ТОП 10:

О НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ТОГО, ЧТОБЫ ОТЕЦ ОТДАВАЛ ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОДНОМУ ИЗ ДЕТЕЙ ПЕРЕД ДРУГИМИ В ТОМ, ЧТО КАСАЕТСЯ ПОДАРКОВ.



1773 - Передают со слов ан-Ну`мана бин Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) его отец привёл его к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и сказал: “Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне.” Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спосил: “И ты сделал такой подарок каждому из твоих детей?” Он ответил: “Нет.” Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “(В таком случае) забери его обратно!”

В другой версии (этого хадиса сообщается, что ан-Ну`ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал):

- И посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “А сделал ли ты то же самое для каждого из твоих детей?” Он ответил: “Нет.” (Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте (одинаково) справедливы по отношению ко (всем) своим детям!”, - после чего мой отец вернулся (домой) и забрал этот (подарок) назад.

В третьей версии (этого хадиса сообщается, что ан-Ну`ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал):

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: “О Башир, а есть ли у тебя другие дети, кроме него?” Он ответил: “Да”, - (после чего пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Тогда не проси меня засвидетельствовать это,[1070] ибо, поистине, я не стану свидетельствовать о несправедливости!”

В четвёртой версии (этого хадиса сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал):

- … не призывай меня свидетельствовать о несправедливости!

В пятой версии (этого хадиса сообщается, что ан-Ну`ман бин Башир, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал):

- (Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “Призови в свидетели этого (кого-нибудь) другого(, но только) не меня!” А потом он спросил: “Порадует ли тебя то, что они станут одинаково почтительно относиться к тебе?” (Мой отец) сказал: “Конечно!” (Тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) сказал: “В таком случае (больше не поступай) так!” (Аль-Бухари; Муслим)

 

ГЛАВА 354

О ЗАПРЕЩЕНИИ НОШЕНИЯ ЖЕНЩИНОЙ ТРАУРА ПО ПОКОЙНОМУ СВЫШЕ ТРЁХ ДНЕЙ, ЕСЛИ ТОЛЬКО ЭТО НЕ ТРАУР ПО ЕЁ МУЖУ(, КОТОРЫЙ СОБЛЮДАЕТСЯ) ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА И ДЕСЯТЬ ДНЕЙ.

1774 - Сообщается, что Зайнаб бинт Абу Салама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказала:

- Когда умер Абу Суфйан Ибн Харб, да будет доволен им Аллах, отец жены пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, Умм Хабибы, да будет доволен ею Аллах, я зашла к ней, а она велела принести жёлтые (или: … какие-то другие) благовония, умастила ими рабыню, нанесла их на щёки себе, а потом сказала: “Клянусь Аллахом, нет мне нужды в этих благовониях, однако я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (стоявший) на минбаре, сказал: “Не позволяется женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, соблюдать траур по покойному свыше трёх дней, если только это не муж(, траур по которому следует соблюдать в течение) четырёх месяцев и десяти дней.[1071]” ”

Зайнаб сказала:

- А потом я зашла к Зайнаб бинт Джахш, да будет доволен ею Аллах, когда умер её брат, и она (тоже) велела принести себе благовония, умастилась ими, а потом сказала: “Клянусь Аллахом, поистине, нет мне нужды в этих благовониях, однако я слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, (стоявший) на минбаре, сказал: “Не позволяется женщине, верующей в Аллаха и в Последний день, соблюдать траур по покойному свыше трёх дней, если только это не муж(, траур по которому следует соблюдать в течение) четырёх месяцев и десяти дней.” ” (Аль-Бухари; Муслим)

 

ГЛАВА 355

О ЗАПРЕЩЕНИИ ОСЕДЛОМУ ПРОДАВАТЬ ЗА КОЧЕВНИКА, ВСТРЕЧАТЬ КАРАВАНЫ, ПЕРЕБИВАТЬ СВОЕМУ БРАТУ (ПО ВЕРЕ) ТОРГОВЛЮ И СВАТАТЬСЯ ПОСЛЕ ЕГО СВАТОВСТВА, ЕСЛИ ТОЛЬКО ОН САМ НЕ ПОЗВОЛИТ (СДЕЛАТЬ ЭТО) ИЛИ НЕ ПОЛУЧИТ ОТКАЗ.

1775 - Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал оседлому продавать (что-либо) за кочевника, даже если он является его родным братом по отцу и матери. (Аль-Бухари; Муслим)

1776 - Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не встречайте (караваны[1072] с) товарами(, а ждите), пока их не доставят на рынки. (Аль-Бухари; Муслим)

1777 - Сообщается, что (однажды) Ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не встречайте караваны и пусть оседлый не продаёт за бедуина.” ” Таус спросил (Ибн Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими): “Что (означают) его слова “ … пусть оседлый не продаёт за бедуина”?” Он сказал: “(Это значит, что) он не (должен) становиться посредником для него.” (Аль-Бухари; Муслим)

1778 - Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал оседлому жителю продавать (что-либо) за бедуина, и (он говорил): “Не взвинчивайте цены,[1073] и пусть человек не вмешивается в торговые дела своего брата, и пусть не сватается, к (такой женщине), к которой уже посватался его брат, и пусть женщина не (добивается) развода для своей сестры, чтобы самой (занять её место).” [1074]

В другой версии (этого хадиса, приводимой Муслимом, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал):

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запрещал встречать (караваны, и запрещал) мухаджиру продавать (что-либо) за бедуина(, и запрещал) женщине выдвигать в качестве условия[1075] развод своей сестры(, и запрещал) человеку перебивать торговлю своему брату[1076] и запрещал взвинчивать цену и оставлять животных недоенными.[1077] (Аль-Бухари; Муслим)

1779 - Передают со слов Ибн Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не перебивайте друг другу торговлю и пусть (никто) не сватается к (такой женщине, к которой уже) посватался его брат, если только сам он не разрешит ему (сделать это). (Аль-Бухари; Муслим. Здесь приводится версия Муслима.)

1780 - Передают со слов Укбы бин `Амира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Верующий верующему брат, а верующему не разрешается ни перебивать торговлю своему брату, ни свататься к той женщине, к которой уже посватался он, пока (брат его) не откажется.[1078] (Муслим)

 

ГЛАВА 356

О ЗАПРЕТНОСТИ ТРАТЫ ДЕНЕГ НА ЧТО БЫ ТО НИ БЫЛО, КРОМЕ РАЗРЕШЁННОГО ШАРИАТОМ.[1079]

1781 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, Аллах Всевышний желает(, чтобы совершали) вы три (дела) и не желает(, чтобы совершали) вы три (других): желает Он, чтобы вы поклонялись Ему и не поклонялись наряду с Ним ничему иному, и чтобы держались все вы за вервь Аллаха[1080] и не разделялись, а не желает Он, чтобы (занимались) вы пересудами, (задавали) множество вопросов и (понапрасну) расточали (свои) средства. (Муслим)

1782 - Сообщается, что Варрад, писец аль-Мугиры бин Шу`бы, сказал:

- (В своё время) аль-Мугира продиктовал мне письмо для Му`авийи, да будет доволен им Аллах(, в котором сообщалось, что) в конце каждой обязательной молитвы[1081] пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, обычно говорил: “Нет бога, кроме одного лишь Аллаха, у которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество, и Ему хвала и Он всё может! О Аллах, никто не лишит того, что Ты даровал, и никто не дарует того, чего Ты лишил, и бесполезным перед Тобой окажется богатство[1082] обладающего богатством.”[1083] /Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарикя ля-ху, ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамду ва хуа `аля кулли шаййин кадирун! Аллахумма, ля мани`а ли-ма а`тайта, ва ля му`тыйа ли-ма мана`та ва ля йанфа`у за-ль-джадди мин-кя-ль-джадду/. И он написал ему, что (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) запрещал (заниматься) пересудами, понапрасну расточать (своё) имущество, и обращаться (к людям со) множеством просьб и вопросов[1084], и он запрещал проявлять непочтительность по отношению к матерям, закапывать заживо новорожденных девочек[1085], отказывать и (говорить) “Давай!” (Аль-Бухари; Муслим)

Его слова “отказывать” означают: отказывать в том, что следует отдавать; под словами “(говорить) “Давай!” подразумеваются домогательства того, на что человек не имеет права; “заниматься пересудами” значит передавать всё то, что человек слышит (от других), когда он говорит: “Говорят то-то, такой-то сказал то-то”, - не зная, действительно ли так оно и есть и не считая так, ведь было сказано, что достаточно будет человеку греха, если он только станет передавать (другим) всё то, что услышит[1086]; “расточать имущество” значит расходовать его на достижение таких мирских и религиозных целей, стремление к осуществлению которых непозволительно, и отказываться от его сбережения, когда такая возможность имеется; под “обращениями со множеством просьб и вопросов” подразумевается неуместная настойчивость.

 

ГЛАВА 357

О ТОМ, ЧТО ЗАПРЕТНО НАПРАВЛЯТЬ В СТОРОНУ МУСУЛЬМАНИНА ОРУЖИЕ И ТОМУ ПОДОБНЫЕ ВЕЩИ[1087] НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, СЕРЬЁЗНО ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ИЛИ В ШУТКУ, КАК ЗАПРЕТНО И ПЕРЕДАВАТЬ ДРУГОМУ ОБНАЖЁННЫЙ МЕЧ.

1783 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Пусть никто из вас не направляет оружие на своего брата, ибо, поистине, не знает он, может быть, шайтан направит /йанза`у/ его руку, и окажется он в огненной яме![1088] (Аль-Бухари; Муслим)

В той версии (этого хадиса, которую приводит только) Муслим(, сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах,) сказал:

- Абу-ль-Касим, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине ангелы будут проклинать того, кто направит на своего брата остриё (оружия), пока он не отведёт /“йанзи`у”/ его, даже если (этот человек) будет его родным братом!”

Слово “йанзи`у”(, сказанное пророком), да будет доволен Аллах ими обоими, пишется либо с “`айном”, когда “зайн” огласовывается кясрой, либо с “гайном”, когда “зайн” огласовывается фатхой. В обоих случаях это означает “направлять” /йарми/ и “сеять рознь” /йуфсиду/, (так как) основным значением (слова) “наз`” является “поношение” /та`н/ и “непригодность”/фасад/.

1784 - Сообщается, что Джабир, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, запретил передавать (другому) обнажённый меч.[1089] (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)

 

ГЛАВА 358

О НЕЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ ОСТАВЛЕНИЯ МЕЧЕТИ ПОСЛЕ (ВОЗГЛАШЕНИЯ) АЗАНА И ДО СОВЕРШЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ МОЛИТВЫ ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ (ТЕХ СЛУЧАЕВ, КОГДА НА ТО ИМЕЕТСЯ) УВАЖИТЕЛЬНАЯ ПРИЧИНА.[1090]

1785 - Сообщается, что Абу-ш-Ша`са` сказал:

- (Однажды) мы вместе с Абу Хурайрой, да будет доволен им Аллах, сидели в мечети, и когда муаззин возгласил призыв на молитву, один человек встал и пошёл (к выходу) из мечети. Абу Хурайра провожал его взглядом, пока он не вышел, а потом сказал: “Что касается этого, то он ослушался Абу-ль-Касима, да благословит его Аллах и да приветствует!”[1091] (Муслим)

 

ГЛАВА 359

О ТОМ, ЧТО НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ОТКАЗЫВАТЬСЯ ПРИНИМАТЬ (В ПОДАРОК) РАЙХАН[1092] БЕЗ УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЫ.

1786 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Пусть тот, кому предложат райхан, не отвергает его, ибо по весу он лёгок, а запах его приятен. (Муслим)

1787 - Сообщается, что Анас бин Малик, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Обычно пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, не отвергал благовоний(, которые ему дарили). (Аль-Бухари)

 

ГЛАВА 360

О ТОМ, ЧТО НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ВОСХВАЛЯТЬ (ЧЕЛОВЕКА) В ЛИЦО, ЕСЛИ ЕСТЬ ОСНОВАНИЯ ОПАСАТЬСЯ, ЧТО ПОДОБНОЕ (МОЖЕТ ЕМУ ПОВРЕДИТЬ, ПРИВЕДЯ К) САМОЛЮБОВАНИЮ И ТОМУ ПОДОБНЫМ ВЕЩАМ, И ДОЗВОЛЕННОСТИ ЭТОГО В ОТНОШЕНИИ ТОГО, КОМУ ЭТО НЕ УГРОЖАЕТ.

1788 - Сообщается, что Абу Муса аль-Аш`ари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, услышавший, как один человек восхваляет другого и превозносит его, сказал: “Вы погубили этого человека (или: … сломали этому человеку хребет)!”[1093] (Аль-Бухари; Муслим)

1789 - Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Как-то раз) в присутствии пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, упомянули об одном человеке, после чего другой стал хвалить его, а пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, воскликнул: “Горе тебе, ты перерезал горло своему брату!”, - (повторив эти слова) много раз, после чего он сказал: “Пусть тот из вас, кому обязательно будет нужно похвалить своего брата, скажет: “Я считаю (такого-то) таким-то и таким-то”, - если он (и в самом деле) считает его таким, а отчёта за это[1094] с него потребует Аллах, и никого не следует обелять пред Аллахом.” (Аль-Бухари; Муслим)

1790 - Передают со слов Хаммама бин аль-Хариса, что (как-то раз один) человек принялся восхвалять Усмана, да будет доволен им Аллах, в присутствии аль-Микдада, да будет доволен им Аллах, и тогда аль-Микдад опустился на колени и стал бросать в лицо (восхвалявшему) мелкие камешки. Усман спросил: “Что ты делаешь?”, - на что он ответил: “Поистине, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Если увидите восхваляющих, забросайте их лица землёй!” ” (Муслим)

В этих хадисах говорится о запретности (восхваления людей), но есть много достоверных хадисов, в которых указывается и на дозволенность /ибаха/ этого.

Улемы говорят:

- Объединить между собой эти хадисы можно сказав следующее: если тот, кого восхваляют, обладает совершенной верой и твёрдой убеждённостью, если душа его (должным образом) подготовлена и познание его является столь полным, что это не позволит ему впасть в соблазн и самообольщение, а его душе сыграть с ним злую шутку, то (восхваление) не является ни запретным, ни порицаемым, но если есть основания опасаться, что с человеком может случиться что-либо из вышеупомянутого, тогда восхвалять его в лицо крайне нежелательно, чем и объясняется то, что хадисы об этом отличаются друг от друга.[1095]

Что же касается свидетельств о дозволенности восхваления, то к ним относятся слова пророка, да благословит его Аллах и да приветствует: “Я надеюсь, что ты окажешься одним из них”, - то есть, из тех, кого станут призывать войти в рай изо всех его ворот, сказанные им Абу Бакру, да будет доволен им Аллах. В другом же хадисе (сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал): “Ты не относишься к ним”, - а именно - к опускающим свои изары слишком низко из кичливости. Кроме того, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал Умару, да будет доволен им Аллах: “Когда бы ни увидел шайтан, что ты следуешь каким-либо путём, он обязательно переходит на другой путь.” Таким образом, хадисов, в которых говорится о дозволенности восхваления существует множество, и часть из них была приведена мною в “Книге (о словах) поминания (Аллаха).”

 

ГЛАВА 361







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.208.159.25 (0.01 с.)