Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какова цель многоосевой системы?

Поиск

Пятиосевая классификационная система была разработана для того, чтобы обеспечить систематизированную структуру для полной, описательной оценки психического состояния пациента и общего функционирования. Оси включают:

• Ось I. Клинические расстройства. • Ось IV. Психосоциальные и экзогенные

• Ось II. Расстройства личности, задер- проблемы.

жка психического развития. • Ось V. Глобальная оценка функциони-

• Ось III. Общие соматические состояния. рования.

Чем характеризуются расстройства по оси I?

Диагнозы по оси I охватывают те клинические синдромы, которые развиваются, как пра­вило, в период поздней юности или зрелости. Расстройствами, кодируемыми по оси I, явля­ются шизофрения, биполярное расстройство, паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство и алкогольная зависимость. Диагнозы по оси I можно рассматри­вать как заболевание, в отличие от стабильно неадекватных моделей поведения, характери­зующих расстройства личности.

Чем расстройства оси I отличаются от расстройств оси II?

Ось II охватывает расстройства личности и задержку психического развития. Дезадапти­рующие личностные черты и проблемы, связанные с поведением, также включены в ось II (см. ниже вопрос 7).

Могут ли у кого-либо присутствовать множественные диагнозы по осям I и II?

Конечно. У пациента с хорошо контролируемой шизофренией могут развиться проблемы с алкогольной зависимостью и, следовательно, у него будут присутствовать оба диагноза по оси I. Пациент с задержкой психического развития может соответствовать критериям обсес-сивно-компульсивного расстройства личности и, следовательно, обладать обоими диагноза­ми по оси II. Могут присутствовать несколько диагнозов по каждой оси.

6. Что делать, если признаки и симптомы, имеющиеся у пациента, не подпадают четко под одну
или более категорий?

Существует несколько способов решить эту весьма распространенную ситуацию. По оси I большинство описанных клинических синдромов имеют один вариант, называемый «ниг­де более не классифицируемый» (другое название отсутствует - ДНО). Психоз ДНО, расстрой­ство адаптации ДНО и биполярное расстройство ДНО представляют собой диагнозы, кото­рые ставят в ситуации, когда присутствуют не все симптомы, характеризующие данное рас­стройство, но представляется, что синдром наиболее близок к описываемым трудностям па­циента.

Если клиническая картина еще менее ясна, вы можете отсрочить постановку диагноза по осям I или II до тех пор, пока не получите дополнительную информацию для более опреде­ленного диагноза. Код отсроченного диагноза по осям I или II — 799.90.

Наконец, вы можете поставить предварительный диагноз, если обладаете информацией, достаточной для обоснованной формулировки, но имеются некоторые сомнения или оста­ются неясности. Просто напишите «предварительный» после предполагаемого диагноза.

Подходят ли данные принципы также и для расстройств личности?

Да. Если у пациента имеются некоторые характеристики, например антисоциального расстройства личности, но они не соответствуют всем критериям данного диагноза, вы мо-


Глава 4. Введение в DSM-IV 39

жете написать, что у пациента имеются антисоциальные черты. Подобным образом у паци­ента могут иметься черты более чем одного расстройства личности; в данной ситуации вы мо­жете поставить диагноз смешанного расстройства личности, например с пограничными и ис-тероидными чертами.

Каким образом работает ось III?

Ось III отражает главным образом соматические проблемы, относящиеся к текущему ле­чению пациента. Примерами служат наличие глаукомы у пациента, получающего антидепрес­санты, наличие астмы у пациента с тревогой, получающего теофиллин, наличие СПИДа у пациента со впервые возникшим психозом и наличие цирроза печени у пациента, страдаю­щего алкогольной зависимостью.

Расскажите об осях ГУ и V.

Ось IV регистрирует психосоциальные стрессоры, воздействующие на пациента в тече­ние последних 12 месяцев, которые имеют отношение к: 1) развитию нового психическо­го расстройства; 2) рецидиву предшествующего психического расстройства и 3) обостре­нию текущего психического расстройства. Стрессор следует описывать настолько деталь­но, насколько это необходимо для того, чтобы показать, как он нарушает функциониро­вание пациента. Отмечать следует даже слабые стрессоры, если они фигурируют в клини­ческой картине.

Ось V регистрирует общий уровень функционирования пациента как во время оценки, так и на протяжении последнего года. Врач принимает во внимание Шкалу глобальной оцен­ки функционирования (ГОФ) в руководстве и определяет текущие баллы ГОФ пациента, а так­же высочайшие баллы, отмечаемые на протяжении относительно длительного периода в те­чение последнего года.

Шкала глобальной оценки функционирования

Учитывается психосоциальное, социальное и профессиональное функционирование в предположи­тельном диапазоне от психического здоровья до заболевания. Не включаются нарушения функциони­рования вследствие соматических или экзогенных ограничений.

Код (Примечание: При необходимости используйте промежуточные коды, например, 45, 68, 72.)

100 Высший уровень функционирования в различных видах деятельности, жизненные проблемы никогда не выходили из-под контроля; окружающие стремились к общению с ними вследствие положи­тельных качеств пациента.

Нет симптомов.

90 Симптомы отсутствуют или минимальны (например, слабая тревога перед обследованием), хоро­ший уровень функционирования во всех областях, пациент интересуется или вовлечен во многие виды деятельности, социально эффективен, в основном удовлетворен жизнью, не имеет проблем

81 или тревог, за исключением повседневных (например, периодические ссоры с членами семьи).

80 Если симптомы имеются, то они являются преходящими и ожидаемыми реакциями на действие пси­хосоциальных стрессоров (например, трудности концентрации после семейной ссоры); не бо­лее, чем слабые нарушения в социальной, профессиональной или учебной деятельности (напри-

71 мер, временное снижение успеваемости в школе).

70 Некоторые слабые симптомы (например, сниженное настроение и мягкая бессонница) ИЛИ не­которые трудности в социальной, профессиональной или учебной деятельности (например, ред­кие прогулы или воровство в семье), но, в основном, пациент функционирует хорошо, имеет зна-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 1020; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.95.219 (0.009 с.)