Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внимание как интериоризированнаяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
И автоматизированная форма умственного контроля Над выполнением ориентировочных действий Два факта лежат в основе затруднений при построении психологической теории внимания: • внимание нигде не выступает как самостоятельный про • внимание не имеет своего отдельного, специфического 1. Формирование умственных действий представляет собой 2. Внутреннее внимание формируется из контроля над 3. Любое действие включает ориентировочную, исполни
• ориентировочная часть действия превращается в построе • исполнительная часть действия преобразуется в ассоциа • контрольная часть действия преобразуется в акт обраще 4. Контрольная часть действия, становясь умственной, • На первых этапах своего формирования действия контро • Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание 5. В зависимости от того, как осуществлялось сокращение • Автоматизация стихийно складывающегося контроля над • Автоматизация произвольно организованного контроля над Гк 20. Заказ №4624.
6. При планомерном усвоении (по мере преобразования в 7. Организация произвольного контроля предполагает
• установление порядка операций и действий контроля; • выделение четких критериев, на которые ориентируются 8. Для формирования нового приема произвольного Произвольный контроль может вести к разрушению автоматизированных действий, т. к. действия произвольного контроля приостанавливают выполнение контролируемых действий или разрушают сложившиеся автоматизированные формы их организации. • Контроль, направленный на физиологические процессы, Глава 14 Теории сознания человека Структурное и функциональное определение и объяснение сознания сохраняет свою актуальность в психологии до настоящего времени. Попытки объяснить сознание человека в истории психологии были связаны с анализом организа- ции процессов внимания (Дормашев, 1995; Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002), с анализом осознаваемых и неосознаваемых мотивов человека (Фрейд, 1989). В ряде направлений психологических исследований сознание рассматривалось как «сцена», на которой представлен феноменологический опыт субъекта (ассоциативная психология, гештальтпсихология), или как активное начало, организующее в единство все психические функции (Соколова, 2003). В настоящее время в рамках американо-европейской когнитивной психологии существуют попытки структурно и функционально определить сознание через организацию репрезентативного опыта человека в долговременной памяти. Такой является концепция Тульвинга, которую можно сформулировать в форме ряда объяснительных принципов (см.: Солсо, 1996; Когнитивная психология, 2002). Тульвинг Когнитивная теория сознания 1. В зависимости от содержания опыта долговременная • процедурную память, обеспечивающую автоматизирован • категориальную (семантическую) память, обеспечиваю • эпизодическую (событийную, схемную) память, обеспечи 2. В соответствии с таким делением у человека можно вы
20* • аноэтичное сознание, которому соответствует процедур • поэтичное сознание, которому соответствует семантиче • автоноэтичное сознание, которому соответствует эпизоди Система объяснительных принципов, которая заложена в основу этой теории, на наш взгляд, не имеет большого объяснительного потенциала и не позволяет объединить с позиций единого способа объяснения имеющиеся сегодня в психологии и психолингвистике данные о функциональной организации психики, с которой чаще всего связывают сознательный опыт человека. Вместе с тем в отечественной психологии существует два взаимосвязанных и взаимодополнительных теоретических подхода, которые позволяют дать более конкретную и развернутую интерпретацию формирования и развития функционально-структурной организации сознания у человека — это культурно-исторический подход Л. С. Выготского и дея-тельностный подход А. Н. Леонтьева к объяснению психических явлений. Несмотря на множество ссылок и постоянное цитирование в научной и популярной литературе по психологии, трудно найти четкую формулировку системы объяснительных оснований и принципов, на которую опираются авторы указанных теорий при объяснении феноменов человеческого сознания. Оба подхода центральную роль в развитии сознания отводят включению в деятельность человека языка и других зна- ково-символических средств. При этом используемый в речевой деятельности язык рассматривается как особая система внешних средств, способами использования которых человек должен овладеть в течение жизни. В теоретическом подходе Л. С. Выготского присутствует ряд гипотез, которые позволяют дать функциональное объяснение возникновению и развитию сознательного уровня психической ориентировки человека в окружающем мире. Эти гипотезы могут быть представлены как единая система объяснительных принципов: 1. В онтогенезе человека биологическое созревание и 2. Формирование ВПФ необходимо предполагает овладе 3. ВПФ производны от внешних форм общения и деятель
• переход от совместных с другими людьми действий к само • переход от внешних, материальных, форм действий к внут 5. Знак имеет две важнейшие характеристики: а) обозначает объективно существующие предметы и явления — это предметная отнесенность знака; б) актуализирует фиксированные в сознании людей сходные представления, обобщения, понятия — это значение. • Знак напоминает человеку о необходимости выполнить • Благодаря знакам компоненты актуальной ситуации • Структура значений (обобщений), опосредствованных 4. Сознание формируется по мере активного овладения субъектом способами использования знаков и символов, через замещение внешних практических предметных действий речевыми действиями с их последующей интериоризацией. • Слова (знаки) замещают предметные характеристики яв • Сознание — это динамическая смысловая система, пред Изложенные объяснительные принципы позволяют сделать вывод, что Л. С. Выготский уже в 30-х гг. XX в. сформулировал психолингвистическую функционально-генетическую теорию сознания человека, которая в силу политических и идеологических обстоятельств на протяжении 40 лет оставалась за пределами широких дискуссий и теоретического анализа в отечественной и мировой психологии (Грэ-хэм, 1991;Верч, 1996). Еще один шаг к конкретизации функционально-структурных составляющих сознания человека был сделан в 40-х гг. XX в. А. Н. Леонтьевым. Выдвинутая им система объяснительных принципов, развивающая и дополняющая теорию Л. С. Выготского, кратко может быть сформулирована как «теория формирования сознания в человеческой деятельности». А. Н. Леонтьев
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.162.226 (0.012 с.) |