Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В которой разъясняется, какая ложь разрешена.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Знай, что хотя в основе своей ложь является запретной, в некоторых случаях она всё же разрешается, но только если будут соблюдены те условия, которые были разъяснены мной в книге “Аль-Азкяр”. Вкратце (суть их сводится к следующему): Поистине, слова являются средством достижения (различных) целей. Если говорить о любой похвальной цели[855], которую можно осуществить, не прибегая ко лжи, то лгать ради её достижения запретно. Если же достичь этой цели можно только с помощью лжи, то прибегать ко лжи разрешается. Далее, если достижение такой цели является дозволенным /мубах/, то дозволенной будет и ложь, а если достижение её является обязательной /ваджиб/, то обязательной будет и ложь. Так, если мусульманин скрывается от притеснителя, который хочет его убить или присвоить его имущество, или если он прячет своё имущество, а какого-нибудь человека спросят о нём, (этот человек) должен будет солгать относительно сокрытия этого имущества. Точно также если у него будет находиться что-нибудь отданное ему на хранение, а притеснитель захочет забрать это, (человек) будет обязан солгать относительно сокрытия этого. Безопаснее всего в подобных случаях говорить неясно, иначе говоря, преследовать правильную цель, произнося слова, и не лгать в этом отношении[856], даже если внешне это будет выглядеть как ложь и таковым это будет являться по отношению к собеседнику. И если он откажется от намёков и будет просто лгать, то в подобном случае это запретным не является. В качестве доказательства допустимости лжи в подобных обстоятельствах улемы ссылались на хадис, передаваемый со слов Умм Кульсум, да будет доволен ею Аллах, в котором сообщается, что она слышала, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Не является отъявленным лжецом[857] тот, кто (лжёт, стараясь) примирить людей между собой и сообщая (им) нечто благое (или: … говоря благое).” (Аль-Бухари; Муслим) В версии Муслима к этому добавлено (следующее): - Умм Кульсум сказала: “И я не слышала, чтобы он позволял говорить хоть что-нибудь из того, что говорят люди[858], если не считать трёх случаев”, - имея в виду войну, попытки привести людей к примирению, а также то, что говорит муж своей жене, и то, что говорит жена своему мужу.[859]
ГЛАВА 262 О НЕОБХОДИМОСТИ УДОСТОВЕРИТЬСЯ В ТОМ, ЧТО (ЧЕЛОВЕК) ГОВОРИТ ИЛИ РАССКАЗЫВАЕТ. Аллах Всевышний сказал: - Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания … (“Ночное путешествие”, 36) Всевышний также сказал: - Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж. (“Каф”, 18) 1547 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Для того, чтобы стать лжецом, человеку достаточно только передавать (дальше) всё, что бы он ни услышал. (Муслим) 1548 - Передают со слов Самуры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Рассказавший обо мне то, что сам он считает ложью, является одним из лжецов. (Муслим) 1549 - Сообщается, что Асма, да будет доволен им Аллах, сказала: - Одна женщина сказала: “О посланник Аллаха, у моего мужа есть ещё одна жена. Будет ли на мне грех, если я сделаю вид /ташабба`ту/, что получила в подарок от мужа то, чего на самом деле он мне не дарил?” (В ответ на это) пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал (ей): “Делающий вид /муташабби`/, что он получил то, чего (на самом деле) ему не дарили, подобен надевшему два одеяния лжи.” (Аль-Бухари; Муслим) “Муташабби`” - это (человек), который делает вид, что сыт, на самом деле сытым не являясь. (В данном случае) имеется в виду, что (человек) делает вид, что он обладает каким-то достоинством, которого в действительности он лишён. Слова “надевший два одеяния лжи” означают “лживый”, а именно - тот, кто рядится в одежды отрекающегося от мира, знающего или богатого человека, на самом деле таковым не являясь и поступая так, чтобы ввести людей в заблуждение. Высказываются и другие (мнения), а Аллах знает (об этом) лучше.
ГЛАВА 263 О СТРОГОМ ЗАПРЕЩЕНИИ ЛЖЕСВИДЕТЕЛЬСТВА. Аллах Всевышний сказал: - … и отстраняйтесь от лживых речей … (“Хаджж”, 30) Всевышний также сказал: - Не следуй за тем, о чём у тебя нет знания … (“Ночное путешествие”, 36) Всевышний также сказал: - Не проронит (человек) и слова, чтобы (не записал его находящийся) рядом с ним недремлющий страж. (“Каф”, 18) Всевышний также сказал: - … поистине, Господь твой наблюдает! (“Заря”, 14) Всевышний также сказал: - … и которые не лжесвидетельствуют, а сталкиваясь с ничтожным, достойно проходят мимо … (“Различение”, 72) 1550 - Сообщается, что Абу Бакра, да будет доволен им Аллах, сказал: - (Однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил (людей): “Не сообщить ли вам о (том, какие) грехи являются наиболее тяжкими?” Они сказали: “Конечно, о посланник Аллаха!” (Тогда) он сказал: “(Это -) поклонение другим наряду с Аллахом и непочтительность по отношению к родителям.” (Говоря это, пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, полулежал на боку), опираясь на руку, а потом он сел и сказал: “И, поистине, (это -) лживые речи!”, - и (пророк, да благословит его Аллах и да приветствует,) продолжал повторять (эти слова), пока мы не стали говорить: “О если бы он замолчал!”[860] (Аль-Бухари; Муслим) ГЛАВА 264 О ЗАПРЕЩЕНИИ ПРИЗЫВАТЬ ПРОКЛЯТИЯ НА ЧЕЛОВЕКА [861] ИЛИ НА ЕГО ВЕРХОВОЕ ЖИВОТНОЕ. 1551 - Передают со слов Абу Зайда Сабита бин ад-Даххака аль-Ансари, да будет доволен им Аллах, который являлся одним из тех, кто давал клятву, угодную Аллаху,[862] что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Тот, кто намеренно дал ложную клятву, поклявшись не исламом, а иной религией, является таким, как он (сам себя назвал)[863], лишившего себя жизни (каким-либо предметом) в этом мире в День воскресения будут подвергать мучениям (этим же предметом), не следует человеку давать такие обеты, которые касаются того, что ему не принадлежит,[864] а проклясть верующего всё равно, что убить его. (Аль-Бухари; Муслим) 1552 - Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Не должен правдивейший быть проклинающим. (Муслим) 1553 - Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Не будут проклинающие ни заступниками, ни свидетелями в День воскресения.[865] (Муслим) 1554 - Передают со слов Самуры бин Джундуба, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Не проклинайте друг друга (и не призывайте на других) ни проклятие Аллаха, ни Его гнев, ни огонь.[866] (Этот хадис приводят Абу Дауд и ат-Тирмизи, которые сказали: “Хороший достоверный хадис.”) 1555 - Передают со слов Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - (Несвойственно) верующему ни порочить, ни проклинать, ни совершать непристойное,[867] ни сквернословить. (Этот хадис приводит ат-Тирмизи, который сказал: “Хороший хадис.”) 1556 - Передают со слов Абу-д-Дарды, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: - Поистине, когда раб (Аллаха) проклинает что-либо, это проклятие поднимается к небу, но небесные врата закрываются перед ним.[868] Затем оно опускается на землю, но и врата (земли) закрываются перед ним, после чего (это проклятие) направляется направо и налево, возвращаясь к проклинаемому в том случае, когда не находит (никакого иного пути), и (настигая его), если он заслуживает этого, в противном же случае оно возвращается к тому, кто его произнёс. (Абу Дауд) 1557 - Сообщается, что Имран бин аль-Хусайн, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: - Во время одной из поездок посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, какая-то женщина из числа ансаров, сидевшая верхом на верблюдице, пришла в раздражение[869] и прокляла её. Это услышал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, который сказал: “Возьмите то, что на ней есть, и оставьте её,[870] ибо, поистине, она проклята!” Имран сказал: - И я будто и сейчас вижу, как она беспрепятственно ходит среди людей. (Муслим) 1558 - Сообщается, что Абу Барза Надля бин Убайд аль-Аслами, да будет доволен им Аллах, сказал: - Однажды какая-то рабыня, сидевшая на верблюдице, на которой была также и поклажа людей, увидела пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, (в то время, когда) они[871] проезжали по узкой горной дороге, и воскликнула: “Халь![872] О Аллах, прокляни её!”, - и тогда пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Верблюдица, на которой лежит проклятие, не должна идти вместе с нами.” (Муслим) Знай, что смысл этого хадиса может внушить сомнения,[873] (хотя на самом деле) ничего трудного в нём нет. Имелся в виду только запрет на пребывание вместе с ними этой верблюдицы, тогда как ни продавать её, ни резать (на мясо), ни ездить на ней, если только это было не в обществе пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, не запрещалось. Таким образом, все эти действия, равно как и другие, являются дозволенными, и (только) одно было запрещено, что же касается прочего, то оно осталось как есть, а Аллах знает (об этом) лучше.
ГЛАВА 265
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.195.146 (0.009 с.) |