Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О глубокой убеждённости /якын/ и уповании /тауаккуль/.

Поиск

 

Аллах Всевышний сказал: «Когда верующие увидели союзные племена, они сказали: “Это - то, что обещали нам Аллах и посланник Его, и правду говорили Аллах и посланник Его”, - и это только увеличило их веру и повиновение». (“Сонмы”, 22)

Всевышний также сказал: «… тем, которым люди говорили: “Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!”, - (однако) это (лишь) прибавило им веры, и они сказали: “Достаточно нам Аллаха, Он - прекрасный Покровитель!” И вернулись они с милостью Аллаха и наградой, и не коснулось их зло и последовали они за тем, что угодно Аллаху, а Аллах - Обладатель великой милости». (“Семейство Имрана”, 173 – 174)

Всевышний также сказал: «И уповай на Живого, который не умрёт…» (“Различение”, 58)

Всевышний также сказал: «На Аллаха пусть уповают верующие! (“Ибрахим”, 11)

Всевышний также сказал: «… а решившись (на что-либо), уповай на Аллаха». (Семейство Имрана, 159)

Всевышний также сказал: «И кто станет уповать на Аллаха, тому будет Его достаточно». (Развод, 3)

Всевышний также сказал: «Верующие - это только те, сердца которых испытывают страх при упоминании Аллаха, у которых увеличивается их вера, когда им читают Его аяты, которые уповают на своего Господа…» (“Добыча”, 2)

Аяты о достоинстве упования многочисленны и известны.

74 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Мне были показаны (все) народы, и я увидел (одного) пророка, с которым было (всего лишь) несколько человек [182], и(другого) пророка, с которым был один человек или двое, и такого пророка, с которым не было вообще никого. Вдруг передо мной показалось великое множество людей, и я подумал, что они составляют собой мою общину, однако мне было сказано: “Это Муса и народ его, но посмотри в ту сторону.” Я посмотрел (туда) и оказалось, что там находится много людей. И мне было сказано: “(А теперь) посмотри в другую сторону”, - и там тоже было много людей, а потом мне сказали: “Это твоя община, и среди них находится семьдесят тысяч (человек), которые войдут в рай без расчёта и мучений.” После этого (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) поднялся и вошёл в свой дом, а люди стали говорить о тех, кто войдёт в рай без расчёта и мучений. Один из них сказал: “Может быть, это те люди, которые были сподвижниками посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)” Другой сказал: “Может быть, ими окажутся рождённые в исламе и не поклонявшиеся никому, кроме Аллаха”, - и они высказывали разные другие предположения, а (через некоторое время) к ним вышел посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “О чём вы говорите?”, - и они сказали сказали ему(о чём шла речь) Тогда он сказал: “Это те, которые сами не произносят заговоров и не обращаются за этим к другим, не верят в дурные предзнаменования, судя за полёту птиц, [183] и уповают на своего Господа.” После этого со своего места поднялся ‘Уккяша бин Михсан аль-Асади и сказал: “Попроси Аллаха причислить меня к ним.” (На это пророк) сказал: “Ты из числа их.” А потом со своего места поднялся другой человек, сказавший: “Попроси Аллаха причислить меня к ним”, - (пророк же) сказал: “‘Уккяша опередил тебя в этом.” [184] аль-Бухари 5705, Муслим 220.

75 - Передается от Ибн ‘Аббаса, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто говорил: - О Аллах, Тебе я предался, в Тебя верую, и на Тебя уповаю, и к Тебе обращаюсь [185] и благодаря Тебе веду споры. [186] О Аллах, прибегаю к славе Твоей, - нет бога, кроме Тебя, - (с мольбой) чтобы не ввёл Ты меня в заблуждение, Ты - Живой, который не умрёт, а джинны и люди смертны.

/Аллахумма, ля-кя аслямту, ва би-кя аманту, ва ‘аляй-кя таваккяльту, ва иляй-кя анабту ва би-кя хасамту. Аллахумма, а’узу би-’иззати-кя, - ля иляха илля Анта -, ан тудылля-ни, Анта-ль-Хаййу аллязи ля йамуту, ва-ль-джинну ва-ль-инсу йамутуна./ аль-Бухари 7383, Муслим 2717.

76 - Сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: - “Достаточно нам Аллаха, прекрасный Он Покровитель!” [187], - такие слова произнёс Ибрахим (мир ему и благословение Аллаха) когда его бросили в огонь, и их же произнёс Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) когда (ему) сказали: “Поистине, собрались против вас люди, бойтесь же их!”, - (однако) это (лишь) прибавило им веры, и они сказали: “Достаточно нам Аллаха, прекрасный Он Покровитель!” [188] аль-Бухари 4563.

В другой версии этого хадиса(также приводимой аль-Бухари) сообщается, что Ибн ‘Аббас сказал: - Последними словами Ибрахима (мир ему и благословение Аллаха) когда его бросали в огонь, были слова: “Достаточно мне Аллаха, прекрасный Он Покровитель!”

77 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Войдут в рай те люди, сердца которых подобны сердцам птиц. Муслим 2840.

Некоторые считают, что здесь подразумеваются уповающие на Аллаха, другие - что (имеются в виду люди) с мягкими сердцами.[189]

78 - Передается от Джабира что (в своё время) он вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) участвовал в военном походе на Неджд [190] и когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) двинулся в обратный путь, он (тоже) был вместе с ним. Время полуденного отдыха застало их в каком-то вади, густо поросшем терновником, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спешился, а люди разошлись в разные стороны, желая укрыться в тени деревьев. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) (также) расположился в тени акации, повесив на него свой меч. Немного поспав, мы вдруг (услышали, что) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) зовёт нас(а когда мы явились к нему) оказалось, что рядом с ним находится какой-то бедуин. (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Этот (человек) вытащил из ножен мой меч (и поднял его) на меня, когда я спал, а когда я проснулся, он держал обнажённый меч в своей руке. Он сказал: ‘‘Кто защитит тебя от меня?’’ - а я трижды ответил (ему): ‘‘Аллах!’’”, - и (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) не стал наказывать его и он [191] сел. аль-Бухари 2910, Муслим 843.

В другой версии этого хадиса сообщается, что Джабир сказал: - (В своё время) мы вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принимали участие в походе на Зат ар-Рика’ [192]. Добравшись до дерева, отбрасывавшего густую тень, мы предоставили (это место) посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) а потом (туда) явился какой-то человек из числа многобожников, (увидел, что меч пророка (мир ему и благословение Аллаха)) висит на дереве, выхватил его из ножен и сказал: “Боишься меня?” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Нет.” (Этот человек) спросил: “Кто же защитит тебя от меня?”, - (на что он) ответил: “Аллах!”

В той версии (этого хадиса), которую приводит в своём “Сахихе” Абу Бакр аль-Исмаили (сообщается следующее):

- И (этот человек) спросил: “Кто защитит тебя от меня?” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Аллах!”, - и тогда меч выпал из его руки, а посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял его и спросил: “А кто защитит тебя от меня?” (Человек) взмолился: “Пощади!”, - (на что пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Засвидетельствуешь ли ты, что нет бога, кроме Аллаха, и что я - посланник Аллаха?” Он сказал: “Нет, но я обещаю тебе не сражаться против тебя и не присоединяться к тем, кто сражается с тобой!”, - и он отпустил его, а когда (этот человек) вернулся к своим товарищам, он сказал (им): “Я пришёл к вам от лучшего из людей!”

79 - Сообщается, что ‘Умар сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если бы уповали вы на Аллаха должным образом, то Он обязательно посылал бы вам пропитание также, как посылает его птицам, которые улетают утром с пустыми животами, а возвращаются (в конце дня) с полными.” (ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис”. Сильсиля сахиха 310, сахихуль джами’ 5254.

80 - Абу ‘Умара аль-Бара бин Азиб передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал (одному человеку): - О такой-то, если захочешь лечь в постель, скажи: “О Аллах, я предался Тебе, [193] и обратился к Тебе лицом своим, [194] и вручил Тебе дело своё, [195] и к Тебе обратился в поисках убежища [196] по желанию своему [197] и из страха (перед Тобой) [198] Нет убежища и нет спасения от Тебя, кроме (обращения) кТебе! Уверовал я в Твоё Писание, которое Ты ниспослал, и в Твоего пророка, которого Ты послал.” /Аллахумма, инни аслямту нафси иляй-кя, ва ваджжахту ваджхи иляй-кя, ва фаввадту ‘Амри иляй-кя ва альджа’ту захри иляй-кя рагбатан ва рахбатан иляй-кя. Ля мальджа’а ва ля манджа мин-кя илля иляй-кя! Аманту би-китаби-кя аллязи анзальта ва би-набиййи-кя аллязи арсальта./ И, поистине, если (после этого) ты умрёшь этой ночью, то (умрёшь) в присущем тебе от рождения состоянии [199], а если доживёшь до утра, то обретёшь благо.” [200] аль-Бухари 6313, 7488, Муслим 2710.

В той версии (этого хадиса, которая приводится) в обоих “Сахихах”, сообщается, что аль-Бара сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал мне: ‘‘Когда (захочешь) лечь спать, соверши такое же омовение, какое совершаешь ты перед молитвой, ляг на правый бок и скажи … ‘‘”, - после чего (аль-Бара) передал нечто подобное (вышеупомянутому), а потом (он сказал): “А затем (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: ‘‘И сделай эти слова последним, что ты будешь говорить (в конце каждого дня)’’.”

81 - Сообщается, что Абу Бакр ас-Сиддик ‘Абдуллах бин ‘Усман бин Амир бин ‘Амр Ибн Ка’б бин Са’д бин Тайм бин Мурра бин Ка’б бин Лу’айй бин Галиб аль-Кураши ат-Тайми мать и отец которого (также) являлись сподвижниками, да будет доволен ими Аллах, сказал: - Когда мы прятались в пещере [201], я увидел ноги многобожников у самых наших голов и сказал: “О посланник Аллаха, если кто-нибудь из них посмотрит себе под ноги, то обязательно увидит нас!” (В ответ мне пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “А что думаешь ты, о Абу Бакр, о двоих, третьим для которых является Аллах?” аль-Бухари 3653, Муслим 2381.

82 - Передается от матери правоверных Умм Салямы, имя которой - Хинд бинт Абу Умаййа Хузайфа аль-Махзумийа что когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) выходил из своего дома, то обычно говорил:

- С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, о Аллах, поистине, я прибегаю к Тебе от того, чтобы впасть в заблуждение или быть введённым в заблуждение, от того, чтобы самому допустить ошибку, и от того, чтобы меня заставили ошибиться, от того, чтобы самому допустить несправедливость, и от того, чтобы со мной поступили несправедливо, от того, чтобы пребывать в невежестве, и от того, чтобы меня держали в невежестве.

/Би-сми-Лляхи, таваккяльту ‘аля-Ллахи, Аллахумма, инни а’узу би-кя ан адылля ау удалля, ау азилля ау узалля ау азлима ау узлима, ау аджхаля ау йуджхаля ‘аляййа./ (Достоверный хадис, который с достоверными иснадами приводят Абу Дауд, ат-Тирмизи и другие (мухаддисы) Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис.” Здесь он приводится в изложении Абу Дауда. Сахихуль джами’ 4709, сахих ибн маджа 3134, мищка 2442.

83 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Тому, кто (при выходе из своего дома) скажет: “С именем Аллаха, уповаю на Аллаха и нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха [202] ” /Би-сми-Лляхи, таваккяльту ‘аля-Ллахи ва ля хауля ва ля куввата илля би-Лляхи/, - говорят [203]: “Ты ведом прямым путём, избавлен [204] и защищён [205] ”, - и шайтан удаляется от него. Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Наса’и. Сахих ат-Тирмизи 2724.

В той версии (этого хадиса, которую приводит) Абу Дауд, сказано:

- И (один шайтан) говорит другому: “Как (можешь) ты (добиться желаемого) от человека, который ведом прямым путём, избавлен и защищён?!”

84 - Сообщается, что Анас сказал: - При жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха) (в Медине) жили два брата, один из которых постоянно приходил к пророку (мир ему и благословение Аллаха) [206] а другой зарабатывал на жизнь своим ремеслом. (Однажды) тот, кто зарабатывал, пожаловался [207] пророку (мир ему и благословение Аллаха) на своего брата, а он сказал: “Возможно, что удел твой даруется тебе благодаря ему.” [208] (Этот хадис, иснад которого является достоверным по условиям Муслима, приводит ат-Тирмизи. Сахих ат-Тирмизи 1912, мищка 5308.

 

Глава 8

О ПРЯМОТЕ /истикама/ [209]

 

Аллах Всевышний сказал: «И придерживайся прямоты, как было велено тебе…» (Худ, 112)

Всевышний также сказал: «Поистине, к тем, кто говорил: “Господь наш - Аллах”, - а потом придерживался прямоты, [210] нисходят ангелы(возвещая): “Не бойтесь, и не печальтесь и радуйтесь раю, обещанному вам! Мы - ваши покровители в этой жизни и в мире вечном, в котором (будет) для вас то, чего пожелают ваши души, и в котором (будет) для вас то, чего вы потребуете, в качестве угощения от Прощающего, Милосердного.”» (“Разъяснены”, 30 – 32)

Всевышний также сказал: «Поистине, тем, которые сказали: “Господь наш - Аллах”, - а потом придерживались прямоты, нечего бояться и не станут они печалиться. Такие будут в раю и останутся в нём навечно в качестве воздаяния за то, что они делали». (Пески, 13 – 14)

85 - Сообщается, что Абу ‘Амр (говорят также, что его кунья - Абу ‘Амра) Суфьян бин ‘Абдуллах сказал: - (Однажды) я попросил: “О посланник Аллаха, скажи мне об исламе такие слова(чтобы после этого) я уже не спрашивал о нём никого другого.” [211] Он сказал: “Говори: ‘‘Я уверовал в Аллаха’’, - а потомпридерживайся прямоты.” Муслим 38.

86 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Приближайтесь [212], и придерживайтесь правильного [213] и знайте, что никто из вас не спасётся благодаря (одним лишь) делам своим.” (Люди) спросили: “И даже ты, о посланник Аллаха?” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “И я, если только не проявит Аллах милосердие и не окажет мне милость Свою.” Муслим 2816.

Приближение /мукараба/ подразумевает собой умеренность, в которой нет ни чрезмерности, ни упущений. Правильность /садад/ есть прямота и достижение успеха. ‘Уляма говорят: “Прямота представляет собой неизменное повиновение Аллаху Всевышнему.” Они говорят также: “Оно[214] относится к числу кратких и многозначных слов /джавами’ аль-кялим/, способностью произносить которые был наделён пророк (мир ему и благословение Аллаха) и прямота приводит в порядок все дела.

 

Глава 9

О РАЗМЫШЛЕНИИ О ВЕЛИЧИИ СОТВОРЁННОГО АЛЛАХОМ, ТЛЕННОСТИ МИРА ЭТОГО, УЖАСАХ МИРА ВЕЧНОГО И ПРОЧИХ ДЕЛАХ ОБОИХ МИРОВ, А ТАКЖЕ О ТОМ, ЧТО ДУШЕ НЕ СЛЕДУЕТ ПИТАТЬ БОЛЬШИХ НАДЕЖД [215], О ВОСПИТАНИИ ДУШИ И (НЕОБХОДИМОСТИ) ПОБУЖДЕНИЯ ЕЁ ПРИДЕРЖИВАТСЯ ПРЯМОТЫ

 

Аллах Всевышний сказал: «Скажи: “Лишь об одном я увещаю вас: чтобы вы занялись (этим) [216] ради Аллаха по двое и по одному, [217] а потом поразмыслили…»” (“Саба”, 46)

Всевышний также сказал: «Поистине, в сотворении небес и земли, в смене ночи и дня (заключены) знамения для обладающих разумом, которые поминают Аллаха стоя, и сидя и (лёжа) на боках своих и размышляют о сотворении небес и земли(говоря): “Господь наш, не напрасно Ты сотворил это, слава Тебе!”» (“Семейство Имрана”, 190 – 191)

Всевышний также сказал: «Неужели не взглянут они на верблюдов, как они созданы, и на небо, как оно возвышено, и на горы, как они воздвигнуты, и на землю, как она распростёрта? Так напоминай же, ведь ты - только напоминающий!» (“Покрывающее”, 17 – 21)

Всевышний также сказал: «Разве они не странствовали по земле и не видели…»? (Юсуф, 109)

И аятов об этом существует множество. Что же касается хадисов, то к числу их относится предыдущий хадис(в котором сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал):

- Умён тот, кто требует у своей души отчёта … [218]

 

Глава 10



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.145.219 (0.013 с.)