Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Различные переводы ног из позиции в позицию↑ Стр 1 из 35Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Московское ордена Трудового Красного Знамени академическое хореографическое училище
К. ЗАЦЕПИНА, А. КЛИМОВ, К. РИХТЕР, Н. ТОЛСТАЯ, Е. ФАРМАНЯНЦ НАРОДНО- СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ . Допущено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР в качестве учебно-методического пособия для средних специальных и высших учебных заведений искусств и культуры.
МОСКВА «ИСКУССТВО» 792.5 НЗО Часть первая содержит материал первого и второго года обучения по программе Народно-сценического танца для хореографических училищ Народно-сценический танец. Ч. 1-я. Учеб.-метод. пособие для средних спец. и высших учебных заведений искусств и культуры. М., «Искусство», 1976. 224 с. с ил. (Моск. ордена Трудового Красного Знамени академ. хореогр. училище). Перед загл. авт.: К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер [и др.] Настоящая книга является первой частью методического пособия по народно-сценическому танцу. В ней дается практическое руководство для работы с учащимися по программе народно-сценического танца. В первом выпуске пособия авторами разбираются белорусский, русский, таджикский, польский и венгерский народные танцы и польский, венгерский, итальянский и испанский сценические танцы. Дается подробная раскладка танцев по движениям, рисунки. Н 80105-37 4675 792.5 025(01)-76 © Издательство «Искусство», 1976 г. ОТ АВТОРОВ Авторы предлагаемого учебного пособия поставили перед собой задачу дать подробное описание движений, включенных в программу курса «Народно-сценический танец»1, по которой проводятся занятия в хореографических училищах. Как дисциплина народно-сценический танец сформировался в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Первую книгу — «Основы характерного танца» А. Лопухова, А. Бочарова и А. Ширяева — можно считать методически разработанной системой преподавания этого предмета. За последние годы вышло много книг по народным танцам, что также способствовало развитию этого предмета. Это книги таких авторов, как К. Василенко, Д. Двавришвили, Р. Каримова, О. Князева, Ю. Лингис, 3. Славюнас, В. Якелайтис, Н. Надеждина, Л. Ошурко, Т. Ткаченко, Т. Устинова, Ю. Чурко и других. Ныне действующая программа включает в себя два раздела: народно-сценический (характерный) танец и народный танец. Характерный танец является неотъемлемой частью классического балета и по своей эстетической сущности и по системе координации движений. Его лексика сложилась на основе народных танцев, преобразованных по законам классического балета крупнейшими балетмейстерами XIX и XX веков. Она обогащается и развивается в тесной связи с достижениями советских хореографов, с их поисками новых выразительных средств для отображения современности. В связи с этим по мере необходимости пересматривается и расширяется материал этого раздела программы. В раздел народных танцев включены один или два из группы родственных национальных танцев. Так, например, изучение таджикского танца ознакомит учащихся с характером и системой координации движений танцев народов Средней Азии, а изучение армянского и грузинского танцев даст представление о танцевальной культуре и других народов Кавказа. Предлагаемое пособие охватывает материал первого и второго годов обучения народно-сценическому танцу. В пособии дается описание характера группы танцев, их специфических черт и особенностей исполнения. У каждого народа существует множество танцев. Из огромного арсенала движений отобраны наиболее типичные элементы, из сочетания которых можно составить один или два этюда или небольшой танец. Движения изучаются по степени трудности — от простых к более 1 «Народно-сценический танец». Программа для хореографических училищ по специальности № 2108 «Артист балета». Утверждено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР. сложным как по технике исполнения, так и по стилевым особенностям и эмоциональной насыщенности. Описание движений дается в чистом виде, вне комбинаций, но в ряде случаев в нескольких разновидностях. В пособии, в соответствии с программой, предлагается пять открытых позиций, пять свободных, пять прямых и две закрытых позиции. Предлагается семь позиций рук, подготовительное и два основных положения'. Особые, специфические положения рук, свойственные только танцу данного народа, выделены отдельно. При описании некоторых движений, особенно на первом году обучения, дается одно положение рук, корпуса и головы — положение, наиболее удобное для изучения. В дальнейшем педагог, в зависимости от восприятия учащимися данного движения, может усложнять его, добавляя различные положения рук, корпуса и головы. На середине исходное положение дается после предполагаемой подготовки к началу движения (preparation), которое по усмотрению педагога может занимать один или два такта. На первом и втором годах обучения девочки и мальчики занимаются отдельно и проходят все движения, включенные в программу. Уроки народно-сценического танца строятся из упражнений у станка и на середине зала. Соответственно дается описание движений в пособии. Исходные положения и направления даются в соответствии со схемой, предложенной А. Я. Вагановой в книге «Основы классического танца». Описанию движений предшествует указание музыкального размера, а также предлагаемый характер музыкального сопровождения. Подбор музыкального материала для ведения уроков народно-сценического танца играет большую роль. Начиная с простейших движений у станка, музыка должна соответствовать характеру данного движе- 1 Позиции и положения рук и ног предлагаются согласно терминологии, принятой на Всесоюзных семинарах по народно-сценическому танцу 1966 и 1971 годов. ния. Подбирать музыкальный материал рекомендуется также с учетом восприятия его учащимися — от более простого в младших классах к более сложному в старших. Музыкальное сопровождение должно подбираться так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. В тех случаях, когда движение может выполняться на несколько музыкальных размеров, полное его описание дается на один из размеров, на другие же приводится в сокращенном виде.. Урок рекомендуется строить таким образом, чтобы количество упражнений у станка не превышало семи-восьми, а нагрузка на различные мышцы ног, корпуса и головы была равномерной. Нецелесообразно проходить на одном уроке большое количество элементов различных танцев, так же как и изучать движения лишь одного танца. Рекомендуется первоначально отдельно разучить три-пять элементов, из которых в дальнейшем составить небольшую комбинацию, а по мере проработки ее дополнить другими движениями и создать более развернутый этюд или танец. При подготовке данного пособия был использован опыт педагогов народно-сценического танца как Московского академического хореографического училища, так и других училищ страны. В работе над пособием авторами были использованы материалы методического кабинета Московского академического хореографического училища по народно-сценическому и отдельным народным танцам, составленные народной артисткой СССР Т. А. Устиновой, народным артистом Таджикской ССР, лауреатом Государственной премии Гафаром Валаматзаде, народной артисткой Таджикской ССР Азизой Азимовой, заслуженным деятелем искусств Армянской ССР И. И. Арбатовым, заслуженным деятелем искусств РСФСР А. В. Кузнецовым, Паролем Асолош (Венгрия). Пособие написано педагогами Московского академического хореографического училища заслуженным работником культуры РСФСР К. С. Зацепиной (испанский сценический танец), народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии А. А. Климовым (русский танец), Н. М. Толстой (белорусский народный танец, польский сценический и народный танцы), заслуженной артисткой РСФСР Е. К. Фарманянц (итальянский сценический и таджикский народный танцы) и педагогом К. Б. Рихтером (венгерский сценический и народный танцы). Авторы выражают большую благодарность за помощь в работе над пособием директору Московского академического хореографического училища народной артистке СССР, лауреату Государственной премии С. Н. Головкиной, старшему методисту И. С. Ивлиевой, а также благодарят всех приславших свои отзывы и пожелания в процессе подготовки данного пособия. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ В данном пособии при описании движений встречается ряд условных обозначений: Внутренняя сторона стопы — часть стопы со стороны большого пальца. Наружная сторона стопы — часть стопы со стороны мизинца. На наружном ребре стопы — положение, когда стопа кладется на ребро башмака со стороны мизинца; подошва отделяется от пола.
Сокращенная стопа — стопа, сильно сокращенная в подъеме под прямым углом.
На ребре каблука — сокращенная стопа касается пола задним ребром каблука.
Скошенная стопа — вытянутая стопа повернута в голеностопном суставе носком внутрь.
Скользящий удар — удар в пол всей стопой, каблуком или подушечкой стопы со скольжением всей стопой по полу с последующим открыванием ноги на воздух. Наружное ребро кисти — часть кисти со стороны мизинца. Внутреннее ребро кисти — часть кисти со стороны большого пальца. Поворот кисти в запястье внутрь — поворот в сторону большого пальца. Поворот кисти в запястье наружу — поворот в сторону мизинца. Поворот наружу соответствует французскому термину en denors. Поворот внутрь соответствует французскому термину en dedans. Подскок — небольшой, резкий прыжок на всей стопе, на низких или высоких полупальцах. Соскок — небольшой прыжок со всей стопы, с ребра каблука, с полупальцев на всю стопу. Закрытое положение ног — ноги повернуты носками вправо или влево, а корпус и бедра направлены вперед. Нога, стоящая спереди, согнутая или вытянутая в колене, может быть поднята на 45° или 90°, или открыта на носок; или поставлена на полупальцы. Перекрещенное положение — когда одна нога заходит за другую глубже позиции и часто — когда носок одной ноги переходит линию носка другой спереди или сзади. Корпус от талии наклоняется вперед. Корпус от талии отклоняется назад. Корпус.- от талии наклоняется в сторону. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (4-й и 2-й классы) На первом году обучения, происходит первоначальное знакомство учащихся с дисциплиной «Народно-сценический танец». В первом полугодии особое внимание следует уделить постановке ног, корпуса, рук и головы в упражнениях у станка и на середине зала, затем изучаются простейшие движения народного и народно-сценического танцев, а также упражнения на развитие координации. Во втором полугодии составляются несложные танцевальные комбинации на 8—16 тактов из двух-трех пройденных движений. В течение первого года изучаются элементы следующих танцев: белорусского народного танца, польского, венгерского и итальянского сценического танцев. УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА Позиции ног 1) Пять открытых I, II, III, IV, V открытые позиции народно-сценического танца аналогичны пяти позициям классического танца. 2) Пять прямых(рис. 1) / прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп. // прямая — обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга. /// прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой. IV прямая — обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы. V прямая — обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой. 3) Пять свободных (рис. 2) Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями. 4) Две закрытые (рис. 3) I закрытая — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в стороны. II закрытая — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны. Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.218 (0.013 с.) |