О ДОСТОИНСТВЕ ОТРЕЧЕНИЯ ОТ МИРА, О ПОБУЖДЕНИИ К ТОМУ, ЧТОБЫ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МАЛЫМ КОЛИЧЕСТВОМ МИРСКИХ БЛАГ, И О ДОСТОИНСТВЕ БЕДНОСТИ



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О ДОСТОИНСТВЕ ОТРЕЧЕНИЯ ОТ МИРА, О ПОБУЖДЕНИИ К ТОМУ, ЧТОБЫ ДОВОЛЬСТВОВАТЬСЯ МАЛЫМ КОЛИЧЕСТВОМ МИРСКИХ БЛАГ, И О ДОСТОИНСТВЕ БЕДНОСТИ



 

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, жизнь эта как вода, которую Мы низвели с неба и благодаря которой переплелись между собой растения земли[947] из тех, что идут в пищу людям и животным. Когда же земля одевает свой убор и приукрашивается, а обитатели её решают, что они властны над ней, приходит к ней Наше веление ночью или днём, и превращаем Мы её в жнивьё[948], будто и не было на ней ничего ещё вчера. Так разъясняем Мы знамения людям размышляющим».(“Юнус”, 24)

Всевышний также сказал:

«И приведи им пример(сказав, что) жизнь эта подобна воде, которую Мы ниспослали с неба и благодаря которой переплелись между собой растения земли (но уже скоро) они (превращаются) в сухую траву и ветер уносит её: (только) Аллах надо всем властен!

Богатство и сыновья - украшение этой жизни, но праведные дела(плоды которых) вечны, лучше пред Господом твоим по награде и (на них) лучше (возлагать) надежды». (Пещера, 45-46)

Всевышний также сказал: «Знайте же, что жизнь эта - только игра, и забава, и украшение, и похвальба друг перед другом и (соперничество между собой) в приумножении богатств и (количества) детей. (Всё это) подобно дождю, приводящему в восторг земледельцев растениями(которые появляются благодаря) ему (и которые) потом засыхают, и ты видишь их пожелтевшими, а потом они превращаются в труху. А в мире вечном (уготовано) суровое наказание (для врагов Аллаха) и прощение Аллаха и благоволение (Его для тех, кто поклонялся Ему, что же касается) жизни этой, то она только ослепляет!» (“Железо”, 20)

Всевышний также сказал: «В лучшем виде представлена людям любовь (к тому, чего они) жаждут: к женщинам, и сыновьям, и накопленным кинтарам[949] золота и серебра, и клеймёным коням,[950] и скоту и пашням. (Всем) этим (можно) пользоваться (только) в этой жизни, а хорошее прибежище - у Аллаха!» (“Семейство Имрана”, 14)

Всевышний также сказал: «О люди! Поистине, обещание Аллаха - истина, так пусть же не прельщает вас жизнь эта и да не обольстит вас обльститель[951] в (том, что касается) Аллаха![952]» (Создатель, 5)

Всевышний также сказал: «Будет отвлекать вас страсть к приумножению[953] до тех пор, пока вы не посетите могил.[954] Но нет, скоро вы узнаете![955] Потом, нет же, скоро вы узнаете! Нет же, если бы знали вы достоверно![956]» (“Страсть к приумножению”, 1 – 5)

Всевышний также сказал: «Жизнь эта – не более чем забава и игра, а мир иной и есть жизнь (вечная), если бы они только знали!» (“Паук”, 64)

457 - Сообщается, что ‘Амр бин Ауф аль-Ансари сказал: - (В своё время) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил Абу ‘Убайду бин аль - Джарраха в Бахрейн,[957] чтобы он привёз джизйу[958](собранную с жителей этой области. Когда) Абу ‘Убайда привёз деньги из Бахрейна, ансары узнали о его приезде и явились на утреннюю молитву с пророком (мир ему и благословение Аллаха) После того, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) провёл с ними эту утреннюю молитву, он (хотел) пойти (по своим делам), но они подошли к нему. Увидев их, он улыбнулся и сказал: “Я думаю, вы услышали о том, что Абу ‘Убайда что-то привёз из Бахрейна.” Они сказали: “Да, о посланник Аллаха!” (На это пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “(Тогда) радуйтесь и надейтесь на то, что порадует вас![959] (Однако) клянусь Аллахом, не бедности я боюсь для вас, а боюсь я для вас того, что достанутся вам все блага мира этого, как доставались они жившим до вас, и станете вы соперничать друг с другом из-за этого, как соперничали они, и это погубит вас,[960] как погубило их!” аль-Бухари 3158, Муслим 2961.

458 - Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) cел на минбаре, мы же уселись вокруг него, а потом он сказал: “Поистине, чего я боюсь для вас после (моей смерти), так это блеска и украшений мира этого, которые будут вам дарованы!” аль-Бухари 1465, Муслим 1052.

459 - Передается от Абу Са’ида аль-Худри что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, мир этот сладок и зелен[961] и, поистине, Аллах Всевышний делает вас своими наместниками в нём,[962] чтобы посмотреть, каковы будут дела ваши. Остерегайтесь же мира этого и остерегайтесь женщин![963] Муслим 2742.

460 - Передается от Анаса что (однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) воскликнул:[964] - О Аллах, нет жизни,[965] кроме жизни в мире ином![966] аль-Бухари 2834, Муслим 1805.

461 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Трое последуют за покойным: (члены) его семьи, его имущество и его дела, назад же вернутся (только) двое, а одно останется. Вернутся назад (члены) его семьи и его имущество, а дела его останутся.[967] аль-Бухари 6514, Муслим 2960.

462 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- В День воскресения приведут того из осуждённых на (муки) огня, кто в мире этом жил в наибольшей роскоши, и он будет погружён в огонь (на какое-то время), а потом (его) спросят: “О сын Адама, видел ли ты когда-нибудь благо и испытывал ли когда-нибудь блаженство?”, - и он ответит: “Нет, клянусь Аллахом, о Господь!” И приведут того, кто в мире этом испытал самые ужасные бедствия, получив в награду рай[968], и его введут в рай (на какое-то время), а потом спросят: “О сын Адама, знал ли ты когда-нибудь горе и испытывал ли ты когда-нибудь нужду?” , - и он ответит: “Нет, клянусь Аллахом, никогда я не знал горя и никогда не испытывал нужды!” Муслим 2807.

463 - Передается от аль-Мустаурида бин Шаддада что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - (Чтобы понять) чем именно является мир этот по сравнению с миром вечным,[969] пусть любой из вас опустит свой палец в море, а потом посмотрит на то, что он оттуда извлечёт. Муслим 2858.

464 - Сообщается, что Джабир сказал: - (Однажды) пророк (мир ему и благословение Аллаха) шедший по рынку в сопровождении людей, которые находились справа и слева от него, (увидел) дохлого козлёнка с маленькими ушами, поднял его, взялся за его ухо и спросил: “Кто из вас хочет (купить) это за дирхем?” (Люди) сказали: “Мы не хотим (покупать) его ни за (какие деньги), да и что нам делать с ним?” Он сказал: “А хотите ли вы, чтобы он достался вам?” (Люди) сказали: “Клянёмся Аллахом, даже если бы он был жив, мы не пожелали бы его, поскольку у него маленькие уши, так что же сказать о дохлом?!” Тогда (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “ Клянусь Аллахом, а мир этот ещё ничтожнее для Аллаха, чем этот (козлёнок) для вас!” Муслим 2957.

465 - Сообщается, что Абу Зарр сказал: - Однажды мы с пророком (мир ему и благословение Аллаха) шли по чёрному каменистому участку земли[970] в Медине, а когда мы свернули в сторону Ухуда[971], он сказал: “О Абу Зарр!” Я откликнулся: “Я здесь, о посланник Аллаха!” Тогда он сказал: “Лишь в том случае порадовало бы меня обладание целой горой золота величиной с Ухуд, если через три дня не осталось бы от неё ни одного динара за исключением того, что приберёг бы я, чтобы рассчитаться с долгами, а (остальное) распорядился бы (раздать) рабам Аллаха так, так и так!”, - (и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал знак рукой, указав) направо, налево и назад. Пройдя (ещё какую-то часть пути) он сказал: “Поистине, богатые окажутся бедными[972] в День воскресения за исключением тех, кто велит (раздавать свои) богатства так, так и так”, - (и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сделал знак рукой, указав) направо, налево и назад - “однако таких будет мало!” А потом он сказал мне: “Оставайся здесь и не двигайся (с места), пока я не приду к тебе!”, - сам же пошёл (дальше), скрывшись в темноте ночи. А через некоторое время я услыхал громкий звук, испугался, что кто-то (напал) на пророка (мир ему и благословение Аллаха) и решил пойти к нему, но вспомнил его слова: “Не двигайся, пока я не приду к тебе!”, - и не двигался (со своего места), пока он не вернулся ко мне, и тогда я сказал ему: “Я слышал какой-то звук, который испугал меня”, - рассказав ему(что именно я слышал) Он спросил: “Ты (и в самом деле) слышал его?” Я сказал: “Да.” (Тогда) он сказал: “Это (был) Джибрил, который пришёл ко мне и сказал: “(Любой из членов) общины твоей, который умрёт, не поклоняясь ничему, кроме Аллаха, войдёт в рай ”.” Я спросил: “Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал?!” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Даже если он прелюбодействовал и даже если воровал!” аль-Бухари 6268, Муслим 294, 991/32.

466 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Будь у меня (гора) золота (величиной) с Ухуд, то, поистине, я был бы рад, если бы через три дня не осталось от неё ничего, кроме того, что приберёг бы я для (уплаты) долгов! (Аль–Бухари 2389, Муслим 991.

467 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Смотрите на того, кто ниже вас,[973] и не смотрите на того, кто выше, ибо это является наилучшим (средством для того), чтобы вы не считали милость(оказанную) вам Аллахом, незначительной. аль-Бухари 6490, Муслим 2963, 2963/8. Здесь приводится версия Муслима)

В той версии (этого хадиса, которую приводит) аль-Бухари(сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал):

- Когда кто-нибудь из вас посмотрит на того, кому даровано больше богатства или более привлекательная внешность, пусть (не забудет) посмотреть и на того, кто ниже его.

468 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Да окажется в бедственном положении[974] раб динара и дирхема, катифы[975] и хамисы[976], который остаётся довольным, если ему даруется (это), а если нет, то и довольным он не бывает! аль-Бухари 2886.

469 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - Я видел семьдесят человек из числа живших под навесом[977], и ни у кого из них не было даже плаща, а только изар[978] или какая-нибудь другая (единственная) одежда, концы которой они завязывали у себя на шеях. У одних эти одежды доходили до середины голеней, а у других - до щиколоток, и (человек) придерживал их края руками, не желая, чтобы было видно то, что следует скрывать от чужих глаз.[979] аль-Бухари 442.

470 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Мир этот - тюрьма для верующего и рай для неверного. Муслим 2956.

471 - Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал:

- (Однажды) посланик Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) взял меня за плечи и сказал: “Будь в этом мире (таким), будто ты чужеземец или путник.”

(Передатчик этого хадиса сказал, что) Ибн ‘Умар часто говорил: “Если ты дожил до вечера, то не жди[980](что доживёшь и) до утра, а если ты дожил до утра, то не жди(что доживёшь и) до вечера, и бери у твоего здоровья (то, что пригодится) для твоей болезни, а у твоей жизни - (то, что пригодится) для твоей смерти.”[981] аль-Бухари 6416.

(Комментаторы) этого хадиса говорили, что его смысл состоит в следующем: не полагайся на мир этот, не считай его своей родиной, не говори себе, что ты останешься в нём надолго и что надо о нём заботиться, привязывайся к нему не больше, чем привязывается к (чужой земле) чужестранец, и не занимайся в нём тем, чем не занимается (на чужбине) чужестранец, желающий вернуться к себе домой, а помощь (оказывает) Аллах.

472 - Сообщается, что Абу-ль-Аббас Сахль бин Са’д ас-Са’иди сказал:

- (Однажды) к пророку (мир ему и благословение Аллаха) пришёл какой-то человек и попросил (его): “О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за совершение которого меня полюбит Аллах и будут любить люди.” (В ответ ему пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Отрекись от мира этого, и тебя полюбит Аллах, отрекись от (принадлежащего) людям,[982] и тебя будут любить люди.” (Хороший хадис, который с хорошими иснадами приводят Ибн Маджа и другие мухаддисы. Сахихуль джами’ 922, сильсиля сахиха 944, сахих ибн Маджа 3310.

473 - Сообщается, что ан-Ну’ман бин Башир сказал: - (Однажды) ‘Умар бин аль-Хаттаб упомянувший о (благах) мира, которые достались людям, сказал: “А я видел, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сгибался (от голода) целый день, в течение которого он не мог найти и плохих фиников, чтобы насытиться ими!” Муслим 2978.

474 - Сообщается, что ‘Аиша сказала:

- (Когда) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер, у меня в доме не было ничего съестного, кроме небольшого количества ячменя(хранившегося) на моей полке, и я долгое время питалась им, а когда я измерила его, он исчез.[983] аль-Бухари 3097, 6451, Муслим 2973.

475 - Сообщается, что брат жены посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) Джувайрийи бинт аль-Харис, ‘Амр бин аль-Харис сказал: - Скончавшись, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не оставил после себя ни динара, ни дирхема, ни раба, ни невольницы и ничего иного, кроме белой мулицы, на которой он ездил, своегооружия и той земли[984](доходы с которой он велел раздавать в качестве) милостыни для путников. аль-Бухари 4461.

476 - Сообщается, что Хаббаб бин аль-Аратт сказал:

- Мы переселились (из Мекки в Медину) вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) стремясь к лику Аллаха, который записал у Себя нашу награду. Некоторые из нас умерли, не получив никакой награды (в мире этом), и среди них был Мус’аб бин Умайр, да будет доволен им Аллах. Он погиб в битве при Ухуде, оставив после себя (только) полосатую накидку, и когда мы покрывали ею его голову, неприкрытыми оставались ноги, когда же мы покрывали ею ноги, то неприкрытой оставалась голова, и тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) велел нам покрыть только голову, а на ноги набросать душистого тростника. Однако были среди нас и такие, плоды которых созрели, и (сейчас) они срывают их.[985] аль-Бухари 1276, Муслим 940.

477 - Передается от Сахля бин Са’да ас-Са’иди что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Если бы мир этот для Аллаха был равен (по ценности) хотя бы комариному крылу, Он не дал бы неверному выпить и глотка воды! (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 3318, сильсиля сахиха 686, 2482)

478 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал:

- Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, проклят мир этот и проклято (всё) то, что есть в нём,[986] кроме поминания Аллаха Всевышнего, и того, что близко к этому,[987] и знающего и обучающегося!” (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 3414, сахих ат-Тирмизи 1891, мищка 2176.

479 - Передается от ‘Абдуллаха бин Мас’уда что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не гонитесь за приобретениями,[988] иначе станете вы желать мира этого. (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 7214, сильсиля сахиха 12, сахих ат-Тирмизи 1897.

480 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин ‘Амр бин аль-’Ас сказал: - (Однажды, когда) мы чинили нашу лачугу, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) проходивший мимо нас, спросил: “Что это?” Мы ответили: “Она обветшала, и мы укрепляем её.” Он сказал: “Я думаю, что есть дело, более неотложное, чем это.”[989] (Этот хадис с иснадом, в котором перечислены те же передатчики, со слов которых передавали хадисы аль-Бухари и Муслим, приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи сказал: “Хороший достоверный хадис.” Сахих Абу Дауд 4362, сахих ибн Маджа 3356.

481 - Сообщается, что Ка’б бин Ийад сказал: - Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Поистине, у каждой общины своё искушение,[990] искушением же моей общины (станет) богатство.” (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 2148, сильсиля сахиха 592, сахих ат-Тирмизи 1905.

482 - Передается от Абу ‘Амра (говорят также, что его кунья - Абу ‘Абдуллах; говорят также, что его кунья - Абу Ляйля) ‘Усмана бин ‘Аффана что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не имеет сын Адама права ни на что иное,[991] кроме дома, чтобы жить, и одежды, чтобы прикрыть то, что не следует видеть другим, а также куска хлеба и воды. (ат-Тирмизи, который сказал: “Достоверный хадис.” Да’иф ат-Тирмизи 406, сильсиля Да’ифа 1063.

Ат-Тирмизи сказал: “Я слышал, как Абу Дауд Суляйман бин Аслям аль-Балхи сказал: Я слышал, как ан-Надр бин Шумайль сказал: “(Слово) “аль-джильф” означает “хлеб без приправы.” Кто-то другой сказал: “Это грубый хлеб”, - а аль-Харави сказал: “Имеется в виду то, в чём хранится хлеб, например, мешок”.”

483 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин аш-Шиххир сказал: - Однажды я пришёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) в то время, когда он читал: “Будет отвлекать вас страсть к приумножению[992] … ”[993], - закончив же чтение, он сказал: “Говорит сын Адама: “Моё богатство, моё богатство!”, - но разве принадлежит тебе, о сын Адама, хоть что-нибудь, кроме того, что ты съел, уничтожив это, или (той одежды, которую) ты носил, износив до предела, или (того, что) ты подал как милостыню, завершив (это)?!”[994] Муслим 2958.

484 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мугаффаль сказал:

- (Как-то раз) один человек сказал пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, я люблю тебя!” В ответ ему он сказал: “Подумай, что ты говоришь.” Он (снова) сказал: “Клянусь Аллахом, поистине, я люблю тебя!”, - (на этот раз повторив свои слова) трижды. Тогда (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Если ты любишь меня, то готовь доспехи для защиты от бедности[995], ибо бедность (приходит) к тому, кто любит меня, быстрее, чем поток (достигает) своего предела!”[996] (ат-Тирмизи, Сильсиля Да’ифа 1681, Да’иф ат-Тирмизи 409.

485 - Передается от Ка’ба бин Малика что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Пара голодных волков, запущенных в (стадо) овец, не смогут нанести им больше урона, чем стремление человека к богатству и почестям наносит его религии. (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 5620, сахих ат-Тирмизи 1935, мищка 5182.

486 - Сообщается, что ‘Абдуллах бин Мас’уд сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заснул на циновке, а когда он встал(оказалось, что) на боку его остались следы (от неё) Мы сказали: “О посланник Аллаха, нам надо было подстелить тебе что-нибудь!”, - (на что) он сказал: “Что мне до мира этого? В мире этом я всего лишь подобен всаднику, который укрывается в тени дерева, а потом отправляется (дальше) и покидает его!” (ат-Тирмизи, Сахихуль джами’ 5668, сильсиля сахиха 438, 439, сахих ат-Тирмизи 1936, сахих ибн Маджа 3317.

487 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Бедные войдут в рай на пятьсот лет раньше богатых.[997] (ат-Тирмизи, Сахих ат-Тирмизи 1918, сахих ибн Маджа 3326.

488 - Передается от Ибн ‘Аббаса и Имрана бин аль-Хусайна, да будет доволен ими Аллах, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Я заглянул в рай и увидел, что большинство из оказавшихся там - бедняки, и я заглянул в ад и увидел, что большинство из оказавшихся там - женщины. (Этот хадис приводят аль-Бухари 3241 и Муслим 2738, передавая его со слов Ибн ‘Аббаса. Кроме того, аль-Бухари 6449, 6547 приводит его со слов Имрана бин аль-Хусайна)

489 - Передается от Усамы бин Зайда что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Я остановился у врат рая, и оказалось, что в основном вошли туда неимущие, а богатые были задержаны,[998] что же касается осуждённых на (муки) ада (из числа богатых), то их было велено ввергнуть в ад.[999] аль-Бухари 5196, Муслим 2736.

490 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Самыми правдивыми словами, которые (когда-либо) произносил поэт, являются слова Лябида[1000](который сказал): “Разве не является всё, кроме Аллаха, несостоятельным?”[1001] аль-Бухари 3841, Муслим 2256.

 

Глава 56



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.80.173.217 (0.017 с.)