Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Краткие сведения об имаме ан-навави.↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 39 из 39 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ПРЕДИСЛОВИЕ СОСТАВИТЕЛЯ. ОГЛАВЛЕНИЕ УКАЗАТЕЛЬ СУР КОРАНА УКАЗАТЕЛЬ ИСТОЧНИКОВ УКАЗАТЕЛЬ ПЕРЕДАТЧИКОВ ХАДИСОВ УКАЗАТЕЛЬ ИМЁН И ЭТНИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ УКАЗАТЕЛЬ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ И ТОПОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ ГЛОССАРИЙ
[1] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имеет в виду, что с помощью ухищрений пропитание добывают себе слабые, а с помощью силы - сильные, благодарить же следует только Аллаха, истинного Подателя всех благ. [2] - В данном случае подразумеваются всевозможные мелкие грехи. [3] - Если речь идёт о приглашении на первое торжество по случаю бракосочетания, принять его следует обязательно, что же касается иных случаев, то принимать приглашения рекомендуется. [4] - То есть: пусть обратится к Аллаху с мольбой за собравшихся за столом и тех, кто его пригласил. В комментариях указывается, что были и такие улемы, которые считали, что речь идёт о молитве в обычном смысле слова. [5] - Умар бин Абу Салама был сыном Умм Саламы, да будет доволен ими Аллах, от первого брака. Впоследствии она стала женой пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [6] - Абдуллах Ибн аз-Зубайр объявил себя халифом в феврале или марте 684 года после смерти омеййадского халифа Му`авийи II. В июне или июле того же года в Сирии была принесена присяга Марвану бин аль-Хакаму, после чего в Халифате установилось двоевластие. [7] - То есть: еда станет благословенной для вас и вы будете насыщаться ею. [8] - “Аль-гарра” - белое; блестящее. [9] - Имеется в виду добровольная молитва /салят ад-духа/. [10] - Слова в скобках принадлежат одному из передатчиков данного хадиса. [11] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду, что Аллах почтил его пророчеством. [12] - Имеются в виду жена, дети или рабы. [13] - Например, хлеба или мяса, поджаренного на костре. [14] - Подразумевается, что омовение совершалось до еды. [15] - Иначе говоря, о желательности того, чтобы за столом собиралось как можно больше людей. [16] - То есть: переводите дух дважды или трижды. [17] - Иначе говоря, перед каждым приёмом. [18] - То есть: произносите слова “Аль-хамду ли-Лляхи!” [19] - См. хадис № 569 и примечания к нему. [20] - Иначе говоря, о том, что это только не рекомендуется делать. [21] - То есть: отведи кубок ото рта и сделай вздох. [22] - См. хадис № 764. [23] - Речь идёт о воротах мечети Куфы. [24] - Иначе говоря, тоже пил воду стоя. [25] - Имеется в виду дед отца Амра бин Шу`айба, которым являлся Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах. [26] - Катада Ибн Ду` ама - один из авторитетных последователей.
[27] - Дибадж - название дорогой материи на шёлковой основе. Данный запрет касается только мужчин. [28] - Имеются в виду неверные. [29] - Во втором случае имеются в виду доспехи, защищающие людей во время войны. [30] - Аль-Абтах - название покрытого мелкими камешками места в окрестностях Мекки. [31] - Имеется в виду, что люди бросились к Билялу, да будет доволен им Аллах, стараясь получить хотя бы немного той воды, которая предназначалась для омовения пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [32] - Этой палкой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пользовался во время молитв на открытом месте как преградой /сутра/, которая должна была отделять его ото всех остальных. [33] - Имеется в виду, что животные могли беспрепятственно ходить за вышеупомянутой палкой, а не между ней и пророком, да благословит его Аллах и да приветствует. [34] - В тексте - “сахулийа”, что может означать либо “сделанный в Сахуле”, селении в Йемене, где производились такие ткани, либо “отбеленный”. [35] - “Мирт” - квадратный кусок ткани, представляющий собой нечто среднее между накидкой и плащом. [36] - Род одежды наподобие длинной рубахи. [37] - Его джубба была слишком узка для этого. [38] - “Хуффейн” (двойственное число от “хуфф”) род обуви наподобие доходящих до щиколоток или выше носков из кожи, шерсти или какого-нибудь другого материала. [39] - Это случалось по причине худобы Абу Бакра, да будет до волен им Аллах. [40] - В данном случае подразумевается не изар как таковой, а часть ноги ниже щиколоток. Здесь, как и в предыдущих хадисах, речь идёт о людях, которые волочат за собой одежду по земле из кичливости. [41] - Имеется в виду, что так было принято приветствовать покойных во времена джахилиййи. [42] - То есть: после того, как, выслушав пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Абу Джурайй, да будет доволен им Аллах, принял ислам. [43] - То есть: за совершённые тобой грехи или неблаговидные поступки, о которых ему стало известно. [44] - Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, являлся одним из видных сподвижников пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [45] - Имеются в виду молитвы в мечети. [46] - Имеется в виду повторение слов “Слава Аллаху!”/Субхана-Ллахи!/ и “Аллах велик”/Аллаху акбар/. [47] - То есть: и получить награду Аллаха в мире вечном, и услышать похвалы от людей в этой жизни. [48] - Имеется в виду, что Абу-д-Дарда, да будет доволен им Аллах, порадовался вести о том, что получение чего-либо в этом мире не исключает возможности получения награды в мире вечном. [49] - То есть: опустится на колени в знак уважения по отношению к человеку, который передаёт ему знание. [50] - Иначе говоря, на лошадей, которые будут использованы во время войн за веру. [51] - Имеются в виду братья по вере. Из контекста ясно, что это было сказано во время какой-то поездки или военного похода. [52] - То есть: чтобы вы красиво смотрелись среди остальных людей. Красивая родинка считалась украшением лица. [53] - Имеется в виду, что хадис, в иснаде которого упоминается хотя бы один слабый /да`иф/ передатчик, не может быть признан хорошим /хасан/. [54] - Имеется в виду, что Ибн Умар, да будет доволен им Аллах, подтянул его до щиколоток. [55] - То есть: до какого уровня тебе было велено поднять его во второй раз? [56] - См. Главу № 56. [57] - Имеется в виду дед отца Амра бин Шу`айба, которым являлся Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах. [58] - То есть: не ездите верхом на сёдлах, покрытых шёлком или тигровыми шкурами. [59] - Его отца звали Усама бин Умайр, да будет доволен им Аллах. [60] - То есть: даровал мне. [61] - Например, сначала натянуть на руку правый рукав, продеть ногу в правую штанину и так далее. [62] - См. Главу № 99 (Глава о желательности отдавать предпочтение правой стороне во всех благородных делах.) [63] - То есть: привёл свою душу к покорности Тебе. [64] - То есть: раскаялся всем своим существом и обратился к Тебе с покаянием. [65] - То есть: предоставил Тебе решать всё. [66] - Имеется в виду стремление к получению награды Аллаха. [67] - Иначе говоря, перед наказанием в мире вечном. [68] - См. хадис № 80 и примечания к нему. [69] - Имеется в виду содержание хадиса № 814. [70] - Здесь речь идёт о совершении добровольной молитвы в конце ночи. [71] - Имеется в виду, что совершая эту молитву, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, читал короткие суры, в силу чего такая молитва продолжалась недолго. [72] - Такая поза должна напоминать человеку о положении покойного в могиле. [73] - “`Аурат” - общее название тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей: для мужчин это всё, что ниже пупка и выше колен, а для женщин - всё тело, кроме кистей рук и лица. [74] - Последнее означает - “сидеть на корточках”. [75] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду иудеев. [76] - Здесь речь идёт о том месте, на котором человек ожидал начала молитвы, покинув его по уважительной причине. [77] - Иначе говоря, сподвижники пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, независимо от своего положения садились на свободные места. [78] - Здесь имеется в виду совершение дополнительной молитвы в два раката в знак приветствия мечети теми, кто захоходит в мечеть. [79] - Имеется в виду дед отца Амра бин Шу`айба, которым являлся Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах. [80] - Имеются в виду такие люди, которые, являлись в собрание и старались сразу же пройти на почётное место в центре, бесцеремонно переступая через головы людей и доставляя им всевозможные беспокойства. [81] - Иначе говоря, такая встреча, на которой из-за шума невозможно было понять, что говорили присутствовавшие. Здесь подразумевается собрание людей, занимающихся пустыми разговорами. [82] - В комментариях отмечается, что это можно понимать и как “в конце собрания”, и как “в конце жизни”. [83] - То есть: за пустословие, произнесение запретных слов и так далее. [84] - Возможен перевод: “ … таким повиновением, посредством которого Ты приведёшь нас к Твоему раю …” [85] - Имеется в виду внутренняя убеждённость в том, что любые невзгоды являются только посылаемыми свыше испытаниями, за терпеливое перенесение которых человек обя зательно получит награду Аллаха. [86] - То есть: сделай так, чтобы у нас никогда не возникало не обходимости в обращениях за помощью к другим людям. [87] - То есть: не допусти того, чтобы мы пренебрегли хоть чем-либо из того, что Ты велел нам, или совершили хоть что-либо из того, что Ты нам запретил. [88] - То есть: упаси нас от того, чтобы мир этот отвлекал нас от поклонения и служения Тебе. [89] - Это значит: надели нас знанием не только о том, что доступно нашему восприятию. [90] - Имеется в виду, что рано или поздно они пожалеют о бесцельно потраченном времени. [91] - См. хадис № 819. [92] - В данном случае могут подразумеваться либо сами сновидения как таковые, либо их толкования. [93] - Имеется в виду либо приближение Дня воскресения, либо приближение весны, когда день и ночь сравнятся по продолжительности, либо наступление такого периода, также предшествующего Судному дню, когда год станет подобным месяцу, месяц - неделе, неделя - дню, а день - часу. [94] - Имеется в виду, что такой человек увидит пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, наяву в мире ином. [95] - Имеется в виду та версия этого хадиса, которую приводит аль-Бухари. [96] - В данном случае речь идёт об имитации сплёвывания без выделения слюны. [97] - То есть: об ангелах, которые явились к нему в образе людей. [98] - Здесь речь идёт о еде, раздаваемой в качестве подаяния неимущим, а также о том, что следует кормить гостей и угощать соседей. [99] - Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: “Хвала Аллаху” /Аль-хамду ли-Лляхи/, - следует сказать: “Да помилует тебя Аллах” /Йархаму-кя-Ллах/. [100] - То есть: обращаться к людям со словами “Мир вам” /Ассаляму `аляй-кум/ при каждой встрече и расставании, что будет способствовать поддержанию хороших отношений между людьми. [101] - Здесь речь идёт о приглашениях на свадьбу, в гости и так далее. [102] - Имеются в виду, что когда кто-то скажет: “Клянусь, что такой-то должен сделать то-то”, - то услышавший его слова должен помочь осуществлению этой клятвы, если речь идёт о чём-то благом. [103] - Речь идёт об угощении гостей и утолении голода неимущих. [104] - Имеется в виду период времени между обязательной утренней молитвой и восходом солнца. [105] - Речь идёт либо о старьевщиках, либо о людях, торговавших требухой. [106] - У ат-Туфайля был большой живот. [107] - Фраза “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения!” состоит из трёх благопожеланий, каждое из которых является добрым делом, а за каждое доброе дело Аллах Всевышний пообещал награждать верующих в десятикратном размере. Таким образом, в зависимости от того, что именно скажет человек, приветствующий другого, ему запишется совершение десяти, двадцати или тридцати добрых дел. [108] - Это делалось либо с целью предупреждения хозяев о том, что в дом входит посторонний человек, либо для того, чтобы приветствие услышали все присутствующие. [109] - Речь идёт о количестве от десяти до сорока человек. [110] - Имеется в виду, что так было принято приветствовать покойных во времена джахилиййи. [111] - См. хадис № 796. [112] - То есть: пусть он обратится со словами приветствия первым. [113] - Имеется в виду встреча лицом к лицу. [114] - Подразумевается, что слова приветствия при входе в дом желательно произносить даже тогда, когда в доме никого нет. [115] - Имеется в виду такая степень родства, при которой заключение брака не допускается. [116] - См. хадис № 855. [117] - Иначе говоря, иудеи и христиане. [118] - То есть: отвечайте им так, если они скажут: “Мир вам.” Смысл этого веления пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, состоит в том, что люди иного вероисповедания могут сказать не “Мир вам”, а что-то похожее, но являющееся не благопожеланием, а проклятием или пожеланием зла. [119] - Иначе говоря, пусть в обоих случаях произнесёт слова “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения.” [120] - Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, пошёл за пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, так как боялся, что с ним может что-нибудь случиться, прятался же он по той причине, что ему было ясно, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, хочет остаться один. [121] - Это объясняется тем, что обычно зевоту вызывает переедание и излишний вес. [122] - То есть: зевает, не прикрывая рта рукой. [123] - Иначе говоря, скажите: “Да помилует тебя Аллах!” /Йарха-му-кя-Ллаху!/ [124] - Имеются в виду мелкие прегрешения. [125] - В данном хадисе сообщается, что эти иудеи задали пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, вопрос о девяти ясных знамениях, иначе говоря о девяти знамениях или же чудесах, которые пророк Муса, да благословит его Аллах и да приветствует, продемонстрировал фараону в качестве доказательства того, что он является истинным посланником Аллаха. Кроме того, они задали вопрос о девяти заповедях, которые были общими для мусульман и иудеев, не став спрашивать его о той заповеди, которая касалась только их и имела отношение к субботе, и он ответил им не только на то, о чём они спрашивали, но упомянул и о том, что они утаили, после чего они и признали его пророком. [126] - Имеется в виду внук пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, от его дочери Фатимы, да будет доволен ею Аллах. [127] - См. хадис № 847 и примечания к нему. [128] - То есть: получил бы за это награду от Меня. [129] - Здесь имеется в виду либо оказавшийся в плену, либо тот, кто не в состоянии уплатить долг. [130] - Имеется в виду, что сначала пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, смачивал слюной указательный палец и касался им земли, а потом наносил получавшуюся смесь слюны и почвы на больное место, произнося эти слова. [131] - Имеется в виду кто-нибудь из мусульман. [132] - Имеется в виду, что болезнь относится к числу ниспосылаемых свыше испытаний, и в том случае, когда человек проявляет терпение перед лицом подобного испытания, оно по воле Аллаха становится средством очищения от его грехов и возвышения в обоих мирах. [133] - Речь идёт не о жалобах в буквальном смысле слова, а о том, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, страдавший от сильного недомогания, кому-то сказал о том, что болеет. [134] - Вторую часть этой фразы можно перевести и по-другому: … лишь Аллах даёт силу и мощь. [135] - Абу-ль-Хасан (отец аль-Хасана) - кунья Али бин Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. [136] - Возможно, что Али, да будет доволен им Аллах, дал такой ответ, руководствуясь какими-то признаками улучшения состояния здоровья пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [137] - “Ар-рафику-ль-а`ля”: здесь имеется в виду либо Аллах, одним из имён которого является имя “Рафик”, либо ангелы, либо пророки, правдивейшие и праведники. [138] - Эта женщина имела в виду, что она совершила такое преступление, на которое имеется указание в Коране, в силу чего оно подлежит обязательному наказанию (хадд). [139] - Подобная просьба объяснялась тем, что она решила искупить свой грех и понести наказание за него в этом мире, а не в мире вечном. [140] - Отдав такое веление, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, по достоинству оценивший раскаяние этой женщины, оградил её от проявлений гнева её родственников. [141] - Имеется в виду распоряжение подготовить её к смертной казни через побивание камнями (раджм). [142] - То есть: крепко завязали её концы, чтобы во время казни она не могла раскрыться. [143] - Данный хадис является частью хадиса № 22. [144] - Этот разговор имел место незадолго до болезни и смерти пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [145] - Муж Умм Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими. [146] - То есть: не говорите: “Горе мне!”, - и не произносите слов, подобных этим. [147] - То есть: замени его Собой, Своими заботами. [148] - Умм Салама имеет в виду, что после смерти Абу Саламы, да будет доволен Аллах ими обоими, она стала женой пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [149] - Имеется в виду, что в данном случае передатчик хадиса сомневался относительно того, что именно является правильным. [150] - Имеется в виду Зайнаб, да будет доволен ею Аллах. [151] - На самом деле речь шла не о мальчике, а о девочке, внучке пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, по имени Умама бинт Зайнаб, отцом которой был Абу-ль-Ас бин ар-Раби`. [152] - Имеется в виду не абсолютно запретное /харам/, а то, что является нежелательным или же нерекомендуемым /манхи/. [153] - То есть: громко причитать по себе после своей смерти. [154] - Са`д бин Убада, да будет доволен им Аллах, был вождём племени хазрадж, одного из двух племён ансаров. [155] - Имеется в виду, что они встанут для совершения заупокойной молитвы. [156] - Это является обязательным элементом заупокойной молитвы. [157] - “Сонмы”, 56. [158] - Имеется в виду награда, полагающаяся такому человеку, который проявляет должное терпение во время всевозможных испытаний и лишений. [159] - Возможен перевод: … и не вводи нас во искушение после него … [160] - Речь идёт об избавлении от мучений, искушений и мрака могилы. [161] - Здесь подразумевается прощение всевозможных упущений, имеющих отношение к исполнению религиозных обязанностей. [162] - То есть: сделай его удел в раю хорошим; приведи его к высокому месту. [163] - Имеется в виду могила. [164] - Здесь метафорически выражается просьба об оказании покойному всех видов милостей и даровании ему прощения за все его грехи и упущения. [165] - “Ху” - слитное местоимение мужского рода единственного числа третьего лица, которое употребляется в тех случаях, когда речь идёт о мужчине. Если с мольбой обращаются за покойную женщину, вышеупомянутое местоимение во всех случаях заменяется на слитное местоимение женского рода единственного числа третьего лица “ха”, например: “Аллахумма-гфир ля-ха ва-рхам-ха, ва `афи-ха, ва-`фу `ан-ха …”, - и так далее. [166] - Ауф бин Малик, да будет доволен им Аллах, имеет в виду, что он хотел бы оказаться на месте покойного, чтобы пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, мольбы которого принимались Аллахом, обратился с ними и за него. [167] - Такбир - произнесение слов “Аллах велик”. [168] - Таслим - произнесение слов“Мир вам и милость Аллаха” /Ас-саляму `аляй-кум ва рахмату-Ллахи/ в конце молитвы. [169] - Смысл сказанного в обоих случаях один и тот же. [170] - Имеется в виду либо то, что она не сможет занять уготованного ей достойного места, либо то, что решение о том, спасётся она или погибнет, будет откладываться до тех пор, пока кто-нибудь не рассчитается за покойного с его долгами. [171] - Название кладбища Медины. [172] - То есть: если всё уже предопределено, то какой смысл в совершении благих дел и не следует ли нам вообще отказаться от них? [173] - Это значит: делайте то, что вам предписывается шариатом, и отстраняйтесь от всего запрещаемого им. [174] - См. хадис № 711 и примечания к нему. [175] - То есть: уверовавших раньше нас. [176] - Иначе говоря, если бы она была жива. [177] - Имеется в виду, что человек прекращает получать награду за свои дела. [178] - Здесь имеется в виду то, что покойный завещал раздавать бедным после своей смерти, или же имущество, завещанное им в качестве вакфа на благотворительные цели. [179] - Имеются в виду в виду книги, которые написал или завещал покойный, знание, которое он передал другим в качестве наставника и т.д. [180] - Это не значит, что если люди произнесут такие слова, то Аллах будет обязан ввести покойного в рай или ввергнуть его в ад, так как никто не может ни к чему принудить Его. Иначе говоря, всё и всегда зависит только от воли Всевышнего, а пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду лишь то, что Аллах выполнит Свои обещания, наградив благочестивых и покарав нечестивых. [181] - Имеется в виду половая зрелость, иначе говоря, тот возраст, с которого человек, по шариату, начинает нести полную ответственность за свои поступки и выполнять религиозные обязанности в полном объёме. [182] - “Марйам”, 71. [183] - То есть: они постоянно окружают тебя. [184] - При том условии, что женщина станет терпеливо переносить такую утрату в надежде на награду Аллаха. [185] - Аль-Хиджр - название места, расположенного на севере Хиджаза. Здесь речь идёт о событиях, имевших место во время похода на Табук осенью 629 года. [186] - Самуд - древний народ, к которому, согласно Корану, был направлен пророк Салих и который был уничтожен за неповиновение этому пророку, призывавшему этих людей уверовать в Аллаха. [187] - Здесь имеются в виду посещение их жилищ или же могил. [188] - Иначе говоря, совершивших грех. [189] - Имеется в виду дед отца Амра бин Шу`айба, которым являлся Амр бин аль-Ас, да будет доволен им Аллах. [190] - Смысл подобного уподобления в том, что шайтан любит уединяться сам и побуждает к этому людей. [191] - Иначе говоря, если они и потерпят поражение, то не из-за своей малочисленности, а по какой-нибудь иной причине.
[192] - В одном из хадисов, приводимых ат-Табарани и другими мухаддисами, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Вам следует (отправляться в путь) ночью, ибо, поистине, у Аллаха есть ангелы, которые сворачивают землю для путника подобно тому, как сворачивают листы бумаги.” Иначе говоря, имеется в виду, что ночью путь преодолевать легче. [193] - Иначе говоря, клятву в аль-Худайбийи. [194] - Имеется в виду какое-нибудь строение или холм. [195] - Конкретно речь идёт об углублении за ухом. [196] - См. хадис № 245. [197] - Имеется в виду, что награда за совершение любого одобряемого шариатом дела будет равна награде за садаку. [198] - См. хадис № 134. [199] - Он смотрел на путников в надежде на то, что кто-нибудь окажет ему помощь. [200] - Или: пока мы не поняли. [201] - Иначе говоря, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, велел, чтобы каждый участник похода ехал верхом строго по очереди и ровно столько, сколько и любой другой человек независимо от того, кто являлся хозяином животного. [202] - То есть: на палубах кораблей и спинах животных. [203] - Это значит: мы просим Тебя не допустить того, чтобы из-за трудностей пути мы утратили благочестие и богобоязненность. [204] - Здесь выражается надежда на то, что Аллах не оставит Своими заботами ни самого путника, ни его семью, пока он будет отсутствовать. [205] - Иными словами, от всего, что может доставить огорчение вернувшемуся домой. [206] - Имеется в виду отступление от прямоты, которая подразумевает собой неуклонное выполнение всех велений Аллаха и отказ от всего запретного. [207] - То есть: я недостаточно благодарил Тебя за Твои милости, что может принести вред только мне самому. [208] - В данном случае имеются в виду союзные племена, осаждавшие Медину во время “битвы у рва” в 627 году. [209] - То есть: просим Тебя помочь обратить их козни против них же самих. [210] - Здесь речь идёт как о путниках, так и о тех, кто живёт гделибо постоянно. [211] - То есть: к защите Аллаха. [212] - Речь идёт о большой и очень ядовитой змее. [213] - Здесь имеются в виду джинны. [214] - То есть: от Иблиса и шайтанов. [215] - См. хадис № 977. [216] - Речь идёт о возвращении в Медину после похода на Хайбар. [217] - Имеется в виду “махрам” - такой близкий родственник, с которым, по шариату, нельзя втсупить в брак. [218] - Как указывается в комментариях, это может означать, что Корану будет придана определённая форма, и люди смогут увидеть его подобно тому, как будет придана форма добрым и дурным делам, после чего их положат на Весы и станут взвешивать. [219] - Дословно - “спорить за них” /тахаджжа `ан/. [220] - Имется в виду, что они станут ходатайствовать за тех, кто читал их и поступал согласно смыслу того, о чём в них говорится. [221] - Имеются в виду ангелы, записывающие дела людей и покорные воле Аллаха, до положения которых в мире ином возвысятся искусные чтецы Корана, поскольку они подобно ангелам доносят до верующих Книгу Аллаха, тем самым принося людям огромную пользу. [222] - Одну награду человек получит за чтение, а другую - за преодоление трудностей. [223] - “Утруджжа” - сладкий лимон; цитрон. [224] - “Райхан” - ароматическое растение. [225] - Иначе говоря, Аллах возвысит тех, кто уверует в Коран и станет соблюдать его установления, и унизит тех, кто эти установления соблюдать не будет, или же тех, кому Он не позволит уверовать в него. [226] - Иначе говоря, способность легко запоминать и хранить Коран в памяти. [227] - Здесь подразумевается не только чтение Корана, но и размышление над смыслом его аятов. [228] - Имеется в виду щедрое расходование средств на благие дела. [229] - С этих букв начинаются некоторые суры Корана. [230] - Иными словами, всё это - отдельные буквы, и за прочтение каждой из них человеку запишется совершение десяти добрых дел. [231] - То есть: в сердце которого. [232] - Имеется в виду человек, знавший Коран наизусть полностью или частично. [233] - Здесь речь идёт о восхождении по ступеням рая. Количество этих ступеней соответствует количеству аятов Корана, которых насчитывается более шести тысяч, а расстояние от одной ступени до другой равно расстоянию между небом и землёй. [234] - Тартиль - чтение Корана по всем правилам, подразумевающее собой чёткое произнесение каждой буквы. [235] - Таким образом, высшую ступень займёт человек, знавший наизусть весь Коран, естественно, при том условии, что такой знаток на деле следовал всем установлениям Корана. [236] - То есть: забывается. [237] - Так пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, назвал красивый голос Абу Мусы аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах. [238] - То есть: если бы ты увидел меня в это время, это доставило бы тебе радость. [239] - Иначе говоря, суру “Смоковница”. [240] - Иными словами, тот, кто не читает его красивым голосом. В одном из хадисов, приводимом Абд ар-Раззаком и другими мухаддисами, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “У каждой вещи своё украшение, а украшением Корана является красивый голос.” (Люди) спросили: “А если человек не обладает красивым голосом?”, - (на что) он сказал: “Пусть старается (читать) красиво как только может.” [241] - То есть: как свидетеля против неверных из твоего народа и против тех, до кого ты довёл послание Аллаха. [242] - “Женщины”, 41. [243] - “Аль-Фатиха”, 2. Здесь имеется в виду вся сура “Аль-Фатиха.” [244] - Имеются в виду семь постоянно повторяемых аятов Корана, из которых состоит “Аль-Фатиха”. [245] - В данном случае имеется в виду, что “Аль-Фатиху” называют не только “ас-саб`у-ль-масани”, но и Кораном, поскольку эта сура в концентрированном виде заключает в себе суть Корана в целом. [246] - Имеется в виду сура 114-я сура Корана “Искренность” в целом. [247] - То есть: сура “Искренность”. [248] - Этот человек придерживался такого мнения ввиду краткости суры “Искренность”. [249] - Имеется в виду сура 112-я сура Корана “Искренность” в целом. [250] - То есть: 113-я сура Корана “Рассвет”. [251] - То есть: 114-я сура Корана “Люди”. [252] - Имеется в виду, что в течение определённого времени пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, делал это, произнося слова: “О Аллах, прибегаю к Твоей защите от джиннов и дурного глаза.” [253] - Так именуются суры “Рассвет” и “Люди”. [254] - Иначе говоря, от любых иных форм обращения к Аллаху с мольбами о защите от подобных вещей и всего дурного вообще. [255] - Здесь подразумеваются те люди, которые станут читать эту суру. [256] - Имеется в виду 67-я сура Корана “Власть”. [257] - Это значит, что чтения двух вышеупомянутых аятов будет достаточно, чтобы в течение ночи служить человеку защитой от всего дурного, или же достаточно для совершения ночной молитвы. [258] - То есть: не уподобляйте свои дома кладбищам, где не совершаются молитвы. [259] - “Корова”, 255. [260] - Иными словами, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, пожелал Убаййу, да будет доволен им Аллах, чтобы он и впредь легко воспринимал и прочно усваивал знание. [261] - Имеются в виду пожертвования в пользу бедных определённого количества продуктов питания в конце рамадана /садакату-ль-фитр/. [262] - “Корова”, 255. [263] - Здесь имеются в виду те аяты из “Фатихи” и заключительной части суры “Корова”, которые одновременно являются и обращениями к Аллаху с мольбами /ду`а/. Таким образом, слова этого ангела означают: если ты (это касается также и любого другого мусульманина) будешь читать аяты, в которых содержатся эти мольбы, обращаясь за помощью, на них обязательно будет дан ответ. [264] - В Коране сказано: “ Он - Тот, кто ниспослал спокойствие в сердца верующих, чтобы прибавилось у них веры к их вере.” (“Победа”, 4) [265] - Имеется в виду, что Аллах хвалится ими перед небесными ангелами, воздаёт таким людям хвалу, принимает их дела и повышает их степени. [266] - Этот хадис является частью хадиса № 245. [267] - Речь идёт о частичном омовении. [268] - Имеется в виду прикосновение к женщине с целью удовлетворения плотского желания. [269] - То есть: отмеченные белыми звёздами во лбу и белыми кольцами на руках и ногах. [270] - Имеется в виду, что эти места будут сиять. [271] - “Халиль” - так Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, называет пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. [272] - Иначе говоря, по своей величине эти украшения будут соответствовать площади тех участков тела, которые верующий омывал при совершении частичного омовения /вуду/ перед молитвами и в иных случаях. [273] - Усман бин Аффан, да будет доволен им Аллах, обращался к людям, в присутствии которых он совершил омовение перед молитвой. [274] - Здесь речь идёт о мелких прегрешениях. [275] - См. хадис № 129 и примечания к нему. [276] - Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, хотел сказать, что они являются и его братьями, и его сподвижниками, а все остальные мусульмане будут только братьями. [277] - То есть положение людей в раю. [278] - Подразумеваются различные трудности при совершении омовения, преодоление которых может быть неприятным для человека, например, холод. [279] - Иначе говоря, преодоление значительного расстояния для участия в общей молитве. [280] - “Рибат” - укрепление на границе. В данном случае имееется в виду джихад, борьба, которую с помощью названных пророком, да благословит его Алла х и да приветствует, средств человеку необходимо постоянно вести против собственной души, побуждающей его к дурному, а также против наущений шайтана. [281] - В данном случае под “верой” подразумевается молитва и имеется в виду, что награда за очищение будет равна половине награды за молитву, поскольку молитва без соответствующего очищения недействительна. [282] - См. хадис № 25. [283] - См. хадис № 438. [284] - Иначе говоря, полностью и в правильной последовательности. [285] - Этим словам комментаторы дают разные объяснения: возможно, речь идёт о том, что они в наибольшей мере будут стремиться к милости Аллаха Всевышнего; возможно, что в День воскресения, когда пот будет заливать людей и поднимется до уровня их ушей, шеи муаззинов окажутся самыми длинными; возможно, имеется в виду, что муаззины окажутся в числе предводителей мусульман, так как арабы называли своих вождей и прочих влиятельных людей длинношеими. [286] - Возможно, что в данном случае под душой имеется в виду сердце. [287] - “Аль-Василя” - средство; способ. Этот слово есть и в Коране, где сказано: - О те, кто уверовал! Бойтесь Аллаха, и ищите средство (приближения) к Нему и отдавайте все силы на пути Его, чтобы вы преуспели. (“Трапеза”, 35) [288] - Возможен перевод: … молитвы, которая будет совершаться в таком виде и впредь, не претерпит изменений и не будет отменена. [289] - Имеется в виду такое положение, занимать которое достоин раб Аллаха в полном смысле этого слова, иными словами, лучший из рабов Его, каковым является пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует. [290] - Подразумевается, что человек, занимающий такое место достоин всяческих похвал. [291] - Этот человек совершил поступок, противоречащий мусульманской этике, поскольку женщина из числа ансаров, о которой идёт речь, не состояла с ним ни в родстве, ни в браке. [292] - Имеются в виду либо утренняя и полуденная молитвы, либо утренняя и закатная. [293] - Здесь имеется в виду либо вечерняя молитва, либо совершение дополнительных добровольных ночных молитв. [294] - “Худ”, 114. Здесь, как и в ряде других хадисов, речь идёт о всевозможных мелких прегрешениях, что же касается тяжких грехов, то для искупления их следует совершить целый ряд определённых действий, и в том числе - принести покаяние Аллаху, а также возместить ущерб в случае нанесения его людям. [295] - То есть: для всех тех из общины моей, кто совершит нечто подобное. [296] - Имеются в виду утренняя и послеполуденная молитвы. В первые годы существования ислама мусульманам предписывалось совершать только две обязательные молитвы. Здесь пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, имел в виду тех мусульман, которые умерли до того, как количество обязательных молитв было увеличено до пяти, указав на то, что усилия их не пропали даром и они вошли в рай благодаря выполнению того, что вменялось им в обязанность в определённый период времени. Возможно также, что в данном случае слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, следует понимать в более общем смысле, а именно - как указание на особую важность этих двух молитв. В таком случае перевод данного хадиса должен иметь следующий вид: “Войдёт в рай тот, кто станет совершать две молитвы в прохладное время.” [297] - В иснаде хадиса № 232 первым в цепи его передатчиков стоит имя Джундуба бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллах, что и является правильным, так как Суфйан был не его отцом, а дедом. [298] - Здесь речь идёт о совершении общей утренней молитвы, о чём говорится в другой версии этого хадиса, также приводимой Муслимом. [299] - См. хадис № 232, в котором далее говорится: “ … ибо, поистине, любого, у кого Он потребует за Свою защиту хоть что-то, Он настигнет, а потом ввергнет лицом в пламя ада!” Здесь имеется в виду, что любой человек, с которого Аллах по всей строгости спросит за то, что Он вменил ему в обязанность, будет наказан, поскольку не найдётся таких, кто всё делал бы абсолютно правильно. [300] - Иначе говоря, никт<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 267; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.76.135 (0.023 с.) |