О ТОМ, ЧТО (СЛЕДУЕТ) ГОВОРИТЬ (ЧЕЛОВЕКУ), ПОТЕРЯВШЕМУ НАДЕЖДУ ВЫЖИТЬ.




ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О ТОМ, ЧТО (СЛЕДУЕТ) ГОВОРИТЬ (ЧЕЛОВЕКУ), ПОТЕРЯВШЕМУ НАДЕЖДУ ВЫЖИТЬ.



 

911 - Сообщается, что ‘Аиша сказала: - Я слышала, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) опиравшийся на меня, говорил: “О Аллах, прости меня, помилуй меня и присоедини меня к высшему обществу![1514]” /Аллахумма-гфир ли, ва-рхам-ни ва альхык-ни би-р-рафикы-ль-а’ля!/ аль-Бухари 4450, Муслим 2444.

912 - Сообщается, что ‘Аиша сказала: - Я видела, как находившийся при смерти посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рядом с которым стояла чаша с водой, погружал свою руку в эту чашу, после чего проводил (влажной рукой) по своему лицу и говорил: “О Аллах, помоги мне (вынести) тяготы смерти и предсмертной агонии!” /Аллахумма, а’инни ‘ аля гамарати-ль-маути ва сакярати-ль-маути!/ (ат-Тирмизи) Да’ифуль джами’ 1176, мищка 1564.

 

ГЛАВА 148

О ТОМ, ЧТО (ЧЛЕНАМ) СЕМЬИ БОЛЬНОГО И ТЕМ, КТО ЕМУ СЛУЖИТ, ЖЕЛАТЕЛЬНО НАКАЗЫВАТЬ, ЧТОБЫ ОНИ ХОРОШО К НЕМУ ОТНОСИЛИСЬ И ТЕРПЕЛИВО ПЕРЕНОСИЛИ ДОСТАВЛЯЕМЫЕ ИМ ТРУДНОСТИ, ЧТО ОТНОСИТСЯ И К ТЕМ ЛЮДЯМ,

КОТОРЫЕ УЖЕ БЛИЗКИ К СМЕРТИ ЛИБО ВВИДУ СМЕРТНОГО ПРИГОВОРА (ЗА СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ) ИЛИ В КАЧЕСТВЕ ВОЗДАЯНИЯ РАВНЫМ, ЛИБО ПО

КАКОЙ-НИБУДЬ ИНОЙ ПРИЧИНЕ.

913 - Передается от Имрана бин аль-Хусайна что как-то раз к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) явилась одна женщина из племени джухайна, забеременевшая в результате прелюбодеяния, которая сказала ему: “О посланник Аллаха, я совершила то, что требует наказания[1515], так подвергни же меня (этому наказанию)!”[1516] Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвал к себе её опекуна и сказал (ему): “Обращайся с ней хорошо[1517], а когда она родит, приведи её ко мне.” (Этот человек так) и сделал, (а когда после родов он привёл её) пророк (мир ему и благословение Аллаха) отдал соответствующее распоряжение[1518] и одежду на ней крепко затянули[1519], потом по его приказу её подвергли побиванию камнями, а потом он совершил по ней заупокойную молитву.[1520] Муслим 1696.

 

ГЛАВА 149

(В КОТОРОЙ ГОВОРИТСЯ) О ТОМ, ЧТО БОЛЬНОМУ ПОЗВОЛИТЕЛЬНО ГОВОРИТЬ: “МНЕ БОЛЬНО”, - ИЛИ: “МНЕ ОЧЕНЬ БОЛЬНО”, - ИЛИ: “Я ЧУВСТВУЮ НЕДОМОГАНИЕ”, - ИЛИ: “О, МОЯ ГОЛОВА!”, - И (ПРОИЗНОСИТЬ) ПОДОБНЫЕ ЭТИМ (СЛОВА), И В КОТОРОЙ РАЗЪЯСНЯЕТСЯ, ЧТО В ЭТОМ НЕТ НИЧЕГО НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО, ЕСЛИ ТАКИЕ СЛОВА ПРОИЗНОСЯТСЯ НЕ ОТ НЕГОДОВАНИЯ И НЕ ИЗ-ЗА ПРОЯВЛЕНИЯ НЕТЕРПЕНИЯ.

 

914 - Сообщается, что (‘Абдуллах) Ибн Мас’уд сказал: - (Однажды) я зашёл к пророку (мир ему и благословение Аллаха) страдавшему (от сильной горячки), дотронулся до него и сказал: “О посланник Аллаха, какая у тебя сильная горячка!” Он сказал: “Да, и, поистине, болею я подобно (сразу) двоим из вас!” аль-Бухари 5648, 5667, Муслим 2571.

915 - Сообщается, что Са’д бин Абу Уаккас сказал: - Когда я тяжело заболел, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) пришёл навестить меня, и я сказал: “Поистине, болезнь уже довела меня до крайности! Я богат, а наследников, кроме дочери, у меня нет … ”

Далее (Са’д, да будет доволен им Аллах) передал этот хадис до конца. аль-Бухари 1296, Муслим 1628.

916 - Сообщается, что аль-Касим бин Мухаммад сказал: - (Однажды) ‘Аиша (у которой болела голова) воскликнула: “О, моя голова!”, - что же касается пророка (мир ему и благословение Аллаха) то он сказал: “Нет, это я скажу: “О, моя голова!” ”[1521]

Затем (аль-Касим) передал этот хадис до конца. аль-Бухари 5666. (и Муслим 2387.

 

ГЛАВА 150

О ТОМ, ЧТО УМИРАЮЩЕМУ СЛЕДУЕТ НАПОМИНАТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВ “НЕТ БОГА, КРОМЕ АЛЛАХА” /ЛЯ ИЛЯХА ИЛЛЯ-ЛЛАХУ/.

 

917 - Передается от Му’аза что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

- Тот (человек), последними словами которого (станут слова) “Нет бога, кроме Аллаха”, войдёт в рай. (Этот хадис приводят Абу Дауд и аль-Хаким, сказавший: “Иснад его является достоверным.”) Сахихуль джами’ 6479.

918 - Сообщается, что Абу Са’ид аль-Худри сказал: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Внушайте своим умирающим, чтобы они произносили слова “Нет бога, кроме Аллаха”.” Муслим 916.

 

ГЛАВА 151

О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ ПОСЛЕ ТОГО, КАК ПОКОЙНОМУ

ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА.

 

919 - Сообщается, что Умм Саляма сказала: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вошёл к Абу Саламе,[1522] когда взор его уже угас. Он закрыл ему глаза, а потом сказал: “Поистине, когда дух забирают, взор следует за ним.” Близкие (покойного) стали громко причитать, и (пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Не призывайте на себя ничего, кроме блага,[1523] ибо после любых ваших слов ангелы станут говорить: “Амин”.” А потом он сказал: “О Аллах, прости Абу Саламе, и возвысь степень его среди ведомых правильным путём, и стань его преемником для тех,[1524] кто останется после него, и прости нас и его, о Господь миров, и сделай просторной для него его могилу и освети её для него!” /Аллахумма-гфир ли-Аби Саляма, ва-рфа’ дараджата-ху фи-ль-махдийина, ва-хлюф-ху фи ‘акыби-хи фи-ль-габирина, ва-гфир ля-на ва ля-ху, йа Рабба-ль-’алямина, ва-фсах ля-ху фи кабри-хи ва наввир ля-ху фихи!/ Муслим 920.

 

ГЛАВА 152

О ТОМ, ЧТО СЛЕДУЕТ СКАЗАТЬ (НАХОДЯСЬ) РЯДОМ С ПОКОЙНЫМ, И ЧТО СЛЕДУЕТ ГОВОРИТЬ ТОМУ, У КОГО УМИРАЕТ (БЛИЗКИЙ ЧЕЛОВЕК)

 

920 - Сообщается, что Умм Саляма сказала: - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Когда будете находиться у (постели) больного (или: … покойного), говорите (только) благое, ибо, поистине, после любых ваших слов ангелы станут говорить: “Амин”.” А когда умер Абу Саляма, я пришла к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и сказала (ему): “О посланник Аллаха, поистине, Абу Саляма умер!”, - (на что) он сказал: “Говори: “О Аллах, прости меня и его и дай мне хорошую замену ему”. /Аллахумма-гфир ли ва ля-ху, ва а’кыб-ни мин-ху ‘укба хасанатан!/ ” И я произнесла (эти слова), а (потом) Аллах заменил мне его тем, кто был для меня лучше его - Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха)”[1525] (В той версии, которую приводит Муслим 919, сказано: “Когда будете находиться у (постели) больного (или: … покойного)… ”[1526], - тогда как Абу Дауд и другие (мухаддисы) приводят слово “покойного”, не подвергая его сомнению)

921 - Сообщается, что Умм Саляма сказала: - Я слышала, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Если кого-либо из рабов (Аллаха) постигнет несчастье, а он скажет: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся! О Аллах, вознагради меня в несчастьи моём и дай мне взамен нечто лучшее!” /Инна ли-Лляхи ва инна иляй-хи раджи’уна! Аллахумма-джур-ни фи мусыбати ва-хлюф ли хайран мин-ха!/, - Аллах Всевышний непременно вознаградит его в его беде и даст ему взамен нечто лучшее.” И когда Абу Саляма умер, я сказала то, что велел мне (говорить) посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и Аллах заменил мне его тем, кто стал для меня лучше, чем он, - посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)” Муслим 918.

922 - Передается от Абу Мусы что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: - Когда у раба (Аллаха) умирает ребёнок, Аллах Всевышний спрашивает Своих ангелов: “Вы забрали дитя Моего раба?”, - а они отвечают: “Да.” Тогда Он спрашивает: “Вы забрали плод его сердца?”, - и они отвечают: “Да”. Тогда Он спрашивает: “И что же сказал раб Мой?”, - и они отвечают: “Он воздал Тебе хвалу и сказал: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему мы вернёмся!” ” И тогда Аллах Всевышний говорит: “Постройте для раба Моего дом в раю и назовите его “Домом хвалы”.” (”) Сильсиля сахиха 1408.

923 - Передается от Абу Хурайры, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах Всевышний говорит: “Не будет у Меня иного воздаяния, кроме рая, для Моего верующего раба, если заберу Я того из обитателей мира этого, кого он любил, а он станет безропотно переносить эту утрату в надежде на награду Аллаха”». аль-Бухари 6424.

924 - Сообщается, что Усама бин Зайд сказал: - (В своё время) одна из дочерей[1527] пророка (мир ему и благословение Аллаха) послала к нему (человека), чтобы пригласить его к себе и сообщить ему о том, что её мальчик (или: … её сын)[1528] находится при смерти, что же касается (пророка (мир ему и благословение Аллаха)) то он сказал этому посланцу: “Вернись к ней и скажи, что Аллаху Всевышнему принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха.”

Затем (Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах) привёл этот хадис до конца. аль-Бухари 1284, 7377, Муслим 923.

 

ГЛАВА 153

О ТОМ, ЧТО ПЛАКАТЬ ПО ПОКОЙНОМУ РАЗРЕШАЕТСЯ, НО БЕЗ ГРОМКИХ

РЫДАНИЙ И ПРИЧИТАНИЙ.

 

Что касается причитаний, то они запретны /харам/, о чём речь пойдёт в “Книге запретов”, если захочет Аллах Всевышний. Что же касается плача, то во многих хадисах говорится о его запретности[1529] и о том, что плач близких доставляет покойному мучения, однако их толкуют (определённым образом), относя к (такому человеку), который сам велит (своим близким) делать это.[1530] Если говорить о запретности плача, то он касается только плача, сопровождаемого громкими рыданиями, а на дозволенность плача без громких рыданий и причитаний указывают многие хадисы, в том числе:

925 - Передается от Ибн ‘Умара что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) навестил заболевшего Са’да бин Убаду[1531], а вместе с ним были ‘Абд ар-Рахман бин Ауф, Са’д бин Абу Уаккас и ‘Абдуллах бин Мас’уд, да будет доволен ими Аллах. И посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) заплакал, когда же люди увидели, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) плачет, заплакали и они, а потом он сказал: “Разве вы не слышите? Поистине, Аллах не подвергает мучениям ни за слёзы(текущие из) глаз, ни за скорбь сердца, однако Он подвергает мучениям или милует за это!”, - и он указал на свой язык. аль-Бухари 1304, Муслим 924.

926 - Передается от Усамы бин Зайда что посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) передали сына его дочери, который уже находился при смерти, и глаза посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) наполнились слезами. (Увидев это) Са’д сказал (ему): “Что это, о посланник Аллаха?” Он ответил: “Это - милосердие, которое Аллах Всевышний вложил в сердца Своих рабов, и Аллах помилует только милосердных из числа рабов Своих.” аль-Бухари 7377, Муслим 923.

927 - Передается от Анаса что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) зашёл к своему сыну Ибрахиму когда он был уже при смерти, и из глаз посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) полились слёзы, а ‘Абд ар-Рахман бин Ауф сказал: “И ты (плачешь), о посланник Аллаха?” (На это пророк (мир ему и благословение Аллаха)) сказал: “Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!” (Этот хадис аль-Бухари 1303 приводит полностью, а Муслим 2315 - частично)

В “Сахихах” приводится множество известных хадисов, имеющих отношение к этой главе, а Аллах знает об этом лучше.

 

ГЛАВА 154





Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.236.156.34 (0.011 с.)