Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О почтительности и хорошем отношении к родителям и о (поддержании) родственных связей

Поиск

 

Аллах Всевышний сказал:

«И поклоняйтесь Аллаху и ничему более наряду с Ним и (делайте) добро родителям, родственникам, сиротам, нуждающемуся, соседу, как состоящему (с вами) в родстве, так и не состоящему, и товарищу, и путнику и тем, кто вам принадлежит». (“Женщины”, 36)

Всевышний также сказал: «И бойтесь Аллаха (именем) которого вы просите друг друга, (и бойтесь разрыва) родственных связей …» (“ Женщины”, 1)

Всевышний также сказал: «и которые соединяют то, что Аллах велел соединять [679]» (Гром, 21)

Всевышний также сказал: «И Мы заповедали человеку хорошо относиться к родителям…» (“Паук”, 8)

Всевышний также сказал: «И судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а родителям (делали) добро. Если один из них у тебя состарится или оба, то не говори им: “Уф!”, - и не кричи на них, а говори им слова достойные. И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: “Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!”» (Ночное путешествие, 23 – 24)

Всевышний также сказал: «И Мы дали человеку заповедь относительно его родителей. Мать носила его, теряя силы, а отнимают его от груди в два года. Благодари же Меня и родителей своих …» (“Лукман”, 14)

312 - Сообщается, что Абу ‘Абд ар-Рахман ‘Абдуллах бин Мас’уд сказал:

- (Однажды) я спросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “Какое дело Аллах любит больше всего?” Он сказал: “Совершаемую своевременно молитву.” Я спросил: “А после этого?” Он сказал: “Проявление почтительности к родителям.” Я спросил: “А после этого?” Он сказал: “Борьбу на пути Аллаха.” аль-Бухари 527, Муслим 85.

313 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Сын (может) отблагодарить отца (должным образом) лишь в том случае, если узнает, что тот попал в рабство, купит его и отпустит на свободу. [680] Муслим 1510.

314 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, поддерживает родственные связи, и пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит что-нибудь благое или хранит молчание. аль-Бухари 6138, Муслим 47.

315 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине Аллах Всевышний создал все творения, а когда Он завершил это(со своего места) поднялись родственные связи и сказали: “Это - место того, кто прибегает к защите Твоей от разрыва.” (На это) Он сказал: “Да, так удовольствуетесь ли вы тем, что Я буду награждать [681] того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем, кто будет порывать вас?”, - и они сказали: “Да”. (И тогда) Он сказал: “Это (даруется) вам.” ”, - а потом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Прочтите, если желаете (аяты, [682] где сказано): “И может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле [683] и порывать родственные связи [684]? Таковы те, которых проклял Аллах, лишив их слуха и зрения.” [685] аль-Бухари 4831, 5987, Муслим 2554.

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим, (сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - И Аллах Всевышний сказал: “Я награжу того, кто станет вас поддерживать, и порву с тем, кто разорвёт вас”.”

316 - Сообщается от Абу Хурайры, что (как-то раз) один человек пришёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин того, чтобы я с ним хорошо обходился?» Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя мать». (Человек) спросил: «А кто потом?» Он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя мать». (Человек снова) спросил: «А кто потом?», - (и тогда) он (мир ему и благословение Аллаха) сказал (ему): «Твой отец». аль-Бухари 5971, Муслим 2548.

В версии Муслима, (сообщается, что этот человек спросил): «О посланник Аллаха, кто из людей более всего достоин хорошего обхождения?», - на что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Твоя мать, потом твоя мать, потом твой отец, а потом твои ближайшие (родственники)».

317 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Позор, позор и ещё раз позор тому, кто увидит старость одного или обоих своих родителей и после этого не войдёт в рай! [686] Муслим 2551.

318 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - (Как-то раз) один человек сказал: “О посланник Аллаха, у меня есть родственники, с которыми я поддерживаю родственные связи, тогда как они порывают их, я делаю им добро, а они причиняют мне зло, и я кроток с ними, а они поступают со мной подобно невеждам [687]!”, - (на что) он сказал: “Поистине, если дело обстоит так, как ты сказал, это значит, что ты как бы наполняешь их рты горячей золой, и до тех пор, пока ты не перестанешь поступать так, будет с тобой от Аллаха помощник против них!” Муслим 2558.

Слова “наполняешь их рты горячей золой” означают “ты будешь как бы кормить их горячей золой”. Таким образом, то, что постигнет их за этот грех, уподобляется тем мукам, которые испытает человек, поедающий горячую золу. При этом тому, кто оказывал им благодеяния, ничего не будет, они же понесут на себе бремя великого греха за то, что обижали его, а Аллах знает об этом лучше.

319 - Передается от Анаса бин Малика, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот кто желает, чтобы удел его был увеличен, а срок жизни продлён - пусть поддерживает связи со своими родственниками». аль-Бухари 2067, 5986, Муслим 2557.

320 - Сообщается, что Анас сказал:[688] - Из всех ансаров Абу Тальха владел в Медине наибольшим количеством финиковых пальм, а больше всего из его имущества он любил Байруху, находившуюся напротив мечети, куда часто заходил посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) чтобы испить там хорошей воды.

Анас сказал: - А когда был ниспослан аят(в котором сказано): “Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…”, - Абу Тальха подошёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: “О посланник Аллаха, поистине Всеблагой и Всевышний Аллах говорит: “Вам никогда не обрести благочестия, если не будете вы расходовать из того, что любите…” [689], - а самым любимым из принадлежащего мне является для меня Байруха, так пусть же она станет садакой ради Аллаха, я же надеюсь, что благодаря ей обрету благочестие и сделаю себе запас у Аллаха. Используй её, о посланник Аллаха, по своему усмотрению.” (На это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Прекрасно! Это имущество принесёт доход, обязательно принесёт! Я слышал твои слова и, поистине, я считаю, что тебе следует отдать её своим родным и близким.” Абу Тальха сказал: “Я сделаю это, о посланник Аллаха”, - а потом он разделил её между своими родственниками и сыновьями своего дяди. аль-Бухари 1461, Муслим 998.

321 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал:

- (Как-то раз) к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек, который сказал (ему): “Я клянусь тебе, что переселюсь [690] и буду участвовать в джихаде, ибо желаю получить награду от Аллаха Всевышнего.” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) спросил: “А жив ли кто-нибудь из твоих родителей?” Он сказал: “Да, они оба (живы)” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) спросил: “И ты хочешь получить нараду от Аллаха Всевышнего?” Он сказал: “Да.” (Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Так вернись к своим родителям и хорошо обходись с ними!” аль-Бухари 3004 и Муслим 2549, здесь приводится версия Муслима)

В другой версии (этого хадиса, приводимой в обоих “ Сахихах”, сообщается, что) один человек попросил у пророка (мир ему и благословение Аллаха) разрешения на участие в джихаде, на что он сказал (ему): “А живы ли твои родители?” (Этот человек) ответил: “Да”, - и (тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Так отдавай все свои силы [691] им!”

322 - Передается от ‘Абдуллаха бин ‘Амра, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не тот поддерживает (родственные связи), кто отвечает тем же, (по-настоящему) поддерживает их тот, с кем (родственники его) эти связи порывают, а он (не смотря на это продолжает) поддерживать их». аль-Бухари 5991.

323 - Передается от ‘Аиши что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Родственные связи, подвешенные к трону (Аллаха), говорят: “Аллах наградит того, кто поддерживает нас, и порвёт с тем, кто порывает нас.” аль-Бухари 5978, 5989, Муслим 2555.

324 - Передается от матери правоверных Маймуны бинт аль-Харис что (в своё время) она освободила рабыню, не спросив позволения пророка (мир ему и благословение Аллаха) а когда наступил один из дней, по которым он приходил к ней, она сказала: “Известно ли тебе, о посланник Аллаха, что я освободила свою рабыню?” Он спросил: “Ты (и в самом деле) сделала (это)?” Она сказал: “Да.” (Тогда) он сказал: “Если бы ты отдала её братьям своей матери, твоя награда была бы больше.” [692] аль-Бухари 2592, 2594, Муслим 999.

325 - Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик сказала: - (В своё время) ко мне приехала моя мать, [693] которая при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) была многобожницей, и я обратилась за советом к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказав: “Ко мне приехала моя мать, которая чего-то хочет, [694] так следует ли мне поддерживать отношения с ней?” Он ответил: “Да, тебе следует делать это.” аль-Бухари 2620, Муслим 1003.

(Одни) говорят, что это была её родная мать, а другие - что молочная, но правильно первое.

326 - Сообщается, что Зайнаб ас-Сакафийа, жена ‘Абдуллаха бин Мас’уда сказала:

- (Однажды) посланик Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “(О женщины) подавайте милостыню, даже если вам (придётся пожертвовать для этого) своими украшениями.”

(Зайнаб) сказала: - И (после этого) я вернулась к ‘Абдуллаху бин Мас’уду и сказала ему: “Ты человек небогатый, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам давать милостыню, так пойди же к нему спроси, достаточно ли для меня этого [695], и если нет, то я буду расходовать (свои деньги) на других, а не на вас.” ‘Абдуллах сказал: “Нет, пойди к нему сама”, - и я пошла, а у дверей посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встретила одну женщину из числа ансаров, которую привело туда то же, что и меня, что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то он внушал людям глубочайшее почтение к себе. [696] (Спустя некоторое время) к нам вышел Билял и мы попросили его: “Зайди к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и скажи, что две женщины, находящиеся у его дверей, спрашивают его, достаточно ли того, что они тратят на своих мужей и на сирот, находящихся на их попечении, чтобы это считалось милостыней, но не говори ему, кто мы.” После этого Билял зашёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и задал ему этот вопрос, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Кто они?” (Билял) ответил: “Одна женщина из ансаров и Зайнаб.” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: “Какая (именно) Зайнаб?” (Билял) сказал: “Жена ‘Абдуллаха”, - и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “(За это) им полагаются по две награды: одна - за (поддержание) родственных связей, а другая - за подаяние.” аль-Бухари 1466, Муслим 1000.

327 - В длинном хадисе, который передаётся со слов Абу Суфьяна Сахра бин Харба и в котором рассказывается о (его встрече с) Ираклием, сообщается, что Ираклий [697] сказал Абу Суфьяну: “Что он велит вам (делать)?”, - имея в виду пророка (мир ему и благословение Аллаха) (Суфьян) сказал: “Я ответил: “Он говорит: ‘‘Поклоняйтесь одному лишь Аллаху, не поклоняйтесь больше никому наряду с Ним и отрекитесь от того, что говорили ваши предки’’- и ещё он велит нам молиться, говорить правду, быть добродетельными и поддерживать связи с родственниками.” ”аль-Бухари 7, Муслим 1773.

328 - Передается от Абу Зарра да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, вы обязательно завоюете землю, где (часто) упоминают о каратах. [698]

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - Вы обязательно завоюете Египет, землю, где часто упоминают о каратах, так обращайтесь же с её жителями хорошо, ибо, поистине, они (имеют право на) защиту и состоят (с вами) в кровном родстве.

В третьей версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - … когда же вы завоюете её, хорошо обходитесь с её жителями, ибо, поистине, они (имеют право на) защиту и состоят (с вами) в кровном родстве/или же он сказал: “ … они (имеют право на) защиту и состоят (с вами) в родстве по женской линии”/. Муслим 2543.

‘Уляма говорили:

- Что касается кровного родства с ними, то имеется в виду, что Хаджар, мать Исмаила (мир ему и благословение Аллаха) была египтянкой, что же касается родства по женской линии, то подразумевается, что Марьям, мать Ибрахима, сына посланника Аллаха, [699] да благословит его Аллах и да приветствует, (также) была египтянкой.

329 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал:

- После ниспослания этого аята(в котором говорится): “И увещевай своих ближайших родственников … ” [700], - посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) созвал (к себе) курайшитов, а когда они собрались, он стал обращаться как ко всем (собравшимся вместе), так и к некоторым из них лично, говоря: “О бану ка’б бин луайй [701], спасайтесь от огня! [702] О бану мурра бин ка’б, спасайтесь от огня! О бану ‘Абд манаф, спасайтесь от огня! О бану хашим, спасайтесь от огня! О бану ‘Абд аль-мутталиб, спасайтесь от огня! О Фатима, [703] спасайся от огня! Поистине, никак не смогу я (защитить) вас от Аллаха, [704] однако (меня) связывают с вами узы родства, и я обязательно буду поддерживать [705] их (и впредь)!” аль-Бухари 2753. Муслим 204.

330 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал: - Я слышал как пророк (мир ему и благословение Аллаха) открыто и не таясь говорил: “Поистине, члены семейства такого-то [706] не являются моими покровителями [707], моими покровителями являются только Аллах и праведные верующие, однако (меня связывают) с ними узы родства, и я обязательно буду поддерживать их (и впредь)!” Аль-Бухари 5990 и Муслим 215, здесь приводится версия аль-Бухари)

331 - Сообщается, что Абу Аййуб Халид бин Зайд аль-Ансари сказал:

- (Как-то раз) один человек (попросил пророка, да благословит его Аллах и да приветствует): “Назови мне такое дело, которое поможет мне попасть в рай”, - (на что) пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “ Поклоняйся Аллаху и ничему более, совершай молитву, выплачивай закят и поддерживай родственные связи.” аль-Бухари 1396 и Муслим 13.

332 - Передается от Сальмана бин Амира что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Когда кто-либо из вас будет разговляться, пусть разговляется финиками, ибо, поистине, (в них -) благодать /барака/, а если не найдёт фиников, то - водой, ибо, поистине, она очищает.

(И Сальман передал также, что пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал:

- Подаяние неимущему (это только подаяние), а (оказание помощи) родственнику это две (вещи) - подаяние и поддержание (родственных связей) [708] (Хороший хадис. Его приводит ат-Тирмизи Да’ифуль джами’ 389, Да’иф ат-Тирмизи 101, а вторая часть сахих, смотри сахихуль джами’ 3858)

333 - Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал: - (В своё время) у меня была жена, которую я любил, но которая не нравилась ‘Умару [709] (да будет доволен им Аллах) В конце концов) он сказал мне: “Разведись с ней!”, - но я отказался, и тогда ‘Умар пришёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему обо всём и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Разведись с ней!” (Абу Дауд, ат-Тирмизи Сильсиля сахиха 919, сахих ибн Маджа 1698.

334 - Абуд-д-Дарда’ передавал, что (как-то раз) к нему пришёл один человек и сказал: “У меня есть жена, а моя мать велит мне развестись с ней!” (На это Абу-д-Дарда’) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Родитель это срединные [710] врата рая, и если ты захочешь, то (можешь) лишиться этих врат или сохранить их.” [711] (ат-Тирмизи, сказавший: “Достоверный хадис.” Сахихуль джами’ 7145, Сильсиля сахиха 914, сахих ибн Маджа 1699.

335 - Передается от аль-Бара’ бин ‘Азиба что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Тётка со стороны матери занимает такое же положение, как и мать. (ат-Тирмизи, сказавший: “Достоверный хадис.” Сахихуль джами’ 3339.

Кроме того, к этой главе имеет отношение и много других известных хадисов, приводимых в “Сахихе” аль-Бухари), например, хадис о (троих людях) оказавшихся в пещере и хадис о Джурайдже,[712] которые были приведены выше. В “Сахихе” есть и много других известных хадисов (на эту тему), которые я не стал приводить, стараясь (сделать эту книгу) более краткой. К числу важнейших из них относится длинный хадис, передаваемый со слов ‘Амра бин ‘Абаса в котором содержится большое количество основоположений и нравственных принципов ислама. Если будет угодно Аллаху Всевышнему, я приведу этот хадис полностью в “Главе о надежде”. В (нём сообщается, что ‘Амр бин ‘Абаса, да будет доволен им Аллах) сказал: - Я зашёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в Мекке [713] и спросил его: “Кто ты?” Он сказал: “Пророк.” Я спросил: “А кто такой пророк?” Он сказал: “ Меня послал Аллах Всевышний.” Я спросил:“С чем же Он послал тебя?” Он сказал: “Он послал меня(чтобы я передал людям Его веление поддерживать) родственные связи, разбивать идолов и поклоняться только Аллаху и ничему более наряду с Ним.”

Далее (Амр) приводит этот хадис до конца, а Аллах Всевышний знает об этом лучше, и это Он оказывает помощь и придаёт силы.

 

Глава 41

О ЗАПРЕЩЕНИИ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕПОЧТИТЕЛЬНОСТИ [714] (ПО ОТНОШЕНИЮ К РОДИТЕЛЯМ) И ПРОРЫВАНИЯ РОДСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ

 

Аллах Всевышний сказал: «И может ли случиться так, что если власть будет принадлежать вам, то станете вы распространять нечестие по земле [715] и порывать родственные связи?

Таковы те, которых проклял Аллах, лишив их слуха и зрения». (“Мухаммад”, 22 – 23)

Всевышний также сказал: «(Что же касается) нарушающих договор с Аллахом после (того, как они заключили) его, и разрывающих то, что Аллах велел соединять, и распространяющих нечестие по земле, то на таких (лежит) проклятие и (уготована) им скверная обитель!» (Гром, 25)

Всевышний также сказал: «И судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а родителям (делали) добро. Если один из них у тебя состарится или оба, то не говори им: “Уф!”, - и не кричи на них, а говори им слова достойные. И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: “Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!”» (“Ночное путешествие”, 23 – 24)

336 - Сообщается, что Абу Бакра Нуфай’ бин аль-Харис сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил (людей): “Не сообщить ли вам о том, что (относится к числу) тягчайших грехов?”, - (повторив свой вопрос) трижды. Мы сказали: “Конечно, о посланник Аллаха!” (Тогда) он сказал: “(Это -) многобожие и проявление непочтительности по отношению к родителям.” (Говоря это, пророк (мир ему и благословение Аллаха) полулежал) опираясь на руку, а потом он сел и сказал: “И, поистине, это - ложь и лжесвидетельство!”, - и он продолжал повторять (эти слова), пока мы не стли говорить: “О если бы он умолк!” [716] аль-Бухари 2654, Муслим 87.

337 - Передается от ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-’Аса что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - К числу тяжких грехов относятся многобожие, проявление непочтительности по отношению к родителям, убийство и ложная [717] клятва. аль-Бухари 6675.

Имеется в виду ложная клятва, которую человек даёт намеренно. Такая клятва была названа “гибельной” по той причине, что она погружает дающего её во грех.

338 - Передается от ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-’Аса что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “ Поношение человеком своих родителей относится к числу тягчайших грехов.” Люди спросили: “О посланник Аллаха, да разве (может) человек поносить собственных родителей?” Он сказал: “Да, (так может получиться, если) станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) станет он поноситьмать (другого) человека, а тот примется ругать его мать!” [718] аль-Бухари 5973, Муслим 90.

В другой версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари и Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): “Поистине, проклиная своих родителей, человек совершает один из тягчайших грехов!” (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, как же (может) человек проклинать собственных родителей?” Он сказал: “(Так может получиться, если) если станет он поносить отца (другого) человека, а тот примется ругать его отца, и (если) станет он поносить мать (другого) человека, а тот примется ругать его мать!”

339 - Передается от Абу Мухаммада Джубайра бин Мут’има что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не войдёт в рай порывающий.

(Передавая этот хадис) Суфьян (бин ‘Уйайна) сказал: “Это значит: порывающий родственные связи.” аль-Бухари 5984, Муслим 2556.

340 - Передается от Абу Исы аль-Мугиры бин Шу’бы что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, Аллах Всевышний запретил вам проявлять непочтительность по отношению к (вашим) матерям, отказывать, (говорить) “Давай!” и закапывать заживо новорожденных девочек. [719] И Он не желает, чтобы вы (занимались) пересудами, обращались (к людям со) множеством просьб и вопросов [720] и расточали (своё) имущество. аль-Бухари 2408, 5975, Муслим 593.

Его слова “отказывать” означают: отказывать в том, что следует отдавать; под словами “(говорить) “Давай!” подразумеваются домогательства того, на что человек не имеет права; “заниматься пересудами” значит передавать всё то, что человек слышит (от других), когда он говорит: “Говорят то-то, такой-то сказал то-то”, - не зная, действительно ли так оно и есть и не считая так, ведь было сказано, что достаточно будет человеку греха, если он только станет передавать (другим) всё то, что услышит[721]; “расточать имущество” значит расходовать его на достижение таких мирских и религиозных целей, стремление к осуществлению которых непозволительно, и отказываться от его сбережения, когда такая возможность имеется; под “обращениями со множеством просьб и вопросов” подразумевается неуместная настойчивость.

Кроме того, к этой же главе относятся и некоторые хадисы, приводимые в главе предыдущей, например, хадис, в котором сказано: “ … и порву с тем, кто разорвёт вас”,[722] - и другой хадис, в котором сказано: “ … и порвёт с тем, кто порывает нас.”[723]

 

Глава 42



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 453; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.88 (0.016 с.)