В которой разъясняется, какая ложь разрешена. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В которой разъясняется, какая ложь разрешена.



Знай, что хотя в основе своей ложь является запретной, в некоторых случаях она всё же разрешается, но только если будут соблюдены те условия, которые были разъяснены мной в книге “Аль-Азкяр”. Вкратце (суть их сводится к следующему):

Поистине, слова являются средством достижения (различных) целей. Если говорить о любой похвальной цели[855], которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запретно. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным /мубах/, то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательной /ваджиб/, то обязательной будет и ложь. Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своё имущество, а какого-нибудь человека спросят о нём, (этот человек) должен будет солгать относительно сокрытия этого имущества. Точно также если у него будет находиться что-нибудь отданное ему на хранение, а притеснитель захочет забрать это, (человек) будет обязан солгать относительно сокрытия этого. Безопаснее всего в подобных случаях говорить неясно, иначе говоря, преследовать правильную цель, произнося слова, и не лгать в этом отношении[856], даже если внешне это будет выглядеть как ложь и таковым это будет являться по отношению к собеседнику. И если он откажется от намёков и будет просто лгать, то в подобном случае это запретным не является. В качестве доказательства допустимости лжи в подобных обстоятельствах улемы ссылались на хадис, передаваемый со слов Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не является отъявленным лжецом[857] тот, кто (лжёт, стараясь) примирить людей между собой и сообщая (им) нечто благое (или: … говоря благое).” (Аль-Бухари; Муслим)

В версии Муслима к этому добавлено (следующее):

- Умм Кульсум сказала: “И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди[858], если не считать трёх случаев”, - имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу.[859]

 

ГЛАВА 262

О НЕОБХОДИМОСТИ УДОСТОВЕРИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО (ЧЕЛОВЕК) ГОВОРИТ ИЛИ РАССКАЗЫВАЕТ.

Аллах Всевышний сказал:

- Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания … (“Ночное путешествие”, 36)

Всевышний также сказал:

- Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж. (“Каф”, 18)

1547 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Для того, чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать (дальше) всё, что бы он ни услышал. (Муслим)

1548 - Передают со слов Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Рассказавший обо мне то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов. (Муслим)

1549 - Сообщается, что Асма, да будет доволен им Аллах, сказала:

- Одна женщина сказала: “О посланник Аллаха, у моего мужа есть ещё одна жена. Будет ли на мне грех, если я сделаю вид /ташабба`ту/, что получила в подарок от мужа то, чего на самом деле он мне не дарил?” (В ответ на это) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ей): “Делающий вид /муташабби`/, что он получил то, чего (на самом деле) ему не дарили, подобен надевшему два одеяния лжи.” (Аль-Бухари; Муслим)

“Муташабби`” - это (человек), который делает вид, что сыт, на самом деле сытым не являясь. (В данном случае) имеется в виду, что (человек) делает вид, что он обладает каким-то достоинством, которого в действительности он лишён. Слова “надевший два одеяния лжи” означают “лживый”, а именно - тот, кто рядится в одежды отрекающегося от мира, знающего или богатого человека, на самом деле таковым не являясь и поступая так, чтобы ввести людей в заблуждение. Высказываются и другие (мнения), а Аллах знает (об этом) лучше.

 

ГЛАВА 263

О СТРОГОМ ЗАПРЕЩЕНИИ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВА.

Аллах Всевышний сказал:

- … и отстраняйтесь от лживых речей … (“Хаджж”, 30)

Всевышний также сказал:

- Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания … (“Ночное путешествие”, 36)

Всевышний также сказал:

- Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж. (“Каф”, 18)

Всевышний также сказал:

- … поистине, Господь твой наблюдает! (“Заря”, 14)

Всевышний также сказал:

- … и которые не лжесвидетельствуют, а сталкиваясь с ничтожным, достойно проходят мимо … (“Различение”, 72)

1550 - Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): “Не сообщить ли вам о (том, какие) грехи являются наиболее тяжкими?” Они сказали: “Конечно, о посланник Аллаха!” (Тогда) он сказал: “(Это -) поклонение другим наряду с Аллахом и непочтительность по отношению к родителям.” (Говоря это, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, полулежал на боку), опираясь на руку, а потом он сел и сказал: “И, поистине, (это -) лживые речи!”, - и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: “О если бы он замолчал!”[860] (Аль-Бухари; Муслим)

ГЛАВА 264

О ЗАПРЕЩЕНИИ ПРИЗЫВАТЬ ПРОКЛЯТИЯ НА ЧЕЛОВЕКА [861] ИЛИ НА ЕГО ВЕРХОВОЕ ЖИВОТНОЕ.

1551 - Передают со слов Абу Зайда Сабита бин ад-Даххака аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, который являлся одним из тех, кто давал клятву, угодную Аллаху,[862] что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Тот, кто намеренно дал ложную клятву, поклявшись не исламом, а иной религией, является таким, как он (сам себя назвал)[863], лишившего себя жизни (каким-либо предметом) в этом мире в День воскресения будут подвергать мучениям (этим же предметом), не следует человеку давать такие обеты, которые касаются того, что ему не принадлежит,[864] а проклясть верующего всё равно, что убить его. (Аль-Бухари; Муслим)

1552 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не должен правдивейший быть проклинающим. (Муслим)

1553 - Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не будут проклинающие ни заступниками, ни свидетелями в День воскресения.[865] (Муслим)

1554 - Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Не проклинайте друг друга (и не призывайте на других) ни проклятие Аллаха, ни Его гнев, ни огонь.[866] (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, которые сказали: “Хороший достоверный хадис.”)

1555 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- (Несвойственно) верующему ни порочить, ни проклинать, ни совершать непристойное,[867] ни сквернословить. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”)

1556 - Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:

- Поистине, когда раб (Аллаха) проклинает что-либо, это проклятие поднимается к небу, но небесные врата закрываются перед ним.[868] Затем оно опускается на землю, но и врата (земли) закрываются перед ним, после чего (это проклятие) направляется направо и налево, возвращаясь к проклинаемому в том случае, когда не находит (никакого иного пути), и (настигая его), если он заслуживает этого, в противном же случае оно возвращается к тому, кто его произнёс. (Абу Дауд)

1557 - Сообщается, что Имран бин аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

- Во время одной из поездок посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, какая-то женщина из числа ансаров, сидевшая верхом на верблюдице, пришла в раздражение[869] и прокляла её. Это услышал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: “Возьмите то, что на ней есть, и оставьте её,[870] ибо, поистине, она проклята!”

Имран сказал:

- И я будто и сейчас вижу, как она беспрепятственно ходит среди людей. (Муслим)

1558 - Сообщается, что Абу Барза Надля бин Убайд аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал:

- Однажды какая-то рабыня, сидевшая на верблюдице, на которой была также и поклажа людей, увидела пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (в то время, когда) они[871] проезжали по узкой горной дороге, и воскликнула: “Халь![872] О Аллах, прокляни её!”, - и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Верблюдица, на которой лежит проклятие, не должна идти вместе с нами.” (Муслим)

Знай, что смысл этого хадиса может внушить сомнения,[873] (хотя на самом деле) ничего трудного в нём нет. Имелся в виду только запрет на пребывание вместе с ними этой верблюдицы, тогда как ни продавать её, ни резать (на мясо), ни ездить на ней, если только это было не в обществе пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, не запрещалось. Таким образом, все эти действия, равно как и другие, являются дозволенными, и (только) одно было запрещено, что же касается прочего, то оно осталось как есть, а Аллах знает (об этом) лучше.

 

ГЛАВА 265



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.0.25 (0.01 с.)