ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

И СТРЕМЛЕНИЯ К ЭТОМУ (С ЕГО СТОРОНЫ)



 

538 - Салим бин ‘Абдуллах бин ‘Умар передал, что его отец, ‘Абдуллах бин ‘Умар, передал, что ‘Умар, да будет доволен ими Аллах, сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто делал мне подарки,[1079] я же говорил: “Отдай это тем, кто нуждается в этом больше меня”, - (но однажды) он сказал: “Возьми это. Если достаётся тебе что-нибудь из этого имущества не по твоему собственному желанию и ты не просишь (об этом), то бери это и владей этим, и если захочешь, трать это, а если захочешь, то раздай нуждающимся, что же касается (всего остального)[1080], то не стремись к этому!”

Салим сказал: - И ‘Абдуллах (бин ‘Умар тоже) никого ни о чём не просил, но и не отвергал ничего из того, что ему дарили. аль-Бухари 1473, Муслим 1045.

 

Глава 59

О ПОБУЖДЕНИИ К ТОМУ, ЧТОБЫ ЗАРАБАТЫВАТЬ НА ЖИЗНЬ СВОИМ ТРУДОМ

И БЛАГОДОРЯ ЭТОМУ ВОЗДЕРЖИВАТЬСЯ ОТ ПРОСЬБ И

(НЕ СТРЕМИТЬСЯ) К ПОЛУЧЕНИЮ ПОДАРКОВ.

 

Аллах Всевышний сказал: «А когда молитва закончится, расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха …» (“Джум’а”, 10)

539 - Передается от Абу ‘Абдуллаха аз-Зубайра бин аль-’Аввама что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, любому из вас взять свои верёвки, а потом отправиться в горы, принести на спине[1081] вязанку дров и продать её, благодаря чему Аллах убережёт его (от нужды), будет лучше, чем обращаться с просьбами к людям, которые (могут) дать ему (что-то, но могут) и отказать! аль-Бухари 1471, 2373.

540 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, любому из вас нарубить вязанку дров и принести вязанку их на своей спине будет лучше, чем просить кого-нибудь, кто (может) дать ему (что-то, но может) и отказать! аль-Бухари 1470, 2374, Муслим 1042.

541 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Дауд, мир ему, питался лишь тем, на что он зарабатывал своими руками.[1082] аль-Бухари 2073.

542 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Закарийа,[1083] мир ему, был плотником. Муслим 2379.

543 - Передается от аль-Микдама бин Ма’дикариба что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Никто и никогда не ел ничего лучше той еды(на которую он заработал) своими руками, и, поистине, пророк Аллаха Дауд (мир ему и благословение Аллаха) питался тем, на что он зарабатывал своими руками. аль-Бухари 2072.

 

Глава 60

О ЩЕДРОСТИ, ВЕЛИКОДУШИИ И РАСХОДОВАНИИСРЕДСТВ НА РАЗЛИЧНЫЕ БЛАГИЕ ДЕЛА (ТЕМИ, КТО) УВЕРЕН В (ИСТИННОСТИ ОБЕЩАННОГО)[1084] АЛЛАХОМ ВСЕВЫШНИМ.

 

Аллах Всевышний сказал: «… а то, что вы потратили, Он возместит вам…» (“Саба”, 39)

Всевышний также сказал:«А что расходуете вы из добра, это - на себя же(ведь) расходуете вы только из стремления к лику Аллаха. Что израсходуете вы из добра, будет возмещено вам и не будете вы обижены». (“Корова”, 272)

Всевышний также сказал:«А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно». (“Корова”, 273)

544 - Передается от Ибн Мас’уда что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Не следует завидовать никому, кроме (обладателей) двух (качеств): человеку, которому Аллах даровал богатство и возможность потратить его без остатка должным образом[1085], и человеку, которому Аллах даровал мудрость[1086] и который судит[1087] на основании (этой мудрости) и передаёт её (другим) аль-Бухари 73, Муслим 816.

Это значит: не следует завидовать[1088] ничему, если не считать этих двух качеств.

545 - Сообщается, что Ибн Мас’уд сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил (людей): “Кто из вас любит богатство своего наследника больше, чем своё (собственное) богатство?” Они сказали: “Нет среди нас такого, кто не любил бы своё (собственное) богатство больше.” (Тогда) он сказал: “Но, поистине, богатством (каждого) является то, что он (потратил)[1089], а то, что он отложил, является богатством его наследника!” аль-Бухари 6442.

546 - Передается от Ади бин Хатима что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Защитите себя от огня хотя бы с помощью половинки финика.[1090] аль-Бухари 1417, 6023, Муслим 1016.

547 - Сообщается, что Джабир сказал: - О чём бы ни просили посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) он ни разу не сказал: “Нет.” аль-Бухари 6034: Муслим 2311.

548 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Каждый день, когда рабы (Аллаха) просыпаются утром, (с небес) обязательно спускаются два ангела, один из которых говорит: “О Аллах, даруй расходующему[1091] возмещение!”, - другой же говорит: “О Аллах, приведи скупого к гибели![1092]аль-Бухари 1442, Муслим 1010.

549 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Аллах Всевышний сказал: “Расходуй, о сын Адама, (тогда и) на тебя будут расходовать.”[1093] аль-Бухари 4684, Муслим 993.

550 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал: - Один человек спросил посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует: “Какое (проявление) ислама является наилучшим?” Он ответил: “(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей)[1094] и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь”. аль-Бухари 12, 6236, Муслим 39.

551 - Передается от Абу Мухаммада ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-’Аса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Есть сорок (видов добрых дел), лучшим из которых является временное предоставление нуждающемуся дойной козы, и каждого (мусульманина), который совершит (хотя бы) одно (такое дело), надеясь получить за него награду (Аллаха) и твёрдо веря в то, что обещано за (его совершение, Аллах) обязательно введёт в рай.[1095] аль-Бухари 2631.

552 - Передается от Абу Умамы Судаййа бин ‘Аджляна что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - О сын Адама, поистине, лучше тебе потратить излишнее, а удерживать это для тебя хуже(ибо) за то, что необходимо тебе для жизни, порицаниям ты не подвергнешься. Начинай же (расходовать свои средства) с тех, кто находится у тебя на попечении.[1096] Муслим 1036.

553 - Сообщается, что Анас сказал: - Кто бы и о чём бы ни просил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ради ислама, он всегда давал ему это. Однажды к нему явился какой-то человек,[1097] и он велел дать ему (так много) овец(что казалось, будто они заполняют собой всё пространство) между двумя горами.[1098] И (этот человек) вернулся к своим соплеменникам и сказал: “О люди, принимайте ислам, ибо, поистине, Мухаммад преподносит дары (как тот) кто не боится бедности!” И если даже человек принимал ислам только ради мирских (благ), то проходило совесем немного времени, и ислам становился для него милее и мира это, и всего того, что в нём есть. Муслим 1806.

554 - Сообщается, что ‘Умар сказал: - (Однажды, когда) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) разделил (то, что ему было доставлено)[1099] я сказал: “О посланник Аллаха, поистине, другие были более достойны этого, чем эти!”, - (на что) он ответил: “Поистине, они поставили меня перед выбором: они либо стали бы донимать меня своими просьбами (и вынудили бы) меня дать им это, либо стали бы обвинять меня в скупости, а я не скуп!” Муслим 1056.

555 - Передается от Джубайра бин Мут’има что когда он вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) возвращался из Хунайна[1100], бедуины стали приставать к (пророку (мир ему и благословение Аллаха)) со своими просьбами (так настойчиво,[1101] что в конце концов) оттеснили его к акации, за ветви которой зацепилась его накидка. И тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) остановился и воскликнул: “Отдайте мне мою накидку! Если бы у меня было столько скота, сколько здесь кустов терновника, я бы обязательно разделил его меж вами, и тогда не считали бы вы меня ни скупцом, ни трусом, ни лжецом!” аль-Бухари 2821.

556 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Садака никак не уменьшает богатства,[1102] Аллах не добавит (Своему) рабу(прощающему других) ничего, кроме славы,[1103] а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает. Муслим 2588.

557 - Передается от Абу Кабши ‘Умара бин Са’да аль-Анмари что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Я поклянусь (вам) в трёх (вещах) и скажу вам что-то, а вы запомните это! (Клянусь, что) садака не уменьшает богатства раба[1104], и что если обойдутся с рабом несправедливо, а он проявит терпение,[1105] то Аллах обязательно увеличит славу его, и что если раб откроет двери обращений с просьбами[1106], то Аллах обязательно откроет перед ним двери бедности![1107]

И скажу я вам (другое), а вы запомните это: поистине, в мире этом есть четыре (группы) людей. (К первой из них относится такой) раб, которому Аллах даровал богатство и знание, и(обладая богатством) он боитсяГоспода своего[1108], поддерживает родственные связи и знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха[1109], - такой (окажется) в наилучшем положении.[1110] (Ко второй относится такой) раб, которому Аллах даровал знание, не дав богатства, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то”[1111], - будучи искренним в своих намерениях и придерживаясь таких же намерений(как и первый) за что он получит такую же награду(как и первый. К третьей относится такой) раб, которому Аллах даровал богатство, не дав ему знания, и он распоряжается им необдуманно, не боится Господа своего, владея им[1112], не поддерживает родственные связи и не знает о том, что он обязан делать с принадлежащим ему ради Аллаха, - такой в мире вечном окажется в наихудшем положении. И(наконец, к четвёртой группе относится такой) раб, которому Аллах не дал ни богатства, ни знания, и который говорит: “Если бы я обладал богатством, то поступал бы также, как и такой-то”[1113], - придерживаясь таких же намерений(как и третий) за что он понесёт на себе такое же бремя(как и третий)[1114] (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 3024, 3025, сахих ат-таргъиб 14 сахих Абу Дауд 1894.

558 - Передается от ‘Аиши что (однажды, когда) они[1115] зарезали овцу, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Что от неё осталось?” (‘Аиша, да будет доволен ею Аллах) ответила: “ Ничего, кроме лопатки.” (Тогда) он сказал: “Вся она осталась, кроме лопатки!” (ат-Тирмизи, который сказал: “Достоверный хадис.” Сахих ат-Тирмизи 2009.

Это значит, что они раздали в качестве садаки (всю эту овцу), кроме лопатки, и (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал, что вся она сохранилась для них в мире вечном, кроме лопатки.

559 - Сообщается, что Асма бинт Абу Бакр ас-Сиддик сказала:

- (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: “Не завязывай свой мех, ибо тогда и Аллах завяжет его для тебя.”[1116] аль-Бухари 1433, Муслим 1029.

В другой версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: - Расходуй (или: … дари; или: … трать), и не подсчитывай, ибо тогда и для тебя (всё) будет сочтено,[1117] и не припрятывай[1118], ибо тогда и Аллах спрячет (то, что предназначено) для тебя.

560 - Передается от Абу Хурайры, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Скупого и расходующего можно сравнить с двумя людьми в джуббах[1119] из железа(покрывающих их тела) от сосков до ключиц. Что касается расходующего, то что бы он ни потратил, (его джубба) обязательно удлиняется (или: … увеличивается), (покрывая собой) его кожу, (и так продолжается) до тех пор, пока она не покроет собой кончики пальцев (его ног) и не станет сглаживать его следы[1120]. Что же касается скупого, то всякий раз, как вознамерится он потратить что-нибудь, каждое кольцо её обязательно пристаёт к своему месту, и он старается увеличить (свою джуббу), но она не увеличивается. аль-Бухари 1443, 2917, Муслим 1021.

Под “джуббой из железа” подразумевается кольчуга. Это значит, что каждый раз, как расходующий тратит что-нибудь, она увеличивается и удлиняется, (и это продолжается) до тех пор, пока она не начинает волочиться по земле позади него, скрывая его ноги и его следы.

561 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У того, кто подаст милостыню, равную (цене хотя бы) финика, из (своего) благоприобретённого[1121] достояния - а Аллах не принимает ничего, кроме благого! -, Аллах примет её Своей правой (рукой), после чего станет растить (эту милостыню) для подавшего её подобно тому, как любой из вас растит своего жеребёнка, пока не станет она величиной с гору». аль-Бухари 1410, Муслим 1014.

562 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- (Как-то раз один) человек шёл по пустыне и (неожиданно) услышал голос(раздавшийся из) облака: “Полей сад такого-то!”, - после чего облака двинулись в (другую) сторону и пролились дождём на чёрную каменистую почву, а вся вода слилась в один поток. Путник пошёл (по направлению её течения, а через некоторое время увидел) человека, стоявшего в своём саду и направлявшего своим заступом воду (в нужную ему сторону), и спросил (его): “О раб Аллаха, как тебя зовут?” Он ответил: “Так-то”, - (и оказалось, что именно) это имя (назвал голос из) облака. (Этот человек) спросил путника: “О раб Аллаха, почему ты спрашиваешь, как меня зовут?” (Путник) ответил: “Поистине, я слышал голос в облаках, из которых пролился этот дождь(и велевший им): “Полей сад такого-то!”, - (после чего он назвал) твоё имя, и поэтому я хочу узнать, что ты делаешь(чтобы заслужить подобное)?” Он ответил: “Что касается этого, то раз ты спрашиваешь(я отвечу тебе): поистине, (собрав урожай) я (определяю, сколько) дал (этот сад), и отдаю треть (собранного) неимущим, треть оставляю для себя и своей семьи, а треть возвращаю обратно.”[1122] Муслим 2984.

 

Глава 61





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.236.140 (0.008 с.)