Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Зарабогиая плата и цена ржи в Гепиигснс (XV-XIX вв.)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Цена ржи вычислена в серебряных рейхсмарках, а заработная плата (заработок дровосека, трудипшс! ося сдельно) выражена в кило! раммах ржи. Оченидна корреляция между рос юм пси на рожь и снижением реальной зарабоiпой платы, и наоборот. (По данным В. Абеля.) Два примера реальных цен на пшеницу Этот график стремится подчеркнуть, что означает движение реальной заработной платы, выраженной в шнешшс. Старинные меры приведены к современным центнерам,а цены зернового хлеба рассчитаны в десятках часов труда чернорабочего. Линия «10» (100 часов труда) представляет опасный уровень, за которым для работников начиналась трудная жизнь; при 200 часах она становилась катастрофической, а выше 300 наступал голод (рекордная цифра была достшнута в 1709 i.: более 500). Интерес 1 рафика заключается в пересечении двух кривых: линия И К) часов была пройдена в 1540 1550 м-., и luvinpai к шкому низкому уровню произошел лишь в 1880 18У0 и., после очень долю! v) иериоча дороюй жизни ток самых низкооплачиваемых работников, обычно подручных каменщика или мешальщиков раствора. Этот последний метод-метод Ж. Фурастье и его учеников, в частности Р. Грандами,-имеет свои преимущества. О чем в конечном счете говорят такие «реальные» цены? Конечно, о том, что цена центнера хлеба (мы сочли за лучшее привести старинные меры к этой единице) вплоть до 1543 г. держалась ниже величины оплаты 100 рабочих часов, а затем примерно до 1883 г. оставалась выше этой критической линии. Это обрисовывает более или менее ситуацию во Франции, а сверх того, в общих чертах,- и сходную ситуацию на всем Запале. Работник отрабатывает ежегодно приблизительно 3 тыс. часов; его семья из четырех человек потребляет в год приблизительно 12 центнеров... Подъем выше линии, соответствующей 100 рабочим чатам за центнер, всегда опасен; выше линии 200 часов- сигнал тревоги, а с пересечением линии 300 часов работы за центнер наступает голод. Р. Грандами полагает, что 100-часовая линия всегда преодолевалась по вертикали, т. е. наблюдались либо стремительный подъем, как было около середины XVI в., либо резкое падение, как в 1883 г. Движение всегда происходило в быстром темпе, как только эта линия бывала пересечена в том или другом направлении. Таким образом, для столетий, которым посвящена эта книга, реальные цены сдвинулись в плохом направлении. Единственным благо-латным периодом окажется последовавший за Черной смертью, и это обязывает нас к систематическому пересмотру прежних точек зрения. Вывод: нищета горожан, живущих на заработную плату. Нищета и деревенских жителей, где заработки в натуре следовали \ ICU ll.KNtilHUt' Эгсп график новое свидетельство относительного благосостояния народа в XV в., несмотря на несколько серьежых тревог, явно связанных с плохими урожаями. [По.чанным Р. Гранлами (Grandamy R.) в кн.: Fou ra stic J. Prix de vente et prix de revient. I4C scrie.) '-' Saint-Jacob. I». Op cil.. p. 539. '-- Prato G. La Vila econtimica in Piemonte in mezzo a secoln XVIII. i908. примерно такому же ритму. Итак, закон для бедняков был достаточно ясен: они были вынуждены ограничиваться второстепенными зерновыми, «продуктами менее дорогими, но все же дающими достаточное количество калорий», и «отказаться от пищи, богатой белками, в пользу питания, основанного на крах-малосодержащих продуктах». В Бургундии накануне Французской революции «крестьянин, если исключить крупных земледельцев, ест мало пшеницы. Этот роскошный злак предназначается на продажу, для маленьких детей, для нескольких редких празднеств. Он в большей степени обеспечивает кошелек, чем стол... Основу питания крестьян составляю! второстепенные зерновые: сопсеаи, или смесь пшеницы с рожью, рожь-в сравнительно богатых домах, в самых бедных ячмень и овес, в Бре-се и в долине Соны-кукуруза, в Морване рожь и гречиха» i:i. В Пьемонте около 1750 г среднее потребление в гектолитрах выглядело следующим образом: пшеница 0,94, рожь-0,91, прочие зерновые 0,41, каштаны-0,45, а всего 2,71 гектолитра в год122. В этом, скорее, недостаточном рационе пшеница занимала скромное место. I2J Ravcau P. Exsai sur la Situation economique et Vital social en Poilou аи XVf siecle. 1931, p. 63-65. im Andre 1. Alimentation et cuisine a Rome. 1961, P. 62-63. Richard J.-M. Art. cit., p. 21. 12* Meyer J. La Noblesse hretonne аи XVllf siecle. P. 449. note 3. 127 Ссылку не удалось восстановить. ХЛЕБ БОГАЧЕЙ. ХЛЕБ И КАШИ БЕДНЯКОВ Так же как существовали зерно и зерно, существовали хлеб и хлеб. В декабре 1362 г. в Пуатье, «когда цена сстье пшеницы достигала 24су, имелось четыре разновидности хлеба: хлеб шуан без соли, соленый хлеб шуан, хлеб «safleur» и хлеб рсбуле» Шуан, соленый или несоленый, был белым хлебом высшего качества из просеянной муки. Хлеб «safleur» (термин лот употребляют и в наши дни) выпекался из непросеянной муки. Что же касается «ребуле», то его, без сомнения, изготовляли из муки, состоявшей на 90% из обсевок и содержавшей мелкие отруби, «которые на пуатуском говоре все еще именуют рибуле». Эти четыре категории соответствовали спокойным периодам средней цены на пшеницу. Когда цены стояли низко, вернее-были умеренными, разрешалось выпекать только три категории хлеба. Но если цены поднимались, то можно было изготовлять 7 сортов очень разного качества; по сути дела, развертывался целый спектр разновидностей плохого хлеба123. Ничто не может лучше показать, до какой степени неравенство было правилом (пример Пуату-лишь один среди сотен других). Порой в хлебе оставалось от хлеба одно название. Часто его не бывало вовсе. Верная старинной традиции, Европа вплоть до XVIII в. продолжала питаться грубыми похлебками и кашами. Последние были древнее самой Европы. Puls этрусков и древних римлян приготовлялся из проса; другая каша, alien,-из картофельной муки и даже из хлеба. Встречаются упоминания о карфагенской alica - праздничном блюде, в которое входили сыр, мед и яйца 124. Полента, до того как ее стали готовить из кукурузной муки, была кашей из поджаренных и размолотых ячменных зерен, зачастую смешанных с просом. В Артуа в XIV в.- несомненно, м раньше и уж наверняка в более поздние времена-овес служил «для приготовления грюмеля каши, которую широко употребляло сельское население»125. В XVI в. и вплоть до XVIII в. в Солони, в Шампани, в Гаскони была обычной просяная каша. В Бретани к ней часто добавлялась густая гречневая каша на воде или на молоке, называвшаяся гру |26. В начале XVIII в. во Франции врачи прописывали больным овсяную кашу при условии, что она «будет приготовлена из хорошо выращенного овса». Эта старинная практика не вполне исчезла и ныне. Шотландская и английская porridge- это овсяная каша. В Польше и Рос сии приготовляют кашу из дробленой и поджаренной ржи, сва ренной наподобие риса. Не приходится особенно сомневаться что старой традиции следовал во время испанской кампанир 1809 г., используя что бог послал, и тот английский гренадер который рассказывал: «Мы готовили эту пшеницу, варя ее, ка* рис; или же, ежели нам так бывало удобнее, растирали зерно ме жду двумя плоскими камнями и потом варили, так что получа лась как бы густая каша»127. Осман-ага, молодой турецкий си пахи, плененный австрийцами под Темсшваром в 1688 г., i изумлению своих охранников, еще лучше справился с затрудне \. ICO M.iL \ I I [I I 1,1 И I I i 1ICII I ill. I
Трапеза в юлландской крестьянской семье. Единственная миска с кашей поставлена на табурет. Справа печь, слева приставная лесенка, служащая внутренней лестницей в доме. Гравюра А. Ван Оста-де, 1653. Национальная библиотека. Кабинет эстампов. (Фото Национальной библиотеки.) s:* Osman Aga. Der Gefangene de Guiuren. P.p. R. Krcutd, Otto Spies. 1962. S. 64 65. 124 Dupre de Sainl- Maur N. F Op. cit., p. 23. ниями. Когда казенный хлеб, das Komtnissbrot, кончился, интендантство роздало солдатам (которые двое суток не получали вообще ничего) их пайки мукой. И один Осман-ага сумел замесить ее с водой и спечь в горячей золе. Он сообщает, что уже бывал раньше в аналогичных обстоятельствах12*. Но речь идет почти о хлебе, во всяком случае-о пресном хлебе без дрожжей, испеченном в золе, какой часто едят в Турции и Персии. Следовательно, белый хлеб - это редкость и роскошь. Дюпре де Сен-Мор писал: «Во всех французских, испанских, английских населенных местах не более двух миллионов человек едят пшеничный хлеб» '-ч. Если лот выпад воспринимать буквально, то число едящих белый хлеб едва превышало 4"„ всего населения Европы. Еще в начале XVIII в. добрая половина деревенского населения питались нехлебными злаками и рожью, и в муке «бедняцкого» помола оставалось много отрубей. Пшеничный хлеб и белый хлеб, хлеб шуан (имелся в виду, несомненно, «хлеб каноников», хлеб капитула) долгое время оставались предметом роскоши. Старая пословица советовала: «Не съедать сразу 1 '" Iranklin Л /.и Vie privee d'autrefuis III l.a cuisine. ШК, p. 41. "' London. P. R. O. 30. 25, 157. (iiornale autagrafii ili Francesco Cantorini da Venezia a Madrid. ll- Savary J. Diitionnaire... IV. col. 10. '■" Mcrcicr L.-S. Op. cit. XII, p. 242 •l4 Л. N.. AD XI. 3K. 225 ' ^ Supplement ч lEncyclopi-die. II, 1776, p. 34 (статья Д. Дилро «Каша»). <Vh Mcrcicr L.-S Op. in.. VIII. p 154 sq 117 Mcrcicr L.-S. Op cit., XII. p. 240. же свой шуан»1М). Как бы ни назывался нот белый хлеб, он существовал давно, но исключительно для потребления богатых. В 1581 г. несколько молодых венецианцев, забравшихся по пути в Компостелу, в Испании, в стоявший на отшибе дом где-то возле Дуэро, дабы утолить свой голод, не обнаружили там «ни настоящего хлеба, ни вина-ничего, кроме пяти яиц и большого хлеба из ржаной муки с примесями, на который нельзя было смотреть; кое-кто смог съесть от него один-два кусочка» 131. В Париже, даже помимо белого хлеба, довольно рано началась карьера «мягкого хлеба» («pain mollet»), выпеченного из отборнейшей крупчатой муки с добавлением пивных дрожжей вместо «простой» закваски. Если в тесто добавляли молоко, то получался хлеб по-королевски {pain a la Reine), от которого была без ума Мария Медичи1*2. В 1668 г. Медицинский факультет тщетно осуждал использование дрожжей, ибо ими по-прежнему пользовались при выпечке булочек, и каждое утро женщины относили их булочникам целыми корзинами, «каковые они ставят себе на голову наподобие молочниц». Само собой разумеется, мягкий хлеб оставался роскошью. Как говорил в 1788 г. один парижанин, он «со своей хрустящей золотистой корочкой как будто оскорбляет лимузенский каравай... он выглядит как аристократ среди простонародья» '-;-\ Впрочем, такая роскошь требует изобилия. Едва возникает «дороговизна», как, скажем, в Париже в сентябре 1740 г., как сразу же два постановления Парламента запрещают «выпекать иные виды хлеба, кроме серо-белого» (bis blanc): мягкий хлеб и булочки подвергаются запрету, равно как и использование пудры на мучной основе, широко употреблявшейся в то время для париков14. Лишь между 1750 и 1850 гг. произошла настоящая революция белого хлеба. В эти годы пшеница вытесняет прочие зерновые (так произошло в Англии); затем хлеб все больше и больше начинают изготовлять из муки, очищенной от большей части отрубей. Одновременно распространяется мнение, будто для здоровья потребителей годится только хлеб из дрожжевого теста. Для Дидро любая каша была несъедобна, «ежели еще не перебродила» 135. Во Франции, где хлебная революция началась рано, в 1780 г. была основана Национальная школа хлебопечения, и немного позже наполеоновский солдат станет распространителем этого «драгоценного блага -белого хлеба», по всей Европе136. Тем не менее в масштабе континента эта революция будет на удивление медленной и, повторяем, завершится лишь к 1850 г. Задолго до полной своей победы» силу традиционных требований богачей и новых претензий бедняков она даст почувствовать свое давление на само распределение культур. С начала XVII в. пшеница господствовала вокруг Парижа, в Мюльсьене или Векссне, но в Валуа, Ьри, Вовези ей пришлось ждать своего часа до конца столетия. А Западная Франция осталась во власти ржи. Запомним уго превосходство Франции в том, что касалось белого хлеба. А впрочем, где и есть белый хлеб, как не в Париже? заявлял Себастьен Мсрсье. «Я люблю добрый хлеб, я его знаю, ушлмваю с первого взгляда»137. X. ico ii.ii\iiiiii-iii IS4 I lii
"«По документам. с которыми я ознакомился в краковских архивах. 1676
|
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 310; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.201 (0.014 с.) |