Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модернизация и глобализация как технологии доминирования
В основе теории модернизации лежит взгляд на мир как на цепочку стран, находящихся на разных ступенях развития. Модернизация в этом смысле означает процесс превращения традиционного общества в обще- ство, для которого характерны машинная технология, рациональные и се- кулярные отношения, а также сильно дифференцированные социальные структуры. Есть и специфическое значение термина «модернизация», опи- сывающее движение от периферии к центру современного общества. Объ- явив США и Западную Европу носителями модерна, теория модернизации делает попытку объяснения того, как совершить психологические, культур- ные, социально-политические, институциональные и экономические из- менения, чтобы направить на этот путь менее развитые страны. Несмотря на кажущийся нейтральный характер термина, модернизация понималась одновременно как процесс неизбежный (а следовательно, необратимый) и необходимый, которому невозможно противостоять. В рамках теории мо- дернизации время структурировалось вокруг прошлого, превращенного в собрание отживших форм, и настоящего, обращенного в будущее, которое 129 Отдел по делам населения Госдепа был основан в 1975 г. Г. Киссинджером. характеризуется разрывом с прошлым130. Более позднее описание современ- ного государства звучит так: космополитично и секулярно. Следует заметить, что односторонность ранних концепций модерниза- ции была осознана довольно быстро, поэтому критике подверглись ее прин- ципиальные положения. Во-первых, было замечено, что понятия «тради- ция» и «современность», в сущности, ассиметричны и не могут составлять дихотомию. Зачастую между традиционными обществами больше разли- чий, чем между каждым из них и современным обществом. Да и традиция предполагает не только наследование, но и изменение. Во-вторых, традиции и современность не исключают друг друга: любое общество представляет собой сплав традиционных и современных элемен- тов. Более того, традиции не обязательно препятствуют модернизации, а могут и способствовать ей. В-третьих, не всякий результат модернизации — благо, и пример тому — большая часть современных государств Азии, Африки и Латинской Аме- рики. Главная проблема, с которой столкнулись «модернизируемые» стра- ны этих регионов, — зависимость от стран-доноров. Кроме того, развитые страны стимулировали в странах-реципиентах полезные им отрасли. Это, в свою очередь, препятствует развитию внутреннего производства и при- водит к использованию развитыми государствами рынков «модернизируе- мых» стран для продажи своих товаров. Исторический пример такого рода дает Аргентина, бывшая в начале ХХ в. одной из пяти самых богатых стран мира131.
В-четвертых, модернизация не обязательно носит системный характер. Например, экономическая модернизация может осуществляться без поли- тической. И наконец, как оказалось, модернизационные тенденции могут быть обращены вспять. Кроме того, эта модель совершенно игнорировала значение силовых факторов. То есть теория модернизации оказалась неспо- собной описать формы и динамику переходного периода. Дело в том, что теория модернизации, со всеми ее постулатами, пришедшая из «modern society» Западной Европы и Северной Америки, никогда не была единой теорией, представляя собой совокупность концепций исторического разви- тия. Существовали различные теории, и они конкурировали между собой, были модными какое-то определенное время132. Социолог, политолог и антрополог, президент американского Совета по исследованиям в социальных науках, профессор Нью-Йоркского уни- верситета Крейг Калхун в лекции «Теории модернизации и глобализации: 130 Эмар М. Образование и научная работа в профессии историка. Современные подхо- ды // Современные методы преподавания новейшей истории. М., 1996. C. 14. 131 <http://www.i-u.ru/biblio/forsp. aspx?dictid=7&word=%cc%ce%c4%c5%d0%cd+ (MODER- NITY). 132 См., в частности, работы М. Леви, Э. Хаген, Д. Лернера, Д. Аптера и Ш. Айзенштадта. кто и зачем их придумывал?», прочитанной 17 января 2006 г. в Институте общественного проектирования, обратил внимание на то, что разработка теории модернизации в 1958–1972 гг. происходила в знаменитом Комитете по сравнительной политологии при Совете по исследованиям в социальных науках133. Эта теория возникла в середине XX в. в США, когда группа уче- ных самых разных специальностей пыталась найти универсальный рецепт непрерывного развития, который был бы применим к странам в любом со- стоянии и с любым культурным наследием. Одним из основных понятий этой теории было создание «современного государства». То есть теория мо- дернизации — это некий ярлык, обозначающий вполне определенный идео- логический конструкт.
Впрочем, теория модернизации не была чем-то теоретическим и аб- страктным. Эта концепция несла в себе программу помощи и развития для разоренного войной мира, была фактическим руководством к действию для МВФ и Всемирного банка. Частью этой программы был план Маршалла. В свою очередь, ранние институты европейской интеграции, созданные в русле плана Маршалла (например, Союз угля и стали), стали прямым след- ствием применения теории модернизации. Все это было основано на убеждении, что правительства и народы тради- ционных стран должны будут с энтузиазмом принять теоретические пред- сказания и политические предписания западных ученых. Понимание совре- менности означало, что множество различных традиций, унаследованных из прошлого, должны быть сведены воедино и преодолены некой единой цивилизацией современности134. То есть теория модернизации представля- ет собой проект американской либерально-центристской интеллигенции, идеологию победителей с Запада, которую потребовалось разграничить с нацизмом, объявив последний традиционным движением и отделив его от современности. Сыграла свою роль и проблема интегрирования бывших колониальных стран в «новый мировой порядок». Кроме того, в условиях «холодной войны» понадобилась дополнительная теория, альтернативная модерну социализма. Талкот Парсонс и Эдвард Шилз — два самых известных основателя этой школы, во время войны служившие в разведке и аналитических от- делах, — после войны задумались над тем, каким образом мощь американ- ского государства преобразовать в долгосрочное господство. Сюда же мы можем добавить антрополога Клиффорда Гирца и политологов Гэбриэла Алмонда и Сиднея Верба. В Европе эту теорию развивал Юрген Хабер- мас и чехословацкий эмигрант Эрнст Геллнер. То есть теория модерниза- 133 <http://ecsocman. edu.ru/db/msg/246355.html>. 134 В качестве критики этого постулата в 1960-е гг. Шмуэль Айзенштадт в Израиле и Чарльз Тейлор в Америке предложили понятие «множественных современностей», в частности по аналогии с западным модерном выдвинули концепт исламской современности. ции развивалась очень небольшим числом людей, которые, тем не менее, находились в элитных университетах. В 1970-х — начале 1980-х гг. теория была подвергнута сильнейшей критике (практически была уничтожена), чтобы в конце 1980-х «возродиться» под названием «неомодернизация» и «постмодернизация»135. Но новой теории не возникло, появилось очень много культурологических теорий, теорий рационального выбора, но ни одна из них не говорит, как может развиваться мир. Развитие стран нельзя рассматривать изолированно. Оно в большей степени зависит от внешнего влияния, чем от того, какое место страна за- нимает на «лестнице» прогресса. Не секрет, что страны Латинской Амери- ки, несмотря на колоссальную помощь со стороны Соединенных Штатов, оказались в ловушке отсталости. Модернизация должна была покончить с отставанием и, следовательно, со слаборазвитостью. Но, как выяснилось уже в следующее десятилетие, не покончила. Зато в 1960–1980-е гг. страны Юго-Восточной Азии активно включаются в модернизационный процесс: сначала Япония, которая успешно конкурирует со странами Запада в эко- номической и технологической сфере, затем и другие страны этого регио- на. Успешность модернизации в этом регионе достигалась тем, что она осу- ществлялась на собственной культурной основе и традициях.
В начале 1990-х гг. теория модернизации пережила второе рождение. Ее сторонники заявили, что «холодная война» и сопутствующие ей процессы были всего лишь исключением из правила. У новой «волны» появился и но- вый словарь, в котором одной из базовых категорий стала «глобализация». Как видим, модернизация (и выросшая из нее глобализация)136 выступают для Запада проблемой собственной идентичности, а для США — определен- ным видом идеологии, обосновывающей лидерство США в послевоенном мире. Она предполагает существование некоего универсального «ключа», что неверно эмпирически и непродуктивно теоретически. Эта «аксиома» не под- вергает сомнению идеологическое предположение о том, что все человечество должно стать современным и в результате похожим на американцев.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.144.69 (0.008 с.) |