Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
VEmpire de la Chine el de laСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Tartarie chinoise. 1735, II. p. 65. 161 P. de Las Corlev Doc. cite, Г 123 v. 1112 Gourou P l.'Asiv. 1953. p. 32 lft> Ibid., p. 30 32. |м Для Сиама см.: Kampfer E. Histoirc naturelle... de /'Empire du Japon. 1732, 1. p. 69 Для Камбоджи см.: Рогёе-Maspero E. Eludes Sur lei riles agraires des Camhodgiens. 1942, I, p. 28; Gourou P. LAsie, p. 74. ЧУДО РИСОВЫХ ПЛАНТАЦИЙ Что касается рисовых плантаций, то мы располагаем столькими образами, свидетельствами и объяснениями, что должны были бы проявить полное отсутствие доброй воли, чтобы не понять всего. Рисунки в «Гэнчжеду» - китайском трактате 1210 г. уже дают представление о расположенных в шахматном порядке плантациях, об их чеках по нескольку аров каждый, об оросительных насосах с ножным приводом, о высадке рассады, о жатве и о таком же, как сегодня, плуге, запряженном одним буйволом 15У. Картины остаются теми же, к какому бы времени они ни относились, даже сегодняшние. Как будто ничто не изменилось. Что поражает с первого взгляда - необычайно полное использование этих лучших земель. В 1735 г. иезуит Дюальд писал: «Все равнины возделываются. Не увидишь ни изгородей, ни канав, почти нет деревьев-настолько они боятся потеря ть хотя бы пядь этой земли» Ш). To же самое говорил столетием раньше, в 1626 г., другой блестящий иезуит, отец де Лас Кортес, и в тех же выражениях: «Что не было ни пяди земли... даже крохотного уголка, который бы не был'возделан»"'1. Каждый чек рисовой плантации, ограниченный невысокими дамбами, имел стороны по полусотне метров. Сюда приходила и отсюда уходила вода-заиленная вода, и это было благом, потому что вода с илом возобновляет плодородие почвы и не подходит для комара-анофелеса, разносчика возбудителей малярии. Наоборот, для таких комаров благоприятна чистая вода холмов и гор; зоны ладам или рай -области, где малярия эндемична вследствие ограниченного демографического прироста. Ангкор-Ват с его рисовыми плантациями, залитыми заиленной водой, был в XV в. блистательной столицей; разрушили его не сами по себе нападения сиамцев-они расстроили ею жизнь, расстроили сельскохозяйственные работы. Вода каналов очистилась-и восторжествовала малярия, а вместе с псю и всепоглощающий лесlft2. Аналогичные драмы можно угадать и в Бенгалии XVII в. Едва рисовая плантация оказывается слишком узка, едва ее заливают соседние чистые воды, как происходят разрушительные вспышки малярии. Во впадине между Гималаями и Сиваликскими холмами, где бьет столько чистых источников, малярия вездесуща "'-\ Конечно, вода это большая проблема. Она может затопить растения: для того чтобы справиться с огромными перепадами уровня воды, в Сиаме и в Камбодже пришлось использовать небывалую гибкость плавающего риса, способного давать стебли длиной 9 10 метров. Жатву вели с лодки, срезая метелки и оставляя солому, которая бывает imoi да иенероя тон длины 1М. Еще одна сложность дать на поле воду, а потом ее спустить. Так, воду приводили из высокорасноложенпых по очников по желобам из стволов бамбука. Ее черпали из колодцев, как >ю делалось на равнине вдоль Ганга, а часто и и Ки i ас. \ \л 1 Цейлоне воду брали из крупных резервуаров. Kinks, но гапкн-нодосбор-нпки почти всегда лежат низко, а порой i лубоко вкопаны в землю. Однако го ту г, то там оказывалось необходимо вести иоду ">' P. de l.as Cortes. Due. tile, t" 43 v. lf"1 Macartney (i. Op. cit., 111, p 2X7; Diflnmmiire archeulogique des ■techniques. 19M. 1, p. 214 215: II. p. 520. ">7 Carrier M. Will P h. Demographic el institutions en Chine contributions it I'amilyse des recensements de lepoijue impcriale ч Anilities de demogntphie historiquc», 1971, p. 212 2 IK el 230 231 на рисовую плантацию, расположенную выше, отсюда те рудиментарные нории, или те насосы с ножным приводом, вид которых обычен и ныне. Заменить их паровым или электрическим насосом означало лишиться дешевого человеческого труда. Лас Кортес видел, как действовали такие водоподъемники. Он пишет: «Иногда они поднимают воду небольшой и удобной машиной, своего рода норией, которая не нуждается в лошадях. Все проще простого [это говорит Лас Кортес]: один-единственный китаец целый день крутит ногами этот механизм» "'*. Требуется также, перекрывая затворы, перегонять воду с чека на чек. Разумеется, выбор системы орошения зависел от местных условий. Когда никакой способ ирригации не был возможен, дамбы рисовой плантации служили для задержания дождевой воды, которой п муссоиных районах Азии довольно для того, чтобы поддержать значительную часть равнинного земледелия. А в целом- огромная концентрация труда, человеческого капитала, и тщательное приспособление к местным условиям. Кроме того, ничто бы не срабатывало, если бы главные линии такой оросительной системы не были прочно связаны друг с друтм и не контролировались сверху. Это предполагает крепкое общество, государственную власть и беспрестанные обширные работы. Большой императорский канал от Голубой реки [Янцзы] до Пекина был одновременно и крупной иррша-ционной системой"'''. «Перегруженность» рисовыми плантациями предполагает и чрезмерное развитие государства. Предполагает она и обычную скученность деревень как по причине принудительных коллективных работ но ирритации, так и из-за столь частого в китайских условиях отсутствия безопасности. Таким образом, рисовые плантации повлекли за собой в тех зонах, где они процветали, высокую численность населения и крепкую социальную дисциплину. Если около 1100 г. центр тя-жесш Китая сместился к югу, то ответственность за это лежит на рисе. Около 1380 г. население Южного Китая, как утверждают официальные цифры, относилось к населению Северного как 2.5: 1 на Севере было 15 млн. жителей, на Юге-38 млн."'7 Но настоящий «подвиг» рисовых плантаций заключался, впрочем, не в том. что под них использовалась без конца одна и та же возделываемая земля, и не в стабильных урожаях благодаря тщательным ирригационным работам, а в том, что с них удавалось снимать два, а то и три урожая в год. Об этом можно судить по современному календарю Нижне-ю Тонкина: сельскохозяйственный год начинается там с высадки рассады в январе. Через пять месяцев следует жатва так называемый «урожай пятого месяца»,-и происходит это в июне. И надо торопиться, чтобы пятью месяцами позднее получить друюй урожай, десятого месяца. Собранное зерно спешно свозят в житницы, и рисовые поля следует заново взрыхлить, вы-роння i ь, удобрит ь и залить. Не может быть и речи о том, чтобы ныесвать зерно разбрасыванием: его прорастание заняло бы слишком много времени. Молодые ростки риса берут из питомника,!де они растут в крайней тесноте в щедро удобренном ipyme. Затем их высаживают заново на расстоянии 10 12 см др>т oi лруш Решающую роль играет питомник, сверхобильно "" Ciourou I*. l.<s Ритш ilu tieha tonkinois P 3K2 3X7 I(W Подробное» и LaiiMctnoHuiiu > '). Порс-Маснсро. Cm. Povec-Maspero l;. Op. rii I. 1942. p. 32 sq 1'" Chardin J. l-'uniges en /Yr.w. 1HII. IV. P. 102 105. 171 FouraslicJ. Machinisme ct bien-etre. P. 40. удобряемый человеческими экскрементами ими юродскими нечистотами. Ра и ар жатвы десятого месяца самой важной приходится на ноябрь. И срачу же после пою снова начинается вспашка в предвидении январской высадки рассады 1<lS. Жесткий земледельческий календарь повсюду фиксирует последовательность этих поспешных работ. Н Камбодже после дождей, оставивших лужи воды, первая вспашка «пробуждает рисовое поле»; один раз ее ведут от крас» к центру, а в следующий раз от центра к краям. Чтобы не оставить за собой углублений, которые наполнялись бы водой, крестьянин, идя рядом со своим буйволом, проводит поперек борозд по диагонали одну или несколько канавок, чтобы удалить излишек воды... А затем нужно будет выполоть траву, оставить ее гнить, выгнать крабов, которые наводняют неглубокую воду. И непременно вырывать сеянцы правой рукой и ударять ими по левой ноге, «дабы сбить землю с корней, которые еще очищают полосканием в воде» lf)9. Эти следующие одна за другой работы находят отражение в пословицах, в привычных образах. В Камбодже пустить воду на поля с сеянцами означает «утопить воробьев и горлиц». При появлении первых метелок говорится, что «растение беременно»; тогда рисовое поле приобретает золотистый цвет «цвет крыла попугая». Несколько недель спустя при сборе урожая, когда зерно, «которое налилось молоком, стало тяжелым», наступает игра или почти шра со складыванием снопов либо «тюфяком», либо «перемычкой», либо «взлетающим пеликаном», либо «собачьим хвостом», или «слоновьей ногой»... Когда заканчивается обмолот, зерно отвеивают, чтобы удалить «голос риса {пад-ди)», т.е. «шуршащую мякину, которую уносит ветер». Для шевалье Шардена, человека западною, видевшего, как выращивают рис в Персии, главным была быстрота ею роста: «Это зерно созревает за три месяца, хоть ею и пересаживают после того, как пробились ростки... Ибо ею пересаживают но колоску в сильно увлажненную и илистую землю... Через неделю, после тою как рис подсох, он становился зрелым» 17(). В быстроте заключен секрет двух урожаев -двух урожаев риса; или, если мы оказываемся слишком далеко к северу одною урожая риса, а другою пшеницы, ржи или проса. Можно даже получить три урожая: два риса и один, в промежутке между ними, пшеницы, ячменя, гречихи или овощей (репы, моркови, бобо», нанкинской капусты). Рисовая плантация по. таким образом, настоящая фабрика. Гектар земли под хлебами давал во Франции во времена Лавуазье в среднем 5 центнеров; i ектар же рисового поля зачастую приносит 30 центнеров неочищенного риса-падди. Будучи очищены, они дают 21 центнер пищевою риса но 3500 калорий на килограмм, т.е. колоссальную цифру 7350 тыс. калорий с гектара против 1500 тыс. калорий от пшеницы и всею 350 тыс. калорий животного происхождения, если лог же гектар земли, будучи отведен для животноводства, произвел бы 150 кг мяса171. Эти цифры демонстрируют огромное превосходство рисового поля и растительной пищи. И конечно же, не из идеализма цивилизации Дальнего Востока предпочли растительную пищу. п- Ciourou P. I.'.-hit: P 55. i7< Ciourou P 1л:\ I'avs iro/iieaux. 4C «I.. 1966. P. 95. i7J См. (лагью Дж. Снснса (J. Spcnccl» кн.: Food in Chinese Culture. P. p. К С. Chang, P. 270. '7<; Abbo Provost. Op cit.. VIII. p. 536 537 no Du Ilaldc J.-B. Op cit.. II, p. 72 177 P. do l-as Cortes /><><• cite. f°* 54 ct 60 174 Guigacs Vt. Yayagcs a Pckin. Manille ct Vile tie France.. I7H4-ISOI. I. P. 320. Чуть отваренный на воде, рис был повседневной пищей, как у люден Запада-хлеб. Нельзя не вспомнить итальянский рапс с companatico, видя, насколько скудны добавления к рисовому рациону хорошо питавшегося крестьянина Тонкинской дельты в наши дни (1938 г.): «5 г свиного жира, 10 г тик main {рыбного соуса], 20 г соли и некоторое количество зелени, не дающей калорий», на килограмм белого риса (последний давал 3500 калорий из общего их числи 3565)'':. Средний повседневный рацион индийца, питающегося рисом, в 1940 г. был более разнообразным, но не менее растительным по характеру: «560 г риса, 30 г гороха и фасоли, 125 г свежих овощей, 9 г растительного масла и растительных жиров, 14 г рыбы, мяса и яиц плюс ничтожное количество молока» 17\ Несомненно, столь же «немясным» было и питание тех пекинских рабочих, 80% расходов которых на еду в 1928 г. составляли зерновые, 15,8-овощи и приправы и 3,2%-мясо174. Эти сегодняшние реальности перекликаются с реальностями вчерашними. В XVII в. на Цейлоне один путешественник удивлялся тому, что «посоленный рис, сваренный на воде, с небольшим количеством зелени и лимонным соком считается приемлемой трапезой». Даже «большие люди» ели очень мало мяса или рыбы175. Отец Дюальд в 1735 г. отмечал, что китаец, проведший день в непрерывной работе, «зачастую по колено в воде... вечером будет счастлив, получив риса, вареной зелени, немного чаю. Надо заметить, что в Китае рис всегда варят на воде и для китайцев он то же самое, что хлеб для европейцев, и никогда не вызывает отвращения» 17<>. Вот рацион китайца по сообщению отца де Лас Кортеса: «Маленькая мисочка риса, сваренного на воде, без соли, который есть повседневный хлеб здешних мест [на самом деле - четырс-пять таких чашек], каковую подносят ко рту левой рукой, держа в правой две палочки, и, подув сначала на рис, торопливо отправляют его в желудок, как будто бро сают в мешок». С этими китайцами бесполезно было говорить о хлебе или сухарях. Бхли у них бывала пшеница, они ели ее в виде сваренных на пару пампушек, с топленым свиным салом 177. Эти китайские «булочки» восхитили в 1794 г. де Гиня и его спутников. Они сдобрили их «небольшим количеством сливочного масла» и фазу же. рассказывает он, «довольно хорошо справились с принудительными постами, которых нас заставляли придерживаться мандарины»17К. Разве нельзя здесь говорить о выборе, обусловленном своей цивилизацией, о господствующих вкусах и даже о пристрастиях в еде. которые вес суть результат сознательного предпочтения, как бы чувства превосходства? Отказаться от культуры риса означало бы обречь себя на упадок. «Люди муссонных областей Азии, говорит П. Гуру, предпочитают рис клубнеплодам и черновым в виде каши» (и в виде хлеба). Сегодня японские крестьяне сеют ячмень, пшеницу, овес, просо-но только между двумя сборами риса или же в условиях вынужденною суходольного земледелия. Лишь необходимость заставляет их потреблять эти зерновые, «которые они считают жалкими». Этим объясняется то, что в наше время рис продвинулся сколь возможно далеко на север Азии, до 49 се- fuic\miii.iii 16S Рис
1 ' Gourou I'. /. Чл p. 74, 262. '■"" Mandelslo J Л fit. II. p. 26S. Обмолот риса вручную. Рисунок Ичо Хапаоуса (1652-1724 гг.) Париж Галереи Жпннет Остье. [Фота //сим Де.п.)
Iyl Siivnry J col. 561. 14 ■ P. Uc La <»<■, I SS !M Ntatsuyo Пи- }\netr,i: l.conomv in. p. 40 41. верной широты, в такие области, где другие кулыуры, несомненно, были бы более уместны1™. На «рисовом режиме» (включая и побочные продую ы переработки риса) находился весь Дальний Восток, даже европейцы, обосновавшиеся в Гоа. Мандельсл^в 1639 i. констатировал, что португальские женщины пою города иредиочитают хлебу рис, «как только они к нему привыкнут»1*0. Из риса в Китае изготовляли также и вино, которое «пьянит гак же сильно, как лучшие испанские вина», «вино янтарно-желтого цвета». Подражая тгому или ич-ча ничкой цены риса на Западе, но в XVIII в. «в некоторых местах Европы додумались гнать ич него очень крепкую водку, но во Франции она запрещена, так же как водка из зерна и из жома»1*1. Следовательно, много риса и мало мяса, а то и вовсе нет мяса. В таких условиях можно представить себе исключительно тираническую власть риса. Колебания его ней затрагивали в Китае всё, включая и дневное жалованье солдат, которое повышалось и снижалось вместе с ценой риса, как будто речь шла о скользящей шкале чарнлаты |ч>. В Японии было и того лучше: рис до реформы и решающих изменений XVII в. сам служил деньгами. Цена на рис на японском рынке с!642 1643 по 1713 1715 гг. иочросла в десять рач, чему способствовало обесценение монеты ls\ Такую славу рису обеспечил второй урожай в юд. К каком> же времени он восходи i? Наверняка ему было уже несколько веков, когда в 1626 г. о геи де Лас Кортес восторгался нескол ьк и- ми урожаями в год возле Кантона. На одной и той же земле, писал он, «они получают один за другим три урожая в год: два урожая риса и один -пшеницы, по сам-сорок и сам-пятьдесят, благодаря умеренной жаре, атмосферным условиям и великолепнейшей почве, намного лучшей и более плодородной, чем любая земля в Испании или Мексике» IS4. Отнесемся скептически к сборам сам-сорок или сам-пятьдесят и, может быть, даже к третьему урожаю пшеницы, но запомним впечатление сверхизобилия. Что же касается времени этой решающей революции, то различные скороспелые сорта риса, созревающего зимой и позволяющего собирать два урожая в год, были ввезены из Тьямпы (Центральный и Южный Аннам) в начале XI в. Мало-помалу ото новшество покорило одну за друг ой жаркие провинции Китая 185. С XIII в. все уже сложилось. Тогда-то и начался великий демографический подъем Южного Китая. ОТВНТСТВНННОСТЬ РИСА Успех риса и предпочтение, оказанное ему, ставя! ряд проблем, как, впрочем, ставит их и пшеница, господствующее растение Явропы. Рис, сваренный на воде собсшепно, «каша», как и печеный хлеб в Европе, был «основной пищей».)то означает, что все питание многочисленного населения строилось па однообразном использовании)Той пищи, использовании каждодневном. Кухня л о искусство дополнять основную пищу, делан, ее привлекательной. Итак, ситуации сходные. С топ тишь разни- Два аспекта нмращивания риса. 1. Вспашка ноля плугом, запряженным буйволом, дабы «заставить воду впитаться и увлажнить землю». 2. Орошение рисового поля. Гравюры по рисункам из «Гэнчжеду». Национальная библиотека. Кабинет эстампов. (Фото из Национальной библиотеки.)
]!"' См. СГЦ1!>№ Ф У Movia (Г'. W Mote) ь кн.: /чих/ in Chinese Culture. P p. (hang К С. р 1ЧН 200. '■' Spcncc J. /bid., p. 261. 27! |ь" Abbe Prcvosi. Op. cil. VI. p 452 453 (du Haldc). цей, что для Азии нам зачастую не хватает исторических данных. Успех риса имел многочисленные, широкие и очевидные последствия. Рисовые плантации занимают очень незначительные площади-это первый важный момент. Во-вторых, их очень высокая продуктивность позволяет им кормить многочисленное население с высокой плотностью. Если поверить одному, быть может чересчур оптимистичному, историку, то на протяжении шести или семи веков на каждого китайца будто бы приходилось ежегодно по 3(Ю кг риса или другого зерна и по 2000 калорий в день140. Даже если эти цифры, вероятно, слишком завышены и непрерывность такого благосостояния будет опровергнута-во всяком случае, недвусмысленными признаками нищеты и крестьянскими восстаниями ls7, людям, питающимся рисом, была обеспечена определенная стабильность питания. Иначе как бы они выжили, будучи столь многочисленными? Тем не менее концентрация рисовых полей и рабочей силы в низинных местностях логически влечет за собой некоторые «отклонения», как сказал бы П. Гуру. Так, в Китае, |де, и оишчие от Явы или Филиппин, горный рис по меньшей мере до XVIII в. оставался исключением, путешественник еще в 1734 г. пересекал между Нипбо и Пекином почти пустынные нагорья1**. В результате Дальний Восток с презрением or»epi то, что нашла в своих горах Европа-активный человеческий капитал, стада, бурлящую жизнь -и чго она сумела использовать. Какой же это был огромный проигрыш! Но как бы китайцы использовали гористые местности, если у них не было никакого представления о лесном хозяйстве или о скотоводстве, если они не употребляли в пищу ни молоко, ни сыр и очень мало мяса, если они не с греми- 1!»«Gcrnct J Op. сч. р. 65 66; Dieiionrniir archi-ologique ties techniques. 1964. II. p. 520. лись сделать своими союзниками горные народности, когда те существовали,-скорее наоборот! Перефразируя П. Гуру, представим себе Юру или Савойю без стад, с анархически сведенными лесами, с активным населением, концентрирующимся на равнинах, по берегам рек и озер. За это в какой-то степени несу г ответственность культуру риса, его обилие и пищевые традиции китайского населения. Объяснение следует искан» в долгой и пока еще плохо изученной истории. Если ирригация и не настолько древняя, как утверждает китайская традиция, она все же осуществлялась в широких масштабах уже в IV-III вв. до н. э. одновременно с государственной политикой интенсивного подъема целины и развитием более научной агрономии189. Именно тогда Китай, обратившись к гидротехническим работам и интенсивному произволен ву зерновых, определил в ханьскую эпоху классический облик своей истории. При том, что этот облик, наметившийся, если обратиться вновь к xponojioi ии Запада, самое раннее - в век Перикла, окончательно утвердится во всей своей полноте лишь с широким распросгранением скороспелых южных сортов риса; а это приводил нас к периоду XI XII вв., эпохе наших крестовых походов. В общем, соответственно ужасающе медленному ритму развития цивилизаций классический Китай, в его материальности, начался только вчера. Он вырастает из долгой земледельческой революции, которая сломала и обновила его структуры и которая, несомненно, была важнейшим фактом истории людей на Дальнем Востоке. Ничего похожего не было в Европе, где задолго до гомеровских времен существовала аграрная цивилизация стран Средиземноморья пшеница, олива, винофад и животноводство, где X.icu насущный
Рис
1450. p. 241 пастушеская жизнь оурлила на всех уровнях гор, вплоть до равнин у их подножия. Телемак вспоминал, как он жил среди грязных горцев Пелопоннеса, «пожирателей желудей» 1Ч(). Сельская жизнь Европы всегда опиралась на земледелие и скотоводство одновременно, на «пахоту и пастьбу». Последняя же поставляла наряду с удобрением, необходимым зерновым, широко применявшуюся тягловую силу животных и существенную часть питания. Но зато в Европе гектар пахотной земли с его севооборотами кормил намного меньше людей, чем в Китае. На рисоводческом Юге, замкнувшемся в себе, китаец не то чтобы потерпел неудачу в освоении гор он ею просто не предпринимал. Избавившись, или почти избавившись, от домашнего скота и закрыв свои ворота перед жалкими горцами, возделывавшими суходольный рис, он процветал, но вынужден был практиковать все ремесла, при необходимости тащить плуг, тянуть суда бечевой или поднимать их, чтобы они переходили из одною бьефа в другой, таскать деревья, бегать по дорогам, доставляя новости и послания. Буйволы на рисовых нолях, которых держали на голодном пайке, едва работали, а лошадей, мулов и верблюдов, как на Севере, здесь не было; но Север - это отнюдь не Китай культуры риса. Рисоводческий Ю\ стал в конечном счете примером торжества замкнувшегося в себе крестьянства. Эта культура риса ориентировалась не вовне, на новые земли, а прежде всего на рано возникшие города. Именно городскими нечистотами, уличной грязью, экскрементами городских жителей удобряли рисовые плантации. Отсюда это нескончаемое движение взад и вперед крестьян, приходивших в города собирать драгоценные удобрения, «которые они оплачивают зеленью, уксусом или деньгами»191. Отсюда и те непереносимые запахи, что витают над китайскими городами и полями. Такой симбиоз деревни и города был более прочен, нежели на Западе, а это немало значит. За все это нес ответственность не сам рис, но ею успехи. Потребовался резкий демографический подъем XVIII в., чтобы началось введение в сельскохозяйственный оборот холмов и некоторых горных склонов с распространением кукурузы и сладкою батата, ввезенных из Америки двумя столетиями раньше, такое распространение было явлением революционным. Ибо рис, как бы ни был он важен, не исключает прочие культуры. И не только в Китае, но также и в Японии и в Индии. Токугавская Япония (1600-1868 гг.) испытала в XVII в., когда с 1638 i. она была закрыта, или почти закрыта, для торговли с внешним миром, сенсационный рост экономики и населения: около 1700 1. насчитывалось 30 млн. жителей и одна только столица 'Здо (Токио) имела их миллион. Такой npoipecc стал возможен лишь благодаря постоянному росту земледельческого производства, поддерживавшего эти 30 млн. человек на небольшой территории, которая «в Европе дала бы возможность прокормиться всего 5 или И) млн. жителей»'1^. Прежде всего, наблюдался медленный польем произволегва риса как следствие улучшения семенного материала, усовершенствования оросительной сети н cucicm спуска воды и совершенствования кресм.- |"( Vic M Ilisloire tlu Japon. I96l>, p. 99: Smith Th С The Agrarian Origins of Modern Japan 1959, p. 102. "»■• Smith Th. Op. at., p. 82, 92 sq •"5 //>«/.. p 6K sq.. 156, 208, 211: Matsuyo Taki/awa The I'enetrutitm of money economy in Japan 1927. p.14 35. 75-76, 90 92; Recent trends in Japanese historiography bibliographical essays. XIII Международный конгресс исторических наук. М., 1970. т. I. с. 43 44. 19Л См. настоящую работу, I. III. янских ручных орудий (в особенности изобретения огромного деревянного гребня -сенбакоки,- предназначенного для обрушивания риса) 1У\ и, в еще большей мере по причине поступления в продажу более богатых и более обильных удобрений, нежели экскременты человека или животных, скажем, таких, как сушеные сардины, рапсовый, соевый или хлопковый жмых. Эти удобрения часто составляли от 30 до 50% эксплуатационных затрат |1;4. Л с другой стороны, возраставшая товарность земледелия породила крупную торговлю рисом с ее купцами-скупщиками, а также вызвала расширение производства вспомогательных культур- хлопка, рапса, конопли, табака, бобовых, шелковицы, сахарного тростника, сезама, пшеницы... Самыми важными были хлопок и рапс: рапс сочетался с культурой риса, хлопок с пшеницей. Эти культуры увеличили валовые сборы в сельском хозяйстве, правда требуя удвоенного или утроенного количества удобрений по сравнению с рисовыми плантациями и вдвое больше рабочей силы. За пределами рисовых плантаций, на «нолях», трехпольный севооборот часго сводил вместе ячмень, гречиху и репу. В то время как рис оставался обложен очень тяжелыми натуральными повинностями (сеньеру шло 50-60°,, урожая), эти новые культуры дали возможность появиться денежным податям, они связали деревенский мир с современной экономикой и ими объясняется появление если не богатых, то но крайней мере зажиточных крестьян-и на земельных участках, которые еще были и останутся крохотными |ч?. Вот что могло бы доказать, если бы была в том необходимость, что и рис тоже сложное явление, особенности которого мы, специалисты но истории Запада, только начинаем разгадывать. Существовало две Индии, как было два Китая. Рис держал в своих «объятиях» Индостанский полуостров, достигал нижнего течения Инда, покрывал обширную дельту и долину нижнего течения Ганга, но оставлял громадные площади для пшеницы и еще более-для проса, способного удовлетвориться малоплодородными почвами. Согласно недавним работам историков Индии, огромный «взлет» земледелия, наступивший с созданием Могольской империи в Дели, был связан с расширением работ по подъему целины и орошению, с диверсификацией продукции и поощрением возделывания технических культур, таких, как индиго, сахарный тростник, хлопок, тутовые деревья для разведения шелковичного червя1"". Города переживали в XVII в. крупный демографический рост. Как и в Японии, выросло производство и начал складываться обмен, в особенности риса и пшеницы, на огромные расстояния по суше, по морю и по рекам. Но в отличие от Японии здесь, видимо, не наблюдалось прогресса земледельческой icxhhkh. Быки и буйволы играли значительную роль как тягловые и вьючные животные, но их высушенный навоз служил топливом, а не удобрением. По рели-1ИОЗНЫМ мотивам человеческие экскременты, в противоположность китайскому образцу, не использовались. Не использовалось для питания и огромное стадо коров, за исключением молока и топленого масла, производимых к тому же в малых количествах из-за скверного состояния поголовья, которое в общем не имело хлевов и которое, так сказать, не кормили. 14 Samson Ci 11. Op. cil. p. 237. |g" Она описана в «Vie tie Colomh par son fits* иод датой 5 ноября 1492 i как «пил хлебного icpiia. именуемый маис, каконой весьма нкуссн. варится в печи или нмсушинастся и pa iM.i.MJHacioi н муку» См.. Maurizio Л. Op. <К.. р.Ш. * ЙоруОа народ, жмнушнй в ишадимх и i«uo-л.шадних районах Ншсрии и в Народной республике Кепки. Прим. ре<). В конечном счете рис и прочие зерновые недостаточно обеспечивали жизнь обширного субконтинента. Как и в Японии |1>7, демографическая перегрузка XVIII в. выльется в Индии в трагические голодовки. Совершенно очевидно, что во всем этом виноват не один только рис, ибо он был нс единственным творцом перенаселенности вчера и сегодня в Индии и в иных местах. Он только делал такую перенаселенность возможной. КУКУРУЗА (МАИС) Это увлекательный персонаж, которым мы и закончим изучение господствующих растений: по зрелом размышлении мы не стали включать в их число маниоку, которая в Америке послужила основой лишь для примитивных и, как правило, малозначительных культур. Маис же, напротив, неослабно поддерживал блеск цивилизаций или полуцивилизаций инков, майя и ацтеков- этих самобытных творений. А затем он сделал единственную в своем роде карьеру в мировом масштабе. НАКОНЕЦ-ТО ВЫЯСНЕНО ЕЕ ПРОИСХОЖДЕНИЕ В случае с кукурузой все просто, даже проблема ее происхождения. Ученые XVIII в., основываясь на спорных чтениях и интерпретациях, сочли, что кукуруза (маис) пришла и с Дальнею Востока (и она тоже!), и из Америки, где европейцы ее открыли со времен первого путешествия Колумба 1ЧЙ. Можно с уверенностью сказать, что первое объяснение не годится: именно из Америки маис покорил Азию и Африку, где определенные его следы, и даже некоторые скульптуры йоруба*, еще могли бы нас ввести в заблуждение. Последнее слово в этой области должно было принадлежать археологии, и она его сказала. Если в древних слоях и не сохраняются кукурузные початки, то не так обстоит дело с ее пыльг.ой, которая может сохраняться в окаменевшем виде. Окаменевшая пыльца была, таким образом, обнаружена в окрестностях Мехико, где закладывали глубокие шурфы. Некогда город находился на 6cpci^ осушенной впоследствии лагуны; от этого произошла значительная осадка грунта. В древних болотистых почвах города были пробурены скважины и на глубине 50-60 м (т. с. речь идет о нескольких тысячелетиях до нашего времени) обнаружили крупинки пыльцы маиса. Эта пыльца принадлежала иногда возделываемым ныне видам, иногда дикому маису по меньшей мерс двух видов. Но вот проблему прояснили недавние раскопки в долине Тс-хуакан, в 200 км южнее Мехико. Эта засушливая зона, каждую зиму обращающаяся в огромную пустыню, из-за своей засушливости сохранила даже зерна древних видов маиса, его початки (от последних остались лишь остевые части) и изгрызенные листья. Растения, останки людей и бытовой мусор встречаются по соседству с выходами на поверхность подземных вод. Пещерные жилища дали археологам значительный материал и разом показали им всю ретроспективную историю маиса. Женщина, растирающая маис в муку. Мексиканское искусство. Антропологический музей в Гвадалахаре. (Фото Жироаона.) i44 Mac Ncish R. S. lirs annual repuri of the J'chuacun tirduu'oloxuiil-biilanitiil project 1461. Idem. Second iinnmil report of the Tehuucan itrehaeolo^idilJiotoniail project 1ЧЛ2. «В древнейших слоях один за другим исчезают все современные виды маиса... В самом древнем, насчитывающем 7 -8 тыс. лет, присутствует лишь примитивный маис, и все указывает на то, что он еще не был культурным растением. Этот дикий маис невелик... Размер зрелого початка составлял всего 2 3 см; в нем было только с полсотни зерен, располагавшихся во впадинах мягких прицветных листьев. У початка была очень хрупкая ось, а листья, которые его окружали, не представляли прочного футляра, так что зерна должны были легко рассеиваться» |УЧ. Таким путем дикий маис moi обеспечить свое выживание в отличие от маиса культурного, у которого зерна остаются «пленниками» листьев, нс раскрывающихся при созревании. Здесь требуется вмешательство человека. Конечно, завеса тайны еще не снята целиком. Почему исчез этот чикий маис? Можно обвинить в этом привезенные европейцами стада, в частности коз. Далее, где находилась родина этого дикою маиса? Принято считать, что ею была Америка, но потребуются дискуссии и поиски, дабы точно определить в Новом Снеге родину растения, чудесно преобразованно! о человеком Прежде называли Парагвай, Перу, Гватемалу. Всех их «обошла» Мексика. Но и в археологии бывают спои неожиданности и свои проблемы. Этим волнующим вопросам словно Кукуру ui
-™ Gcmclli Careri G. F. Op. cil., VI, p. 30. -nl Coreal F. Relation ties voyages aux Index occidentals. 1736, I, p. 23. -v- Vidal dc la Blachc P. Principes de geographic hu |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.209.20 (0.02 с.) |