Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Треббио (долина р. Сиеве, притока Арно) с церковью, садами, сельскими постройками.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
. Укрепленный дом в средневековом стиле, прибежище «на всякий случай», принадлежал умершему в 1528 г Джованни делле Банде-Нерс, отцу Козимо, первого великого герцоги Тосканскою. (Фото Скам.) w Walt* W. lh,- Seals of the Nohitity untl Gentry in о collection of the most mtercstm): unit picturesque viVn-.t. 1779 Этим и обьяснялось существование. "вокруч Парижа такою количества господских мыз, -барских домов, «инородных домов» («maisons des champs»). To же самое относится и к «деревенским домам» («bastides») в сельской местности Прованса; и к тем флорентийским инородным резиденциям, которые после XVI в. образовали за пределами города вторую Флоренцию, такую же богатую, как и настоящая; или к венецианским дачам в долине Бренты, заимствовавшим у старого города саму его сущность. В XVIII в. городскими дворцами пренебрегали ради сельских вилл. Совершенно очевидно, что во всем этом играли свою роль и соображения выгоды, будь то в окрестностях Лиссабона, Рагузы, Дижона, Марселя, Бордо, Милана, Нюрнберга, Кёльна, Гамбурга, Гааги и Лондона. По всей английской деревне в XVIII в. строились дорогостоящие господские дома. Сборник гравюр, вышедший в свет в 1779 г.49, дает описание и изображение 84 из таких «замков», в частности дома герцога Орфордекого в Хотоне, в графстве Норфолк (строительство которого было начато Уолполом в 1722 г. и закончено в 1735 г.), с его огромными залами, мрамором, галереями. Однако одно из самых прекрасных путешествий в поисках неоклассических вилл XVIII в. еще и сегодня (хотя уже становится поздно!) привело бы нас в окрестности Неаполя, вплоть до Торрс-дель-Греко, виллы Барра в Сан-Джорджо, Кремано в Портичи, по соседству с Палаццо Реале, Резина в Tdppe-Аннунциата. Все что пышные виллы, великолепные летние, резиденции между морем и склонами Везувия. 'Эта колонизация городом деревни, очевидная в Европе, существовала повсюду. Так обстояло дело с теми господскими до- 5<) Moryson l\ -In liini- rury. Н>17, 1, p. 2f>5. • Репс (араб., pane и турецком npoirui (мнении) - члесь: адмира.п.1 iinpaicKOi о <|>jio'iu. Прим. pa). я Brito Ч. С!. Hhtoriti Iragicomarit inui V111, 1905. p. 74 ': Escalante B. I'rimetra Historiu tU' China (1577). 1958, p. 37., " Abbe Prcvost. Op. <•//., V, p. 507 508 (Voyage dc lsbrand Ides. 1693). 54 Menuiirvs... (груды отцов-миссионеров ii Пекине), op. lit., H. 1777, p. 648 649. Тем более (лиг.). - Прим ре,) " Gorion M. La Vie quotidieime en Lvonnoix (i'aprrs Irs lesumienl.i XIV XVI' sitdes I96X. p. 68. мами, которые строили по обоим берегам Босфора стамбульские богачи,50, или алжирские рейсы*, на- холмах Алжирского прибрежья, где сады были «красивейшими в мире»51. Если на Дальнем Востоке это явление не было столь явным, то это объясняется отсутствием безопасности в деревнях и в еще большей мере -недостаточностью нашей документации. В 1577 г. Бсрнардино де Эскаланте рассказывал в своей книге (со слов других путешественников) о загородных домиках (maisons de plaisir) богатых китайцев «с их садами, купами деревьев, вольерами и прудами»52. Московский посол, прибывший в ноябре 1693 г. в окрестности Пекина, восхищался «множеством загородных домиков или великолепных замков, которые принадлежат мандаринам и жителям столицы... с широким каналом перед каждым домом и маленьким каменным мостиком для перехода через него»53. Здесь идет речь о старинной традиции. По меньшей мере с XI в. китайская литература восхваляла очарование и усладу этих домиков на родниковых водах, всегда возле искусственного пруда с «пурпурными и пунцовыми» цветами водяных лилий. Собрать там библиотеку, наблюдать там за лебедями и за «аистами, подстерегающими рыбу», или «подкарауливать вылезающих кроликов» и пронзать их своими стрелами «у входа в их норы» - разве может быть на сей земле большее наслаждение?54 ИНТЕРЬЕРЫ Первое дело-обрисовать внешний облик домов; второе-то, как выглядят они изнутри. Никто не сможет сказать, будто вторая задача проще первой. В самом деле, заново возникают все проблемы классификации, интерпретации, общей картины в масштабах всего мира. И на сей раз увидеть то, что сохраняется, то, что медленно изменяется,- означает наметить основные черты картины. Однако интерьеры почти не изменяются всякий раз, когда речь идет о бедноте, где бы она ни жила, или о цивилизациях, замкнутых в себе, почти неподвижных,-в общем, о бедных либо обедневших цивилизациях. Под знаком непрерывавшегося изменения оставался лишь Запад. Такова привилегия господ. БЕДНЯКИ БЕЗ МЕБЕЛИ Первое правило- нужда у бедных подразумевается само собой. Если это установлено для самой богатой и всего быстрее изменяющейся цивилизации- европейской, то оно a fortiori* действительно для других. А бедняки в деревнях и бедняки городские жили на Западе почти совсем без обстановки. Мебели у них не было или почти не было, по крайней мерс до XVIII в., когда начала распространяться элементарная «избыточность» (стулья-ведь до тою времени обходились скамьями 55,--шер- П t I1IIM1UC II Ч'Л I.I И MO !.l
'* Saint-Jacob P. Op. cil.. p. 55J, 159 57 Le Guide du pilerin de Samt-Jacques de Compostelle. P.p. Jeanne VicOiard, 1963, p. 29. 511 Ordonnance de Louis XIV... sur tc fait des eaux et forests. 13 aoiit 1669, 1703, p. 146. '• Defoe D. Journal de t'aimee de la peste. P.p. J. Aynard. 1943, p. 1)5 щ стяные тюфяки, перины), когда п отдельных районах появилась крестьянская парадная мебель, раскрашенная или старательно украшенная резьбой. Но это было исключение. Посмертные описи имущества, документ правдивый, говорят об этом в ста случаях против одного. В Бургундии еще в XVIII в., если отвлечься от столь малочисленных зажиточных крестьян, мебель у поденщика или у мелкого крестьянина была одинакова в своей бедности: «крюк для подвешивания котла, котелок в очаге, латки, сковороды {«quasses»), квашня («/wW.v») для замеса теста... сундук, закрывающийся на ключ, деревянная кровать с четырьмя колонками, с перовым тюфяком и периной («gucdori»), подушка-валик, иногда «вышивка» (покрывало на кровати); дро-гетовые панталоны, куртка, гетры; немногие орудия (лопаты, кирки)». Но до XVIII в. эти же самые описи ограничивались кое-каким скарбом: скамьей, столом, табуреткой, дощатой кроватью, тюфяком, набитым соломой... С XVI по XVIII в. в Бургундии полным-полно протоколов «с упоминанием людей, спящих на соломе... не имеющих ни кровати, ни мебели», которых «от свиней отделяет только загородка» 56. И давайте верить собственным глазам. На картине Адриана Броувера (1605-1638 гг.) четверо крестьян поют хором в бедно обставленной комнате: несколько табуреток, скамейка, бочонок, служащий столом, на котором рядом с тряпицей лежит хлеб и поставлен кувшин. Это не случайность. Старые бочки, распиленные пополам, даже превращенные в кресла со спинкой, использовались для любых надобностей в деревенских кабачках, столь дорогих сердцу голландских живописцев XVII в. А на полотне Яна Стена доска, положенная на бочку, превратилась для молодого крестьянина в конторку на время урока письма, который дает ему стоящая рядом мать. И он еще не принадлежал к самым обездоленным, раз вокруг него умели читать и писать! Несколько слов из старого текста XIII в.-сами по себе настоящая картина": в Гаскбнй, которая все же была «богата белым хлебом и превосходным красным вином», крестьяне, «усевшись вокруг огня, имеют обыкновение есть без стола и пить все из одной чарки»57. Все это довольно логично: нищета была повсеместной. Характерно, что французский ордонанс 1669 г. предписывал снести «дома, построенные на жердях бродягами и бездельниками», на опушках лесов58. Эти шалаши заставляют вспомнить о тех, что построили несколько англичан, сбежавших в 1664 г. от лондонской чумы и укрывшихся в лесной чаще59. В городах зрелище было таким же грустным: в Париже в Сен-Марсель-ском и даже в Сснт-Антуанском предместьях достатком обладали только несколько столяров; в Лс-Маис или Бове рабочие-чкачи жили в полной нищете. Но и в Пескаре, маленьком городишке с тысячей жителей на берегу Адриатического моря, обследование 1564 г. отмечало, что три четверти семей, прибывших с соседних гор или с Валкам, практически не имели жилья и обичали в берлогах (уже тогда бидонвили!). И однако, город, мри всей своей малости, имел собственную крепость, свой гарнизон, спои ярмарки, порт, соляные разработки и находился в той самой Италии второй половины XVI в., жизнь которой бы- «Русский ужин». В этой избе XVIII в. почти совершенно отсутствует мебель, а зыбка подношена Гравюр» Лс Прснса. Национальная■ библиотека. Кабинет эстампов. «• Braudcl Г. МЫн 1, р. 415. "I Ibid., p 234 ла связана с океанским величием и драгоценными металлам1 Испании60. В богатейшей Генуе каждую зиму бездомные бед няки продавали себя на 1алеры как добровольных каторжни ковй|. В Венеции нищие со своими семьями жили на сгнив ших лодках у набережных {fondamentd) или под мостами н; каналах это были братья китайских ремесленников, без криц передвигавшихся в поисках работы вверх и вниз по,реках* протекавшим, через города, «а своих джонках или сампана вместе со своими семьями, домашними животными и птицей ТРАДИЦИОННЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ, ИЛИ НЕИЗМЕННЫЕ ИНТЕРЬЕРЫ Второе правило: традиционные цивилизации остаютс нерпы своему привычному убранству. Если отвлечься от о дельных вариаций фарфора., картин, бронзы, то китайский и /герьер может быть отнесен с таким же успехом к XV, как и XVIII'в. Традиционный японский дом был в XVI или XV11 и таким же, каким мы можем его видеть еще и сеюдня, за исюп И i ш 11111 cc и Интерьеры
«Цит. по: Cardaillac 1.. Morisqaeael thrittens. I In «ffrotfJiemenl polemiqut-lW1.p. 388. И..П6 свидетельству Б. Тенсити. доцента Практической школы высших исследований: <* Huei P. D. Mimoirr touchani le nigoce et la navigation des Hottandais... en 1699. P.p. P. J. Blodk. 1903, p. 243, ^s См.; Der Gefangene fder Gmueren. Hrsg. von 'Krcutel R., Spies JO. 1962, S. ISO. ** yivcro R. Du Japon et du bon gouvernemcnl de t'Espagne et des Index. P.p. Juliette Мел brig, p. 180. чением цветных гравюр, которые стали.его украшать в XVIII в. То же самое в Индии и Индонезии. А мусульманский интерьер прошлых времен можно себе вообразить но совсем недавним картинам. Впрочем, неевропейские цивилизации, кроме китайской, были бедны меблировкой. В Индии практически не было ни стульев, ни столов: слово пще\ в тамили восходит к nopryiальскому mesa (стол). Не было стульев и в Черной Африке, где бенинские художники довольствовались имитацией стульев европейских. Такжеие было стульев и высоких столов в странах ислама или в тех странах, которые испытали его влияние. В Испании в «Ан-тиалькоране» (1532 г.) Переса де Чинчона среди прочих инвектив против морисков фигурирует и такое несколько странное доказательство превосходства: «Мы, христиане, усаживаемся на доброй высоте, а не на земле, как животные»62. В сегодняшней мусульманской части Югославии, например в Моста ре, еще два десятка лет назад был обычным низкий столик, который окружали сидевшие, на подушках сотрапезники. Такой столик сохраняется в некоторых семьях, приверженных традиции, и во многих деревнях63. В 1699 г. голландским купцам рекомендовалось везти в Московию очень прочную бумагу, так как у рус-ских-де мало столов, и, поскольку чаще всего приходится писать на колене, нужна бумага прочная64. Конечно же, у Запада были не только преимущества и превосходство над иными странами. Последние приняли для жилища и меблировки решения остроумные и зачастую менее дорогостоящие, нежели западные. В своем активе и они имели преимущества: ислам-свои общественные бани (унаследованные, однако, от Рима), Япония-изящество и чистоту самых рядовых интерьеров, изобретательность в членении пространства. Ко1да Осман-ага возвращался после своего нелегкого освобождения (десятью годами раньше при взятии Липовы его захватили в плен, а вернее - обрати ли в рабство австрийцы), он проезжал через Буду, отвоеванную христианами в 1686 г., и был совершенно счастлив той весной 1699 г., что смог отправиться «в великолепные бани этого города»65. Разумеется, речь шла о тех турецких банях, построенных на берегу Дуная под стенами крепости, куда со времен османского господства имел бесплатный доступ каждый желающий. В глазах Родриго Виверо б6, увидевшего японские дома в 1609 г., они со стороны улицы были не столь красивы, как испанские, но превосходили их красотой внутреннего убранства. В самом скромном из японских домов все с утра прибрано, как бы укрыто от нескромного взгляда скажем, подушки от постелей. Повсюду циновки из рисовой соломы, светлые перегородки помещений, все расположено в строгом порядке. Однако же сколько и отставания! Нет отопления. В основном, как и в средиземноморской Европе, рассчитывали, что об >том позаботится солнце. А оно подчас заботилось плохо. На всех земчях турецкого ислама не было даже каминов, если исключить монументальный камин стамбульского сераля. Единственным решением служила жаровня («brasier»). ко* да можно Китайская чаша начала XVH1 в.:' " ученый читает в беседке, сидя на стуле (по всей вероятности, изображение сцены из романа). Музей Гиме (Фото М. Кабо.) 67 Gcmclli C'arcri G. F. Op. cit., II. p. 17. <"» U Japon du XVllf Siecle vu par un botani.slr su&Jois P.p. Olauiic Gaudon, 1966. p. 241-242. 64 Guigncs M. Op. til.. 11. p. 178. 70 Clumlin. Op. at.. IV. p. 120. раздобыть для нее древесный уголь или каменноугольную мелочь, В современной Югославии мусульманские дома всегда без печей. Камины существовали в Персии, притом во всех домах богачей, но были они узкими, «потому что персы, чтобы избежать дыма и сэкономить дрова, которые весьма дороги, сжигают их в стоячем положении»67. Зато не было каминов ни в Индии, ни в Индонезии - где, впрочем, они никогда и не были нужны. Не было их и в Японии, где, однако, случаются и сильные холода: у дыма от кухонного очага «есть только один выход-через отверстие в крыше»; жаровни с трудом обогревали плохо огражденные помещения^, и купание в деревянной кадке с почти кипящей водой, которая имелась в любом доме» было в такой же степени средством согреться, как и помыться. В Северном Китае, таком же холодном, как и Сибирь, напротив, общую комнату согревали, «зажигая огонь в маленькой печи, каковая находится у подъема на возвышение, которое расположено в глубине помещения и на котором спят. В Пекине у богатых людей печи побольше: их дымоходы проходят под жилыми помещениями, а топят печи снаружи». В общем, некое подобие центральною отопления. Но в бедных домах часто довольствовались примитивной жаровней, «сковородой с раскаленными угольями»69. Так же обстояло дело и в Персии, где нередко случаются сильные холода7". Следовательно, за очень немногими исключениями, отопления не было, или почти не было. Не было, или почти не было, и мебели. Страны ислама знали кое-какие сундуки из драюценно- И uiiiniiec и оиычпос жи иицс. о ie*.i;t и \< 1 Chardin Op. (it., IV, p. 19-20. * Изник - турецкое на ша-м не Никся в Малой Азии, в античности л в средние века крупного политического, экономического и культурного центра Средиземноморья. - Прим. ред. 11 Armenag Sarkisian. Ahdal Khan, seigneur kurde de Kills аи XVIIr siecle et ses Irisors.-" Journal asiatique", avril-juin P. 255-267. iо кедра, где хранили одежду, гкани и семейные ценности; самое большее там пользовались низким столиком, иногда -большим медным подносом, поставленным на деревянную раму. Ниши в стенах комнат играли роль шкафов, во всяком случае в турецких и персидских домах. Но «никаких кроватей или стульев, какие есть у нас; никаких зеркал, никаких столов или круглых столиков на одной ножке, никаких шкафчиков и никаких картин». Ничего, кроме тюфяков, которые расстилают вечером и сворачиваю! утром, обилия подушек и восхитительных яркоокрашенных шерстяных ковров, порой наваленных друг на друга71, ковров, к которым христианский мир всегда испытывал страсть. Но это же меблировка кочевников. Богатства, которые видишь в стамбульских музеях,- это драгоценные ткани, нередко вышитые стилизованными тюльпанами, это витые стаканы (так называемые «соловьиный глаз»), великолепные ложки из горного хрусталя, слоновой кости, перечного дерева, инкрустированные медью, серебром, перламутром или кораллом; это кипрский, а то и того лучше-китайский фарфор, роскошные драгоценности и два или три изумительных трона, целиком покрытые рубинами, изумрудами, бирюзой и жемчугом. Такое же впечатление оставляет тщательный перечень сокровищ курдского князя, захваченного турецкими войсками в июле 1655 г.,-сокровищ, пущенных в распродажу с аукциона: сундуков из слоновой кости, кипариса и эбенового дерева, ларцов, инкрустированных сверкающими драгоценными камнями, сияющих бриллиантами флаконов с розовой водой, курильниц для благовоний, книг, напечатанных на Западе, списков Корана, исполненных порой знаменитыми каллиграфами и украшенных драгоценными камнями, серебряных подсвечников, китайского фарфора, агатовых чаш, из-никских * кубков и блюд, оружия, достойного «Тысячи и одной ночи», сабли с клинками из"драгоценных булатов в покрытых золотом ножнах, серебряные булавы, шитые золотом седла и, наконец, согни тигровых шкур и бесчисленные ковры...72 ДВОЯКАЯ КИТАЙСКАЯ МЕЬЕЛЬ На протяжении столетий, которые нас здесь занимают, в Китае не происходило резких перемен, но наблюдалось подспудное усложнение обстановки, отличающее Китай от прочих неевропейских стран. В самом деле, он представляет исключение со своей обильной изысканной мебелью, со своими драгоценными породами дерева, порой привеченными очень издалека, со споим лаком, своими шкафами, этажерками с хитроумно устроенными полками, высокими и низкими столами, стульями, скамейками и табуретами, со своими кроватями, обычно имевшими полог примерно гак же, как на Западе в прошлом. Самой заметной оригинальной чертой было употребление стола со с гулом, табуретом или скамейкой (ибо эго предполагает определенный образ жизни). Заметим, однако, что все это не было изобретением Древнего Китая. Когда Япония заимствовала вес материальные предметы цивилизации ганского Китая (6!8 907 it.), тщательно их скопировав, она не обнаружила лам ни стула, ни высокого стола. Собственно говоря, нынешняя японская мебель в точности соответствует архаической китайской меблировке: низкие столики, подлокотники, позволяющие более удобно сидеть на корточках, циновки (японские татами) на более или менее выступающих возвышениях, низкорасположенная мебель (этажерки и выстроенные в ряд сундуки), подушки все здесь приспособлено для жизни на уровне земли. Стул, вероятно, появился в Китае но II или III в. н. э.. но ему потребовалось много времени для того, чтобы сделаться обычной мебелью (первое известное изображение стула относится к 535 540 гг.-резная стела в музее Канзас-Сити, США). Происхождение его, вероятно, европейское, какой бы кружный путь он ни проделал, чтобы добраться до Китая (через Персию, Индию или северные области Китая), к тому же первоначальное его китайское название, употребляемое еще и сегодня, означает «варварское ложе». Вполне возможно, что поначалу стул служил почетным сидением, светским или духовным. И даже совсем недавно стул в Китае берегли для почетных гостей, для пожилых лиц, а табурет использовался намного шире-как в средневековой Европе. Но что по-настоящему важно, так это сидячее положение, которое предполагает употребление стула и табурета, следовательно, определенный образ жизни, ряд телодвижений, которые противны традиции телодвижений Древнего Китая, противоположны и традициям других азиатских стран, да, впрочем, и всех неевропейских стран. Если стул и прошел через Персию или Индию, то он не достиг по дороге успеха в народе. А ведь в XIII в.. например, на китайском свитке, ведущем нас по сельской дороге, а затем через китайский город, можно увидеть, как на сельских постоялых дворах, так и в городских лавках1 высокие столы со скамьями и разнообразными сиденьями! Для Китая такое приобретение совпало с новой манерой жить, тем более самобытной, что она не исключила старинные способы существования. Так что в Китае сложатся два типа мебели низкая и высокая. Большая общая комната, столь харак терна я для всего Северного Китая, окажется, впрочем, двули кой: на нижнем уровне стул, табурет и скамья будут сопрово ждаться высоким столом и высоким шкафом (зачастую < выдвижными ящиками), но шифоньера, или комода, целиком и таких ящиков Китай никогда не знал, разве только в поздно время и в отдельных случаях как подражание Европе в XIX и Мебель древнего типа, или японская, располагалась на верхнего уровне на просторном возвышении, пост роенном из кирпича i достигающем высоты скамейки, в другой части помещения^ Эт< кап, обогреваемый внутренними дымоходами, устланный ци новками или войлоком, подушками, яркими коврами, с низкиг столиком и такими же низкими шкафами и сундуками. Имени на нем спят зимой, не опасаясь холода, здесь же, сидя прямо н иолу капа, и принимаю! гостей, поят их чаем. И здесь же же! шины занимаются Шитьем или ткуг спои ковры. Китаец, прежл чем взойти на кан, разувается; на ногах у него остаются лиш «сапожки» из синего иолоттга,-'подшитые белым ватином, кс
U i. iiiiniuv п иоы'шис: ■*ii:iiiiiic. oicA.ia и \io,i;i Две манеры сидеть Здесь изображен, миниатюрист; персидская копия портрета некоего турка, приписываемого Джснтиле Беллини (1424-1507 гг.). Собрание Ж. Дусе. {Фото Жиродона.) торые человек должен всегда носить безупречно чистыми. В Южном Китае не было необходимости в отоплении, но и там имелись эти же два типа мебели. Отец де Лас Кортес, делая зарисовки увиденного им в начале XVII в. в районе Кантона, изображает китайцев, обедающих за квадратным столом, сидя на стульях. И когда он нам рисует паланкин, то как бы тот ни отличался своей легкой деревянной конструкцией, построен он был на трм же принципе, что и европейский портшез. Вышеприведенный беглый обзор ставит проблему этого все-таки впечатляющего видоизменения форм, однако не дает ее решения. Видеть в нем просто случайное распространение стула и многочисленные последствия его введения - одно из тех упрощенных объяснений, какими изобилуют истории техники прошлого. Реальность (к этому мы вернемся, рассматривая вопрос в целом в следующей главе) всегда была куда сложнее. В самом деле, в Китае-скажем грубо, уже до XIII в.-наблюдались значительная тяга [к двоякому образу жизни] и своего рода разделение между жизнью сидя и жизнью на корточках, прямо на земле. Последняя была обычной, первая же -официальной: престол государя, кресло мандарина, скамья и стулья в школах.. Все это нуждается в объяснениях и исследованиях, находящихся за пределами наших возможностей. И тем не менее надлежит констатировать знаменательное обстоятельство: то, что по всему миру существовали две формы, поведения в повседневной жизни- положения сидя и на корточках. Последнее распространено было повсеместно, m исключением Запада; и только в Китае обе формы уживались рядом. Поиски происхождения такой формы поведения в Европе привели бы к античности, к самым истокам западной цивилизации. ...А здесь - нарисованный Шарденом писатель (XVIII в.) Национальная библиотека, Кабинет эстампов. 73 Слово «биоло! ия», показавшееся некоторым моим критикам преувеличением, явно не следует понимать в прямом смысле. Но любой взрослый европеец не способен без серьезного переучивания часами сидеть, скрестив ноги по-турецки (Шардсн. 10 лет проживший в Персии, в конечном счете к этому привык и чувствовал себя удобно). Верно и обра!нос: индийцы и японцы признавались мне. чго в парижском кино ген грс они нечамегно подтягивали т» и ни кресло, принимая то слипегнеимеч1 положение, какое дли чих удобно. ^ Oemelli Caters С, Г. Op «"". 1. p. 257 7' Barrow i. I'mugi' <'i Chine. 1КОЯ I. p 15» Но вот несколько картинок как бы в виде резюме. В японской повозке, запрягаемой быками, нет сидений для путешествующего, как будто так и полагается. На персидской миниатюре государь на своем обширном троне сидит по-турецки, скрестив ноги. Еще вчера в Каире египетские кучера на наемных экипажах, имея перед сиденьем охапку соломы, подгибали ноги под себя, хотя могли бы их вытянуть вперед. В конечном счете речь идет, пожалуй, о почти что биологическом различии 73: отдыхать по-японски, опустившись на колени, сидя на пятках, или скрестив ноги, как в Турции и других мусульманских странах, или же на корточках, как это столь часто делают индийцы, невозможно либо по меньшей мере трудно для европейцев. Европейская манера сидеть показалась японцам до того удивительной, что они обозначили ее забавным выражением «вывешивать ноги»... Но вот зимой 1693 г. путешественник Джемелли Каре-ри едет в турецкой, точнее-болгарской «каруце» (пассажирской повозке) из Галлиполи в Адрианополь. В повозке не было сидений. «Так как я вовсе был непривычен сидеть на полу, скрестив ноги по-турецки,- пишет он, я чувствовал себя очень скверно в этой каруце без сидений, сделанной так, чго нет европейца, которого бы она не стеснила так же точно». Двумя годами позднее он же в индийском паланкине был «вынужден лежать, вытянувшись словно в кровати»74. Нам такое вынужденное состояние покажется не столь уж тягостным! Но и в Пекине экипажи зачастую бывали без сидений, и Джон Барроу ворчит вслед за Джемелли Карери, «что для европейца это самый отвратительный нил повозки, какой только можно себе вообразить»75. i.i и mh.i;i linicpi.opi.i
«Женщины Индостана» в часы ipaiicji.1- миниатюра-иллюстрация к «Истории Индии» Мануччи. Национальная библиотека. Кабинет эстампов. 7* Guigncs M. Ор. ей.. 1795. I, р. 377 "■ Sougc/ M.-I-. Styles il Europe i.\paji>u\ 1461, p. 5 7 4 Я обычно yi|U'tpc6.iMi< •то cjioiu), дабы обошачшь уроиснь более пткий, нежели уровень «штили >ацин» Только китайцы были привычны к двум положениям без различия (хотя китайцы татарского происхождения, в сущности, мало восприняли стул и стол; с этой точки зрения в Пекине существовала даже разница в стиле жизни между татарским и китайским городом). Один француз, в 1795 г. принятый в Пекине в качестве члена голландского посольства, рассказывал: «Мандарины вздумали заставить нас усесться со скрещенными ногами. Но, видя, что такое положение причиняет нам большое неудобство, отвели нас в большой павильон, снабженный столами и стульями», обставленный с большей роскошью; «на возвышении был большой ковер, а внизу разожгли огонь»76. На Западе аналогичную ситуацию в какой-то момент создало в Испании взаимное «наложение» иберийской и мусульманской культур. Приводившееся нами рассуждение Переса дс Чинчона по поводу мусульман, которые «усаживаю гея на земле, как животные», повторено им в другой, на первый взгляд непонятной форме: «На земле, как женщины». И действительно, именно испанские женщины долгое время, до самого XVII в., продолжали сидеть по-арабски, на подушках. Отсюда и выражение «tomar la almoha-dilla» (буквально: взять подушку) для обозначения того, что какая-нибудь придворная дама получила право сидеть в присутствии королевы. Во времена Карла V в приемных залах для женщин предназначалось возвышение с подушками и низкой мебелью71. Можно было подумать, что ты в Китае. В ЧЕРНОЙ АФРИКЕ Бедность людей или бедность цивилизаций результат один. А для «культур»7Н они кумулируются; в итоге возникает двойная бедность, и нужда сохраняется на протяжении веков. Как раз такое зрелище представляет Черная Африка, на которой хотелось бы ненадолго задержаться, дабы получить быстрое и наглядное подтверждение, Охота на лань 14 Labat J -В NouveJJe Relation </<• I'Afrique h oecidentale. Op. ей.. II, -p. 327 328. - '; ' На берегах Гвинейского залива, где обосновалась и внедрялась европейская работорговля, не было плотно заселенных городов по западному или по китайскому образцу. С первых же деревушек, ставших доступными нашей любознательности бла- • годаря рассказам путешественников, мы видим крестьянские обднества, не скажу «горемычные» (само по себе слово это почти бессмысленно), но, во всяком случае, наверняка испытывавшие лишения. Действительно, здесь не было настоящих жилищ: глиняные хижиныг сделанные из жердей, из тростника, «круглые, как голубятни», изредка обмазанные известью, без мебели (не считая глиняных доршков и корзин), без окон, каждый вечер тщательно ■ ♦ окуриваемые дымом, чтобы выгнать болезненно жалящих москитов (maringouins). В 1728 г. отсн Лаба писал: «Не все привыкли, как они.[негры], коптиться наподобие окорока и пропитываться запахом дыма, от которого воротит тех, кто начинаел посещать негров»74. Оставим в стороне что «отвращение» и hi будем придавать ему слишком уж большого значения. Бразильские историки и социологи определенно говорят нам (но в конш концов никто не обязан в это верить); что беглые негры, обо сковывавшиеся в сертаме (serfao), образуя независимые респу блики, и даже негры в своих городских.трущобах (mucambos) \ 11 j.iimnicc ii <н")|.1Ч1К>г: *ii.iiiiih'. «>,а; л. i;i и мел;) MA Lilt
'" lrcvrc (i (lisa (.irarule с Simula 1 933": "idem. Sohniili/s г Mucamhns. ■' Labal J.-B. O/i. ri/., IV. P. 3M) XIX в. вели более здоровый образ жизни, чем их господа на плантациях или в городах80. Немного больше внимания-и мы увидим в Африке рядом с обычными хижинами кое-какие белые постройки, обмазанные известью; и тго уже было роскошью по сравнению с судьбой большинства, сколь бы незначительным пи было такое отличие. Еще больше выделяются дома «на португальский лад» (правда, очень немногочисленные), ибо образец пришел от прежних покорителей, на языке которых все еще изъяснялись «государи». Это дома с «открытыми вестибюлями», даже с «небольшими, очень чистыми деревянными сиденьями» (чтобы могли усесться посетители) и даже со столами, и наверняка пальмовое вино для избранных сотрапезников. Как раз в подобных домах жили прекрасные мулатки, владевшие сердцами местных королей или (что по сути то же самое) какого-нибудь богатого английского купца. Вроде той куртизанки, которая управляла «королем» Барре; она была одета «в небольшой сатиновый корсет на португальский манер» и носила «в виде юбки одну (sic!) из тех прекрасных набедренных повязок, что поступают с острова Сант-Яго или с Зеленого Мыса... повязку со значением, ибо пользуются ими лишь видные особы; повязки сии и в самом деле весьма красивы и тонки»81. Эта любопытная беглая картинка доказывает, что даже на обширном массиве африканских земель друг другу противостояли два привычных «берега»: хорошая и дурная стороны жизни, нужда и роскошь. ЗАПАД С ЕГО РАЗНООБРАЗИЕМ МЕБЛИРОВКИ Оригинальность Запада в сфере меблировки и внутреннего убранства помещений в сравнении с самим Китаем и с остальным миром заключалась, несомненно, в его вкусе к переменам, в сравнительно быстрой эволюции, какой никогда не знал Китай. Здесь все менялось. Конечно, не ото дня ко дню. Но ничто не избежало многообразной эволюции. Еще один шаг в любом музее, новый зал- и вся картина переменилась. Это происходило бы совсем по-иному, если бы мы оказались в другом районе Европы. Общими были только крупные трансформации, перекрывавшие значительные сдвиги, подражания, более или менее сознательные заимствования. Общая жизнь Европы смешивала,., таким образом, упорно сохранявшиеся разные цвета: Север-это не Юг, европейский Запад не Новый Свет, а старая Европа - не та новая Европа, которая распространяется на восток вплоть до дикой Сибири. Мебель же свидетельница такого противостояния, такою самоутверждения крохотных «отечеств», на какие подразделялся западный мир. Нужно ли еще повторять, что характеру обществ;!, непрерывно в этом процессе участвовавшею, принадлежало в нем свое слово. И наконец, меблировка, вернее, все в целом убранство дома свидетельствует о широком экономическом и культурном движении, которое подталкивало Европу к тому, что сама она окрестила Просвещением, к прогрессу. *2 Oulmonl С. 1л Maison. 1929. р. 10. KJ Havard H. Dktionnuire de ГатеиЫетеШ el de la decoration... 1890. IV, p. 345; Wilhclm J. La Vie quolidienne аи Marais. аи XVif xi'rcle. 1966. p. 65-66. M Franklin A. La Vie privet d'auirefoi.s. IX: VarUUs gastronomiqur.i, p. 16. ПОЛЫ, СТЕНЫ, ПОТОЛКИ, ДВЕРИ И ОКНА Если исходить из привычной обстановки наших нынешних жилищ, то по зрелом размышлении все здесь оказывается старым наследием, давними завоеваниями: письменный стол, на котором я пишу,Шкаф, где уложено белье, обои, наклеенные на стены, сиденья, деревянный паркет, оштукатуренный потолок, размещение комнат, камин, лестница, присутствие безделушек, гравюр, даже картин. Отталкиваясь от простою сегодняшнего интерьера, я могу восстановить в воображении древнюю эволюцию, «прокрутить» в обратную сторону фильм, который приведет читателя к старинной роскоши - старинной, однако зарождавшейся с опозданием. Это означает наметить опорные точки, описать «а», «Ь» и «с» истории меблировки, и ничега более. Но начинать следует с" начала. Жилая комната всегда имела свои четыре стены, свой пол, потолок, одно или несколько окоти одну или несколько дверей. Пол на первом этаже долго будет сделан из утрамбованной земли, затем его будут покрывать каменными плитами или [керамической] плиткой. И на старинных миниатюрах плиточный пол зачастую будет выглядеть роскошно: это была роскошь, нарисовать которую почти ничего не стоило. Впрочем, узорчатые плиты были в употреблений с XIV в., так называемые «свинцовые» плиты (покрытые эмалью свинцового цвета, на графитовой основе) появились в XVI в., а в XVII в. повсюду, даже в скромных жилищах, полы покрывали керамической плиткой. Однако мозаичных полов не было до конца XVII в., во всяком случае во Франции. Что же касается паркета в современном значении, так называемого «наборного», то появился он в XIV д., но только в XVIII в. наступила огромная мода на него, с многочисленными вариантами: «мозаичный», углом...82 Потребность в дереве возрастала. Вольтер мог написать: «Прежде дубы сгнивали в лесу, ныне же их разде
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 311; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.27 (0.021 с.) |