О ТОМ, ЧТО СУДИТЬ О ЛЮДЯХ СЛЕДУЕТ ПО ИХ ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ, (ПРЕДОСТАВЛЯЯ) АЛЛАХУ ВСЕВЫШНЕМУ (СУДИТЬ) ОБ ИХ СОКРОВЕННЫХ МЫСЛЯХ




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О ТОМ, ЧТО СУДИТЬ О ЛЮДЯХ СЛЕДУЕТ ПО ИХ ВНЕШНИМ ПРОЯВЛЕНИЯМ, (ПРЕДОСТАВЛЯЯ) АЛЛАХУ ВСЕВЫШНЕМУ (СУДИТЬ) ОБ ИХ СОКРОВЕННЫХ МЫСЛЯХ



 

Аллах Всевышний сказал: «Если же они принесут покаяние, будут совершать молитву и выплачивать закят, то не становитесь у них на пути…» (“Покаяние”, 5)

390 - Передается от Ибн ‘Умара что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Мне было велено сражаться с этими людьми[821] до тех пор, пока они не засвидетельствуют, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, и не станут совершать молитвы и выплачивать закят, а если они будут делать (всё) это, то защитят от меня свою жизнь и своё имущество(которые впредь смогут оказаться доступными для людей не иначе как) по праву ислама[822], и тогда отчёта с них (вправе будет требовать только) Аллах. аль-Бухари 25, Муслим 22.

391 - Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Тарик бин Ашйам сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Неприкосновенными являются имущество и жизнь (человека) сказавшего: “Нет бога, кроме Аллаха” /Ля иляха илля-Ллаху/, - и не верующего в то, чему поклоняются помимо Аллаха, а отчёта с него (вправе будет требовать лишь) Аллах Всевышний.” Муслим 23.

392 - Сообщается, что Абу Ма’бад аль-Микдад бин аль-Асуад сказал: - (Однажды) я спрсил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Скажи мне, если я встречу кого-нибудь из неверных, и мы сразимся с ним, и он отрубит мне руку мечом, а потом (попытается) спастись от меня(забравшись) на дерево, и скажет: “Я покорился Аллаху!”[823], - то могу ли я убить его, о посланник Аллаха, после того, как он скажет это?” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Тебе не следует убивать его.” Я сказал: “О посланник Аллаха, но ведь он отрубил мне руку и произнёс эти слова только после того, как сделал это!” (На это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Тебе не следует убивать его, ибо если ты убьёшь его, он станет таким же, каким был ты до его убийства, а ты станешь таким же, каким был он до того, как произнёс эти слова!” аль-Бухари 4019, 6865, Муслим 95.

Слова “он станет таким же, каким был ты” означают: его жизнь будет неприкосновенна и о нём следует судить по тому, что он принял ислам; слова “ты станешь таким же, каким был он ” означают: его наследники будут иметь право убить тебя в качестве воздаяния равным /кысас/. И (слова пророка (мир ему и благословение Аллаха)) не означают: ты станешь таким же неверным, каким был он, а Аллах знает об этом лучше.

393 - Сообщается, что Усама бин Зайд сказал: - (В своё время) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил нас в против рода аль-хурака (племени) джухайна, и мы напали на них[824] утром у их источников. Мы с одним из ансаров стали преследовать одного из них, а когда мы приблизились к нему вплотную, он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха!” /Ля иляха илля-Ллаху!/[825] (Услышав это) тот ансар перестал (преследовать его), а я нанёс ему удар своим копьём и убил его. Когда мы (вернулись обратно) в Медину, об этом стало известно пророку (мир ему и благословение Аллаха) и он спросил: “О Усама, неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля - Ллаху”?!”[826] Я сказал: “О посланник Аллаха, (но ведь он сказал это, только) желая спастись!”, - однако (пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова) сказал: “Неужели же ты убил его после того, как он сказал “Ля иляха илля - Ллаху”?!”, - и он не переставал говорить (мне) это[827] до тех пор, пока я не пожалел о том, что принял ислам раньше, чем (дожил до) этого дня![828] аль-Бухари 6872, Муслим 96.

В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Усама сказал): - (Тогда) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул: “Неужели же он сказал: “Ля иляха илля-Ллаху”, - а ты убил его (после этого)?!” Я сказал: “О посланник Аллаха, но ведь он произнёс эти слова только из страха перед (нашим) оружием!” (На это) он сказал: “Так (почему же) ты не рассёк его сердца, чтобы узнать, сердцем он говорил это или нет?!”[829], - и повторял (эти слова) до тех пор, пока у меня не возникло желание принять ислам (только) в этот день.

394 - Джундуб бин ‘Абдуллах передал, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил отряд мусульман в поход против многобожников,[830] и (через некоторое время) они встретились (друг с другом) Среди многобожников был один человек, который выбирал кого-нибудь из мусульман, преследовал его и убивал, что же касается одного из мусульман (мы говорил, что это был Усама бин Зайд), то он дожидался такого момента, когда тот допустит оплошность. И(улучив удобный момент) он занёс над ним свой меч, а (этот многобожник) закричал: “Нет бога, кроме Аллаха!” /Ля иляха илля-Ллаху!/, - но Усама (всё же) убил его. А потом к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) явился гонец с радостной вестью, он стал расспрашивать его и тот рассказал ему обо всём, в том числе и о том, что совершил этот человек[831], и тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвал его (к себе) и спросил: “Почему ты убил его?” (Усама) ответил: “О посланник Аллаха, он причинил боль мусульманам, убив такого-то и такого-то!”, - и Усама назвал (целый ряд имён убитых, а потом сказал): “И, поистине, я напал на него, а когда он увидел меч, то закричал: “Ля иляха илля-Ллаху!” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “И ты убил его?!” Он ответил: “Да.” Тогда он спросил: “Но что же ты будешь делать со (словами) “Ля иляха илля-Ллаху”, когда настанет День воскресения?!”[832] (Усама) сказал: “О посланник Аллаха, попроси Аллаха простить меня!”, - (однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова) спросил: “Но что же ты будешь делать со словами “Ля иляха илля-Ллаху”, когда настанет День воскресения?!”, - и он (ещё долго) продолжал повторять эти слова, не говоря ничего иного. Муслим 97.

395 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Утба бин Мас’уд сказал: - Я слышал, как ‘Умар бин аль-Хаттаб сказал: “Поистине, при жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с людей спрашивали на основании откровений, но ниспослание откровений прекратилось[833], и теперь мы спрашиваем с вас по тем делам вашим, которые (мы видим), и тем из вас, кто проявляет себя перед нами с хорошей стороны, мы доверяем и приближаем к себе, никак не касаясь того, что скрыто у них в глубине души, ибо отчёта об этом у них (может) потребовать один лишь Аллах! Тем же, кто проявляет себя перед нами с плохой стороны, мы не доверяем и не верим им, даже если они утверждают, что и не помышляют ни о чём дурном! аль-Бухари 2641.

 

Глава 50

О СТРАХЕ

 

Аллах Всевышний сказал: «И только Меня страшитесь!» (“Корова”, 40)

Всевышний также сказал: «Поистине, сильна хватка Господа твоего!» (“Знаки Зодиака”, 12)

Всевышний также сказал: «Такова хватка[834] Господа твоего, когда Он хватает (обитателей) селений, проявляющих несправедливость. Поистине, хватка Его мучительна, сурова! Поистине, в этом - знамение для тех, кто боится наказания мира вечного. Это - День, для которого (будут) собраны люди, и это - День, который увидят,[835] и отодвинем Мы его лишь на известный срок. С наступлением (этого) Дня не заговорит ни один человек, разве что с Его позволения, и будут среди них злосчастные и счастливые. Что касается злосчастных, то (окажутся они) в огне, где (уделом) их будут (лишь) вздохи и рёв».(“Худ”, 102 – 106)

Всевышний также сказал: «Предостерегает вас Аллах от Самого Себя …» (Семейство Имрана, 28)

Всевышний также сказал: «… в (тот) День убежит человек от брата своего, от матери своей и отца своего, от жены своей и детей своих, (ибо) в День тот каждому будет не до них». (Нахмурился, 34 – 37)

Всевышний также сказал: «О люди! Бойтесь Господа вашего, ибо великим станет потрясение Часа этого! В этот День, который вы непременно увидите, забудет каждая кормящая о том, кого она кормила, и выкинет каждая беременная плод свой, и увидишь ты людей (будто) пьяными, но будут они не пьяны(а устрашены) суровой карой Аллаха!»(“Хадж”, 1- 2)

Всевышний также сказал: «А тем, кто боялся предстояния[836] (пред) Господом своим, (уготовано) два сада …» (“Милостивый”, 46)

Всевышний также сказал: «Станут они[837] подходить друг к другу, задавая вопросы, и будут говорить: “Поистине, находясь в кругу своей семьи, мы страшились (Аллаха), но Аллах оказал нам милость и защитил (нас) от мук огненного вихря! Поистине, и раньше обращались мы к Нему с мольбами, ибо Он – Добрый, Милосердный!”» (“Гора”, 25 – 28)

Что касается хадисов(имеющих отношение к этой главе), то их имеется очень много, и мы приведём (только) часть из них, а помощь оказывает Аллах.

396 - Сообщается, что (‘Абдуллах) Ибн Мас’уд сказал: - Правдивый и достойный доверия посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал нам: “ Поистине, каждый из вас (сначала) формируется во чреве своей матери в течение сорока дней в виде капли, затем он столько же пребывает (там) в виде сгустка крови и ещё столько же - в виде кусочка плоти, а затем Аллах направляет ангела, который вдыхает в него дух и получает веление записать четыре (вещи): его удел, его срок, его дела, а также то, счастливым он будет или злосчастным. И клянусь Тем, помимо кого нет иного бога, любой из вас (может) совершать дела обитателей рая до тех пор, пока не окажется от рая на расстоянии всего лишь (одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), он станет совершать дела обитателей огня и войдёт в (огонь) И, поистине, (точно также) любой из вас (может) совершать дела обитателей огня, пока не окажется от огня на расстоянии всего лишь (одного) локтя, и тогда сбудется записанное ему (на роду), он станет совершать дела обитателей рая и войдёт (в рай) аль-Бухари 3208, Муслим 2643.

397 - Передается от ‘Абдуллаха бин Мас’уда что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В этот День[838] приведут геенну, на которую (будет накинуто) семьдесят тысяч поводьев, и за каждый повод станут влечь её (за собой) по семьдесят тысяч ангелов». Муслим 2842.

398 - Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир сказал: - Я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, в День воскресения наиболее лёгкому наказанию подвергнется тот человек из числа обитателей огня, на ступни[839] которого (будут положены) два тлеющих уголька, из-за чего мозг его станет кипеть, и покажется ему, что никто не испытывает более сильных мук, чем он, тогда как (на самом деле он подвергнется) наиболее лёгкому наказанию из них[840].” аль-Бухари 6561, 6562, Муслим 213.

399 - Передется со слов Самуры бин Джундуба, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Будут среди них такие, кого огонь охватит до лодыжек, и будут среди них такие, кого огонь охватит до пояса, и будут среди них такие, кого огонь охватит до шеи!» Муслим 2845.

400 - Передается от Ибн ‘Умара что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Люди предстанут пред Господом миров[841] (и будут стоять до тех пор), пока некоторые из них не погрузятся в собственный пот до середины своих ушей.[842] аль-Бухари 4938, Муслим 2862.

401 - Сообщается, что Анас сказал: - Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к нам с (такой) проповедью, подобной которой я никогда раньше не слышал, и (среди прочего) он сказал: “Если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!”, - и тогда сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прикрыли себе лица руками и принялись плакать, не раскрывая ртов. аль-Бухари 4621, 6486, Муслим 2359/134.

В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Анас сказал):

- (В своё время) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) узнавший нечто[843] о своих сподвижниках, обратился к ним с проповедью и сказал: “Мне были показаны ад и рай, и никогда не видел я ничего более хорошего и ничего более дурного, чем в тот день! И если бы узнали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много!” И этот день стал самым тяжким для сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) которые покрыли себе головы и принялись плакать, не раскрывая ртов.

402 - Сообщается, что аль-Микдад сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “В День воскресения солнце будет приближено к людям (и окажется от них на расстоянии) равном миле.”[844]

Суляйм бин Амир, передавший этот хадис со слов аль-Микдада, сказал: “И клянусь Аллахом, я не знаю, что именно он[845] подразумевает под (словом) “миль” - меру длины или палочку для нанесения сурьмы на глаза.”[846]

(Далее посланник (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - Что же касается людей, то сообразно своим делам они погрузятся в (собственный) пот, и у некоторых из них он будет доходить до щиколоток, (у других) - до колен, (у третьих) - до поясницы, а некоторых из них он взнуздает”[847], - и (сказав это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) указал рукой на свой рот. Муслим 2864.

403 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - В День воскресения люди будут обливаться потом так (сильно), что их пот пропитает собой землю на семьдесят метров (вглубь), а (некоторых из) них он взнуздает, поднявшись до (уровня) их ушей. аль-Бухари 6532, Муслим 2863.

404 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - (Однажды, когда) мы находились в обществе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) он услышл грохот (от падения какого-то предмета) и спросил (нас): “Знаете ли вы, что это?” Мы сказали: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше.” Тогда он сказал: “Это - камень, который бросили в пламя ада семьдесят лет назад, и (всё это время) он падал в огне, а сейчас, когда он достиг дна ада, вы услышали шум от его (падения)” Муслим 2844.

405 - Передается от Ади бин Хатима что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не найдётся среди вас такого, с кем не станет говорить Господь его, и не будет меж ними толкователя[848]. А (потом человек) посмотрит направо и не увидит ничего, кроме (своих прежних дел), и посмотрит он налево и не увидит ничего, кроме (своих прежних дел), и посмотрит он прямо и не увидит перед лицом своим ничего, кроме пламени (ада), так защитите же себя от огня хотя бы с помощью половинки финика!”[849] аль-Бухари 1413, Муслим 1016/68.

406 - Передается от Абу Зарра что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, вижу я то, чего не видите вы: заскрипело небо, и оно имело вправе (на это), ибо на каждые четыре исба’[850] приходилось по одному ангелу, склонявшемуся перед Аллахом Всевышним в земном поклоне! Клянусь Аллахом, если бы знали вы то, что известно мне, то, конечно же, смеялись бы мало, а плакали много, и не наслаждались бы женщинами на ложах, а выходили на дороги и громкими голосами обращались бы к Аллаху Всевышнему (с мольбами о спасении)! (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 2449, сильсиля сахиха 1059, 1060, 1722, сахих ибн Маджа 3378.

“Заскрипело” /’аттат/. Слово “‘атыт”, образованное от глагола “‘атта” означает - “звук, издаваемый седлом, вьючным седлом и тому подобными вещами.” Это значит, что небу стало тяжко от множества поклоняющихся ангелов и оно заскрипело.

407 - Передается от Абу Барзы Надля бин ‘Убайда аль-Аслями что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - (В День воскресения) раб не сдвинется с места, пока не будет спрошен о жизни его: как он её провёл?, и о знании его: на что он его употребил?, и о деньгах его: как он приобрёл их и на что потратил?, и о теле его: как он его использовал?[851] (ат-Тирмизи Сахихуль джами’ 7300, сильсиля сахиха 946.

408 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) прочитал (аят, в котором сказано): “В тот День она[852] поведает свои вести … ”[853], - а потом спросил (людей): “Знаете ли вы, каковы (будут) её вести?” Они сказали: “Аллах и Его посланник знают (об этом) лучше.” (Тогда) он сказал: “Поистине, её вести (будут заключаться в том, что она станет свидетельствовать против каждого раба и рабыни (Аллаха) относительно того, что он делал на ней, и она скажет: “Ты сделал то-то и то-то в такой-то день.” Такими (будут) её вести.” (ат-Тирмизи, сказавший: “ Хороший хадис.” Да’иф ат-Тирмизи 428, 664.

409 - Передается от Абу Са’ида аль-Худри что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Как могу я наслаждаться (жизнью), когда тот, кто держит в своих руках рог[854], уже поднёс его ко рту и стал прислушиваться(ожидая) веления, по которому он протрубит в него?” Похоже, что сподвижникам посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было тяжело (слушать эти слова), и тогда он сказал им: “Говорите: “Достаточно нам Аллаха, прекрасный Он Покровитель!”[855] (” Сахихуль джами’ 4592, сильсиля сахиха 1079.

“Рог” (аль-карн): имеется в виду труба (ас-сур), о которой Аллах Всевышний сказал: “И затрубят в трубу …”[856] Так истолковал это слово посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)

410 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Тот, кто боится,[857] спешит выступить в путь в начале ночи, а поспешивший сделать это достигнет жилища[858].[859] Поистине, товар Аллаха стоит дорого и, поистине, товаром Аллаха является рай. (” Сахихуль джами’ 6222, сильсиля сахиха 2335, сахих ат-Тирмизи 1993.

“Адляджя” - значит “идти в начале ночи”. Здесь подразумевается “приниматься за дела поклонения”, а Аллах знает об этом лучше.

411 - Сообщается, что ‘Аиша сказала:

- Я услышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “В День воскресения люди будут собраны босыми, нагими и необрезанными”, - и спросила: “О посланник Аллаха(неужели) мужчины и женщины (окажутся) вместе и будут смотреть друг на друга?!” Он сказал: “О ‘Аиша, им будет слишком тяжко, чтобы они думали об этом!”

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - Им будет не до того, чтобы смотреть друг на друга. аль-Бухари 6527, Муслим 2859.

 

Глава 51

О НАДЕЖДЕ

 

Аллах Всевышний сказал: «Скажи[860]: “О рабы Мои, которые преступили (границы дозволенного) во вред самим себе, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает все грехи, поистине, Он – Прощающий, Милосердный!”» (“Толпы”, 53)

Всевышний также сказал: «Разве караем Мы кого-либо, кроме неблагодарных?» (“Саба”, 17)

Всевышний также сказал: «Поистине, нам было ниспослано в откровении, что наказание (уготовано) тем, кто отверг и отвернулся.[861]» (“Та ха”, 48)

Всевышний также сказал: «… а милость Моя объемлет собой всё …» (“Преграды”, 156)

412 - Передается от Убады бин ас-Самита что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища, что Мухаммад - Его раб и Его посланник, что Иса - раб Аллаха, и Его посланник, и Его слово, с которым Он обратился к Марьям, и дух(сотворённый) Им,[862] что рай - истина и ад - истина, Аллах введёт в рай независимо от того, какими были его дела. аль-Бухари 3435, Муслим 28.

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Муслим(сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - Аллах сделает запретным для огня того, кто засвидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха.[863]

413 - Передается от Абу Зарра что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Всемогущий и Великий Аллах говорит: “Того, кто совершит (одно) доброе дело, (ждёт) десятикратное воздаяние или Я прибавлю ему ещё, что же касается совершившего дурное, то воздаянием за это будет нечто столь же дурное или Я прощу (его) К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, а к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень. К тому, кто направится ко Мне шагом, Я брошусь бегом, а того, кто встретит Меня, совершив (столько) грехов(что они покроют собой) чуть ли не всю землю, но (при этом) не поклонявшись наряду со Мной ничему иному, Я встречу прощением(которое покроет собой все эти грехи) Муслим 2687.

Смысл этого хадиса: к тому, “кто приблизится” ко Мне с помощью повиновения Мне, “Я приближусь”, оказав ему Свою милость, а если он сделает больше, то и Я сделаю (для него) больше; “к тому, кто направится ко Мне шагом” и будет спешить повиноваться Мне, “Я брошусь бегом”, то есть: осыплю его (Своими) милостями, и опережу его(оказывая) их (ему) заранее, и не стану заставлять его идти к его цели долго, а Аллах знает об этом лучше.

414 - Сообщается, что Джабир сказал: - (Однажды) к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то бедуин и спросил: “О посланник Аллаха, каковы две причины(которые неизбежно приводят к определённым следствиям)?” Он сказал: “Тот, кто умрёт, не поклонявшись наряду с Аллахом ничему иному, войдёт в рай, а тот, кто умрёт, поклонявшись наряду с Ним чему бы то ни было, войдёт в ад.” Муслим 93.

415 - Передается от Анаса что (однажды, когда) пророк (мир ему и благословение Аллаха) (ехал верхом), а позади него в седле сидел Му’аз[864], (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “О Му’аз!” (Му’аз) сказал: “Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха) снова) сказал: “О Му’аз!”, - (и Му’аз снова) сказал: “Я перед тобой, о посланник Аллаха, и счастлив служить тебе!”, - (и это повторилось) трижды.[865] (Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Какой бы раб (Аллаха) ни засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Его раб и Его посланник, искренне (веруя в это) сердцем своим, Аллах обязательно сделает его запретным для огня.” (Му’аз) спросил: “О посланник Аллаха, так не сообщить ли мне об этом людям, чтобы они порадовались?” Он сказал: “Тогда они (только на это) и будут надеяться [866]”, - и Му’аз сообщил (людям) об (этих словах пророка (мир ему и благословение Аллаха)) лишь незадолго до своей смерти, считая (дальнейшее молчание) греховным.[867] аль-Бухари 128, Муслим 32.

Слова “считая греховным” означают, что он боялся совершить грех, скрывая то, что ему стало известно (от пророка, да благословит его Аллах и да приветствует)

416 - Сообщается, что Абу Хурайра или же Абу Са’ид аль-Худри (передатчик этого хадиса сомневался, однако сомнение относительно имени того или иного сподвижника не причиняет никакого вреда[868], так как все они отличались справедливостью) сказал: - Во время похода на Табук люди, страдавшие от голода(обратились к пророку (мир ему и благословение Аллаха) с просьбой), сказав: “О посланник Аллаха, если бы ты позволил нам заколоть наших верблюдов, то мы (могли бы) питаться бы их мясом и использовать их жир.” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “(Так и) сделайте”. (Тогда к нему) подошёл ‘Умар который сказал: “О посланник Аллаха, если ты (позволишь им сделать это), у нас останется мало верховых животных! (Лучше) вели им принести те припасы, которые у них ещё есть, а потом обратись к Аллаху с мольбой, чтобы Он сделал их благословенными для (этих людей), может быть, Он сделает это!” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Да!”, - после чего велел принести себе кожаную подстилку и расстелил её, а потом он велел сносить на эту подстилку остатки их припасов, и люди стали подходить кто с горстью проса, кто с пригоршней фиников, а кто с куском хлеба. В конце концов на этой подстилке набралось немного еды, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) призвал на эту еду благословение, а потом сказал: “Кладите это в свои сосуды!”, - и люди стали складывать еду в свои сосуды(что продолжалось до тех пор), пока все имевшиеся в лагере сосуды не были заполнены, а кроме того, все наелись досыта и после этого что-то ещё осталось, что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то он сказал: “ Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха, и если кто-нибудь из рабов Аллаха встретит Его[869](имея в запасе два этих свидетельства) и не сомневаясь (в их истинности), то не останется рай недоступным для него!”[870] Муслим 27.

417 - Сообщается, что ‘Итбан бин Малик один из участников битвы при Бадре, сказал: - Обычно я проводил молитвы с людьми из моего (племени) бану салим, но (мой дом) отделяло от них вади, и во время дождя мне становилось трудно перебираться через него(когда я направлялся) в их мечеть. Тогда я пришёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал ему: “Поистине, зрение моё ослабело, а во время дождя в вади, отделяющем (мой дом) от моих соплеменников, текут потоки воды и тогда мне становиться трудно перебираться через него. И я хотел бы, чтобы ты пришёл (ко мне) и помолился где-нибудь в моём доме(а потом) я сделаю (место, где ты помолишься) местом для своих молитв.” (На это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Я обязательно сделаю это!” А на следующее утро, когда солнце поднялось уже высоко, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл ко мне вместе с Абу Бакром, да будет доволен им Аллах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) попросил разрешения войти, и я пригласил его в дом. (Войдя внутрь) он не стал садиться, а (сразу) спросил: “Какое место твоего дома ты выбрал для моей молитвы?”, - и я показал ему место, выбранное мной для его молитвы, после чего посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) встал (там) и сказал: “Аллах велик” /Аллаху акбар/ , - мы же встали (за ним), выстроившись в ряд. И он совершил молитву в два рак’ата, завершив её словами таслима, после чего эти слова произнесли и мы. А после этого я задержал его(предложив отведать) хазиры[871], приготовленной специально для него. (Между тем) люди, жившие по соседству, узнали о том, что в моём доме находится посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) стали собираться и в конце концов в доме собралось много мужчин. Один из них спросил: “А что же Малик, которого я здесь не вижу?” (Другой) сказал: “Это – лицемер, который не любит Аллах и посланника Его.” (Услышав это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не говори так! Разве ты не видел, что он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха”, - стремясь к лику Аллаха[872]?” (Тот человек) сказал: “Аллах и посланник Его знают об этом лучше, что же касается нас, то клянусь Аллахом, мы видим, что он любит только лицемеров и разговаривает только с ними!” (На это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, Аллах сделал запретным для огня того, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха” , - стремясь к лику Аллаха!” аль-Бухари 425, Муслим 33.

418 - Сообщается, что ‘Умар бин аль-Хаттаб сказал: - (В своё время) к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) привели пленных[873], среди которых была одна женщина, искавшая (кого-то), и когда она находила среди пленных какого-нибудь ребёнка, то брала его, прижимала к себе и кормила грудью.[874] (Увидев это) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил (нас): “Как вы думаете, (способна ли) эта (женщина) бросить в огонь своего ребёнка?” Мы сказали: “Клянёмся Аллахом, нет!” Тогда он сказал: “А Аллах жалеет Своих рабов больше, чем эта (женщина жалеет) своего ребёнка!” аль-Бухари 5999, Муслим 2754.

419 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Когда Аллах создал всё сущее, Он сделал запись в Своей Книге, которая находится у Него на троне, предписав Себе (следующее): “Поистине, милосердие Моё будет преобладать над гневом Моим.” аль-Бухари 7404, 7553, 7554, Муслим 2751.

В другой версии (этого хадиса, также приводимой в обоих “Сахихах”, сказано): “ … преобладает над гневом Моим”, - а в (третьей) версии (сказано следующее): “… опережает гнев Мой”.

420 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Аллах разделил милосердие на сто частей, оставив девяносто девять частей у Себя и ниспослав на землю одну часть, благодаря которой милосердие по отношению друг к другу проявляют все создания(в том числе и) верховые животные, которые поднимают свои копыта (повыше и удаляют) их от своих детёнышей, опасаясь задеть их.

В другой версии (этого хадиса сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - Поистине, (в запасе) у Аллаха Всевышнего есть сто (частей) милосердия, из которых Он ниспослал (на землю только) одну(распределив её) среди джиннов, людей, животных и насекомых, (но именно) благодаря этому люди проявляют сочувствие и милосердие по отношению друг к другу и благодаря ей дикий зверь чувствует любовь к своему детёнышу, что же касается (других) девяносто девяти (частей) милосердия, то проявление их по отношению к Своим рабам Аллах Всевышний отложил до (наступления) Дня воскресения. аль-Бухари 6000, Муслим 2752.

В той версии (этого хадиса, которую) Муслим приводит со слов Сальмана аль-Фариси сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Поистине, (в запасе) у Аллаха Всевышнего есть сто (частей) милосердия, и благодаря (лишь) одной из них люди проявляют милосердие по отношению друг к другу, а девяносто девять (частей Он приберёг) для Дня воскресения.

В (третьей) версии (этого хадиса, также приводимой Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): - Поистине, в тот день, когда Аллах Всевышний создал небеса и землю, Он создал и сто (частей) милосердия, каждая из которых (занимает своё место) всё между небом и землёй. Из них Он поместил на земле (только одну часть) милосердия(но именно) благодаря ей мать любит своё дитя, а звери и птицы любят друг друга, когда же настанет День воскресения, Он дополнит (девяносто девять частей) этой (частью) милосердия.

421 - Передается от Абу Хурайры, что передавая слова своего Всеблагого и Всевышнего Господа, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Когда один из рабов (Аллаха) совершил грех, он сказал: “О Аллах, прости мне грех мой!”, - и Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий все грехи и наказывающий за грех.” Потом[875] он снова совершил грех и сказал: “О Господь мой, прости мне грех мой!”, - и Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Раб Мой совершил грех, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех.” Потом он снова совершил грех и сказал: “О Господь мой, прости мне грех мой!”, - и (тогда) Всеблагой и Всевышний Аллах сказал: “Раб Мой согрешил, зная о том, что у него есть Господь, прощающий грех и наказывающий за грех, и Я простил раба Моего, пусть же делает, что пожелает!” аль-Бухари 7507, Муслим 2758.

Слова Всевышнего “ … пусть же делает, что пожелает!” означают: пока он будет поступать так, то есть, греша и раскаиваясь, Я буду прощать ему, ибо, поистине, покаяние уничтожает собой то, что было прежде.

422 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, если бы вы не грешили, Аллах обязательно истребил бы вас и привёл таких людей, которые стали бы грешить и просить Аллаха Всевышнего о прощении, а Он стал бы прощать их! Муслим 2749.

423 - Сообщается, что Абу Аййуб Халид бин Зайд сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если бы не грешили вы, то Аллах обязательно сотворил бы таких людей, которые стали бы совершать грехи и просить о прощении, а Он прощал бы их!” Муслим 2748.

424 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал:

- (Однажды, когда) мы с несколькими другими людьми(среди которых были и) Абу Бакр с ‘Умаром сидели рядом с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) он неожиданно встал и (покинул нас) Он долго (не возвращался) к нам, и (постепенно) мы начали испытывать беспокойство, думая, что без нас (на него может кто-нибудь напасть) А потом нас охватил страх, и мы поднялись со своих мест. Я испугался первым, отправился на поиски посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и оказался у сада, принадлежавшего одному из ансаров.

Далее он[876] передал этот хадис полностью вплоть до слов: - И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Иди и порадуй вестью о рае любого из тех, кого ты встретишь за пределами (этого сада, услышав, что) он произносит свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, будучи убеждённым в этом сердцем своим!” Муслим 31.

425 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал:

- Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) прочитал слова Аллаха Всевышнего(поведавшего, что) Ибрахим, да благословит его Аллах и да приветствует(сказал): “Господь мой, поистине, они[877] ввели в заблуждение многих людей! Поистине, последовавший за мной – от меня[878] … ”[879], - и (поведавшего также, что) Иса (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если Ты накажешь их, то ведь они - рабы Твои, а если простишь их, то, поистине, Ты - Всемогущий, Мудрый!”[880], - после чего воздел руки к небу и воскликнул: “О Аллах, община моя, община моя!”[881], - и заплакал. И тогда Всемогущий и Великий Аллах сказал: “О Джибрил, отправляйся к Мухаммаду - а Господь твой лучше знает (обо всём)! - и спроси его: “Что заставляет тебя плакать?” ” И Джибриль явился к нему, что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то он сообщил ему о том, что он сказал[882] и о чём лучше всех было известно Аллаху. И тогда[883] Аллах Всевышний сказал: “О Джибрил, отправляйся к Мухаммаду и скажи (ему): “Поистине, сделаем Мы так, что ты останешься доволен своей общиной, и Мы не огорчим тебя!” ” Муслим 202.

426 - Сообщается, что Му’аз бин Джабаль сказал:

- (Однажды, когда) я сидел верхом на осле позади пророка (мир ему и благословение Аллаха) он спросил (меня): “О Му’аз, известно ли тебе, какое право Аллаха должны соблюдать рабы Его, и чего они вправе (ожидать) от Аллаха?” Я сказал: “Аллах и Его посланник знают об этом лучше.” (Тогда) он сказал: “Поистине, право Аллаха, которое обязаны соблюдать рабы Его, состоит в том, что им следует поклоняться одному только Аллаху, рабы же вправе ожидать, что Аллах не станет подвергать мучениям того, кто не поклоняется ничему, кроме Него.” Я спросил: “О посланник Аллаха, так не порадовать ли мне этой вестью людей?” В ответ он сказал: “(Не делай этого), ибо тогда они станут полагаться только на это!” аль-Бухари 2856, Муслим 30.

427 - Передается от аль-Бара бин ‘Азиба что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Когда мусульманину станут задавать вопросы в (его) могиле,[884] он принесёт свидетельство о том, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - посланник Аллаха, (на что и указывают) слова Всевышнего: “Аллах укрепит верующих твёрдым словом в мире этом и в мире ином …”[885] аль-Бухари 4669, Муслим 2871.

428 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Поистине, если неверный[886] сделает доброе дело, за это он получит удел (свой только) в мире этом, что же касается верующего, то, поистине, Аллах запасает для него его благие дела в мире вечном, даруя ему удел (его и) в мире этом за его повиновение.





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.035 с.)