Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Суицид как индикатор духовного кризиса государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
О духовном неблагополучии современного российского общества свидетельствует резкий рост в нем в постсоветский период числа само- убийств. Суицид вообще выступает своеобразным индикатором духовно- психологической устойчивости общественных систем. Еще Л.Н. Гумилев рассматривал самоубийства в качестве индикатора создания антисистемы. Автор теории этногенеза выделял даже особо пред- расположенные к суицидальной практике субкультуры (тантристская, ис- маилитская, манихейская, старообрядческая). Их парадигма определялась биофобскими установками мировосприятия и психоментальности. Л.Н. Гу- милев связывал распространение биофобии в обществе с фазами надлома в процессе этнического развития. Действительно, в периоды разрушения уста- новившейся шкалы мировоззренческих координат, утраты традиционных ценностных ориентиров кривая самоубийств резко возрастала. Массовым суицидом была отмечена, в частности, эпоха упадка Римской империи41. Беспрецедентной в мировой истории была масштабность жертв суицида эпохи трансформации Московского царства в Российскую империю. Ста- рообрядческая апокалиптика явилась формой суицидальной рефлексии. Ожидая наступления конца света, в гарях покончили с собой более 20 тыс. старообрядцев. В ответ на церковные инновации звучали призывы всю Русь спалить всероссийским пожаром42. Петровская форсированная вестерни- зация России также репродуцировала суицидальные мотивы. Ее опыт за- ставляет предположить, что и современные цивилизационные инновации явились одним из вызвавших новую волну самоубийств обстоятельств. В суицидально-патологические тона был окрашен и закат Российской империи. Вот подборка характерных сообщений из текущих газет 1910 г.: «Застрелился жандармский офицер, оставивший записку: «Умираю от угры- зений совести»… После тюремных беспорядков на другой день застрелил- ся надзиратель тюрьмы. В поезде железной дороги застрелился начальник тюрьмы: «…угрызения совести за то, что побили политического заключен- ного»… Отравился только что назначенный директор гимназии — «не мо- жет выполнять возложенных на него обязанностей»… Отравился глубокий старик-еврей — «не могу жить, когда сыновья в крепости»… Застрелился студент — сын начальника тюрьмы… Повесился в своем доме крестьянин, оставивший следующую записку: «Жить не стоит…» Застрелились накануне суда по политическому делу студент и гимназистка… В связи с историей Га- пона застрелился член партии, молодой рабочий… Отравилась гимназистка 8 класса: «зачем жить слабым людям»43. По оценке многих беллетристов, тема 41 Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб., 1993. C. 475–483. 42 Сапожников Д.И. Самосожжение в русском расколе со второй половины XVII и до конца XVIII вв. / ЧОИДР. М., 1891. Кн. 3–4. 43 Жбанков Д. Современные самоубийства // Современный мир. 1910. № 3. C. 33–35. самоубийств являлась едва ли не основной для русской общественной мыс- ли. В 1912 г. безусловный авторитет в психологической науке В.М. Бехтерев жаловался, что психиатрические клиники в стране переполнены как никогда ранее. Ученый связывал развитие данной патологии с переживанием обще- ством последствий революции 1905–1907 гг.44. «У нас на Руси все оплевано, все взято на подозрение, не на что опереться, все шатко, нечем жить…» — писала А.М. Горькому одна из кандидаток в самоубийцы45. Весьма тонкая грань лежала между суицидом экзистенциальным, как обретением свободы, и суицидом фаталистическим, как констатацией безысходности. «Знаю, что конец всех один — смерть… раз все кончится так скверно, то чем скорее, тем лучше», — отвечал на опросник о самоубийстве журнала «Новое слово» культовый писатель М.П. Арцыбашев46. Его поклонница повторяла в днев- нике мысль создателя «Санина»: «Умерла ли я 4 года тому назад, умру ли сейчас, буду ли жить еще 2 года, 10 или 20 лет — для жизни это все равно». Впрочем, подруга прожившего долгую жизнь автора дневника Таня не соч- ла возможным ждать «еще 2 года» и наложила на себя руки47. Примеру бро- сившейся в водопад на Иматре девушки последовали еще 16 ее сверстниц. Они зачастую специально приезжали на Иматру издалека, дабы покончить с собой, будто бы у них на родине не было для этого достаточных средств48. Цепной мост самоубийств существовал и в Киеве. М. Хрущевская даже на- писала рассказ «Которая по счету», посвященный киевлянке, спрыгнувшей с моста в Днепр. Ее реальный прототип в предсмертном «письме к русским девушкам» заявляла: «Я одна из многих и умираю для многих!»49. Современная Россия — единственная страна в мире, в которой статисти- ка смертей от самоубийств выше, чем по любой другой причине внешней смертности, в том числе убийствам. До какого же уровня духовного опусто- шения нужно было довести народ, чтобы его представители убивали себя чаще, чем гибли от рук убийцы?! Статистические данные по классу внеш- них причин смертности за период постсоветского развития российской го- сударственности даны на рис. 2.3250. Характерно, что еще в 1990 г. на первом месте среди причин внешней смертности находились ДТП. Обращает также на себя внимание, что даже 44 Бехтерев В.М. О причинах самоубийств и возможной борьбе с ними // Вестник Знания. 1912. № 3. 45 Колтоновская Е. Самоценность жизни: эволюция в интеллигентской психологии // Об- разование. 1909. № 5. C. 91–110. 46 Самоубийство (наша анкета) // Новое слово. 1912. № 6. C. 4–12. 47 Могильнер М. На путях к открытому обществу: кризис радикального сознания в России (1907–1914 гг.). М., 1997. C. 40. 48 Жбанков Д. Современные самоубийства // Современный мир. 1910. № 3. C. 28. 49 Хрущевская М. Которая по счету // Студенческая жизнь. 1910. № 35; Кривоносов Т.Л. «Одинокие» и их «последнее слово» // Там же. 1910. № 22. C. 4. 50 Демографический ежегодник России. 2005: Статистический сборник. М., 2005. C. 339. 35 Самоубийства Случайные отравления 30 алкоголем Транспортные травмы всех 25 видов Убийства 20
15
10
5
0 2006
2007
2008
2009
2010
2011 Год Рис. 2.32. Коэффициент смертности по классу внешних причин (число умерших на 100 тыс. чел. населения)
в 1995 г. — время особенно значительных потерь федеральных войск в Чеч- не — показатели суицида были заметно выше числа убийств. Следует иметь в виду, что самоубийства есть наиболее резкая форма вы- хода из психически-стрессового и психически-депрессивного состояний. Очевидно, что духовный кризис явился также весомым компонентом уве- личения числа умерших и по ряду других классов причин смерти, в част- ности болезней систем кровообращения (на которую приходится наиболее значительная часть умерших) и психических расстройств (за первую поло- вину 1990-х гг. смертность по данному классу возросла почти в 4 раза)51. Если осуществление революции есть технологически поставленная зада- ча, то решение ее заключается в расщеплении и антагонизации ценностей государственного класса и общества. Следовательно, первым признаком реа- лизуемого проекта является вброс в соответствующее поле государственно- общественных отношений новых ценностных ориентиров. Их отличительной чертой является диссонанс по отношению к обеспечивающим государствен- ную устойчивость национальным аксиологическим традициям.
2.3. Разрушение религиозных скреп российской государственности Одной из традиционных несиловых скреп государственности выступа- ет религия. Религиозные базовые основания исторически обнаруживаются фактически у каждого из современных государств. У одних — как, например, у несекулярного Израиля — эта связь имеет более очевидные, имплементи- 51 Демографический ежегодник России. 2005: Статистический сборник. C. 339, 341. рованные в управленческую практику формы. У других же, как в Соединен- ных Штатах, она не столь очевидна. Но разве возможно адекватно понять смысловые основания американской государственности без легендарных сюжетов протестантского переселения? Для России конфессионально в ка- честве государствообразующей силы, безусловно, выступало православие.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.32.6 (0.008 с.) |