Расскажите о Модели пяти факторов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расскажите о Модели пяти факторов.



Эта модель является большим достижением в области оценки личности. Помогает ин­тегрировать точки зрения очень разных и исторически конфликтующих школ (например, бихевиоризма, гуманизма, социального обучения, когнитивного развития и психоанали­за). Дает основу для организации большого спектра существующих личностных тестов. Важность Модели пяти факторов состоит в обеспечении широкой концептуальной под­держки для нескольких сотен специфических личностных факторов, описанных в современных учебниках, и эмпирической поддержки проведения кросс-культурального обобщения.

Критики Модели пяти факторов отмечают, что некоторые важные концепции (такие как импульсивность) не включены в эту модель и что она скорее имеет атеоретический и описа­тельный характер и мало что объясняет.

Использование этой модели привело к пересмотру варианта личностного опросника NEO в применении его на исследованиях общей популяции. Однако широкое использование этой модели встречается в психиатрии для проведения многомерной оценки личности и для дополнения знакомой категории «больной/не больной» или в диагностическом подходе к оценке личностных расстройств. Модель пяти факторов также находит применение в пове­денческой терапии и индустриальной психологии.

* Суперфакторы переработанного вопросника NEO—PI—R (Costa and McCrae, 1992): эмоциональная стабильность—невротизм, интраверсия—экстраверсия, закрытость—открытость новому опыту, антаго­низм—доброжелательность к другим людям, несобранность—сознательность в деятельности. — Примеч. ред.


58 II. Диагностические мероприятия

22. Какие имеются более специфичные методы оценки личности?

Существует широкий спектр специфических методов оценки личности согласно концеп­циям, имеющим более мозаичный и не столь завершенный характер, как Модель пяти фак­торов. Наиболее распространенные включают: личностный опросник Айзенка, 16PF, Кали­форнийский личностный опросник и Миннесотский многопрофильный личностный опрос­ник (MMPI). Эти методы помогают в создании полезных клинических гипотез, но в целом не очень хороши как диагностические инструменты в психиатрии. Обычно подсчитываются ре­зультаты и проводится интерпретация по отдельным шкалам и всему профилю пациента, а дополнительные индивидуальные шкалы остаются неоцененными. Например, было пред­ложено множество клинически полезных профилей при использовании MMPI в виде допол­нительных шкал, и тысячи исследований было проведено с помощью MMPI на различных клинических популяциях.

Еще один метод, Форма исследования личности (Personality Resazch Form), — ценный ис­следовательский инструмент, и его 22 измерения соответствуют Модели пяти факторов.

Какие имеются хорошие опросники для оценки расстройств пищевого поведения?

Два метода оценки симптомов нервной анорексии и булимии доступны для целей скри­нинга клинических и субклинических форм расстройств пищевого поведения, для описания присутствующих симптомов и для определения характера их изменений с течением времени. Они также широко используются в исследовательских целях для улучшения понимания при­роды этих расстройств и тестирования новых методов лечения. Этими методами являются Опросник расстройств пищевого поведения-2 (Eating Disorder Inventory, EDI-2) и пересмот­ренный тест на булимию (Bulimia Test Revised, BULIT-Revised). Это не диагностические ме­тодики, но они служат весомым дополнением к клинической оценке и в диагностическом процессе.

Опишите EDI-2.

EDI-2 содержит 91 вопрос, которые обращаются к широкому спектру форм поведения, чувств и симптомов, наблюдаемых при расстройствах пищевого поведения. Тест имеет 3 кли­нических шкалы, связанных с процессом еды, массой тела и представлениями о форме тела, и 8 шкал, дающих общую информацию о проблемах, часто присутствующих у пациентов с та­кого рода расстройствами. Шкалы «желание похудеть», «булимия» и «неудовлетворенность своим телом» наиболее важны в клиническом плане. Шкала «желание похудеть» имеет поро­говое значение 14 для точного определения потенциального расстройства пищевого поведе­ния. Результаты по всем 11 шкалам представляются в индивидуальном профиле, и общую его форму сравнивают с нормативными данными, приведенными в руководстве по тесту. Шка­лы EDI-2 следующие:

Ключевые клинические шкалы

1. Желание похудеть — выраженный страх набрать вес, озабоченность своим весом и диетой.

2. Булимия — частые приступы неконтролируемого поглощения пищи и навязчивые мыс­
ли об этом.

3. Неудовлетворенность своим телом — относительно формы и размеров.
Общие шкалы

1. Неэффективность — чувство небезопасности, бесполезности и неадекватности.

2. Перфекционизм — высокие представления о надлежащем облике и личных достижениях.

3. Межличностное недоверие — чувство отчуждения, избегание близких отношений.

4. Недостаток интероцептивной чувствительности — неспособность точно определить
эмоциональное состояние другого и свои телесные сигналы голода.

5. Страх взросления — желание вернуться или регрессировать в относительно безопасное
детство.

6. Аскетизм — вера в самодисциплину, контроль над требованиями тела, и самоотрицание.

7. Недостаток в регуляции импульсов — тенденция к импульсивности, саморазрушающему
поведению, безрассудности.


Глава 7. Самозаполняемые опросники 59

8. Социальная небезопасность — склонность к сомнительным и небезопасным социальным отношениям.

Как используется EDI-2?

Обычно профиль пациента сравнивается с доступными нормативными данными для оп­ределения структуры и тяжести проблем. EDI-2 может быть весьма полезен для сбора инфор­мации о пациенте, планировании лечения и оценке прогресса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.155 (0.005 с.)