О ДОСТОИНСТВЕ ОБРАЩЕНИЯ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ ЗА ОТСУТСТВУЮЩЕГО.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О ДОСТОИНСТВЕ ОБРАЩЕНИЯ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ ЗА ОТСУТСТВУЮЩЕГО.



 

Аллах Всевышний сказал: «А те, которые придут после них, будут говорить: “ Господь наш! Прости нас и наших братьев, опередивших нас в вере[2128] … ”» (“Собрание”, 10)

Всевышний также сказал: «… и проси прощения за свой грех и (проси прощения) для верующих мужчин и женщин». (“Мухаммад”, 19)

Всевышний также сказал:[2129] «Господь наш! Прости меня, и моих родителей и верующих в (тот) День(когда) наступит (пора) расчёта!» (“ Ибрахим”, 41)

1494 - Абу-д-Дарда передал, что он слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - (Когда) любой раб (Аллаха), исповедующий ислам, обращается к Аллаху с мольбой за своего отсутствующего брата, ангел(который находится рядом с ним) всегда говорит: “И тебе (да будет) то же!” Муслим 2732.

1495 - Передается от Абу-д-Дарды что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) часто говорил: - Мольба мусульманина за его брата, возносимая им в его отсутствие, будет услышана(ибо) у головы его находится получивший (особое) поручение ангел, и каждый раз, как он обращается к Аллаху с мольбой за своего брата(призывая на него) благо, (этот) получивший поручение ангел говорит: “Амин, и тебе (да будет) то же!” Муслим 2733.

 

ГЛАВА 252

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, ИМЕЮЩИХ ОТНОШЕНИЕ

К ОБРАЩЕНИЯМ К АЛЛАХУ С МОЛЬБАМИ.

 

1496 - Передается от Усамы бин Зайда что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - (Если) тот, кому сделают добро, скажет сделавшему его: “Да воздаст тебе Аллах благом!”[2130] /Джаза-кя-Ллаху хайран!/, - (он сделает больше, чем должен, выражая свою) благодарность.[2131] (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 6368, сахих ат-Тирмизи 1657.

1497 - Передается от Джабира что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не призывайте проклятий на самих себя, и не призывайте проклятий на детей ваших и не призывайте проклятий на имущество ваше(чтобы это случайно) не совпало с таким периодом времени, когда обращаются к Аллаху с просьбами о дарах[2132], ибо тогда Он ответит вам. Муслим 3009.

1498 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Ближе всего к своему Господу раб оказывается во время совершения земного поклона, так почаще же обращайтесь к Нему с мольбами (в такие моменты) Муслим 482.

1499 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Каждому из вас будет дан ответ, если только не станет он торопить (события) и говорить: “Я обратился с мольбой (к Аллаху), а Он не ответил мне!” аль-Бухари 6340, Муслим 2735.

В той версии этого хадиса, которую приводит Муслим(сообщается, что (однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал): “(Мольбам) раба (Аллаха) будут внимать до тех пор, пока он не станет обращаться к Аллаху с мольбами о греховном или о разрыве родственных связей, (при условии), что он не проявит поспешности.” (Люди) спросили (его): “О посланник Аллаха, а что значит (проявлять) поспешность?” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “(Это значит, что) он будет говорить: “Я обращался к Аллаху с мольбами (снова и снова), но я не вижу(чтобы) Он (хотел) мне ответить!”, - (после чего обращения с мольбами) становятся (человеку) в тягость и он отказывается от (этого)”

1500 - Сообщается, что Абу Умама сказал: - (Однажды) посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “На какую мольбу (есть больше всего надежды) получить ответ?” Он сказал: “(На ту, с которой к Аллаху обращаются) посреди ночи, а (также) после предписанных молитв.” (ат-Тирмизи) Сахих ат-Тирмизи 2782.

1501 - Сообщается, что Убада бин ас-Самит сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Кто бы из мусульман(живущих) на земле, ни обратился с мольбой к Аллаху Всевышнему, Аллах обязательно дарует ему (то, что он просит) или отвратит от него зло, равное (по величине) тому(о чём он просит), если только он не будет просить ни о чём греховном или о разрыве родственных связей.” Кто-то из людей сказал: “Тогда мы будем (обращаться с мольбами) почаще”, - (пророк же (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “А Аллах (дарует вам) больше!”[2133]

Ат-Тирмизи. Этот же хадис, но передаваемый со слов Абу Са’ида (аль-Худри) приводит и аль-Хаким, в версии которого сообщается также(что пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: - … или припасёт для него награду, равную (по величине тому, о чём он просит) Сахихуль джами’ 5637, сахих ат-Тирмизи 2827.

1502 - Передается от Ибн ‘Аббаса что когда посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) овладевала скорбь, он обычно говорил: - Нет бога, кроме Аллаха Великого, Кроткого,[2134] нет бога, кроме Аллаха, Господа великого престола, нет бога, кроме Аллаха, Господа небес, и Господа земли и Господа благородного трона! /Ля иляха илля-Ллаху-ль-’Азыму-ль-Халиму, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-ль-’арши-ль-’азыми, ля иляха илля-Ллаху, Раббу-с-самаввати, ва Раббу-ль-арди, ва Раббу-ль-’арши-ль-кярими!/ аль-Бухари 6346, Муслим 2730.

 

ГЛАВА 253

О ЧУДЕСАХ[2135] (ЛЮДЕЙ) БЛИЗКИХ К АЛЛАХУ /АУЛИЙА/, И ИХ ДОСТОИНСТВЕ.

 

Аллах Всевышний сказал: «Поистине, близким к Аллаху нечего бояться и не станут они печалиться. Тем, которые уверовали и были богобоязненны, - им (предназначена) благая весть в этой жизни и в жизни вечной. Неизменны слова Аллаха - это и есть великий успех». (Юнус, 62-64)

Всевышний также сказал: «И обратился к ней[2136] (некто)[2137] из-под пальмы: “Не печалься(ибо) Господь твой (заставил течь) ручей у тебя под (ногами) (Пригни же) к себе ствол пальмы, потряси (его и) посыпятся на тебя свежие спелые финики. Так ешь же и пей … ”» (Марьям, 24-26)

Всевышний также сказал: «Каждый раз, как Закарийа входил в её комнату для поклонения, он находил у неё пропитание, (и однажды) он спросил: “О Марьям, откуда у тебя это?” Она сказала: “Это - от Аллаха. Поистине, Аллах без счёта дарует пропитание, кому пожелает.”» (“Семейство Имрана”, 37)

Всевышний также сказал: «Раз вы покинули их и то, чему они поклоняются помимо Аллаха, то укройтесь в пещере(а) Господь ваш щедро одарит вас Своей милостью и устроит для вас облегчение в вашем деле. И ты (мог бы) увидеть, как солнце отклонялось направо от их пещеры, когда поднималось, а когда садилось, отклонялось от них налево».(“Пещера”, 16 – 17)

1503 - Сообщается, что Абу Мухаммад ‘Абд ар-Рахман бин Абу Бакр ас-Сиддик сказал:

- Жившие под навесом[2138] были бедными людьми, и однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “У кого есть еда для двоих, пусть возьмёт с собой третьего, а у кого есть еда для четверых(пусть возьмёт с собой) пятого (или: … шестого)”, - и Абу Бакр привёл (домой) троих, а сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) увёл с собой десять человек. Что касается Абу Бакра, то он поужинал у пророка (мир ему и благословение Аллаха) и остался там[2139] на вечернюю молитву, вернувшись домой лишь после того, как прошло уже столько времени, сколько было угодно Аллаху. Его жена сказала ему: “Что помешало тебе прийти к твоим гостям?” Он спросил: “А разве ты не накормила их ужином?” Она сказала: “Они отказались (есть), пока ты не придёшь, а (еду) им предлагали!”

(Абд ар-Рахман) сказал: - Тогда я ушёл и спрятался[2140] а (Абу Бакр закричал): “О невежда!”, - и принялся ругаться, а (после того, как ужин был накрыт снова) сказал (членам своей семьи): “Ешьте, да не принесёт это вам блага, а я, клянусь Аллахом, никогда не стану есть этого!”

(Абд ар-Рахман сказал): - И клянусь Аллахом, стоило нам взять кусок, как снизу появлялось ещё больше (еды, и это продолжалось), пока (все) не насытились, а еды оказалось больше, чем было раньше. Посмотрев на (блюдо), Абу Бакр спросил свою жену: “О сестра бану фирас[2141] что же это?!” Она воскликнула: “Клянусь радостью своей, сейчас еды втрое больше, чем было!” Тогда Абу Бакр отведал (немного) этой еды и сказал: “Поистине, это – дело шайтана!”, - имея в виду свою клятву (не прикасаться к ней), потом съел целый кусок, а потом отнёс (оставшееся) к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и (эта еда) осталась у него до утра. А до этого мы заключили договор с людьми (из одного племени), когда же срок его истёк, (пророк (мир ему и благословение Аллаха) назначил) двенадцать человек, под началом каждого из которых находилось известное Аллаху количество людей, и все они поели этой еды.

В одной из версий (этого хадиса, которую приводит аль-Бухари, сообщается, что ‘Абд ар-Рахман сказал): - И Абу Бакр поклялся, что не станет есть (эту еду, его) жена также поклялась (в этом), а гость (или: … гости) поклялся, что он не будет есть (или: … они не будут есть) этого, пока не поест (хозяин) И тогда Абу Бакр воскликнул: “Это - от шайтана!”, - после чего велел подать себе еду и поел, и поели (все остальные) и какой бы кусок они ни брали, снизу появлялось ещё больше. (Абу Бакр) спросил (свою жену): “О сестра бану фирас что же это?!” Она воскликнула: “Клянусь радостью своей, сейчас еды больше, чем было её, когда мы начали есть!” И они поели, а потом отослали (эту еду) пророку (мир ему и благословение Аллаха)

И (Абд ар-Рахман) упомянул, что (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) тоже ел её.

В другой версии (этого хадиса, также приводимой аль-Бухари, сообщается, следующее):

- Абу Бакр сказал ‘Абд ар-Рахману: “(Возьми) своих гостей. Я ухожу к пророку (мир ему и благословение Аллаха) а ты (накорми их и оказывай им должное уважение), пока я не приду!” (После этого) ‘Абд ар-Рахман пошёл и принёс им то, что у него было, сказав: “Угощайтесь.” Они спросили: “А где же хозяин этого дома?” ‘Абд ар-Рахман (ещё раз предложил им): “Угощайтесь”, - (но они) сказали: “Мы не станем есть, пока не придёт хозяин (этого) дома!” (Абд ар-Рахман) сказал: “Примите от нас угощение, ибо, поистине, если он придёт (и окажется, что) вы не поели, мы (услышим) от него (много неприятного)”, - (однако) они отказались.

(Абд ар-Рахман) сказал: - Я знал, что (Абу Бакр) рассердится на меня, и когда он вернулся, я ушёл (от него подальше и спрятался. Абу Бакр) спросил: “Что вы сделали?”[2142], - и (домочадцы обо всём ему) рассказали. Тогда он позвал: “О ‘Абд ар-Рахман!”, - но я промолчал. Он (ещё раз) позвал: “О ‘Абд ар-Рахман!”, - но я (опять) промолчал, и тогда он воскликнул: “О невежда, заклинаю тебя (Аллахом, ты должен) явиться, если слышишь мой голос!”, - (после чего) я вышел и сказал: “Спроси своих гостей сам!”, - и они сказали: “Он сказал правду: он (действительно) приносил нам (еду)”[2143] (Абу Бакр) сказал: “Вы дожидались меня, но, клянусь Аллахом, сегодня ночью я есть не буду!” (Гости) сказали: “Клянёмся Аллахом, мы не станем есть, пока не поешь ты!” (Абу Бакр) воскликнул: “Горе вам, почему вы не принимаете от нас угощения?!”

(А потом он велел ‘Абд ар-Рахману): “Неси твою еду!”, - (когда же) он принёс её(Абу Бакр) возложил (на неё) руку и сказал: “С именем Аллаха! Первая - от шайтана”[2144], - (после чего) поел сам и поели они. аль-Бухари 602, 6140, Муслим 2057.

1504 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Были среди народов(живших) до вас, люди, которые получали внушения (свыше)[2145], и если есть в моей общине один (такой), то, поистине, им является ‘Умар. (Этот хадис приводит аль-Бухари 3469, Муслим 2398 же приводит ту его версию, которая передаётся со слов ‘Аиши)

1505 - Сообщается, что Джабир бин Самура сказал:

- (Когда) жители Куфы[2146] пожаловались ‘Умару бин аль-Хаттабу на Са’да[2147] он сместил его и назначил правителем над ними Аммара.[2148] Принося свои жалобы, они (среди прочего) упомянули и о том, что он не совершал молитв должным образом, и тогда (Умар, да будет доволен им Аллах) послал за ним(а когда Са’д явился к нему) он сказал: “О Абу Исхак, эти (люди) утверждают, что ты (проводишь) молитвы не так как надо!” (В ответ на это) он сказал: “Что касается меня, то клянусь Аллахом, поистине, я молился с ними именно так, как делал это посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и не сокращал молитву! (Так) во время вечерней молитвы я удлинял два первых рак’ата и облегчал два последних.”[2149] (Умар, да будет доволен им Аллах) сказал: “Я так и думал о тебе, о Абу Исхак!” А потом он послал вместе с ним в Куфу одного человека /или:…нескольких людей…/, чтобы тот расспросил о нём жителей (города, и там) не осталось ни одной мечети, где бы он не расспрашивал (людей о Са’де и все) они хвалили его. (Так продолжалось до тех пор) пока он не зашёл в мечеть (племени) бану абс, где один из них по имени Усама бин Катада, которого по его кунье называли также Абу Са’да, встал и сказал: “Поскольку ты спрашиваешь нас, (то я скажу, что) Са’д не принимал участия в походах ни с одним боевым отрядом, не делил (военную добычу) поровну и не придерживался справедливости в решении судебных дел.” (Услышав это) Са’д воскликнул: “Тогда, клянусь Аллахом, я молю Аллаха о трёх вещах: О Аллах, если этот раб Твой является лжецом и если он поднялся (со своего места только) для того, чтобы показать себя и прославиться, то продли жизнь его, и продли бедность его и подвергни его испытаниям!” (И всё это сбылось) а когда впоследствии этого человека спрашивали (о его положении), он отвечал: “(Я -) испытывающий лишения старец, и меня настигло проклятие Са’да.”

Абд аль-Малик бин Умайр, передавшмй (этот хадис) со слов Джабира бин Самуры, сказал:

- И потом я видел (этого человека), брови которого от старости нависали на глаза и который преграждал дорогу молодым служанкам, (пытаясь) хватать их за руки. аль-Бухари 755, Муслим 453.

1506 - Передают со Урвы бин аз-Зубайра, что (в своё время) Арва бинт Аус начала тяжбу против Са’ида бин Зайда бин ‘Амра бин Нуфайля (подав на него жалобу) Марвану бин аль-Хакаму и утверждая, что (Са’ид) захватил часть её земли. (В ответ на вопросы Марвана об этом) Са’ид сказал: “Как же мог я захватить часть её земли после того, что я слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?!” (Марван) спросил: “А что ты слышал от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует?”, - (и Са’ид) сказал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “(В День воскресения) вокруг шеи несправедливо захватившего пядь (чужой) земли обовьют (собранное) с семи земель” ”, - и Марван сказал ему: “После этого я уже не потребую от тебя (никаких) доказательств.” (Тогда) Са’ид сказал: “О Аллах, если она лгала, лиши её зрения и погуби её на её земле!”

(Урва) сказал: - И она (действительно) не умерла, пока не ослепла, а однажды когда (эта женщина) шла по своей земле, она упала в яму и испустила дух. аль-Бухари 3198, Муслим 1611.

Муслим приводит другую версию (этого хадиса), передаваемую со слов Мухаммада бин Зайда бин ‘Абдуллаха бин ‘Умара и по смыслу (соответствующую тому, что передал Урва бин аз-Зубайр. В этой версии со слов Мухаммада бин Зайда сообщается), что он видел, как эта лишившаяся зрения (женщина передвигалась по улицам), держась за стены, и что однажды она проходила мимо колодца, находившегося на том участке, из-за которого она вела тяжбу, (упала туда) и (этот колодец) стал для неё могилой.

1507 - Сообщается, что Джабир бин ‘Абдуллах сказал: - В ночь перед (битвой при) Ухуде мой отец подозвал меня к себе и сказал: “Я думаю, что непременно буду убит в числе первых сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) и, поистине, не останется после моей смерти никого, кто был бы для меня дороже, чем ты, если не считать посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) У меня есть долг, оплати же его, и (ещё) я наказываю тебе хорошо обращаться с твоими сёстрами!” А утром его (действительно) убили первым, и сначала я похоронил его вместе с другим человеком[2150], но (поскольку) мне не нравилось оставлять его вместе с другим, через шесть месяцев я выкопал его (тело), и оказалось, что оно находится в таком же состоянии, как и в тот день, когда я похоронил его, если не считать (одного) уха, а потом я перезахоронил его отдельно. аль-Бухари 1351, 1352.

1508 - Передается от Анаса что (однажды когда) два человека из числа сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха) вышли от него тёмной ночью, перед ними (зажглось нечто вроде) двух светильников(освещавших им путь), а когда они расстались, с каждым из них осталось по одному (такому светильнику, который освещал ему путь), пока он не добрался до своего дома. (Этот хадис приводит аль-Бухари 3639, 465, 3805, передававший его разными путями.[2151] В одной из версий сообщается, что этими двумя были Усайд бин Худайр и Аббад бин Бишр)

1509 - Сообщается, что Абу Хурайра сказал: - (Однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) отправил отряд численностью в десять человек в качестве соглядатаев, назначив старшим над ними Асима бин Сабита аль-Ансари, да будет доволен им Аллах. Они двинулись в путь, а когда достигли аль-Худата(места, находящегося) между Усфаном и Меккой, про них стало известно людям из племени хузайль, которых называли бану лихйан[2152], и вслед за ними двинулось около сотни лучников и пращников. Заметив их, Асим и его товарищи укрылись (на какой-то возвышенности), а эти люди окружили их и сказали: “Спускайтесь вниз и сдавайтесь, а (мы обещаем) вам, что никого из вас не убьём.” (На это) Асим бин Сабит сказал: “Что касается меня, то я не спущусь (и не сдамся) на милость неверного! О Аллах, сообщи о нас Твоему пророку, да благословит его Аллах и да приветствует!” Тогда они начали стрелять в них из луков и убили Асима, а трое из них, в том числе Хубайб, Зайд бин ад-Дасина и ещё один, спустились вниз, поверив их обещанию. Когда они оказались во власти (неверных), те отвязали тетивы своих луков, связали их и (тогда) третий человек сказал: “Это - первое вероломство! Клянусь Аллахом, я не присоединюсь к вам, ибо эти (убитые) являются для меня (хорошим) примером!” Тогда (неверные) потащили его силой и (хотели) заставить его подчиниться, а когда он отказался пойти с ними, они убили его. Что же касается Хубайба и Зайда бин ад-Дасины, то их отвели в Мекку и продали там в рабство(что было) после битвы при Бадре. Хубайба купили сыновья аль-Хариса бин Амира бин Науфаля бин Манафа, которого Хубайб у бил в битве при Бадре, и он оставался у них в качестве пленника (некоторое время), пока они не решили убить его. (Узнав об этом, Хубайб) одолжил у одной из дочерей аль-Хариса бритву, чтобы побрить волосы на теле, и она дала ему эту бритву, а потом маленький сын (этой женщины) по её недосмотру подошёл к (Хубайбу) Она увидела, как (Хубайб), в руках у которого была бритва, посадил (мальчика) к себе на колени, и испугалась так, что Хубайб заметил это по её (лицу) и сказал: “Ты боишься, что я убью его? Я ни за что этого не сделаю!” (Тогда) она воскликнула: “Клянусь Аллахом, не видала я пленника лучше Хубайба! И клянусь Аллахом, однажды я видела, как он, будучи закованным в цепи и держа гроздь винограда в руке, ел (его), а в то время (винограда) в Мекке ещё (ни у кого) не было!” И она говорила: “Поистине, это - удел, который Аллах даровал Хубайбу!” А когда они[2153] вывели его за пределы харама,[2154] чтобы убить там, где это можно было сделать, Хубайб сказал им: “Дайте мне совершить молитву в два рак’ата.” Они позволили ему (сделать это) и он совершил молитву в два рак’ата, а потом сказал: “О Аллах, если бы не посчитали вы, что я боюсь, то обязательно бы добавил![2155] О Аллах, сочти число их, и уничтожь их одного за другим[2156] и не оставляй из них никого!” И он сказал:

- Если я буду убит (оставаясь) мусульманином, мне всё равно, как умру я ради Аллаха.

Это - ради сущности Бога, и если Он пожелает, то благословит суставы растерзанных частей тела.

Таким образом, Хубайб(проявивиший) терпение и совершивший (перед смертью молитву в два рак’ата), положил начало обычаю(которого следует придерживаться) каждому мусульманину(если его ожидает казнь) Он же, то есть пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своим сподвижникам известия об (этих людях) в тот же день, когда их постигла (беда)[2157]. Что же касается некоторых курайшитов, то когда им рассказали, что Асим бин Сабит был убит, они направили к (месту его гибели своих посланцев, желая, чтобы им) доставили какую-нибудь часть его (тела, по которой его можно было бы) опознать(так как в своё время Асим) убил одного из знатных (курайшитов), однако Аллах направил к (телу) Асима нечто вроде облака из пчёл, что защитило его от их посланцев, которые не смогли ничего отрезать от его (тела) аль-Бухари 3045.

И есть много других достоверных хадисов, имеющих отношение к этой главе и приведенных нами ранее в разных местах этой книги, в том числе хадис о юноше, приходившем к монаху и колдуну,[2158] хадис о Джурайдже,[2159] хадис о людях, оказавшихся в пещере, вход которой был завален обломком скалы,[2160] а также хадис о человеке, услышавшем раздавшийся из облака голос, когда ему было сказано: “Полей сад такого-то!”[2161] И есть много других известных указаний, имеющих отношение к данной главе, а способствует успеху только Аллах.

1510 - Сообщается, что Ибн ‘Умар сказал: - Когда бы ни слышал я, что ‘Умар говорит о чём-нибудь: “Поистине, я думаю, что (это будет) так”, - (впоследствии) всё случалось именно так, как он (об этом) думал. аль-Бухари 3866.

 

КНИГА О ЗАПРЕТНЫХ ДЕЛАХ.[2162]

ГЛАВА 254

О ЗАПРЕЩЕНИИ ХУЛЫ[2163] И ВЕЛЕНИИ СЛЕДИТЬ ЗА СВОИМ ЯЗЫКОМ.

 

Аллах Всевышний сказал: «… и не злословьте друг о друге! Разве захочет кто-нибудь из вас есть мясо своего покойного брата?! Ведь вы чувствуете отвращение к этому! И бойтесь Аллаха, поистине, Аллах - Приемлющий покаяние, Милосердный». (“Комнаты”, 12)

Всевышний также сказал:

Всевышний также сказал: «Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж.[2164]» (“Каф”, 18)

Знай, что каждый взрослый и дееспособный человек обязан удерживать язык свой от произнесения любых слов за исключением тех, польза которых является очевидной. Если же польза от произнесения тех или иных слов будет равнозначна отказу от этого, то согласно сунне от произнесения их следует воздержаться, поскольку даже дозволенные речи могут завершиться запретным или неодобряемым, что бывает часто, а со спасением (от греховного) сравниться не может ничто.

1511 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Пусть тот, кто верует в Аллаха и в Последний день, говорит благое или молчит.[2165] аль-Бухари 6018, Муслим 47.

Этот хадис ясно указывет на то, что говорить что-либо необходимо лишь в том случае, когда слова заключают в себе благое, а именно - то, польза чего является очевидной, когда же относительно полезности (того, что хотят сказать) возникают сомнения, говорить не следует.

1512 - Сообщается, что Абу Муса сказал: - (Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, кто из мусульман является достойнейшим?” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) ответил: “Тот, кто не причиняет (другим) мусульманам вреда своим языком и своими руками”.[2166] аль-Бухари 11, Муслим 42.

1513 - Передается от Сахля бин Са’да что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поручившемуся мне за то, что находится между его челюстями[2167] и между его ногами, я поручусь за (то, что он войдёт в) рай.[2168] аль-Бухари 6474, Муслим)

1514 - Передается от Абу Хурайры, что он слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, раб (Аллаха может) сказать (что-либо, даже) не подумав об этом,[2169] в результате чего он поскользнётся (и окажется) в пламени (ада на таком расстоянии от его края, которое будет) больше расстояния между востоком и западом. аль-Бухари 6477, 6478, Муслим 2988.

1515 - Передается от Абу Хурайры, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Поистине, раб (Аллаха может) произнести слова, угодные Аллаху Всевышнему, чему сам он не придаст никакого значения, но за что Аллах возвысит его на (много) ступеней. И, поистине, раб (Аллаха может) произнести (такие) слова, которые вызовут ярость Аллаха Всевышнего, чему сам (сказавший их) не придаст никакого значения, но из-за чего он будет ввергнут в ад. аль-Бухари 6478.

1516 - Передается от Абу ‘Абд ар-Рахмана Биляла бин аль-Хариса аль-Музани что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине(иногда) человек говорит нечто столь угодное Аллаху, что не (может даже и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова,[2170] за которые Аллах записывает его (как одного из тех, к кому) Он будет благоволить до самого Дня встречи с ним![2171] И, поистине, (иногда) человек говорит нечто (вызывающее такой) гнев Аллаха, что не (может даже и) представить себе, каких (пределов) достигают его слова, за которые Аллах записывает его (как одного из тех, на кого) Он будет гневаться до самого Дня встречи с ним! (Этот хадис приводят Малик в “Аль-Муватта” и ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 1619, сильсиля сахиха 888.

1517 - Сообщается, что Суфьян бин ‘Абдуллах сказал: - (Однажды) я попросил: “О посланник Аллаха, скажи мне нечто такое, чего я стал бы придерживаться”, - (на что пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Скажи: “Господь мой - Аллах”, - а потом придерживайся прямоты.”[2172] Я спросил: “О посланник Аллаха, а чего ты опасаешься для меня больше всего?”, - и тогда он взялся за свой язык, после чего сказал: “Этого.” (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 4395, сахих ибн Маджа 3208.

1518 - Передается от Ибн ‘Умара что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Не предавайтесь многословию(если только дело не касается) поминания Аллаха[2173], ибо, поистине, многословие без поминания Аллаха Всевышнего (свидетельствует об) ожесточённости сердца, жестокосердный же, поистине, находится дальше всех людей от Аллаха![2174]” (ат-Тирмизи) Да’ифуль джами’ 6265, сильсиля Да’ифа 920.

1519 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Войдёт в рай такой (человек), которого Аллах упасёт от зла того, что находится у него между челюстями и между ногами. (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 6593, сильсиля сахиха 510.

1520 - Сообщается, что Укба бин Амир сказал: - (Однажды) я спросил: “О посланник Аллаха, что (может привести к) спасению?”, - (на что пророк (мир ему и благословение Аллаха)) ответил: “Придерживай свой язык(чтобы сказанное тобой не обернулось) против тебя[2175], (считай) дом твой (достаточно) просторным для тебя[2176] и плачь о грехах твоих. (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 1392, сильсиля сахиха 890, сахих ат-Тирмизи 2406.

1521 - Передается от Абу Са’ида аль-Худри что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Когда сын Адама просыпается утром, все части его тела выражают свою покорность языку, говоря: “Побойся Аллаха ради нас, ибо мы (зависим) только от тебя[2177], и если ты будешь придерживаться прямоты, то и мы будем прямыми, а если ты искривишься, то искривимся и мы. (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 351, сахих ат-Тирмизи 1962.

1522 - Сообщается, что Му’аз сказал: - (Однажды) я попросил: “О посланник Аллаха, скажи, какое дело позволит мне войти в рай и удалит меня от огня.” (В ответ пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Ты задал вопрос о великом (деле, однако), поистине, оно (станет) лёгким для того, кому Аллах Всевышний облегчит его: поклоняйся Аллаху и ничему более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят, постись во время рамадана и соверши Хадж к Дому.” А потом (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Не указать ли тебе на врата блага? Пост является щитом, садака гасит собой грех подобно тому, как вода гасит собой огонь, и (ещё) - молитва человека среди ночи”, - после чего прочитал (такие аяты): “ … те, которые отстраняются боками своими от лож, взывая к Господу своему со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. # И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали.”[2178] Потом (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) спросил: “Не сообщить ли тебе о главном в этом деле, его столпе и его вершине?” Я сказал: “Конечно, о посланник Аллаха!”, - и он сказал: “Главным в этом деле является ислам, столпом его служит молитва, а вершина его - джихад.” Потом он сказал: “Не сообщить ли тебе о том, что лежит в основе всего этого?” Я сказал: “Конечно, о посланник Аллаха!”, - и тогда он дотронулся до своего языка и сказал: “Придерживай это.” Я спросил: “О посланник Аллаха, неужели же с нас взыщется за то, что мы говорим?”, - и (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) воскликнул: “Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами в огонь за что-нибудь ещё, кроме их клеветнических речей?!” (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 1392, сильсиля сахиха 890, ируа 413.

1523 - Передается от Абу Хурайры, что (однажды) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “Известно ли вам, что такое хула /гыба/?” (Люди) сказали: “Аллах и посланник Его знают (об этом) лучше.” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “(Это когда) упоминаешь ты о брате твоём так, что это не понравилось бы ему.” (Его) спросили: “Скажи, а если присуще брату моему то, о чём я скажу?” (Пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Если ему присуще то, о чём ты скажешь, значит, ты злословишь о нём, а если он не таков, значит, ты возведёшь на него напраслину.” Муслим 2589.

1524 - Передается от Абу Бакра что произнося проповедь в день жертвоприношения в Мине во время прощального паломничества, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Поистине, ваша жизнь, ваше имущество и ваша честь (должны быть) для вас столь же священными, сколь священным является этот ваш день, в этом вашем месяце в этой вашей стране! Довёл ли я (это до вас)?”[2179] аль-Бухари 67, 4662, 8078, Муслим 1679.

1525 - Сообщается, что ‘Аиша сказала: - (Однажды) я сказала пророку, да благословит его Аллах и да приветствует: “Достаточно тебе и того, что Сафийа[2180] такая-то и такая-то!”

Один из передатчиков (этого хадиса) сказал: “Она имела в виду (что Сафийа) мала ростом.”

(‘Аиша сказала): - (Услышав это, пророк (мир ему и благословение Аллаха)) воскликнул: “Поистине, ты сказала (такое), что (осквернило бы) собой (целое) море, если бы смешалось с ним!”

(‘Аиша сказала): - А (однажды) я (стала изображать) перед ним одного человека(передразнивая его)[2181], и (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Не хочу я, чтобы передо мной изображали кого бы то ни было, даже если (дадут) мне за это то-то и то-то!” (Абу Дауд, ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 5140, сахих Абу Дауд 4080.

Слова “осквернило бы собой целое море” означают, что если бы эти слова смешались с ним, то вкус моря изменился бы из-за зловония и отвратительности этих слов. (Сказанное пророком (мир ему и благословение Аллаха)) является одним из наиболее красноречивых его предостережений относительно (запретности) хулы, а Аллах Всевышний сказал: «Говорит он не по (собственной) прихоти: поистине, это - не что иное как ниспосылаемые откровения!»(“Звезда”, 3 - 4.

1526 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Когда я был вознесён на небо, то прошёл мимо людей с медными когтями, которыми они царапали себе лица и грудь, и я спросил: “Кто они, о Джибрил?” Он сказал: “Это - поедающие мясо людей[2182] и бесчестящие их.” (Абу Дауд) Сахихуль джами’ 5213, сильсиля сахиха 533.

1527 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Для каждого мусульманина неприкосновенными являются жизнь, честь и имущество (другого) мусульманина. Муслим 2564.

 

ГЛАВА 255

О ЗАПРЕЩЕНИИ ВЫСЛУШИВАТЬ (СЛОВА) ХУЛЫ И ВЕЛЕНИИ УСЛЫШАВШЕМУ (ТАКИЕ СЛОВА) ОТВЕРГАТЬ ИХ И ВЫРАЖАТЬ СВОЁ ПОРИЦАНИЕ ТОМУ, КТО ИХ ПРОИЗНОСИТ, ЕСЛИ ЖЕ ЧЕЛОВЕК НЕ СУМЕЕТ СДЕЛАТЬ ЭТОГО ИЛИ СЛОВА ЕГО НЕ БУДУТ ПРИНЯТЫ (К СВЕДЕНИЮ), ПУСТЬ, ЕСЛИ СМОЖЕТ, ПОКИНЕТ ТАКОЕ СОБРАНИЕ.

 

Аллах Всевышний сказал: «Когда слышат они пустые речи[2183], то отстраняются от них…» (Рассказ, 55)

Всевышний также сказал: «Преуспеют те верующие, которые в молитвах своих смиренны, и которые отстраняются от пустословия …»(“Верующие”, 1 – 3)

Всевышний также сказал: «Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания: поистине, слух, зрение и сердце, все они будут об этом спрошены!» (“Ночное путешествие”, 36)

Всевышний также сказал: «А когда увидишь тех, кто пускается в рассуждения о Наших знамениях[2184], то покинь их, пока они не заведут другой разговор. Если же шайтан заставит тебя забыть (об этом)[2185], то, вспомнив, не оставайся с несправедливыми людьми». (“Скот”, 68)

1528 - Передается от Абу-д-Дарды что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Лицо того, кто защитит честь своего брата,[2186] Аллах защитит от огня в День воскресения. (ат-Тирмизи) Сахихуль джами’ 6262, сахих ат-Тирмизи 1575.

1529 - В длинном и известном хадисе, который уже приводился ранее в “Главе о надежде”[2187], сообщается, что ‘Итбан бин Малик сказал: - Встав на молитву, пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил: “А где же Малик бин ад-Духшум?” Один человек сказал: “Это - лицемер, который не любит ни Аллаха, ни посланника Его.” Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не говори так! Разве ты не знаешь, что он сказал: “Нет бога, кроме Аллаха”, - стремясь к лику Аллаха?[2188] А ведь Аллах сделал запретным для огня того, кто скажет: “Нет бога, кроме Аллаха” , - стремясь к лику Аллаха!” аль-Бухари 425, Муслим 33.

1530 - В длинном хадисе, который уже приводился ранее в “Главе о покаянии”[2189] и в котором рассказывается о покаянии Ка’ба бин Малика сообщается, что он сказал: - Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидевший в окружении людей в Табуке, спросил: “А что делает Ка’б бин Малик?” Один человек из племени бану салима сказал: “О посланник Аллаха, задержали его две его одежды[2190] и его высокомерие.” Тогда Му’аз бин Джабаль воскликнул: “Как плохо ты сказал! Клянусь Аллахом, о посланник Аллаха, нам известно о нём только хорошее!”, - и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) промолчал. аль-Бухари 4418, 4677, Муслим 2769.

 

ГЛАВА 256



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.13.53 (0.021 с.)