Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные переводы ног из позиции в позицию

Поиск

 

Московское ордена Трудового Красного Знамени

академическое хореографическое училище

 

 

К. ЗАЦЕПИНА,

А. КЛИМОВ,

К. РИХТЕР,

Н. ТОЛСТАЯ,

Е. ФАРМАНЯНЦ

НАРОДНО- СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

.

Допущено Управлением кадров и учебных

заведений Министерства культуры СССР

в качестве учебно-методического пособия

для средних специальных и высших учебных

заведений искусств и культуры.

 

МОСКВА

«ИСКУССТВО»


792.5 НЗО

Часть первая содержит материал

первого и второго года обучения

по программе Народно-сценического танца

для хореографических училищ

Народно-сценический танец. Ч. 1-я. Учеб.-метод. пособие для средних спец. и высших учебных заве­дений искусств и культуры. М., «Искусство», 1976.

224 с. с ил. (Моск. ордена Трудового Красного Знамени академ. хореогр. училище).

Перед загл. авт.: К. Зацепина, А. Климов, К. Рихтер [и др.]

Настоящая книга является первой частью методического пособия по народно-сценическому танцу. В ней дается практическое руководство для работы с учащимися по программе народно-сценического танца. В первом выпуске пособия авторами разбираются белорусский, рус­ский, таджикский, польский и венгерский народные танцы и поль­ский, венгерский, итальянский и испанский сценические танцы. Дает­ся подробная раскладка танцев по движениям, рисунки.

Н 80105-37 4675                                                                                                                                                        792.5

                      025(01)-76

© Издательство «Искусство», 1976 г.


ОТ АВТОРОВ                                                                                                            

Авторы предлагаемого учебного пособия поставили перед собой зада­чу дать подробное описание движений, включенных в программу курса «Народно-сценический танец»1, по которой проводятся заня­тия в хореографических училищах.

Как дисциплина народно-сценический танец сформировался в нашей стране после Великой Октябрьской социалистической революции. Первую книгу — «Основы характерного танца» А. Лопухова, А. Бочарова и А. Ширяева — можно считать методически разработанной системой преподавания этого предмета. За последние годы вышло много книг по народным танцам, что также способствовало развитию этого предмета. Это книги таких авторов, как К. Василенко, Д. Двавришвили, Р. Каримова, О. Князева, Ю. Лингис, 3. Славюнас, В. Якелайтис, Н. Надеждина, Л. Ошурко, Т. Ткаченко, Т. Устинова, Ю. Чурко и других.

Ныне действующая программа включает в себя два раздела: народно-сценический (характерный) танец и народный танец. Характерный танец является неотъемлемой частью классического ба­лета и по своей эстетической сущности и по системе координации движений. Его лексика сложилась на основе народных танцев, преоб­разованных по законам классического балета крупнейшими балет­мейстерами XIX и XX веков. Она обогащается и развивается в тес­ной связи с достижениями советских хореографов, с их поисками новых выразительных средств для отображения современности. В связи с этим по мере необходимости пересматривается и расши­ряется материал этого раздела программы.

В раздел народных танцев включены один или два из группы родственных национальных танцев. Так, например, изучение таджикского танца ознакомит учащихся с характером и системой координации движений танцев народов Средней Азии, а изучение армянского и грузинского танцев даст представление о танцевальной культуре и других народов Кавказа.

Предлагаемое пособие охватывает материал первого и второго годов обучения народно-сценическому танцу.

В пособии дается описание характера группы танцев, их специфиче­ских черт и особенностей исполнения.

У каждого народа существует множество танцев. Из огромного арсенала движений отобраны наиболее типичные элементы, из сочетания которых можно составить один или два этюда или небольшой танец.

Движения изучаются по степени трудности — от простых к более

1 «Народно-сценический танец». Программа для хореографических училищ по специальности № 2108 «Артист балета». Утверждено Управлением кадров и учебных заведений Министерства культуры СССР.


сложным как по технике исполнения, так и по стилевым особенностям и эмоциональной насыщенности.

Описание движений дается в чистом виде, вне комбинаций, но в ряде случаев в нескольких разновидностях.

В пособии, в соответствии с программой, предлагается пять открытых позиций, пять свободных, пять прямых и две закрытых позиции. Предлагается семь позиций рук, подготовительное и два основных положения'. Особые, специфические положения рук, свойственные только танцу данного народа, выделены отдельно. При описании некоторых движений, особенно на первом году обуче­ния, дается одно положение рук, корпуса и головы — положение, наи­более удобное для изучения. В дальнейшем педагог, в зависимости от восприятия учащимися данного движения, может усложнять его, добавляя различные положения рук, корпуса и головы. На середине исходное положение дается после предполагаемой подготовки к нача­лу движения (preparation), которое по усмотрению педагога может занимать один или два такта.

На первом и втором годах обучения девочки и мальчики занимаются отдельно и проходят все движения, включенные в программу. Уроки народно-сценического танца строятся из упражнений у станка и на середине зала. Соответственно дается описание движений в по­собии. Исходные положения и направления даются в соответствии со схемой, предложенной А. Я. Вагановой в книге «Основы классиче­ского танца».

Описанию движений предшествует указание музыкального размера, а также предлагаемый характер музыкального сопровождения. Под­бор музыкального материала для ведения уроков народно-сцениче­ского танца играет большую роль. Начиная с простейших движений у станка, музыка должна соответствовать характеру данного движе-

1 Позиции и положения рук и ног предлагаются согласно терминологии, при­нятой на Всесоюзных семинарах по народно-сценическому танцу 1966 и 1971 годов.


ния. Подбирать музыкальный материал рекомендуется также с учетом восприятия его учащимися — от более простого в младших классах к более сложному в старших. Музыкальное сопровождение должно подбираться так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять.

В тех случаях, когда движение может выполняться на несколько музыкальных размеров, полное его описание дается на один из разме­ров, на другие же приводится в сокращенном виде.. Урок рекомендуется строить таким образом, чтобы количество упраж­нений у станка не превышало семи-восьми, а нагрузка на различные мышцы ног, корпуса и головы была равномерной. Нецелесообразно проходить на одном уроке большое количество эле­ментов различных танцев, так же как и изучать движения лишь од­ного танца. Рекомендуется первоначально отдельно разучить три-пять элементов, из которых в дальнейшем составить небольшую комбинацию, а по мере проработки ее дополнить другими движения­ми и создать более развернутый этюд или танец.

При подготовке данного пособия был использован опыт педагогов народно-сценического танца как Московского академического хорео­графического училища, так и других училищ страны. В работе над пособием авторами были использованы материалы мето­дического кабинета Московского академического хореографического училища по народно-сценическому и отдельным народным танцам, составленные народной артисткой СССР Т. А. Устиновой, народным артистом Таджикской ССР, лауреатом Государственной премии Гафаром Валаматзаде, народной артисткой Таджикской ССР Азизой Ази­мовой, заслуженным деятелем искусств Армянской ССР И. И. Арба­товым, заслуженным деятелем искусств РСФСР А. В. Кузнецовым, Паролем Асолош (Венгрия).

Пособие написано педагогами Московского академического хореогра­фического училища заслуженным работником культуры РСФСР К. С. Зацепиной (испанский сценический танец), народным артистом РСФСР, лауреатом Государственной премии А. А. Климовым (русский танец), Н. М. Толстой (белорусский народный танец, польский сценический и народный танцы), заслуженной артисткой РСФСР Е. К. Фарманянц (итальянский сценический и таджикский народный танцы) и педагогом К. Б. Рихтером (венгерский сценический и народный танцы).

Авторы выражают большую благодарность за помощь в работе над пособием директору Московского академического хореографического училища народной артистке СССР, лауреату Государственной премии С. Н. Головкиной, старшему методисту И. С. Ивлиевой, а также бла­годарят всех приславших свои отзывы и пожелания в процессе под­готовки данного пособия.


УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

В данном пособии при описании движений встречается ряд условных обозначений:

Внутренняя сторона стопы — часть стопы со стороны большого пальца.

Наружная сторона стопы — часть стопы со стороны мизинца.

На наружном ребре стопы — положение, когда стопа кладется на ребро башмака со стороны мизинца; подо­шва отделяется от пола.

 

Сокращенная стопа — стопа, сильно сокращенная в подъеме под прямым углом.

 

На ребре каблука — сокращенная стопа касается пола задним ребром каблука.

 

Скошенная стопа — вытянутая стопа повернута в голеностопном суставе носком внутрь.

 

Скользящий удар — удар в пол всей стопой, каблуком или подушечкой стопы со скольжением всей стопой по полу с последующим откры­ванием ноги на воздух.

Наружное ребро кисти — часть кисти со стороны мизинца. Внутреннее ребро кисти — часть кисти со стороны большого пальца. Поворот кисти в запястье внутрь — поворот в сторону большого пальца.

Поворот кисти в запястье наружу — поворот в сторону мизинца. Поворот наружу соответствует французскому термину en denors. Поворот внутрь соответствует французскому термину en dedans.


Подскок — небольшой, резкий прыжок на всей стопе, на низких или высоких полупальцах.

Соскок — небольшой прыжок со всей стопы, с ребра каблука, с полупальцев на всю стопу.

Закрытое положение ног — ноги повернуты носками вправо или влево, а корпус и бедра направлены вперед. Нога, стоящая спереди, согнутая или вытянутая в колене, может быть поднята на 45° или 90°, или открыта на носок; или поставлена на полупальцы.

Перекрещенное положение — когда одна нога заходит за другую глубже позиции и часто — когда носок одной ноги переходит линию носка другой спереди или сзади.

Корпус от талии наклоняется вперед. Корпус от талии отклоняется назад. Корпус.- от талии наклоняется в сторону.


ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

(4-й и 2-й классы)

На первом году обучения, происходит первоначальное знакомство уча­щихся с дисциплиной «Народно-сценический танец». В первом полугодии особое внимание следует уделить постановке ног, корпуса, рук и головы в упражнениях у станка и на середине зала, затем изучаются простейшие движения народного и народно-сцени­ческого танцев, а также упражнения на развитие координации. Во втором полугодии составляются несложные танцевальные комби­нации на 8—16 тактов из двух-трех пройденных движений. В течение первого года изучаются элементы следующих танцев: бе­лорусского народного танца, польского, венгерского и итальянского сценического танцев.

УПРАЖНЕНИЯ У СТАНКА

Позиции ног

1) Пять открытых

I, II, III, IV, V открытые позиции народно-сценического танца аналогичны пяти позициям классического танца.

2) Пять прямых(рис. 1)

/ прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

// прямая — обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

/// прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.


IV прямая — обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V прямая — обе ноги поставлены по одной прямой линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

3) Пять свободных    (рис. 2)

Во всех пяти свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми и прямыми позициями.

4) Две закрытые (рис. 3)

I закрытая — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в стороны.

II закрытая — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 5; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.186.218 (0.013 с.)