Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Продовольственные революции XVIII В.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Культурные растения беспрестанно путешествуют и вносят возмущения в жизнь людей. Но их передвижения, происходящие как бы сами по себе, растягиваются на пека, порой на тыся-челетия. Однако после открытия Америки >ти перемещения ум ножились и ускорились. Растения Старого Света достигают Нового, и наоборот, растения Нового Света добираются до Старого, В одном направлении двигались рис. шиенипа, са- iKicvium.iit ISO llpo;umo.'ii.ci псиные |X'Ho;iK)uini Will it 1X1
:i" Граф Д XiMii.iioii (Hamilton J. American Treasure and Price Revolution in Spain. 1934, p 213, note I) обнаружил помидоры с 160Н i. в числе продовольственных закупок одной андалусийской больницы. -" Frcchc Ci. ct С /.«• Prix. /«\v grains, tics vins el iles legumes a 1 ouluuse (ШЬ 186Н). 1467, p. 21V22. :i- S*ucr C. O. Muize inl Europe. «Akten tle\.4 Internationally Amerikani.it hen харный тростник, кофейное дерево, в другом - кукуруза, картофель, фасоль, томаты210, маниока, табак... Повсюду эти пришельцы натыкались на враждебность местных культур и традиций питания: в Европе картофель считали пищей клейкой и неудобоваримой; в Юго-Восточном Китае, остающемся верным рису, и сейчас еще к кукурузе относятся с пренебрежением. И все же, невзирая на такое неприятие их как нищи и на медленность усвоения нового опыта, все эти растения в конечном счете размножились и заставили себя признать. В Европе и иных местах первой открыла им двери бедняцкая клиентура; демографический рост сделал их затем настоятельной необходимостью. Впрочем, если население мира увеличилось, смогло увеличиться, то не произошло ли это отчасти по причине того прироста производства продовольствия, который сделали возможным новые культуры? КУКУРУЗА ЗА ПРЕДЕЛАМИ АМЕРИКИ Какие бы аргументы ни выдвигались в пользу такого взгляда, маловероятно, однако, чтобы кукуруза вырвалась из своего американского «заточения» до плавания Колумба, который в 1493 г., в первое свое возвращение из Америки, доставил зерна маиса. Маловероятно также, чтобы она была африканского происхождения. Опираться в таких спорах о происхождении на выдвигаемые но всему миру притязания на роль родины кукурузы едва ли убедительно, ибо в зависимости от времени и от региона маис «обряжали» во все возможные и вообразимые имена. В Лотарингии он был родосским хлебом; в Пиренеях - испанским хлебом; в Байонне- индийским хлебом; в Тоскане -сирийской дуррой; в остальных частях Италии- зачастую турецкими зерном; в Германии и Голландии - турецкой пшеницей. В России маис назвали кукурузой; слово это само по себе турецкое, но в Турции ее также именуют румским [христианским] хлебом. А во Франш-Конте ее называли тюрки. В долине Гаронны и в Лорагэ маис изменил свое название еще более непредвиденным образом. В самом деле, на рынках Кастельнодари в 1637 г. и Тулузы в 1639 г. он появился под именем испанского проса. Очень распространенное в этой зоне просо получило тогда в прейскурантах наименование французского проса. Затем оба злака стали именоваться крупным просом и мелким просом до той поры, пока кукуруза, вытеснив культуру проса, не захватила и его название, став около 1655 г. просто «просом» Так продолжалось больше столетия, до самой Революции; тогда наконец в прейскурантах появилось слово «маис»211. После открытия Америки можно в общих чертах проследить за продвижением кукурузы в Европе и за ее пределами. Это была очень медленная «карьера», решающие успехи обозначились лишь в XVIII в. Однако в гербариях крупных ботаников описания этого растения начали появляться с 1536 г. (Жан Рюэль). гербарий же Леонхарда Фукса (1542 г.) дает точное его изображение, добавляя, что растение тогда встречалось во всех огородах л ^. По Названия кукурузы на Балканах (По ланным Граяна Сюинопнча в «innulcs ESC», 1%6, p 10.11.) \.ICO IKU'MHHMM Will it IS'
-'" Scrrcs (). /.<■ theatre de I agriculture. Op. cit.. II, p. 4. "u Bourdc Л. Agronomic el agrimonies en Frame аи XVIlf sieclc. 1%7. I. p. 185. note 5. -15 Stoianovich T. Le mats dans les Balkans.-«Annalcs. E. S. C», l%6. p. 1027 cl note 3. p. 1024 et note I. -lft Gcorgclin J. Op. cil., p 205. -r Anthony G. L'Industrie de la Mile a Pau el en Beam 1961. p. 17. 2|(l Frcchc G. cl G. Op. cit.. p. 20 22, 34-37. -lv Памятная записка о Беарне и Нижней Наварре от 1700 г. В. N.. Ms. fr. 42Н7. f 6. -и Москиа. АВПР. ф. Д. 254. л. 29. 22" Saint-Jacob P. Op. г/7., Р. 398 что нас интересует, так по в какой момет кукуруза покинула огороды, т. с. опытные участки, и завоевала себе место на полях и на рынках Требовалось, чтобы крестьяне привыкли к новой культуре, научились се использовать и. что еще важнее, питаться сю. Часто кукуруза в пору этого завоевания сочеталась с j|ia-чсолыо, которая гоже пришла из Америки и позволяла восстана-вливатьпочву: fag ioli (фасоль) и grano turco (турецкое зерно) сообща наводнят Италию. Около 1590 г. Оливье де Ссрр констатирует их совместное прибытие в ею родной Виварэ-М\ Но все это потребует времени, много времени. Еще в 1700 г. один агроном удивлялся тому, что кукуруза так мало культивируется во Франции:14. Точно так же и на Балканах кукуруза обосновалась самое малое под десятком разных названий. Но чтобы избегнуть внимания фиска и сеньериальных повинностей, она ограничивалась огородами и теми землями, что лежали подальше от больших дорог. Крупные площади она займет в XVIII в., т. е. двести лет спустя после открытия Америки215. И в общем только в XVIII в. она познает свой успех в Европе. В целом такая задержка вызывает удивление, поскольку бывали и исключения, и ранние успехи, и внушительные результаты. Из Андалусии, где кукуруза встречается около 1500 г., из Каталонии, из Португалии, достигнутой ею около 1520 г., из Галисии, затронутой ею около того же времени, кукуруза пришла, с одной стороны, в Италию, а с другой-в Юго-Западную Францию. Сенсационным был успех кукурузы в Венеции. Ее культура, появившаяся, как считают, около 1539 г., на рубеже XVI и последующего столетий распространилась по всей материковой части республики. И даже еще раньше она получила развитие в Полезине, небольшом районе близ Венеции, районе, где в XVI в. вкладывали крупные капиталы и где экспериментировали с новыми зерновыми на больших полях; естественно поэтому, что с 1554 г. здесь быстро распространилось grano turco :i<\ В Юго-Западной Франции культура кукурузы пришла сначала в Беарн. С 1523 t. в районе Байонны, а около 1563 г. и в деревнях Иа.варренкса:1 ? кукуруза служила зеленым кормом. Ей потребуемся еще немного времени, чтобы стать составной частью питания народа. А в районе Тулузы ее успеху способствовал упадок культуры пас геля :!s. В долине Гаронны, как и в Венеции, и в общем во всех районах, 1де внедрилась кукуруза, от хлеба в пользу кукурузной лепешки без особого удовольствия отказались, как и полагалось, бедные крестьяне или горожане. Мы читаем написанное в 1698 г. по поводу Беарна: «Миллок [читай: маис] л о разновидность хлеба, пришедшая из Индий, где ею питается народ»214. По словам русского консула в Лиссабоне, кукуруза «служит главной пищей подлого народа Португалии»::о. В Бургундии «gauties, выпекаемые в печи из кукурузной муки, составляют пищу крестьян и вывозятся в Дижон» — 1. Но нигде кукуруза не распространилась в зажиточных классах, реакция которых па нес, несомненно, была такой же, как и у некоего путешественника XX в. в Черногории на «эти тяжелые кукурузные колобки, которые везде встречаешь... и чей золо- --'.' Iliuruud J et J b. ИчнпЧс <A- Scut-in,?4l Ы, 1927. p НИ 22.» ClCOrttclin J. <>/> «4»., p.. V».' <■' ".< 2I-" T'rivlicG cl Ci W/> n'f.. p. 36 • Hmi;h|ki iа Фи'шшю (1533 1WV4 и) iiia.ii.«n- ский iiyieiiicctitcHHii». и нсп>рик Труди Iliiia-фсгты карi.i Африки ю-Ю нремени и описание юсударста Коню принадлежат к числу наиболее ценных источников но истории средневековой Африки. При». рп> 225 Pigalctta Г. el Ouaru- P. 76. 226 Verger P. Dicux d Afriuue. 1954. p I6K. 176. 1M). гнето-желтого цвета мякиш ласкает глаз, но отвращает желудок» 122. Кукуруза имела на своей стороне неоспоримый довод: свою урожайность. Несмотря на связанные с нею опасности (питание, в составе которого преобладает кукуруза, вызывает пеллагру), разве не положила она конец бесконечно до того повторявшимся голодовкам в Венеции? Мильнс Юга Франции, итальянская по ичапа, румынская мама.шга вошли, таким образом, в пита ние масс, которые но опыту знали и не будем это забывать! пищу времен голодовок, куда более отвратительную. Никакое пищевое табу не устоит перед голодом. Больше того, кукуруза, пища людей, но также и животных, обосновалась на парах и предопределила «революцию», сравнимую с тем успехом, какой выпал на тех же парах на долю кормовых культур. И наконец, возрастающая роль этого зерна в получении щедрых урожаев увеличила количество хлеба, поступавшего для продажи. Крестьянин ел свою кукурузу и продавал свою пшеницу, цена на которую бьиш почти вдвое выше. Это ведь факт, что в XVIII в. в Венеции благодаря кукурузе экспорт составлял от 15 до 20% производства зерна,-масштабы, сопоставимые с вывозом из Англии 1745-1755 гг.223 Франция в ту эпоху потребляла почти все производимое в ней зерно, за исключением 1-2%. Но и в Лора гэ «в XVII, а особенно в XVIII в. кукуруза, обеспечивая главную долю пищи крестьянина, позволила пшенице стать культурой, предназначенной для крупной торговли»224. Точно так же и в Конго кукурузу, ввезенную португальцами из Америки в начале XVI в. и носившую название Masa та Мри-ш, «португальский колос», приняли не от хорошей жизни. Пита фетта* указывал в 1597 г., что ценили ее намного ниже, нежели другое зерно, что кормили кукурузой не людей, а свиней :-\ Такова была первоначальная реакция. Мало-помалу кукуруза заняла первое место среди полезных растений на севере Конго, в Бенине, в стране йоруба. И разве не говорил об ее бесспорном триумфе то, что ныне кукуруза там включена в исторические предания? Лишнее доказательство того, что питание-это не просто материальный акт22*1. Покорить Европу, покорить Африку было сравнительно легко. Кукуруза совершила подвиг совсем иного масштаба, когда проникла в Индию. Бирму, в Японию и Китай. В Китай она пришла рано, в первой половине XVI в, одновременно и по суше, через бирманскую границу (тогда она и обосновалась в Юньнани), и морским путем, через Фуцзянь, порты ко юрой по,чдерживали постоянные связи с Индонезией. Кстати, мере? эти же порты пришли в начале XVII в. арахис, а позднее сладкий батат; посредниками на сей раз были либо португальцы, либо китайские купцы, торговавшие с Молуккскими островами. Тем не менее вплоть до 1762 г. культура кукурузы не имела большего значения, будучи ограничена Юньнаныо и несколькими округами Сычуани и Фуцзяни. В сущности, она восторжествует лишь тогда, когда быстрый рост населения в XVIII в. сделает необходимой распашку склонов хочмов и гор за пределами равнин, оставленных под рисовые плантации. И снова именно по необходимости, а не по доброй иоле часть населения X/ieo iiucviniiuii 1X4 Про, юно. п.с | псиные рсно. i юн и н XVIII I S5
--7 I'ing-Ti Ho. The Introduclftm of American food plants into China. "» Laufer В. The American Т/ал* Migration, the Potato. 1938. Китая откажется от своей любимой пищи. Тогда-то кукуруза широко Проникла на север и. даже распространилась дальше, в Корею. Она добавилась к просу и cojpro* традиционным культурам севера, и это ее распространение восстановило демографическое равновесие Северного Ки гая Относительно Южного, гораздо более населенного227. И Япония тоже воспримет кукурузу плюс'еще целый ряд новых растений, пришедших в нее отчасти через посредство Китая. ЕЩЕ ВАЖНЕЕ КАРТОФЕЛЬ Картофель встречался в Южной Америке со 2 тыс. до н. э. на таких высотах, где уже не может процветать маис. Обычно высушенный, чтобы храниться подольше, он сделался спасительным ресурсом22*5. Распространение картофеля в Старом Свете будет совсем непохожим на распространение кукурузы: столь же или даже еще более медленное, оно не было повсеместным. Китай, Япония, Индия, мусульманские страны картофель почти не восприняли. Успешно закрепится он в Америке-он «покорил» фактически весь Новый Свет,- и еще больше- в Европе. Европа была им ко- М ЦИТ. НО'. Harwell R M The Industrial Revolution and Economic Growth. 1971, p. 127. 2}0 Краковский архич. Фонд Чартрыских, д. 807. л. 19. "I Gcorgi J Ci. Op. at., p. 585. лонизована страна за страной: внедрение новой культуры приняло характер революции. Экономист В. Рошер (1817-1894 гг.) утверждал даже (конечно, несколько поспешно), будто картофель оказался причиной роста европейского населения22^. Скажем, самое большее-одной из причин, и внесем уточнения. Демографический подъем в Европе уже имел место, прежде чем новая культура могла оказать свое воздействие. В 1764 г. один из советников короля польского говорил: «Я бы хотел внедрить [ в нашей стране] культуру картофеля, которая почти неизвестна»2™. В 1790 г. вокруг Санкт-Петербурга его выращивали одни лишь немецкие колонисты231. А ведь в России, как и в Польше, как и в иных местах, население росло задолго до этих лет. Распространение новой культуры было очень медленным, но не представляет ли это общего правила? Испанцы познакомились с картофелем в Перу в 1539 г. Испанские купцы даже снабжали сушеным картофелем индейцев на рудниках Потоси, но появление нового растения на Иберийском полуострове не имело немедленных последствий. В Италии, проявившей больше внимания, чем Испания-ибо она была более населена,-это растение пробудило интерес к себе раньше, вызвало экспериментирование и получило одно из первых своих названий среди многих: тартуффоли. А г&м-турма де тьерра, папа и патата в
TEAV4X0 TQAVAXOl Ml \ 1MHI.IH I 1,■■>;> HO.UIi.'C |V!'.'1 IIOIIHIi Will H IS7
-'•' l.iiilcr И. Op. си. P. hi.: 105. -u lulliard 1-:. Op. tit. P. 2I.V -u Mathicu l>. l.'Ancicn Regime dims la province <lc Ijirruine el Harrois 1X79. p. 32.V ^ Conncll К Н The I'otuiti in Ireland. «Past and Present», № 23. November 1962. p. 57 71. ■'■" В Дюнкерк (1712 г.) (A N..CJ'. 1698. f 64); в llopiу1алик> (1765 i.) (A N.. I'12. I 143 sq.). ->7 Smith A. The Wealth of Nations. 1937. p. 161. -llt Ro/.c R. Hi.itoire de la pomme de trrre. 1898, p. 162. ->u Itcckmanu i. Beitrage zur Ockonoinic. V. S 2K0. :w Vandcrbrockc Ch. Cultivation and consumption of the potato in the 17th and ISth Centitriei. -vActa historiae necrlundica». V,!97t. p. 35. Испании; батата, Сшпштепра в Португалии; патапш. пшртуф-фо, тартуффола в Италии; картуф.1ьч тршфф, патат, помм до терр во Франции; потейто оф Америка в Англии; айрши потей-то в Соединенных Штатах; картоффел ь в Германии ^ эрдтап-фель около Вены; я уж не говорю о славянских, венгерских, китайских, японских названиях...232 В i60() i. Оливье дс Серр упоминает о картофеле и точно описывает способ его возделыва-ния. В 1601 г. Каролус Клузиус дал его первое ботаническое | описание в момент, когда, по собственному его свидетельству, картофель уже завоевал большую часгь немецких огородов. Согласно традиции, немного раньше, около 1588 г., того самого года, когда к Англии шла Непобедимая армада, благодаря Уолтеру Рэли картофель будто бы «высадился» в Англии. Можно побиться об заклад, что это прозаическое-событие имело гораздо большие последствия, нежели столкновение неприятельских флотов в водах Ла-Манша и Северного моря! В целом в Европе картофель полностью выиграл партию лишь в конце XVIII в., а то и в XIX в. Но, как и кукуруза, он знавал то там то тут и более ранний успех. Во Франции, особенно отстававшей в данном случае, такой ранний успех состоялся только в Дофине и в Эльзасе, где картофель завоевал поля с 1660 г.233, а затем-в Лотарингии, где он обосновался около 1680 г. и где, встречая критику и сопротивление еще в 1760 г., он в 1787 г. стал «главной и здоровой пищей» деревенских жителей234. Еще раньше, с первой половины XVII в., картофель оказался в Ирландии и здесь, вместе с небольшим количеством молочных продуктов, он сделался в XVIII н. почти исключительной пищей крестьян, познав всем известные успех, а затем катастрофу235. В Англии он также делал успехи, но долгое время картофель гам разводили гораздо более;1ля зкепорта, чем для внутреннею потребления230. Адам Смит сожалел о пренебрежении англичан к пищевому продукту, явственно доказавшему свою диетическую ценность в ■Ирландии23'7. Вол ее откровенным был успех новой культуры в Швеции и Германии. Кстати, как раз находясь в плену в Пруссии во время Семилетней войны, Парман т ье (17 XI 1813 i г.) «о г крое г» для себя картофель23-4. И вес же в 1781 \. в призльбеких областях не было ни одною лакея, пи одного слуги, который согласился бы есть tarioffeln. Они охотнее меняли хозяев '"Lieher gelm sic uus-ser Dions/"'-*1. По существу, повсюду. i;ie распространялась куль i ура картофеля, предлагая *то! клубень вместо хлеба, возникало сопротивление. Буду! i сворить, будто его употребление в пищу вызывает проказу. Буду! утверждал., что он вызываем скопление газон; и в 1765 г. зто признала «Энциклопедия», добавив: «Но что такое ветры для сильных органов крестьян и работников!» Так что нет ничею удивительного в том. что в тех странах, которые картофель завоевывал быстро и широко, ло завоевание утверждалось под угрозой более или менее драма i ических трудностей... Под угрозой голода, как зто было в Ирландии, поскольку lei же клочок чемли. которым лавал хлеб;кя одною человека, прекрасно мог прокормить карюфелсм двоихZ4y. И еще больше под угрозой воин, которые опустошали зерновые Картофель - шина 'пр остонародная. " Помощь бедным в Севилье в 1645 г. состояла из котла картофеля. Фрагмент картины, воспроизведенной на с. 92. -4| Vandcrbrockc Cl' Op cit. р. 21 м= 1Ш.. р. М поля. Землепашцы дорожат картофелем, пояснял один документ, говоря об Эльзасе, «ибо он никогда не подвергается... военным опустошениям»: армия может простоять лето лагерем на картофельном поле, не уничтожив осенний урожай2il. В сущности, всякая война, по-видимому, стимулировала разведение картофеля: в Эльзасе-на протяжении второй половины XVI1 в.; во Фландрии во время войны с Аугсбургской лигой (1688 1697 п.), а затем войны за Испанское наследство и, наконец, войны за Австрийское наследство, которая совпала с зерновым кризисом 1740 г.; к Германии--во время Семилетней войны и особенно войны за Баварское наследство (1778 1779 гг.), которую и прозвали «картофельной войной»247. И последнее преимущество: урожаи новой культуры в некоторых областях не обла! ались десятиной, и как раз по судебным процессам, которые затевали [крупные] землевладельцы, можно было очень точно проследить распространение картофеля в Южных Нидерландах начиная с 1680 г. и в Соединенных провинциях примерное 1730 г. Революционный подъем потребления картофеля К. Ванден-брук рассчитал;ыя тех же самых фламандских областей косвенным путем, по сокращению потребления зерновых, которое лот подьем повлек за собой. Последнее снизилось с 0.816 кг на человека в ден ьв 1693 г. до 0,758 кг в 1710 г., 0,680 ki в 1740 г., 0.476 кг в 1781 г. и 0,475 ki в 1791 i. Такое падение потребления означает, что в потреблении Фландрии картофель на 40", занял место черна. И зто подтверждает тот факт. X ion нас IMS [ 1родонол1,стенные революции XVIII и.
:■" Ibid., p. 28. -** Smith A. The Wealth of Nations, fed. I86\ p. 35. Цит. в: Pollard and C'rossley. Op. cil., p. 157. --15 Simond L. Voyage il'un Francpis en Anglelerre pendant Us armies IX10 el 1811, 1, p. 160. Привслу на всякий случай маленькую подробность (Sagard G. Le Grand Voyage du pays des Nitrons. 1976): в 1623 r. корабль, везший автора в Канаду, захватил небольшое английское судно, на котором был обнаружен бочонок батате в «в форме к руп пых брюквин, но гораздо лучших по вкусу» (с. 16). -'4(> Gem ell i Carcri G. F. Op. (it., IV, p. 80. -■r Labal. Nouvfau Voyage au.x hies de I'Amirique 1722, I, p. 353. :4S Grmefli Caret i < i. V. ();■ Jt. VI. p 2V что во Франции, в целом враждебной картофелю, хлебный рацион на протяжении XVIII в. скорее вырос, чем сократился 24\ «Картофельная революция» началась, как и во многих других частях Европы, только в XIX в. В действительности она составила часть более обширной революции, которая выгнала с огородов на ноля большое разнообразие овощей и бобовых и которая, будучи в Англии ранней, не ускользнула от внимания Адама Смита. В 1776 г. он писал: «Под картофель, репу, морковь, капусту-овощи, которые обрабатывали только лопатой,-ныне пашут плугом. Все виды продуктов огорода равным образом сделались намного дешевле»244. Тридцатью годами позднее один француз отмечал обилие свежих овощей в Лондоне, «которые вам подают во всей их прекрасной природной простоте, как задают овес лошадям»245. ТРУДНО ЕСТЬ НЕПРИВЫЧНЫЙ ХЛЕБ Чтобы убедиться в том, что в XVIII в. в Европе произошла н асто ящая революция в питании" (даже если понадобилось около двух веков для ее завершения), достаточно посмотреть, какие острые конфликты могут произойти, когда сталкиваются две противоположные пищевые традиции, в общем, всякий раз, когда некто оказывается вне пределов своей страны, вне сферы своих обычаев и своей повседневной пищи и предоставлен чужому попечению. На сей счет европейцы дают нам наилучшие примеры - однообразные, постоянные, но всякий раз показательные -таких труднопреодолимых пищевых барьеров. Подумайте только: в странах, ставших доступными для их любознательности или для эксплуатации ими, европейцы никогда не отказывались от своих привычек: к вину, к водке, к мясу, к ветчине, которая, будучи доставленной из Европы и даже пораженная червями, была в Индии на вес золота... А что до хлеба, то делали все, чтоб иметь его ио-прежнему под рукой. Преданность обязывала! Джемелли Карери, будучи в Китае, доставал для себя пшеницу и заставлял приготовлять из нее сухари и лепешки, «когда не бывало сухарей, ибо к рису, сваренному на пару, как его готовят в этой стране, и без всякой приправы, мой желудок не мог приспособиться»:4(). На Панамский перешеек, где хлеб не растет, муку привозили из Европы, и «она не могла быть там дешевой», а следовательно, хлеб представлял роскошь. «Он встречался лишь у европейцев, живущих в городах, да у богатых креолов, да еще они едят его только с шоколадом или с засахаренными фруктами». А для всех прочих трапез велят себе готовить кукурузные лепешки, разновидность полеты, и даже кассаву, «сдобренную медом»247. Когда в феврале 1697 г. путешественник Джемелли Карери прибыл с Филиппин в Акапулько, он, естественно, не нашел чам пшеничного хлеба. Этот приятный сюрприз ожидал его позднее, на пути в Мехико, в масатлапскои харчевне, trapichi\ «<i;ie мы нашли... добрый хлеб, что немало в этих горах, где все жители едя! только маисовые лепешки»248. Это лишний случай на- Пшеница, перенесенная в Америку испанцами. Индеец возделывает ее для себя теми же орудиями, что и европейский крестьянин. {Фото Мае.) 2W Ibid.. VI, р 89 помнить нам, что в Новой Испании на орошаемых или неорошаемых землях (riego или secano) существовало заметное производство хлеба, предназначавшегося для отправки в города. И вот наконец мы, историки, можем быть удовлетворены: во вторник 12 марта 1697 г. Карери оказался в Мехико свидетелем народных волнений. «В тог день произошло нечто вроде восстания: чернь явились под окна вице-короля требовать хлеба...» Немедленно были приняты меры, чтобы помешать народу сжечь дворец, «как он это сделал во времена графа Галоэ в 1692 г.»249. Не состояла ли эта «чернь» из белых, как нам кажется? Допустим, что дело обстояло именно таким образом, чтобы сделать hcmhoiо поспешное заключение, белый хлеб белый человек. Разумеется, в Америке. Earn же речь шла, напротив, о городских метисах, индейцах и черных невольниках, то можно держать пари, что то, чего они требовали иод всегда многозначительным названием «хлеб», могло быть только кукурузой... ii.KAiiiiii.iii \ k.ik же or i a li.iiuM мир
А КАК ЖЕ ОСТАЛЬНОЙ МИР? В целом доминирующие растения, как бы важны они ни были, присвоили себе лишь небольшую часть мира в точности ту самую, где было густое население, где сложились или же складывались цивилизации. Впрочем, выражение «доминирующие растения» не должно вводить нас в заблуждение: если они, принятые массой людей, вплетались в их образ жизни настолько, что определяли его и замыкали в рамках порой необратимого выбора, то не менее верно и противное именно господствовавшие цивилизации закладывали основы их успеха и делали его возможным. Культуры пшеницы, риса, кукурузы, карто(|»еля трансформировались по усмотрению того, кто их использовал. Доколумбовой Америке были известны пять или шесть разновидностей картофеля, а научное земледелие вывело из них тысячу. Нет ничего общего между кукурузой примитивных культур и курурузой зернового пояса сегодняшних Соединенных Штатов. Короче говоря, то, что мы рассматриваем как растительное богатство, есть также в большой степени богатство культурное. Для утверждения успеха такого порядка всякий раз требовалось, чтобы он был опосредован «технической средой» того общества, которое добивалось этого успеха. Если маниоке можно отказать в звании доминирующего растения, то не потому, что кассава •- мука, полученная из корня маниоки после его резки, промывки, сушки и измельчения,-есть пища низшего качества. Напротив, во многих африканских странах она и сегодня - спасение от голода. Но будучи «взята на вооружение» примитивными культурами, она не избежала их дальнейшей судьбы. В Америке, как и в Африке, маниока осталась пищей коренного населения и не узнала такого социально обусловленного расцвета, какой испытали кукуруза или картофель. Даже на родной земле ей составили конкуренцию зерновые, ввезенные из Европы. Как и люди, растения бывают удачливы лишь благодаря обстоятельствам. В данном конкретном случае их предала сама история Маниока, клубнеплоды тропических стран, кукуруза (определенная ее разновидность) и благословенные плодовые деревья банан, хлебное дерево, кокосовая и масличная пальмы служили человеческим коллективам, менее привилегированным, чем люди риса или пшеницы, но стойко занимающим очень большие пространства скажем;у1я краткости «мотыжным земледельцам». МОТЫЖНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ Что поражает еще сегодня, так это огромность территорий, на которых господствует работа либо палкой-копалкой (своего рода примитивной мотыгой), либо собственно мотыгой. Эти территории располагаются вокруг всей земли, как кольцо, «пояс», по выражению немецких географов, включающий Океанию, доколумбову Америку, Африку к км у от Сахары, значи- «Пояс» мотыжных культур Следует отмстить исключительную ширину зоны на всем Американском континенте и на островах Тихою океана (по данным Э. Верта). По мнению Ю. Дешана (письмо автору oi 7 января 1970 г.). Верт ошибается, включая Мадагаскар в tony мотыжною земледелия. Па острове пользуются очень длинным заступом. ан.ша<)и; он. по-видимому, индонечинско! о происхождения ?м| Boscrup г: i'.Yoiuiion ugrajrc ft /4,\sion demographiqiu'. 1470. p. 23 Щ (Opni iiu.: Boscrup I. The Ciiulilums of Agricultural (ir-mtlt I 1965) тельную часть Юга тл Юго-Востока Азии (там, впрочем, они граничат с зонами пахотного земледелия, а порой и располагаются с ними чересполосио). Смешение этих двух форм земледелия характерно в особенности для Юго-Вое точной Азии, для Индокитая в широком смысле слова. Отметим же, во-первых, что эта сегодняшняя особенность земного шара- крайне древняя и сохраняла спою силу на протяг жении всего периода, охватываемого данной книгой. Во-вторых, что речь идет о населении замечательно однородном за пределами неизбежных локальных вариаций. В-третьих, что по мерс прохождения столетий оно, мо население, оказывается, что вполне естественно, псе более-доступно внешним влияниям. 1. Древняя особенность. В самом деле, если мы поверим историкам первобытною общества и археологам, которые продолжают спорить по лому поводу, мотыжное земледелие возникло в итоге очень древней земледельческой революции, предшествовавшей той, которая около IV тысячелетия до н. э. породила плужное земледелие. Возможно, оно восходит к V тысячелетию, теряясь во мраке дописьменной истории. И подобно другой, эта земледельческая революция начиналась, видимо, в древней Месопотамии. В любом случае речь идет об опыте, пришедшем из глубины веков и длящемся благодаря однообразному повторению заученных уроков. С нашей точки зрения, несущественно, что различение земледелия плужного и без плуга спорно, так как иорождает-дс некий технологический детерминизм. В своей оригинальной книге 1966 г. Э. Бозсрапобъясняет, что при описанной нами выше системе лш)анг любое увеличение числа ртов, которые нужно кормить, наталкиваясь.на ограниченность территории, влечет за собой сокращение времени под -залежью, оставляемой ради восстановления леса 25°. И именно такое изменение ритма часта- X.ico насущный :;l P.Jean Frungois de Rome. La Fonda I km de la mission des Capucins аи Royaume de Congo. 1964, p. 89. :5~ Kotzebue 0. Reise urn die Welt... Op. cii., I. S. 7(V 71 [см.: Консбу О. Е. Путешествия вокруг света. Изд. 2-е М., 1948. Прим. ред.]. вляет в свою очередь перейти от одного орудия к другому. При таком объяснении орудие-следствие, а не причина. Палки-коналки достаточно или она даже вовсе не нужна, когда речь идет о том, чтобы среди золы и обугленных деревьев (повторяю, стволы не корчуют) сеять разбрасыванием, закрывать семена или сажать черенки. Но если лес-залежь не восстанавливается из-за быстроты оборота культур, вырастает трава; а выжечь ее недостаточно, так как огонь не уничтожает корни. Тогда становится обязательной мотыга, которой выпалывают траву. Это хорошо видно в Африке к югу от Сахары, где выращивание культур ведут одновременно на пожоге и леса, и саванны. Наконец, появляются заступ или рало-тогда, когда на обширных открытых и освобожденных от кустарниковой растительности пространствах все более и более ускоряется ритм посевов ценой постоянной подготовки почвы. А это означает, что наши мотыжные земледельцы - отсталые и что еще слабое демографическое давление не вынуждает их к подвигам и к гнетущему, тяжкому труду погонщиков упряжек. Отец Джованни Франческо Романо не заблуждался на сей счет, наблюдая в 1648 г. сельскохозяйственные работы конголезских крестьян во время дождливого сезона. Он писал: «Их способ обработки земли не требует большого труда по причине большого плодородия почвы [мы, очевидно, не примем этот довод]; они не пашут и не вскапывают землю, а слегка царапают ее мотыгой, чтобы прикрыть семена. При такой неутомительной работе они собирают обильные урожаи при условии, что будет досгаточно дождя»25'. Скажем в заключение, что труд крестьянина с мотыгой более производителен (с учетом затрат времени и усилий), нежели труд пахотных земледельцев Европы или рисоводов Азии. Но он исключает наличие общества с густым населением. Такой примитивной работе благоприятствуют не почва или климат, а безграничность имеющейся в распоряжении залежи (по причине именно слабой населенности) и общественные формы, образующие трудноразрываемую сеть привычек, все то, что П. Гуру именует «техническим обрамлением». 2. Гомогенность комплекса. Человеческий мир мотыжных земледельцев -и это самая впечатляющая деталь-соответствует довольно однородному комплексу имуществ, растений, животных, орудий, привычек. Настолько однородному, что можно заранее сказать почти без риска впасть в ошибку, что дом мотыжного креегьянина, где бы он ни находился, будет прямоугольным в плане и одноэтажным; что этот крестьянин умеет изготовлять грубую керамику; что он пользуется примитивным ручным ткацким станком, приготовляет и потребляет бродильные (но не алкогольные) напитки и разводит мелких домашних животных коз, овец, свиней, кур, собак, а иногда и пчел (но никакого крупного скота). Свое питание этот крестьянин получает из привычного растительного мира, который его окружает: банан, хлебное дерево, масличная пальма, тыква-горлянка, таро, иньям. Что нашел в 1824 г. на Таити моряк русской службы? Хлебные деревья, кокосовые пальмы, плантации банана и «маленькие оюроженные поля иньяма и сладкою батата» 2i2. 253 Gourou P. L 'Amerique iropicale vt auxtrale. 1976, p 29-32. 2«Ibid., p. 32. Естественно, что между крупными зонами такого мотыжного земледелия намечаются варианты. Так, наличие в африканских степях и саваннах крупного скота, буйволов и быков, видимо, связано с ею распространением в древности, начиная с зоны пахотных земледельцев Абиссинского нагорья. А издавна возделываемый и характерный для зон мотыжного земледелия банан (то обстоятельство, что он не может размножаться семенами, а только саженцами, служит, по-видимому, доказательством древности его кулы ивирования) огсутствует тем не менее в окраинных областях, скажем в Судане, к северу от Нигера, или в Новой Зеландии, чей климат поразил полинезийцев-маори (для них он оказался суров), которых их удивительные по смелости плавания на пирогах с балансиром забросили на эти бурные берега в IX XIV вв. Но существенное исключение составляет доколумбова Америка. Мотыжные земледельцы, создавшие поздние и хрупкие цивилизации Анд и мексиканских плато, вели свое начало от народов азиатского происхождения, которые несколькими волнами пришли в Америку через Берингов пролив. Самые древние следы человека, обнаруженные до сего времени, восходя г ко времени между 48 и 46 тысячелетиями д > н. э.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 563; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.137.175 (0.022 с.) |