О ДОСТОИНСТВЕ ГОЛОДА, СУРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАЛЫМ В ЕДЕ, ПИТЬЕ, ОДЕЖДЕ И ВСЁМ ПРОЧЕМ ИЗ ТОГО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ РАДОСТЬ ДУШЕ, И ОТКАЗА ОТ (ПОТВОРСТВОВАНИЯ) СТРАСТЯМ 





Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О ДОСТОИНСТВЕ ГОЛОДА, СУРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ, УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ МАЛЫМ В ЕДЕ, ПИТЬЕ, ОДЕЖДЕ И ВСЁМ ПРОЧЕМ ИЗ ТОГО, ЧТО ДОСТАВЛЯЕТ РАДОСТЬ ДУШЕ, И ОТКАЗА ОТ (ПОТВОРСТВОВАНИЯ) СТРАСТЯМ



 

Аллах Всевышний сказал: «На смену им пришли потомки, переставшие совершать молитву и пошедшие на поводу у своих желаний. Их уже скоро постигнет разочарование[1002] за исключением тех, кто покаялся, уверовал и творил благое. Такие войдут в рай, и не обойдутся с ними несправедливо ни в чём …» (“Марьям”, 59, 60)

Всевышний также сказал: «И он вышел к своему народу во (всём) своём великолепии. Желающие благ этой жизни сказали: “О если бы было нам даровано то же, что и Каруну![1003] Поистине, он обладает великим уделом!” Те же, кому было даровано знание, сказали: “Горе вам! Награда Аллаха тем, кто уверовал и совершал праведные (дела, будет) лучше … ”» (Рассказ, 79 – 80)

Всевышний также сказал: «Затем обязательно будете спрошены вы в тот День о наслаждении». (“Страсть к приумножению”, 8)

Всевышний также сказал: «Тому, кто хочет преходящего (в жизни этой), Мы даруем в ней, что пожелаем и кому хотим, (а) потом определим ему (место в) геенне(где) ощутит он жар её, порицаемый и удалённый.[1004]» (“Ночное путешествие”, 18)

491 - Сообщается, что ‘Аиша сказала:

- Вплоть до самой смерти Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) (члены) его семьи (никогда) не ели ячменного хлеба досыта в течение двух дней подряд. аль-Бухари 5416, Муслим 2970, 2970/20.

В другой версии (этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что ‘Аиша сказала):

- С тех пор, как Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) приехал в Медину и до самой его смерти, (членам) его семьи (никогда) не приходилось есть пшеничного хлеба досыта в течение трёх дней подряд.

492 - Передается от ‘Урвы, что ‘Аиша говорила (ему):

Клянусь Аллахом, о сын моей сестры, бывало так, что мы видели молодой месяц, потом ещё один(всего же мы видели) три молодых месяца в течение двух месяцев(и за всё это время) в домах посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не разжигали огня.[1005]

(‘Урва сказал): - Я спросил: “О тётушка, что же поддерживало вас?” Она сказала: “Финики и вода, однако (помимо этого) по соседству с пророком (мир ему и благословение Аллаха) жили ансары, у которых были дойные верблюдицы, и они давали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) их молоко, а он поил им нас.” аль-Бухари 2567, Муслим 2972.

493 - Передается от Абу Са’ида аль-Макбури, что (однажды какие-то) люди, перед которыми лежала жареная баранина, пригласили (поесть с ними) проходившего мимо Абу Хурайру однако он отказался от еды, сказав: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) покинул мир этот, так и не наевшись досыта (даже) ячменного хлеба. аль-Бухари 5414.

494 - Сообщается, что Анас сказал: - Пророк (мир ему и благословение Аллаха) до самой своей смерти никогда не ел за обеденным столом[1006], как никогда до самой своей смерти не ел он хлеба из тонкой муки.[1007] аль-Бухари 5386, 6450.

В другой версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, что Анас сказал):

- … и он никогда (даже) не видел зажаренного целиком ягнёнка.[1008]

495 - Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир сказал: - Я видел, как ваш пророк (мир ему и благословение Аллаха) (иногда) не (мог) найти (даже) плохих фиников, чтобы насытиться ими. Муслим 2978.

496 - Сообщается, что (однажды) Сахль бин Са’д сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не видел белого хлеба с тех пор, как Аллах Всевышний направил его (к людям), и до тех пор, пока Аллах Всевышний не забрал его к Себе.” Его спросили: “А были ли у вас сита при жизни посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?” Он сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (даже) не видел сита с тех пор, как Аллах Всевышний направил его (к людям), и до тех пор, пока Аллах Всевышний не забрал его к Себе.” Его спросили: “Как же вы ели непросеянный ячмень?”[1009] Он сказал: “Мы размалывали его, а потом дули на него, и что улетало, то улетало, а к оставшемуся мы добавляли воду и замешивали тесто.” аль-Бухари 5413.

497 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - Как-то раз днём (или: … ночью) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вышедший из дома, неожиданно увидел Абу Бакра и ‘Умара и спросил (их): “Что заставило вас покинуть свои дома в такой час?” Они сказали: “Голод, о посланник Аллаха.” Он сказал: “Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, и меня заставило покинуть свой дом то же, что и вас. Пойдёмте же!” И они пошли вместе с ним к одному человеку из числа ансаров, но оказалось, что его нет дома. Увидев (пророка (мир ему и благословение Аллаха)) жена (этого человека) сказала: “Добро пожаловать!” Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил её: “А где же такой-то?” (Женщина) ответила: “Он пошёл за хорошей водой для нас”, - и тут появился этот ансар, который увидел посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и двух его спутников, а потом[1010] сказал: “Хвала Аллаху, ни у кого сегодня не будет более высоких гостей, чем у меня!” После этого он он ушёл, принёс им гроздь фиников, на которой были зелёные, спелые и перезревшие плоды, и сказал: “Угощайтесь!”, - а сам взял в руки нож. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему: “Ни в коем случае не режь дойную!”[1011], - однако он зарезал для них (именно эту овцу) И они поели мяса и фиников и попили воды, когда же они наелись и напились, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Абу Бакру и ‘Умару, да будет доволен Аллах ими обоими: “Клянусь Тем, в чьей длани душа моя, в День воскресения обязательно будете спрошены вы об этом наслаждении! Голод заставил вас покинуть ваши дома, но вы не вернулись, пока не получили удовольствие!” Муслим 2038.

Вопросы о наслаждении будут связаны с перечислением наслаждений,[1012] а не (обязательно) с порицанием и наказанием, а Аллах знает об этом лучше. Что же касается того ансара, к которому они пришли, то им был Абу-ль-Хайсам бин ат-Тайхан, о чём ясно говорится в той версии этого хадиса, которую приводит ат-Тирмизи и другие (мухаддисы)

498 - Сообщается, что Халид бин ‘Умар аль-’Адави сказал: - Однажды Утба бин Газван(да будет доволен им Аллах), который был наместником Басры, обратился к нам с проповедью. Сначала он воздал хвалу Аллаху и возблагодарил Его, а потом сказал: “А затем, поистине, миру этому было возвещено о его кончине, близок уже конец его, и останется от него лишь остаток, подобный тому, что остаётся в сосуде и что собирает его хозяин. И, поистине, перейдёте вы из мира этого в такую обитель, которая не исчезнет, так переходите же туда с благом, которое вы (можете взять) с собой![1013] Поистине, было сказано нам,[1014] что камень, брошенный вниз с края геенны, будет семьдесят лет лететь в ней и не достигнет дна, но, клянусь Аллахом, она обязательно будет заполнена, так неужели же вы (этому) не удивляетесь?! И было сказано нам, что расстояние между створками врат рая равно сорока годам пути, но обязательно настанет такой день, когда всё это пространство будет переполнено (людьми)! Бывало так, что посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с которым находились семеро человек, в том числе и я, нечего было есть, кроме древесных листьев, от которых углы наших ртов покрывались язвами, а однажды мне случайно достался плащ, и я разорвал его на две части, отдав одну из них Са’ду бин Малику, после чего одну половину его в качестве изара использовал я, а другую - Са’д. Ныне же каждый из нас стал не кем иным как наместником целого города, но, поистине, я прибегаю к защите Аллаха от того, чтобы считать себя великим, будучи ничтожным пред Аллахом!” Муслим 2967.

499 - Сообщается, что Абу Муса аль-Аш’ари сказал: - (Однажды) ‘Аиша достала для нас[1015] кису[1016] и грубый изар и сказала: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был (одет) в это, когда (Аллах) забрал его (к Себе)” аль-Бухари 5818, Муслим 2080.

500 - Сообщается, что Са’д бин Абу Уаккас сказал: - Поистине, я был первым арабом, выпустившим из лука стрелу на пути Аллаха, и случалось нам совершать военные походы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) когда не было у нас никакой иной еды, кроме листьев терновника и этой акации, от которых испражнения людей напоминали собой овечий помёт, не смешиваясь (между собой)[1017] аль-Бухари 3728, 6453, Муслим 2966.

501 - Передается от Абу Хурайры, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - О Аллах, сделай уделом семьи Мухаммада дневное пропитание!”[1018] аль-Бухари 6460, Муслим 1055.

502 - Сообщается, что Абу Хурайра (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Клянусь Аллахом, помимо которого нет иного бога, поистине, (был такой период, когда мне приходилось) от голода припадать печенью к земле(чтобы как-то заглушить его) или подвязывать к животу камень и однажды я уселся на дороге, по которой они[1019] ходили. (Через некоторое время) мимо меня прошёл пророк (мир ему и благословение Аллаха) который улыбнулся, когда увидел меня, поняв(что выражает) моё лицо и что творится у меня на душе, а потом сказал (мне): “Абу Хирр!”[1020] Я откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха!” Он сказал: “Иди (за мной)!”, - и я последовал за ним. Потом он вошёл (в дом), а я спросил разрешения войти и он разрешил мне. Войдя (в дом, пророк (мир ему и благословение Аллаха)) увидел кубок с молоком и спросил: “Откуда это молоко?” Ему ответили: “Его прислал в подарок тебе такой-то (или: … такая-то)” (Тогда) он сказал: “Абу Хирр!” Я отозвался: “Я здесь, о посланник Аллаха!”, - а он велел: “Отправляйся к живущим под навесом и позови их ко мне!”

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах) сказал: - Что же касается живших под навесом, то они были гостями ислама, и не было у них в Медине ни семей, ни денег, (как не было у них) и никого(кто мог бы им помочь), и когда (посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)) доставляли садаку[1021], он всегда отдавал (часть) её им, а сам никогда к ней не прикасался, если же ему дарили что-нибудь, он часть отдавал им, (не забывая о них), а часть брал себе. (Его слова) огорчили меня, и я сказал (себе): “Что такое этот (кубок) для живущих под навесом?![1022] Я более достоин того, чтобы выпить часть этого молока и подкрепиться, а если сюда придут они, то он велит мне (сначала) подносить (кубок) им, и (пока очередь дойдёт до меня), от этого молока вряд ли что-нибудь останется!”, - однако поскольку и речи не могло быть о том, чтобы ослушаться Аллаха и Его посланника (мир ему и благословение Аллаха) я пошёл к ним и позвал их (к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует) Они пришли (к его дому) и попросили разрешения войти, а (когда) он разрешил им сделать это, вошли внутрь и сели. (После этого пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “О Абу Хирр!” Я откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха!”, - и он велел (мне): “Бери (кубок) и подавай им!”

(Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах) сказал: - И я взял этот кубок и начал (по очереди) подавать (его) каждому (из присутствовавших), который пил досыта, а потом возвращал кубок мне. (И так продолжалось до тех пор) пока все не напились и очередь не дошла до пророка (мир ему и благословение Аллаха) который взял этот кубок и поставил его себе на руку, после чего посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: “Абу Хирр!” Я откликнлуся: “Я здесь, о посланник Аллаха!” Тогда он сказал: “Остались (только) мы с тобой.” Я сказал: “Ты говоришь правду, о посланник Аллаха.” Он сказал: “Садись и пей!” И я сел и выпил (этот кубок), после чего он (снова) сказал: “Пей!”, - и я (снова) выпил. И он продолжал говорить мне: “Пей!”, - до тех пор, пока я не сказал: “Нет, клянусь Тем, кто послал тебя с истиной, я больше не могу!” Он сказал: “Тогда дай его мне!”, - и я дал ему этот кубок, а он воздал хвалу Аллаху Всевышнему[1023], произнёс слова: “С именем Аллаха!” /Би-сми-Ллахи/, - и выпил остаток. аль-Бухари 6246, 6452.

503 - Передается от Мухаммада бин Сирина, что Абу Хурайра сказал:

- Бывало так, что я падал в обморок на том месте, что находится между минбаром посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и комнатой ‘Аиши (после чего) ко мне подходил кто-нибудь из людей и наступал ногой мне на шею, считая, что я лишился рассудка, в то время как безумцем я не был, а только (лишался чувств) от голода. аль-Бухари 7324.

504 - Сообщается, что ‘Аиша сказала:

- (Когда) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) скончался, его доспехи были заложены у (одного) иудея за тридцать са’[1024] ячменя. аль-Бухари 2916, Муслим 1603.

505 - Сообщается, что Анас сказал: - Пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал свои доспехи в залог за ячмень, а (когда) я принёс ему ячменный хлеб и прогорклый растопленный жир, то услышал, как он говорит: “Ни утром, ни вечером (никогда) не было у семейства Мухаммада ничего, кроме (одного) са’ (съестного) на девять домов.”[1025] аль-Бухари 2508.

506 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - Я видел семьдесят человек из числа живших под навесом, и ни у кого из них не было даже плаща, а только изар или какая-нибудь другая (единственная) одежда, концы которой они завязывали у себя на шеях. У одних эти одежды доходили до середины голеней, а у других - до щиколоток, и эти люди придерживали их края руками, не желая, чтобы было видно то, что следует скрывать от чужих глаз.[1026] аль-Бухари 442.

507 - Сообщается, что ‘Аиша сказала: - Постелью посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) служил (матрас) из дублёной кожи, набитый пальмовым волокном. аль-Бухари 6456.

508 - Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал: - (Однажды, когда) мы сидели в обществе посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл кто-то из ансаров, приветствовал его и отошёл назад. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил его: “О брат ансар, как чувствует себя брат мой Са’д бин Убада?” (Этот человек) ответил: “Хорошо.”[1027] Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Кто из вас навестит его?”, - и поднялся со своего места, после чего встали и мы (все) Нас было больше десяти человек, ни у кого не было ни сандалий, ни кожаных носков /хуфф/, ни головных уборов, ни рубах, и мы шли по солончакам в чём были, пока не пришли к нему(и тогда) люди, окружавшие (больного,[1028]) удалилсь, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) подошёл к нему вместе с теми, кто сопровождал его. Муслим 925.

509 - Передается от Имрана бин аль-Хусайна что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Лучшими из вас[1029] будут мои современники[1030], затем - следующи за ними[1031], а затем - следующие за ними.

Имран сказал: - И я не знаю, сколько раз пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти слова - дважды или трижды(а потом он сказал): “А на смену им придут люди, которые будут (готовы) свидетельствовать, но их не будут привлекать в качестве свидетелей,[1032] которые станут поступать вероломно и будут недостойны доверия, которые станут давать обеты, но не будут выполнять (их), и будет среди них (множество тучных)[1033] аль-Бухари 2651, Муслим 2535.

510 - Передается от Абу Умамы что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - О сын Адама, поистине, лучше тебе потратить излишнее, а удерживать это для тебя хуже(ибо) за то, что необходимо тебе для жизни, порицаниям ты не подвергнешься[1034]. Начинай же (расходовать свои средства) с тех, кто находится у тебя на попечении.[1035] (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 7834, ируа 834. (также и у Муслима 1306.

511 - Передается от ‘Убайдуллаха бин Михсана аль-Ансари аль-Хатми что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Можно сказать, что весь мир достался тому из вас, кто встретил утро со спокойным сердцем[1036], находясь в добром здравии и имея достаточно пищи, чтобы хватило её ему на день. (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 6042, сильсиля сахиха 2318, сахих ат-Тирмизи 1913, сахих ибн Маджа 3340.

512 - Передается от ‘Абдуллаха бин ‘Амра бин аль-’Аса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Преуспеет тот человек, который примет ислам, получит в удел то, что окажется для него достаточным,[1037] и, по воле Аллаха, будет довольствоваться тем, что Он дарует ему. Муслим 1054.

513 - Передается от Абу Мухаммада Фадали бин ‘Убайда аль-Ансари что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Блажен тот, кому был указан путь к исламу и кто имеет достаточно пищи, оставаясь довольным (тем, что имеет) (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 3931, сильсиля сахиха 1506, сахих ат-Тирмизи 1915.

514 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: - Часто бывало так, что несколько дней подряд посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) приходилось засыпать голодным, и (членам) его семьи (также) не удавалось ничего раздобыть себе на ужин, а хлеб, который они ели, в большинстве случаев был ячменным. (Этот хадис приводит ат- Тирмизи, Сахихуль джами’ 4895, сильсиля сахиха 2119, сахих ат-Тирмизи 1923, сахих ибн Маджа 2703.

515 - Сообщается, что Фадаля бин ‘Убайд сказал: - Часто бывало так, что во время молитв, которые посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проводил с людьми, мужчины, стоявшие (в рядах молящихся), а именно - жившие под навесом, падали на пол в (голодном) обмороке по причине крайней нужды, и бедуины говорили: “Эти (люди) - безумцы!”, - что же касается посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) то после молитвы он подходил к ним и говорил: “Если бы знали вы о том, что (приготовлено) для вас у Аллаха Всевышнего, то обязательно пожелали бы впасть в ещё большую бедность и нужду!” (ат-Тирмизи, который сказал: “Достоверный хадис.” Сахихуль джами’ 5265, сильсиля сахиха 2169, сахих ат-Тирмизи 1930.

516 - Сообщается, что Абу Карима аль-Микдам бин Ма’дикариб сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “(Никогда) не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама (нескольких) кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно (для него есть больше, пусть) треть (его желудка будет) для еды, треть - для питья, а ещё треть - для (лёгкости) дыхания. (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 5674, сильсиля сахиха 2265, сахих ат-Тирмизи 1939, сахих ибн Маджа 2704.

517 - Сообщается, что Абу Умама Ийас бин Са’ляба аль-Ансари аль-Хариси сказал:

- (Однажды, когда) сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в его присутствии заговорили о (благах) этого мира, он воскликнул: “Разве вы не слышите? Разве вы не слышите? Поистине, ветхость - от веры, поистине, ветхость - от веры!”, - имея в виду (следы) сурового образа жизни. (Абу Дауд) Сахихуль джами’ 2879, сильсиля сахиха 341, сахих ат-Тирмизи 3507, сахих ибн Маджа 3324.

Под “ветхостью” /базаза/ подразумевается изношенность одежды и отказ от роскошных одежд. Что же касается (следов) сурового образа жизни /такаххуль/, то человеком, живущим подобным образом, /мутакаххиль/, является такой человек, кожа которого высохла от суровых условий жизни и отказа от роскоши.

518 - Сообщается, что Абу ‘Абдуллах Джабир бин ‘Абдуллах сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил нас в поход, поставив во главе нашего (отряда) Абу ‘Убайду (бин аль-Джарраха) (и поручив нам) перехватить караван с продовольствием, снаряженный курайшитами, с собой же он дал нам только кожаный мешок фиников, и Абу ‘Убайда выдавал нам по одному финику (в день)

(Джабира) спросили: “И что же вы делали с ними?” Он ответил: “Мы сосали их подобно тому, как это делают дети, а потом запивали их водой, чего хватало нам на целый день до наступления ночи, а (кроме того), мы сбивали палками листья (кустов,[1038] которые едят верблюды), размачивали их в воде и ели. Добравшись до берега моря, мы увидели там нечто вроде огромного песчаного холма, (когда же) мы приблизились к нему, оказалось что это туша животного, именуемого “ ‘анбар”[1039]. (Сначала) Абу ‘Убайда сказал: “Он дохлый!”,[1040] - а потом он сказал: “Нет,[1041] ведь мы - посланцы посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и мы находимся на пути Аллаха! Вы ведь вынуждены сделать это, а (поэтому -) ешьте!” Нас было триста человек, и мы провели около него (целый) месяц(питаясь его мясом), пока не располнели, и мы вычёрпывали жир из его глазных впадин кувшинами и отрезали от его туши куски мяса величиной с быка, а (однажды) Абу ‘Убайда отобрал тринадцать человек из нас и усадил (всех) их в глазную впадину (этого кашалота), а потом он взял его ребро и установил его (на песке), после чего оседлал самого большого из наших верблюдов и проехал под ним.[1042] И мы запаслись вяленым мясом, а когда вернулись в Медину, пришли к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обо всём рассказали ему и он сказал: “Это - пропитание, которое послал вам Аллах! Осталось ли у вас что-нибудь от этого мяса и для нас?”[1043] И мы послали посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часть этого мяса, которое он ел.” Муслим 1935.

519 - Сообщается, что Асма бинт Язид сказала: - Рукава рубахи посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) доходили до запястий.[1044] (Абу Дауд, ат-Тирмизи, Сильсиля Да’ифа 2458, Да’иф Абу Дауд 1700.

520 - Сообщается, что Джабир сказал: - (Когда во время битвы у) рва[1045] мы копали (этот ров, нам попалась такая) твёрдая земля(что мотыги не брали её), и тогда (люди) пришли к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказали: “Во рву (нам попалась такая-то) земля.” Он сказал: “Я сам спущусь (туда)”, - а (когда он) поднялся на ноги, (оказалось, что) к животу его был привязан камень(так как к этому времени) мы уже три дня ничего не ели. (Спустившись вниз) пророк (мир ему и благословение Аллаха) взял мотыгу, нанёс удар (по этой земле) и она обратилась в кучу песка. Тогда я попросил его: “О посланник Аллаха, позволь мне (отлучиться) домой”, - а дома я сказал жене: “Я вижу, что положение пророка (мир ему и благословение Аллаха) таково, что дальше терпеть уже невозможно! Найдётся ли у тебя что-нибудь?” Она ответила: “У меня есть ячмень и козлёнок.” И я зарезал козлёнка, а она перемолола ячмень, после чего мы положили мясо в горшок, когда же тесто было из замешано, а мясо в горшке уже стояло на огне и было почти готово, я вернулся к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказал (ему): “О посланник Аллаха, у меня есть немного еды, (возьми же с собой) одного-двух человек и пойдём!” Он спросил: “И сколько у тебя еды?”, - и я ответил ему. (Услышав мой ответ) он сказал: “Хорошо, (это) много! Скажи (своей жене), чтобы она не снимала горшок (с огня) и не вынимала хлеб из печи, пока я не приду!”, - а потом он сказал (людям): “ Вставайте!”, - и мухаджиры с ансарами поднялись (со своих мест), а я вернулся[1046] к (своей жене) и сказал (ей): “Горе тебе, пришёл пророк (мир ему и благословение Аллаха) с мухаджирами, ансарами и теми, кто находится с ними!”[1047] Она сказала: “А он спросил тебя?”[1048], - и я ответил: “Да.” (Подойдя к нашему дому, пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал (людям): “Входите и не теснитесь!”, - а потом он начал разламывать хлеб на куски и класть на них мясо, прикрывая горшок и печь, когда он брал из неё (что-нибудь), и придвигая (куски хлеба с мясом) своим сподвижникам, потом (снова) доставал (мясо из горшка) И он продолжал ломать (хлеб) и доставать (мясо), пока все не насытились, после чего что-то ещё и осталось, и тогда он сказал моей жене: “Поешь сама, а остальное раздай другим, ибо, поистине, люди поразил голод!” аль-Бухари 3070, Муслим 2039.

В другой версии (этого хадиса, также приводимой в обоих “Сахихах”, сообщается, что) Джабир(да будет доволен им Аллах) сказал: - А когда этот ров был выкопан, я заметил, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывает муки голода, и тогда я вернулся к своей жене и спросил её: “Есть ли у тебя что-нибудь? Поистине, я вижу, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мучается от голода!” И она достала мешок, в котором было около одного са’ яменя, а кроме того, у нас был ручная козочка. И я зарезал её, а (моя жена) смолола ячмень, закончив (делать это), когда я закончил (свежевать тушу) И тогда я нарезал мясо и сложил его в котёл, а потом вернулся к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (но перед этим жена) сказала (мне): “Не позорь меня перед посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и теми, к то с ним (придёт)!”[1049] Вернувшись к пророку (мир ему и благословение Аллаха) я сказал ему так, чтобы никто не слышал: “О посланник Аллаха, мы закололи нашего козлёнка, и я смолол один са’ ячменя, (возьми же с собой) несколько человек и приходи (к нам!” Однако услышав это) пророк (мир ему и благословение Аллаха) громко закричал: “О рывшие ров, Джабир приготовил угощение, поспешите же!”, - а мне он велел: “Ни в коем случае не снимай котёл (с огня) и не начинай печь хлеб, пока я не приду!” И я вернулся домой, а потом пришёл пророк (мир ему и благословение Аллаха) за которым шли люди, а когда я пришёл (домой), жена сказала мне: “Это всё из-за тебя!”[1050], - я же сказал (ей): “Я всё сделал так, как ты сказала!” И после этого она достала наше тесто, (что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха) то) он поплевал на него и призвал на это тесто благословение, потом подошёл к котлу с мясом и (снова) поплевал и призвал, а потом он сказал моей жене: “Позови (какую-нибудь женщину, чтобы она пекла хлеб) вместе с тобой, и вынимай мясо из вашего горшка, но только не снимайте его с огня!” (Пришедших с пророком (мир ему и благословение Аллаха) было около) тысячи человек, но, клянусь Аллахом, (все) они поели, а потом оставили (еду) и ушли, после чего наш котёл продолжал издавать всё те же звуки[1051], а количество теста не уменьшилось.

521 - Сообщается, что Анас сказал: - (Однажды) Абу Тальха сказал Умм Суляйм[1052]: “Я услышал, что голос посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) слаб, и понял, что он голодает! Нет ли у тебя чего-нибудь?” Она сказала: “Есть”, - и достала ячменные лепёшки, а потом взяла своё покрывало, завернула в часть него хлеб и засунула его мне за пазуху, а другой частью обвязала меня и отправила меня к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) И я понёс (этот хлеб), найдя посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с которым находились и другие люди, сидящим в мечети. Я подошёл к ним и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Тебя послал Абу Тальха?” Я ответил: “Да.” Он снова спросил: “(Он приглашает меня) поесть?” Я ответил: “Да.” Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел людям: “Вставайте!”, - и они двинулись (к выходу из мечети), а я побежал вперёд, пришёл к Абу Тальхе и (обо всём) рассказал ему. Абу Тальха сказал: “О Умм Суляйм, пришёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) с людьми, а у нас нечем накормить их!”, - на что она ответила: “ Аллах и посланник Его знают об этом лучше!” И Абу Тальха пошёл встретить посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) который вошёл в дом вместе с ним и сказал: “Подавай что у тебя есть, о Умм Суляйм!” И она принесла этот хлеб, который раскрошила по велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) а потом Умм Суляйм выдавила на (хлеб) топлёное масло из кожаного мешка, приправив его. После этого посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) произнёс над ним то, что было угодно Аллаху, а затем велел: “Впусти десять.” И (Абу Тальха) впустил десять (человек), которые ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он (снова) сказал: “Впусти десять”, - и он впустил их и они ели, пока не насытились, а потом вышли. Потом он (снова) сказал: “Впусти десять”, - и это продолжалось до тех пор, пока не поели и не насытились все, а было их семьдесят или восемьдесят человек! аль-Бухари 3578, Муслим 2040.

В другой версии (этого хадиса, приводимой в обоих “Сахихах” сообщается, что Анас сказал):

- И (пророк (мир ему и благословение Аллаха) продолжал) впускать и выпускать по десять человек до тех пор, пока все не вошли и не наелись досыта, а потом он собрал еду и оказалось, что хлеба осталось столько же, сколько и было, когда они начали есть.

В той версии (этого хадиса, которую приводит Муслим, сообщается, что Анас сказал):

- И так они ели по десять (человек), пока он не проделал это со всеми восемьюдесятью, а потом поел и сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) вместе с хозяевами дома, после чего на столе ещё осталась еда.

В другой версии (этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что Анас сказал): - И они оставили (после себя часть еды, которую) отнесли своим соседям.

В третьей версии (этого хадиса, которую приводит только Муслим, сообщается, что Анас сказал): - Однажды я пришёл к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (увидел, что) он сидит в окружении своих сподвижников с перевязанным животом, и спросил кого-то из них: “Почему посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) перевязал себе живот?” (Люди) сказали: “От голода.” И тогда я пришёл к Абу Тальхе, мужу Умм Суляйм бинт Мильхан, и сказал ему: “О батюшка,[1053] я увидел, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) перевязал себе живот, и спросил тех, кто был с ним, (о причине этого, на что) они ответили: “От голода”.” И тогда Абу Тальха вошёл к моей матери и спросил: “Есть ли (у нас) что-нибудь?” Она ответила: “Да, у меня есть несколько кусков хлеба и несколько фиников, и если посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) придёт к нам один, то мы (сможем) накормить его досыта, а если с ним будет кто-то ещё, то им этого не хватит.”

(Сказав это, Анас, да будет доволен им Аллах) передал этот хадис полностью.

 

Глава 57





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.203.18.65 (0.013 с.)