Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Механизм естественного отбораСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Но мутации – это не всегда обязательно «плохо». Да, при одних определённых условиях часть мутаций может быть генетическим грузом, что мы рассмотрели чуть выше. Однако в других определённых условиях мутации могут быть очень полезным признаком. Для этих случаев в официальной науке существует понятие «ненаправленной изменчивости». Ненаправленная изменчивость – это есть следствия мутаций, которые не вызывают генетических дефектов, а ведут лишь к возникновению особенностей. Ненаправленная изменчивость возникает под воздействием сложившихся «самостоятельно», если можно так сказать, условий. Если же условия создаются кем-то (в том числе и Богом) целенаправленно, то можно ввести термин «направленная изменчивость». Примером её может служить целенаправленно организованный «генетический отбор», о котором рассказал И.А. Ефремов в «Туманности Андромеды». Имея представление о том, что такое «ненаправленная изменчивость», «направленная изменчивость», «генетические дефекты» и «генетическая катастрофа» можно разобраться и с «механизмом естественного отбора». «Механизм естественного отбора» предопределяет: – вероятностную гибель одних видов живых организмов (в конкретно сложившихся обстановке), – вероятностное развитие других видов живых организмов (в конкретно сложившейся обстановке). Как это происходит? Каждый биологический вид взаимодействует как со всей биосферой Земли, так и всем Космосом в целом. Вспоминайте, что все процессы во Вселенной – колебательные, а колебания воздействуют друг на друга. И вспоминайте о «матрицах-матрёшках», когда «маленькая» матрица находится внутри «большой» матрицы. А что значит «взаимодействует»? Это значит находиться как под «давлением» ритмов биосферы, так и под «давлением» ритмов всего Космоса. Характер этого совокупного «давления» на конкретный биологический вид (ящериц, птиц, мамонтов, обезьян, человечества) изменяется по причине того, что изменения в биосфере Земли подчиняется: – геологическим процессам на Земле, – энергетическим ритмам Космоса. А что значит «подчиняются»? Это значит, что геологические процессы планеты Земля и ритмы (колебания) Космоса оказывают своё «давление» на биосферу. Таким образом выстраивается вполне определённая «цепочка» воздействий («давлений»): ритмы Космоса – геологические процессы планеты – колебания (ритмы) биосферы – биологические виды. Частоты колебаний (ритмы) всех этих процессов различные. Давайте сравним их между собой. Сравним в первую очередь частоту смены поколений какого-либо биологического вида с другими колебаниями Космоса, планеты Земля и её биосферы. Что такое «частота смены поколений»? Это когда молодые особи какого-либо биологического вида приходят на смену старым, больным, умирающим особям и занимают их место в активной жизни на такой же период времени, в течение которого активную жизнь вели старые, умирающие особи. У животных период детства очень небольшой и во взрослую жизнь они вступают достаточно быстро. Все читатели наверняка наблюдали период детства у кошек и собак. А вот у человека период детства достаточно большой, поскольку он в течение этого периода должен не только научиться кушать ложкой и вилкой и ходить на горшок, но он должен научиться разговаривать, читать, писать, считать, приобрести профессию – то есть он должен овладеть информацией о жизни людей друг с другом, жизни в обществе людей (в «социуме»). Такую информацию можно назвать «социальной информацией». Кошкам же и собакам овладевать социальной информацией необходимости нет. Научился «мяу-мяу» и «тяв-тяв» – и достаточно: вступай во взрослую жизнь. То есть для животных видов достаточно развить лишь то, что обусловлено их генетикой, овладеть информацией, которая заложена в их генетике. А человеку надо овладеть И «генетической информацией», И социальной информацией. Более подробно о сравнении «частоты обновления поколений людей» с частотами других ритмов мы поговорим в главе №11 (крушение глобальной пирамиды). Здесь же мы сравним частоту смены поколений какого-то условного (абстрактного) биологического вида (кошки, верблюды, черепахи, комары, слоны и т.д. – выбирайте на вкус) с частотами, которые воздействуют («давят») на эти особи. Теперь посмотрите на график (рис. 10-11).
На нём изображены три частоты. «Нижняя» – это частота смены поколений какого-то биологического вида (для каждого вида она практически постоянна: комары живут один день, кошки 10-12 лет, слоны порядка 100 лет и т.д.). А «средняя» и «верхняя» частоты воплощают в себе два принципиально различных воздействия («давления») на особи какого-либо вида: А) «Верхняя» частота значительно ниже частоты смены поколений особей любого генеалогического вида (она воплощает все низкочастотные ритмы); Б) «Средняя» частота выше частоты смены поколений особей рассматриваемого конкретного вида (она воплощает все высокочастотные ритмы). Что из этого следует? В случае «А)» мутации с характером ненаправленной изменчивости позволяют особям любого генеалогического вида подстраиваться под медленно меняющиеся условия среды обитания. Ярким примером этого может служить нынешние белые медведи, которые мутировали из бурых при наступлении ледников и изменении климата на Земле. В случае «Б)» дело сложнее. В этом случае уже не биологический вид в целом, как таковой, должен подстраиваться, как описано в случае «A)», а каждая особь рассматриваемого вида должна суметь приспособиться к внезапно (или быстро, за короткий срок) возникшему воздействию («давлению»). Причём приспособиться каждая особь рассматриваемого вида должна за определённый достаточно короткий период времени. Иначе: «кто не успел – я не виноват!» Если такого приспособления не произойдёт, то такие особи понесут ущерб, вплоть до гибели каждой не приспособившейся особи, то есть всех особей вообще. Произойдёт гибель уже всего биологического вида в целом и такой вид вообще исчезает у биосферы. Но и это ещё не всё. Гибель одного не приспособившегося вида может нанести ущерб многим другим биологическим видам живых организмов, которые были связаны с исчезнувшим видом «пищевыми цепями» (кто кого ел). В результате этого может измениться целый биоценоз планеты Земля и в принципе – вся атмосфера планеты. Биоценоз – (гр.bios – «жизнь» + koinos – «общий») – совокупность организмов, населяющих участок среды обитания с однородными условиями жизни. А какова реакция биологического вида на воздействия («давление», ритмы, колебания) среды (далее «внешнее давление среды»)? То есть что происходит с конкретным биологическим видом при внешнем воздействии среды? А происходит вот что: 1. Изменяется потенциал развития особей вида, поскольку особи для того, чтобы выжить в процессе естественного отбора, вызванного изменениями воздействия среды, подстраивают свой генотип под такое воздействие. То есть происходят мутации ненаправленного и направленного характера. (О том, что такое «потенциал развития» – разговор чуть позднее). 2. Изменяется реакция особи на внешнее воздействие среды, то есть меняется её поведение. Эти два изменения неизбежно сопровождаются изменением информационной составляющей особи, то есть изменением информационного обеспечения особи. Вспомните: любой фрагмент Вселенной материален, он несёт в себе и на себе информацию, которая обязательно разМЕРена – длина, вес, цвет, запах и т.д. И если на «материю» повоздействовали «колебаниями» молотка, то на «материи» остались вмятины и трещины, что привело к изменению габаритов и очертаний (т.е. к изменению «меры»), а значит неизбежно изменило «образ» (информацию) «материи». Этот пример – самое примитивное понимание процессов в триединстве «материя – информация – мера». Более сложные процессы изменения в триединстве «материя-информация-мера» требуют более детального описания. Изменения информационного обеспечения у особей разных видов отличаются друг от друга. Эти отличия выражаются в трёх различных объёмах информации: 1) Информации, передаваемой генетически от поколения к поколению. В дальнейшем будем называть её «генетической» информацией. 2) Информации, усваиваемой конкретной особью в течение её жизни (для человека – «социальной» информации). В дальнейшем будем называть её «внегенетической» информацией. 3) Соотношением объёмов этих двух «информации» 1) и 2) (какой объём больше, какой меньше). В ходе ГЭП появление новых, всё более сложных видов живых организмов сопровождалось тем, что в общем объёме информации (на основе которой формируется поведение конкретной особи, реакция особи на воздействия среды): – доля объёма генетически передаваемой информации уменьшалась, – доля объёма внегенетически передаваемой информации увеличивалась («внегенетическая» информация – это та информация, которая не наследуется генетически, не передаётся от предков, а приобретается особью в ходе её жизни в окружающей среде, в ходе взаимодействия особи со средой; для человека – «социальной» информации). В качестве иллюстрации соотношения этих двух объёмов информации (генетической и внегенетической) можно привести примеры. Так у растений, моллюсков, насекомых весь объём информации, которая определяет их поведение в окружающем их мире и их реакцию на все «воздействия» на них, весь этот объём обусловлен генетически, то есть «передан по наследству». А вот у взрослого человека это уже не так. У взрослого человека весь объём информации, которая определяет его поведение в окружающем мире (в том числе и в обществе людей), состоит из двух объёмов: 1. Объём генетически наследуемой информации. 2. Объём внегенетической информации. «Внегенетическую» информацию, которая определяет поведение человека, можно иначе назвать «социальная» информация, поскольку человек живёт и работает в общности людей. «Социум» лат. socium – «общее, совместное») – человеческая общность определённого типа. Исходя из этого, можно говорить о неком «информационном модуле» человека, который определяет его поведение. «Модуль» (лат. modulus – «мерка», modus) – обособленная часть системы, устройства, компьютерной программы, выполняющей отдельную функцию. Для понимания проще всего изобразить этот «информационный модуль» человека графически (см. рис. 10-12). Например, его можно изобразить в виде «яйца», состоящего из двух частей: нижней и верхней.
Нижняя часть (половина яйца) – это информация, которая передаётся из поколения в поколение, это генетическая часть информационного модуля. Её можно также назвать «фундаментальной» частью модуля, поскольку, когда человек только-только родился, его поведение определяется исключительно инстинктами, то есть информацией, которую он наследовал от предков (генетическую информацию). А вот далее после момента рождения он начинает приобретать «социальную информацию», которая «ложится» на уже имеющуюся генетическую информацию, «ложится» на фундамент. Человечек начинает приспосабливаться под окружающий его мир: к звукам, запахам, к лицам людей, к «распорядку дня» и т.д. И чем дальше, тем всё больше и больше ребёнку надо знать и уметь. В ходе истории человечества объём «социальной информации» рос всё больше и больше. У ребёнка необходимость освоения больших объёмов внегенетической (социальной) информации привела к появлению «периода детства». В этот период детства каждый маленький человек накапливает жизненно необходимый минимум этой социальной информации. Накопление происходит либо индивидуально, либо под опекой взрослых. Если фундаментальная часть информации модуля в ходе жизни человека не меняется (нижняя часть яйца), то верхняя часть (верхняя половина яйца) в ходе истории всё растёт и растёт. Поэтому верхнюю часть информационного модуля человека можно назвать «адаптационной» частью. «Адаптация» (лат. adaptatio – «приспособление»; adaptare – «приспособлять») – 1. Приспособление строения и функций организма к условиям существования. 2. Совокупность реакций организма, обеспечивающих приспособление к изменению окружающих условий. 3. Процесс приспособления личности или социальной группы к изменениям социальной среды. Так вот, в ходе ГЭП объём адаптационной части непрерывно увеличивался. Шло накопление научных знаний, сведений из истории, правил ведения сельского хозяйства, устройства технических средств и т.д., и т.п. Человеку из века в век приходилось познавать всё больше и больше сведений из самых различных сфер жизни всех людей. И в наше время объём внегенетической информации (социальной информации) стал значительно больше объёма генетической информации. «Верхняя половина яйца» из века в век всё увеличивалась и увеличивалась. И сейчас она так выросла, что готова «раздавить» «нижнюю половинку яйца», готова раздавить «фундаментальную часть», раздавить генетику, фундамент, на котором стоит всё остальное! И не только «готова» раздавить, но этот процесс уже идёт, «фундамент» начал уже давать трещины, начал разрушаться. Это выражается в том, что люди теряют даже инстинкт самосохранения, не говоря уж о всей остальной происходящей деградации. «Социальная» информация давит на «генетически обусловленную» информацию людей. Степень этого подавления такова, что большинство людей (особенно в городах) не чувствует (потеряли инстинкты), не осознают: 1. Своей индивидуальной принадлежности к человечеству, как к одному из множества видов живых организмов. 2. Своей индивидуальной принадлежности ко всей биосфере Земли. 3. Своей подчинённости объективным законам Бытия на планете Земля. Кроме осознанных связей нарушаются и бессознательные связи с природой (психические, биологические связи), особенно в городах. Всё это вместе взятое «давит» на генетику человека, в результате чего генетика, хромосомный аппарат наследственности «трещит по швам». А ведь генетический аппарат человека в 50 раз чувствительнее генетического аппарата мушки-дрозофиллы, на которых учёныебиологи ставят опыты для исследования процессов мутаций. (Многие читатели, наверное, либо читали роман «Белые одежды», либо смотрели одноименный телефильм о советских ученых-генетиках). И если мушки-дрозофиллы начинают мутировать от незначительных воздействий, то на такие незначительные воздействия человек реагирует в 50 раз-сильнее! Получается, что человечество так угнетает свой хромосомный аппарат наследственности путём неправедной социальной жизни (чего стоит одно только пьянство), что скоро раздавит свою «фундаментальную часть» (нижнюю половину яйца), «размажет» по полу свою генетику и деградирует в бездумные орды недолюдков, что впоследствии приведёт человечество к изчезновению из биосферы планеты Земля, возможно к изчезновению вместе с биосферой. Не чувствуя и не осознавая своей индивидуальной принадлежности ко всему человечеству, к биосфере Земли и подчинённости объективным законам Бытия, человек противопоставляет себя Природе и Богу. Именно это и является непосредственной причиной глобального биосферно-экологического кризиса и других частных кризисов. Из сопоставления двух объёмов информации (генетической и вне-генетической) следует выделить один важный момент. Если возникает фактор, под давлением которого генотип популяции при смене поколений не успевает подстроится, то популяция гибнет. Если возникает фактор, под воздействием которого генотип популяции при смене поколений не успевает подстроиться только лишь по причине своей генетики (генетически обусловленной информации – «нижняя половина яйца»), то популяция может сохраниться благодаря разнообразию поведенческих реакций особей, обусловленных индивидуально внегенетически. То есть для человека это означает возможность сохраниться за счёт «социальной информации». Это ведёт и снижению ущерба. То же касается и выживания популяция при стихийных бедствиях и природных катастрофах. К этому важнейшему выводу мы ещё вернёмся в ДОТУ, когда будем рассматривать процессы, протекающие в суперсистемах. Здесь же коротко отметим, что в современном нам обществе знания во всей их полноте надо давать всем людям, поскольку если сложится ситуация, когда на человечество начнёт действовать какой-то новый, пока неведомый всем фактор («новый вирус»), а все люди будут «при деле» («каждый честно делает своё дело»), и не окажется никого, кто был бы способен выработать противоядие «новому вирусу-бацилле», то ущерб будет колоссальный. Но чем больше людей будет разбираться во всём происходящем, тем больше вероятность того, что всё же найдётся тот, кто найдёт такое противоядие против «новой бациллы». Под «вирусом-бациллой» следует понимать не только биологические и химические воздействия, но и социальные условия, и жизнеустройство, и взаимоотношения людей, т.е. это и политика, и религии, и многое другое, что можно назвать «управлением социальными системами» (управление общественной жизнью, жизнеустройством). И если управление какими-то сферами жизни общества ошибочно, и эту ошибку управления никто не видит и не говорит о ней, то ущерб в этой сфере жизни людей будет неизбежен. И чем на большем уровне управления (деревня, город, район, область, страна; сельское хозяйство, машиностроение, сфера образования и т.д.) происходит такое ошибочное управление, и ошибку никто не видит и не говорит об ошибке, то тем больший ущерб будет нанесён людям и обществу (масштаб деревни – это одно, а масштаб страны – это уже совсем другое). А если речь идёт об ошибочном управлении всем человечеством? Если нас, всех людей ведут в пропасть. При этом те, кто ведёт, не понимают этого, тогда что будет? При этом очень и очень многие не видят и не понимают гибельности курса, а тех, кто говорит об этом – тех не слушают … Именно это и происходит сейчас в масштабе человечества. Завершить разговор о механизме естественного отбора следует кратким описанием возникновения и развития человека. Но прежде, как и было обещано ранее, надо рассмотреть что такое «генетически обусловленный потенциал» развития особей каждого биологического вида (в т.ч. числе и человека). Для простоты понимания изобразим его графически. На рис. 10-13 вы видите некий вертикально стоящий параллелепипед.
Внизу обозначена его «основа». Эта генетика особи. Для человеков это «X» и «У» хромосомы. У каждой особи с момента рождения эта «основа» есть. Но в этой основе, в этом генетическом аппарате заложены программы развития каждой особи, заложен потенциал её развития. Этот потенциал развития изображён верхней частью параллелепипеда. На примере человека это означает, что в генетике каждого человека обязательно заложено, что этот человек должен научиться ходить, говорить, писать, считать и ещё многое-многое другое. Но в генетике уже не каждого, а отдельных конкретных людей заложены и предрасположенности: один склонен к музыке, другой к математике, третий к строительству и т.п. В народе об этом говорят: «Это у него от Бога!» То есть потенциал развития взрослых особей каждого биологического вида (в т.ч. и человека), обусловлен генетически. И самая главная задача каждого человека (смысл жизни) заключается в том, чтобы за время своей жизни полностью освоить заложенный в него потенциал развития. Но для этого ему надо как-то узнать о том, какой потенциал ему заложен. Об этом речь пойдёт в Достаточно Общей Теории Управления. А пока отметим, что этот потенциал развития может и не быть освоенным (что сейчас случается очень часто), поскольку для его освоения не созданы соответствующие условия в «окружающей среде». Для цветка – солнечного света мало. Для человека – окружающие его люди, общество, культура не дают ему необходимых знаний, навыков, не дают ему возможности реализовать заложенное в него Свыше. Т.е. процесс освоения генетически обусловленного потенциала развития осуществляется не по строгой и неукоснительной программе, и поскольку на этот процесс влияет множество воздействующих факторов, то по научному всё это можно выразить так: процесс освоения генетически обусловленного потенциала развития человека подчинён «вероятностным предопределённостям» (их мы также рассмотрим в ДОТУ). Теперь возвращаемся к прерванной нити повествования. Вновь вспомним «спираль эволюции», о которой до сих пор рассказывают студентам кандидаты и доктора «от философии» на своих лекциях, и которая по их рассказам напоминает кухонный инструмент для взбивания куриных яиц вручную. Но вспомним эту «спираль эволюции» уже в виде «расширяющейся воронки со ступенчатыми краями», в которую «укладывается» сверху «нить событий», когда выход на новую ступень происходит только при условии наполнения предыдущей ступени. Об этом подробно рассказано в главе 9. В ней же и дано строгое научное определение «воронки»: «многомерная вероятностная матрица возможных состояний материи», в которой материя переОБРАЗуется по МЕРЕ развития преопределённым для материи путём. А каждая такая «матрица-воронка» вложена в объемлющую её (охватывающую со всех сторон) бОльшую «матрицу-воронку». И такое «охватывание» по образу матрёшки приводит нас к самой большой «матрёшке» в мироздании. Это всё – иерархически наивысшее всё объемлющее управление (ИНВОУ), которое с древнейших времён люди называли Богом. Так вот, в ходе глобального эволюционного процесса (ГЭП) глобальная экологическая ниша («воронка-матрица») биосферы планеты Земля непрерывно расширялась. Напомню читателям, что «экология» (гр. oikos «жилище» + logos «слово»), это не только «наука, изучающая взаимоотношения человеческого общества и природы», но и «Условия существования живых организмов в какой-либо местности». Когда какой-либо вид исчерпывал свой генетически обусловленный потенциал (ГОП) освоения своей экологической ниши, то он: – либо вытеснял другие виды, завоёвывая их экологические ниши, – либо осваивал ранее безжизненную нишу, перестраиваясь под неё генетически, возможно порождая при этом новый вид организмов (то есть, поднимаясь на новую ступень «воронки со ступенчатыми краями» со всеми вытекающими для себя перспективами). Информация к размышлению. Вспомните, дорогие читатели, школьные уроки по биологии и анатомии человека, на которых мы «проходили» скудные сведения о зачатии человека и его развитии в утробе матери. В учебнике были рисунки, иллюстрирующие этапы этого развития. Вспомнили? Так вот, зародыш будущего человека в утробе матери в процессе своего развития внешне напоминает сначала рыбу, затем саламандру, черепаху, курицу, кролика… В результате освоения ранее безжизненных ниш на каком-то этапе развития биосферы возник вид Человек Разумный. Его представителем является сейчас всё Человечество, несмотря на множество рас, народов, племён. Человек выделяется из всего животного мира своими особенностями: 1. Генетическая обусловленность развития дискретного мышления (абстрактно-логического). «Дискретность» (лат. discretus «прерывистый») – прерывистость, раздельность. 2. Членораздельная речь. 3. Способность к реализации в разнообразном труде своих предумышлений. Всё это стало основой современной человеческой культуры.
Тайна «культуры»
Каких только определений слова «культура» не найдёшь в словарных справочниках… А уж об обыденном понимании «культуры» и говорить не приходится. С позиций изложенного в этой главе можно дать такое определение, которое «накрывает» все разнообразные определения слова «культура»: Культура – результат разнообразной внегенетически обусловленной деятельности поколений людей («социальной» деятельности). И всё! Но мы только что рассмотрели, что развитие человека, его совершенствование определяется: 1. Генетической составляющей (ГОП – генетически обусловленный потенциал развития, то что заложено Свыше). 2. Внегенетической составляющей («социальной» составляющей), которая влияет на освоение ГОП. Отсюда следует, что культура – один из многих факторов глобального эволюционного процесса – ГЭП. Поэтому всем нам надо понять, что не может быть ни «хорошей» культуры, ни «плохой» культуры (т.е. не-культурности). У человечества на планете Земля есть единая многоликая культура – внегенетически передаваемая информация (социальная) от поколения к поколению, а в ней есть издержки культуры, опасные для людей и человечества. Как определять «издержки»? Об этом мы поговорим в главе 12 при рассмотрении понятия «устойчивость». А сейчас сделаем очень важный вывод. Процесс развития культуры (а им является Глобальный Исторический Процесс – ГИП) – это есть одни из частных процессов ГЭП биосферы! В наше время есть множество обвинений: – В «биологизации» социологии, истории и т.д. – В «социологизации» биологии. Эти обвинения – выражение невежества: – биологов в социологии, истории и т.п. «социальных» науках; – социологов в биологии; – политики же невежественны не только в этих, но и в остальных областях Знаний. По своему содержанию это спор о том, что в человеке обусловлено: – Генетически передаваемой информацией. – Культурой (социальной информацией). – Собственным творчеством. Без ответа на эти вопросы невозможно разделить границей «биологический комплекс наук» и «социологический комплекс наук». Из уже рассмотренного нами ответы есть. 1. Весь комплекс безусловных рефлексов и инстинктов обусловлен генетически. 2. Способность к формированию условных рефлексов обусловлена генетически. 3. Само же поведение человека (внешне выглядит как условный рефлекс) определяется воздействием среды обитания (т.е. сейчас в первую очередь – культурой).
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-26; просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.188.166 (0.013 с.) |