ТОП 10:

В КОТОРОЙ РАЗЪЯСНЯЕТСЯ, ЧТО УГОТОВАЛ В РАЮ ВЕРУЮЩИМ АЛЛАХ ВСЕВЫШНИЙ.



Аллах Всевышний сказал:

- “Поистине, богобоязненные (окажутся) в садах и (среди) источников.”

(И скажут им): “Входите в них с миром(, ничего) не опасаясь!”

Удалим Мы из сердец их ненависть, (и воссядут) они на ложах как братья, обратившись друг к другу.

Ничто их там не утомит, и не изгонят их оттуда. (“Аль-Хиджр”, 45 - 48)

Всевышний также сказал:

- О рабы Мои! Сегодня вам нечего бояться и не будете вы печалиться.

Те, которые уверовали в Наши знамения и покорились (Нам),

войдите в рай с радостью, вы и ваши супруги.

Станут обносить их золотыми блюдами и кубками, в которых будет то, чего желают души и что услаждает взоры, и останетесь вы в нём навечно.

(Таков будет) рай, который получите вы в наследство за то, что вы делали (при жизни).

В нём (есть) для вас множество плодов, которые станете вы вкушать. (“Украшения”, 68 - 73)

Всевышний также сказал:

- Поистине, богобоязненные (окажутся) в безопасном месте,

среди садов и источников,

(и) станут облачаться в тончайшие шелка и парчу, находясь друг против друга.

Так (будет)! И Мы дадим им в жёны большеглазых, чернооких и белокожих дев.

В раю (смогут) потребовать они любых плодов, пользуясь (полной) безопасностью,

в нём не вкусят они смерти помимо смерти первой, и Он защитит их от мук ада

по милости от Господа твоего, и это - великий успех! (“Дым”, 51 - 57)

Всевышний также сказал:

- Поистине, благочестивые (будут жить) в благоденствии,

(находясь) на ложах, взирая,[1273]

(и) ты (увидишь) на их лицах сияние благоденствия.

Их будут поить запечатанным выдержанным вином,

печатью которому (послужит) мускус, и в (стремлении к) этому пусть соревнуются друг с другом соревнующиеся!

Оно смешано (с влагой) из таснима,

источника, из которого пьют приближенные (к Аллаху). (“Обвешивающие”, 22 - 28)

И к этой главе относится множество других известных аятов.

1880 - Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Обитатели рая будут есть и пить там, но не будут ни испражняться, ни сморкаться, ни мочиться, а съеденное ими (станет выделяться как) отрыжка(, что будет) подобно выделению мускуса,[1274] и будут внушаться им прославление и возвеличивание Аллаха, как внушается им дыхание.[1275] (Муслим)

1881 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Аллах Всевышний сказал: “Для Моих праведных рабов Я приготовил то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека.” Прочтите, если желаете, (аят, в котором сказано): “И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали.”[1276] (Аль-Бухари; Муслим)

1882 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Первая группа тех, кто войдёт в рай, будет подобна луне в ночь полнолуния, а потом (войдут) те, которые последуют за ними, и будут они подобны самой яркой планете на небе. Не будут они ни мочиться, ни испражняться, ни плевать, ни сморкаться, гребни их (будут) золотыми, пот их (будет пахнуть) мускусом, в курильницах их (будет гореть) алоэ, благое дерево, жёнами их будут большеокие гурии и обликом они будут как один человек(, ибо) по образу (своему они будут подобны) отцу их Адаму и (рост их будет равен) шестидесяти локтям. (Аль-Бухари; Муслим)

В другой версии этого хадиса, также приводимой аль-Бухари и Муслимом(, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- … (там) их сосуды (будут) золотыми, пот их (будет пахнуть) мускусом, у каждого из них будет по две жены, и костный мозг (каждой из них) будет виден сквозь плоть их ног из-за (их) красоты. Не будет меж ними ни разногласий, ни взаимной ненависти, сердца их будут подобны единому сердцу и станут они славить Аллаха утром и вечером.

1883 - Передают со слов аль-Мугиры бин Шу`бы, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Однажды) Муса, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил своего Господа: “Кто из обитателей рая будет занимать самое низкое положение?” Он ответил: “Им будет человек, который придёт уже после того, как все (остальные) обитатели рая будут введены в рай, и ему будет сказано: “Войди в рай!” Он скажет: “О Господь мой, как же (я войду, когда все) люди уже заняли свои места и получили (то, что им было уготовано)?!” И ему будет сказано: “Удовлетворишься ли ты тем, что будет у тебя царство, подобное царству одного из царей земли?”, - а он скажет: “Я буду доволен, о Господь мой!” Тогда (Аллах) скажет: “(Даруется) тебе это, и ещё столько же, и ещё столько же, и ещё столько же, и ещё столько же”, - и на пятый раз (этот человек) воскликнет: “Доволен я, о Господь мой!” И (Аллах) скажет: “(Даруется) тебе это и ещё десять раз столько и даруется тебе то, чего желала твоя душа и что радовало глаз твой”, - и (этот человек) воскликнет: “Доволен я, о Господь мой!” ” (Муса, да благословит его Аллах и да приветствует,) спросил: “Господь мой, а кто же из них (займёт) самое высокое положение?” Он ответил: “(Ими будут те,) которых Я пожелаю (избрать) и почту Своей собственной рукой, и Я скрыл это (ото всех), и не видел этого глаз, и не слышало об этом ухо и не представлялось это сердцу человека. (Муслим)

1884 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, я знаю, кто из оказавшихся в огне выйдет из него последним и кто из обитателей рая последним войдёт в рай. (Один) человек выберется из огня ползком, и Всемогущий и Великий Аллах скажет ему: “Ступай и войди в рай!” И он придёт к раю, но покажется ему, что он полон, и он вернётся и скажет: “О Господь мой, я нашёл его заполненным!” И Всемогущий и Великий Аллах (снова) скажет ему: “Ступай и войди в рай!” И он придёт к раю, но (опять) покажется ему, что он полон, и он вернётся и скажет: “О Господь мой, я нашёл его заполненным!” И тогда Всемогущий и Великий Аллах скажет ему: “Ступай и войди в рай, и, поистине, (там будет даровано) тебе подобное (всему) миру этому и (ещё) десять его подобий (или: … подобное десяти мирам).” И (человек) скажет: “Ты насмехаешься (или: … смеёшься) надо мной, (хотя и являешься) Царём?”

(Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах,) сказал:

- И я видел, что когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “И этот (человек) займёт среди обитателей рая самое низкое положение”, - он улыбнулся так широко, что показались его коренные зубы. (Аль-Бухари; Муслим)

1885 - Сообщается, что Абу Муса, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, будет у верующего в раю шатёр из целой полой жемчужины, (вздымающейся к) небу на высоту шестьдесят миль, и будут в ней (вместе) с верующим члены его семьи, которых он будет обходить, а они не будут видеть друг друга.”[1277] (Аль-Бухари; Муслим)

В одной миле шесть тысяч локтей.

1886 - Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, есть в раю дерево(, от одного края которого до другого) всадник на подготовленном[1278] быстром скакуне не (сможет) доскакать и за сто лет. (Аль-Бухари; Муслим)

В обоих “Сахихах” этот же хадис передаётся и со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах(, сообщившего, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал:

- … и всаднику, который будет скакать в его тени сто лет, не пересечь её.

1887 - Сообщается, что Абу Са`ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, из-за превосходства одних обитателей рая над другими[1279] они станут смотреть на живущих в покоях[1280] над ними подобно тому, как вы смотрите на сверкающую вдалеке планету, которая находится на востоке или на западе.” (Люди) спросили: “О посланник Аллаха, будут ли (эти покои) жилищами пророков, которых не сможет достичь никто, кроме них?” (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) ответил: “Да, но клянусь Тем, в чьей длани душа моя(, они предназначены и для) людей, которые уверовали в Аллаха и поверили посланникам!” (Аль-Бухари; Муслим)

1888 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, (место) в раю (размером) с лук, лучше (всего) того, над чем восходит (или: … заходит) солнце!” (Аль-Бухари; Муслим)

1889 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, есть в раю рынок[1281], который обитатели (рая) станут посещать каждую пятницу, и будет веять на их лица и одежду северный ветер(, от которого) они будут становиться ещё лучше и прекраснее, а потом они будут возвращться к своим близким(, которые тоже) будут становиться лучше и прекраснее, и близкие будут говорить им: “Клянёмся Аллахом, вы стали ещё лучше и прекраснее!”, - они же будут говорить (им в ответ): “И вы, клянёмся Аллахом, стали после нас ещё лучше и прекраснее!” (Муслим)

1890 - Передают со слов Сахля бин Са`да, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, обитатели рая обязательно станут смотреть в раю на покои(, находящиеся над ними,)[1282] подобно тому, как вы смотрите на планету(, находящуюся) в небе. (Аль-Бухари; Муслим)

1891 - Сообщается, что Сахль бин Са`д, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) я находился в обществе пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, который описывал (присутствовавшим) рай, закончив же делать это, он сказал: “В раю есть то, чего не видел глаз, о чём не слышало ухо и чего даже не представляло себе сердце человека”, - (после чего) прочитал (аяты, в которых сказано): “…те, которые отстраняются боками своими от лож, взывая к Господу своему со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. # И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали.”[1283] (Аль-Бухари)

1892 - Передают со слов Абу Са`ида и Абу Хурайры, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда обитатели рая войдут в рай, глашатай возгласит: “Поистине, будете вы жить (вечно) и никогда не умрёте, и, поистине, будете вы здравствовать и никогда не заболеете, и, поистине, будете вы молодыми и никогда не состаритесь, и, поистине, будете вы благоденствовать и никогда не постигнет вас (ничто) дурное!” (Муслим)

1893 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, самое низкое положение в раю займёт тот из вас, кому будет сказано[1284]: “(Говори, чего) ты желаешь!”, - и (этот человек) будет высказывать свои пожелания снова и снова, а потом его спросят: “(Все) ли свои пожелания ты высказал?”, - и он скажет: “Да”, - и тогда ему скажут: “(Будет) тебе то, чего ты пожелал, и ещё столько же.” (Муслим)

1894 - Передают со слов Абу Са`ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, Всемогущий и Великий Аллах обратится к обитателям рая: “О обитатели рая!”, - и они скажут: “Мы здесь, Господь наш, и готовы служить Тебе, а (всё) благо в Твоих руках!” Тогда Он спросит (их): “Довольны ли вы?”, - и они скажут: “Чем же нам быть недовольными, о Господь наш, ведь Ты даровал нам то, чего не даровал никому из Твоих созданий!” Тогда Он скажет: “Поистине, Я дарую вам и то, что лучше этого!” Они спросят: “О Господь наш, а что же лучше этого?”, - и Он скажет: “Я ниспошлю вам Своё благоволение и после этого уже никогда не буду гневаться на вас!” (Аль-Бухари; Муслим)

1895 - Сообщается, что Джарир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды в ночь полнолуния, когда мы находились у посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, он посмотрел на полную луну и сказал: “Поистине, вы увидите Господа вашего воочию, как видите эту луну, и не будете вы обижены в том, что касается лицезрения Его!”[1285] (Аль-Бухари; Муслим)

1896 - Передают со слов Сухайба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Когда обитатели рая войдут в рай, Всеблагой и Всевышний Аллах спросит: “Хотите ли вы, чтобы Я (даровал) вам что-нибудь ешё?” Они скажут: “Разве Ты не сделал наши лица белыми?[1286] Разве Ты не ввёл нас в рай и не спас нас от огня?!”[1287], - (после чего) Аллах уберёт преграду[1288], и из всего дарованного им самым дорогим для них станет (возможность) взирать на их Господа. (Муслим)

 

Аллах Всевышний сказал:

- Поистине, тех, которые уверовали и совершали праведные дела, Господь их будет вести правильным путём за их веру, и будут течь под ними реки в садах блаженства.

В (этих садах) они (станут взывать к Аллаху, говоря): “Слава Тебе, о Аллах!”, - приветствием их (будет слово): “Мир!”, - а завершая свои обращения (к Аллаху), они (будут говорить): “Хвала Аллаху, Господу миров!” (“Йунус”, 9 - 10)

 

Хвала Аллаху, который направил нас к этому, а если бы Аллах не указал нам путь, мы сами не нашли бы его! О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, и пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты - Достойный похвалы, Славный!

Составитель этой книги Йахйа ан-Навави, да простит его Аллах, сказал:

- Я завершил (свой труд) в понедельник четырнадцатого рамадана шестьсот семидесятого года (хиджры).

Завершена эта книга с помощью Аллаха Всевышнего и благодаря Его прекрасному содействию, и да благословит Аллах и да приветствует нашего господина Мухаммада, неграмотного пророка, (членов) его семьи и (всех) его сподвижников!

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 - Глава о (небходимости проявлять) искренность /ихляс/ и (придерживаться благих) намерений /нийат/ во всех делах и словах и в любых обстоятельствах - явных и тайных.

2 - Глава о покаянии /тауба/.

3 - Глава о терпении /сабр/.

4 - Глава о правдивости /сыдк/.

5 - Глава о наблюдении /муракаба/.

6 - Глава о богобоязненности /таква/.

7 - Глава о глубокой убеждённости /йакын/ и уповании /таваккуль/.

8 - Глава о прямоте /истикама/.

9 - Глава о размышлении о величии сотворённого Аллахом, тленности мира этого, ужасах мира мира вечного и прочих делах обоих миров, а также о том, что душе не следует питать больших надежд, о воспитании души и (необходимости) побуждения её придерживаться прямоты.

10 - Глава о необходимости поспешного устремления к благому и побуждении обратившегося к благу стремиться к нему всерьёз и без колебаний.

11 - Глава об усердии.

12 - Глава о побуждении к совершению большего количества благого в конце жизни.

13 - Глава, в которой разъясняется, что существует множество путей блага.

14 - Глава об умеренности в поклонении.

15 - Глава о неуклонном совершении праведных дел и недопущении послаблений в том, что касается этого.

16 - Глава о велении неуклонно придерживаться сунны и того, что ей приличествует.

17 - Глава об обязательности подчинения решению Аллаха и о том, что следует говорить тем, кого к этому призывают и кого побуждают к одобряемому или удерживают от порицаемого (шариатом).

18 - Глава о запрещении нововведений и (изобретения) новшеств.

19 - Глава о положившем начало хорошему или дурному обычаю.

20 - Глава об указании на благо и призыве к правильному пути или заблуждению.

21 - Глава о взаимопощи в (делах) благочестия и богобоязнености.

22 - Глава о добром совете.

23 - Глава о побуждении к одобряемому и удержании от порицаемого (шариатом).

24 - Глава о суровом наказании, ожидающем того, кто побуждает к одобряемому и удерживает от порицаемого, в то время как его слова расходятся с его делами.

25 - Глава о велении возвращать доверенное имущество /амана/.

26 - Глава о запрещении несправедливости и велении возвращать присвоенное несправедливо.

27 - Глава об уважении неприкосновенности мусульман, разъяснении их прав и проявлении жалости и милосердия по отношению к ним.

28 - Глава о сокрытии недостатков мусульман и запрещении распространения сведений о них без необходимости.

29 - Глава об удовлетворении потребностей мусульман.

30 - Глава о заступничестве.

31 - Глава о (необходимости) примирять людей между собой.

32 - Глава о достоинстве слабых, бедных и безвестных мусульман.

33 - Глава о ласковом обхождении с сиротами, девочками и всеми слабыми, неимущими и беспомощными, об оказании им благодеяний и проявлении по отношению к ним жалости, мягкости и смирения.

34 - Глава о хорошем отношении к женщинам.

35 - Глава о правах мужа на жену.

36 - Глава о расходовании средств на тех, кто находится на содержании у человека.

37 - Глава о расходовании того, что человек любит.

38 - Глава о том, что (мусульманин) обязан приказывать своей жене, разумным детям и всем тем, кто находится на его попечении, придерживаться покорности Аллаху Всевышнему, запрещать им поступать наперекор (Ему), воспитывать их и удерживать их от совершения запретного.

39 - Глава о правах соседа и распоряжениях, касающихся этого.

40 - Глава о почтительности и хорошем отношении к родителям и о (поддержании) родственных связей.

41 - Глава о запрещении проявления непочтительности (по отношению к родителям) и порывания родственных связей.

42 - Глава о проявлении почтения по отношению к друзьям отца, матери, родственников, жены и всем тем, кого рекомендуется уважать.

43 - Глава об оказании уважения членам семьи посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и разъяснении их достоинств.

44 - Глава о (необходимости) проявления уважения к обладателям знания, (людям), достигшим преклонного возраста, и тем, кто отличается какими-либо достоинствами, предпочтения их другим, предоставления им высоких мест и разъяснения их положения.

45 - Глава о посещении снискавших благо, пребывании у них, общении с ними, любви к ним, стремлении встретиться с ними и заслужить их обращения с мольбами к Аллаху, а также о посещении достойных мест.

46 - Глава о достоинстве любви ради Аллаха, о побуждении к ней, о том, что человеку (следует) уведомлять того, кого он любит, о том, что он любит его, и о том, что ему (следует) сказать, когда он уведомит его об этом.

47 - Глава о признаках любви Аллаха Всевышнего к рабу и о побуждении к приобретению соответствующих нравственных качеств и стремлению добиться этого.

48 - Глава(, в которой содержатся) предостережения о (недопустимости) причинения страданий праведным, слабым и бедным.

49 - Глава о том, что судить о людях следует по их внешним проявлениям(, предоставляя) Аллаху Всевышнему (судить) об их сокровенных мыслях.

50 - Глава о страхе.

51 - Глава о надежде.

52 - Глава о достоинстве надежды.

53 - Глава о соединении страха с надеждой.

54 - Глава о достоинстве плача из-за страха перед Аллахом Всевышним и сильного стремления к Нему.

55 - Глава о достоинстве отречения от мира, о побуждении к тому, чтобы довольствоваться малым количеством мирских благ, и о достоинстве бедности.

56 - Глава о достоинстве голода, сурового образа жизни, удовлетворённости малым в еде, питье, одежде и всём прочем из того, что доставляет радость душе, и отказа от (потворствования) страстям.

57 - Глава о неприхотливости, скромности, умеренности в расходах на пропитание и (прочих) тратах и порицании обращений с просьбами (к людям) без крайней необходимости.

58 - Глава о позволительности брать (то, что достаётся человеку) без просьб и стремления к этому (с его стороны).

59 - Глава о побуждении к тому, чтобы зарабатывать на жизнь своим трудом и благодаря этому воздерживаться от просьб и (не стремиться) к получению подарков.

60 - Глава о щедрости, великодушии и расходовании средств на различные благие дела (теми, кто) уверен в (истинности обещанного) Аллахом Всевышним.

61 - Глава о запрещении скупости и скаредности.

62 - Глава о предпочтении и утешении.

63 - Глава о соревновании в делах(, имеющих отношение к) миру вечному, и стремлении к умножению того, что приносит с собой благословение.

64 - Глава о достоинстве благодарного богача, коим является тот, кто добывает (своё) богатство (законным) образом и расходует его так, как ему было велено (делать это).

65 - Глава о (том, что необходимо) помнить о смерти и не возлагать (слишком много) надежд (на будущее).

66 - Глава о желательности посещения могил мужчинами и о том, что (следует) говорить пришедшему (на могилу).

67 - Глава о том, что нежелательно желать смерти по причине понесённого ущерба, но в этом нет ничего дурного(, если смерти желают), опасаясь впасть в искушение в религии.

68 - Глава о благочестии и отказе от сомнительного.

69 - Глава о желательности уединения в случае распространения пороков среди людей и наступления времени падения нравов или же из страха перед искушением в религии и совершением запретных, сомнительных и тому подобных вещей.

70 - Глава о достоинстве поддержания общения с людьми, посещения их пятничных и прочих общих молитв, (участия в) праздниках и собраниях, на которых передают знание и поминают Аллаха, посещения больных, участия в похоронных процессиях, утешения нуждающихся из их числа, указания правильного пути невежественным среди них и осуществления прочих дел в интересах людей для тех, кто способен побуждать к одобряемому (шариатом), удерживать от порицаемого (им), не позволять себе наносить обиды (людям) и претерпевать обиды(, наносимые ему людьми).

71 - Глава о смирении и проявлении мягкости по отношению к верующим.

72 - Глава о запрещении гордости и тщеславия.

73 - Глава о благонравии.

74 - Глава о кротости /хильм/, проявлении терпения /анат/ и доброте /рифк/.

75 - Глава о прощении и (необходимости) отстраняться от невежд.

76 - Глава о перенесении неприятностей.

77 - Глава о проявлении гнева в случае нарушения запретов шариата и оказании помощи религии Аллаха Всевышнего.

78 - Глава о велении власть имущим проявлять доброту, благожелательность и сострадание по отношению к своим подданным и запрещении обманывать их, быть (чересчур) суровыми с ними, пренебрегать их интересами и проявлять безразличие к ним самим и к их нуждам.

79 - Глава о справедливом правителе.

80 - Глава об обязательности повиновения обладателям власти в том, что не является греховным, и запрещении повиновения им в греховном.

81 - Глава о запрещении добиваться власти и предпочтительности отказа от стремления к управлению, если (человек) не был назначен (на какую-нибудь должность) или если к этому не призывает необходимость.

82 - Глава о побуждении правителя, судьи и других власть имущих выбирать себе хорошего вазира и о предостережении их от плохих друзей и их советов.

83 - Глава о запрещении назначения на должность правителя, судьи и (тому подобные должности, связанные с предоставлением) власти, тем, кто добивается или желает её, предлагая на эту (должность себя).

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.237.254.197 (0.018 с.)