психических явлений как системы организации информа­ционных процессов. Многие отечественные психологи в


Информационно-кибернетический подход к анализу психических явлений

1. Психика выполняет в организме функции управления
и регуляции поведения.

• Психика выступает управляющей системой, а организм и
поведение — управляемой системой, объектом управления.

2. Процесс управления осуществляется как обмен инфор­
мацией между управляющей системой и объектом управле­
ния.

• От управляющей системы к объекту управления по кана­
лам прямой связи поступает информация, в соответствии с
которой осуществляются действия и операции.

• От объекта управления к управляющей системе по каналам
обратной связи поступает информация о результатах вы­
полнения действий и операций.

 

3. Явление обмена информацией есть отображение мно­
жества элементов источника информации во множество со­
стояний носителя информации.

4. Обладая психикой, живой организм представляет со­
бой самоактуализирующуюся и саморегулирующуюся сис­
тему, которая способна самостоятельно создавать и изменять
программы свейх действий.

Ульрик Найссер

1. Психика человека — это активная система, обеспечи­вающая процессы познания на основе обработки информа­ции из внешнего мира.

• Познание представляет собой непрерывный процесс про­
верки когнитивных гипотез.


2. Познание обеспечивается когнитивными схемами, ко­
торые:

• позволяют ассимилировать информацию об окружающей
среде, отделяя известное от неизвестного;

• носят амодальный обобщенный характер и поэтому позво­
ляют обрабатывать и ассимилировать информацию, имею­
щую различную модальность.

3. При этом познавательная активность носит цикличе­
ский, разворачивающийся во времени характер («познава­
тельный цикл»).

Процессы исследования, прогноза и планирования определяют
выбор
внешних объектов, которые имеют значение для
субъекта в данный момент.

Внешние объекты через органы чувств модифицируют име­
ющиеся в памяти субъекта познавательные схемы.

Модифицированные познавательные схемы направляют и ор­
ганизуют
процессы исследования, прогноза и планирова­
ния поведения и т. д.

4. Субъект воспринимает целостные сцены жизни, кото­
рые хранятся в памяти и используются для регуляции пове­
дения (фреймы).

Дж. Андерсон, Р. Л. Солсо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.119.34 (0.009 с.)