Перескок с двумя последующими поочередными ударами
БЕЛОРУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ
Для танцевального творчества белорусского народа характерно разнообразие видов и форм. Типичная черта многих белорусских народных танцев — их сюжетность.
Очень ярко и многообразно отражена жизнь народа, в хороводах. Большую группу составляют также танцы, отображающие трудовые процессы, — «Косари», «Ленок», «Бульба» и другие. Наиболее популярными танцами являются «Лявониха», «Крыжачок» и полька. Характер движений белорусских танцев в известной степени определялся тяжелым костюмом и обувью.
Каждая из форм танца имеет свои местные особенности, которые сказываются в манере исполнения, в костюме, в композиции. В старину танцы исполнялись под аккомпанемент песни, в дальнейшем, по мере развития народно-инструментальной музыки, — в сопровождении музыкальных инструментов.
В данном пособии для ознакомления с белорусским народным танцем предлагается «Крыжачок», как наиболее доступный для восприятия учащимися младших классов.
«КРЫЖАЧОК»
Музыкальный размер — 2/4.
Положения ног
Положения ног, встречающиеся в белорусском народном танце, различны. Основной для «Крыжачка» является I прямая позиция ног народно-сценического танца.
Положения рук
В «Крыжачке» используется подготовительное положение, 2-я, 3-я, 4-я, 5-я и 7-я позиции рук народно-сценического танца, а также различные сочетания из этих позиций и положения. Положение рук в 4-й позиции отличается от 4-й позиции народно-сценического танца следующим: локти направлены в стороны и слегка вперед, кисти рук лежат на талии либо как в 4-й позиции (см. стр. 10, рис. 4), либо сжаты в кулачки.
Притопы (в полуприседании)
Движение занимает 1 такт.
Исходная позиция ног — I прямая. Руки — в 4-й позиции. Ноги, Корпус и голова направлены к 1-й точке.
Затакт — одновременно с полуприседанием на левой ноге правая сгибается в колене и со свободной стопой поднимается до щиколотки левой.
Первая четверть.
Первая восьмая — перескок на всю стопу правой ноги в полуприседание в прямом положении. Левая нога сгибается в колене и со свободной стопой поднимается до щиколотки правой.
Вторая восьмая — удар стопой левой ноги в пол по I прямой позиции в полуприседании. Правая -нога сгибается в колене и со свободной стопой поднимается до щиколотки левой.
Вторая четверть.
Первая восьмая — одновременно с ударом в пол всей стопой правая нога ставится в I прямую позицию. Колени слегка выпрямляются.
Вторая восьмая — пауза.
При выполнении этого движения корпус и голова слегка наклоняются вперед и одновременно с последним ударом выпрямляются.
|